Версия для печати 8291 Материалы по теме
Одна из ключевых фигур XX века Уинстон Черчилль всегда верил, что историю творят выдающиеся личности и герои, и себя он, безусловно, причислял к их числу.
С самой юности никто не мог поколебать уверенности Черчилля в том, что его прямой долг — управлять английским народом. Этому долгу он отдал свою жизнь, и ему же были подчинены все его дела, во многом противоречивые,
но всегда масштабные.
Игорь ЦАЛЕР

Не политик, но государственный деятель

Особый интерес у исследователей вызывает, как правило, эффектная политическая жизнь Черчилля. Тут и бесконечные споры с вождями собственной партии, и переходы из стана консерваторов в стан либералов, и героические дни Второй мировой войны, когда упорный и уверенный в победе премьер-министр возглавил английский народ в его противостоянии Гитлеру. Но не менее интересны и перипетии внутренней экономической и социальной политики Англии во времена, когда Черчилль занимал различные посты в британском правительстве. На этом поприще великий англичанин снискал противоречивую славу: с одной стороны, мало кто оспаривает значимость его вклада в развитие страны, с другой, методы Черчилля многим кажутся не вполне оправданными, а познания в областях, которыми он занимался, часто не соответствовали размаху деятельности.

Строптивый нрав

Молодой честолюбец Уинстон Черчилль начал энергично делать политическую карьеру еще на рубеже XIX–XX веков. С первых шагов он поразил коллег своей решительностью, граничащей с дерзостью: один из депутатов английского парламента вспоминал, что «не прошло и пяти минут с момента появления в палате общин Уинстона Черчилля, как мы увидели, что он сидит, развалившись, надвинув на лоб цилиндр… и оглядывается вокруг так, будто бы он был не самым молодым, а старейшим депутатом».
Скоро депутаты парламента испытали на себе строптивый нрав молодого политика. Черчилль произнес свою первую парламентскую речь в 1901 году: он обрушился с критикой на свою собственную консервативную партию. Темой была выбрана англо-бурская война. Консерваторы в то время выступали за доведение войны против буров до победного конца и за суровое обращение с побежденными, Черчилль же выказал симпатию по отношению к бурам. В целом речь вышла удачной, но лидеры консервативной партии почувствовали, что с приходом нахального парламентария их спокойная жизнь закончилась.
Из того же чувства противоречия Черчилль остро критиковал и другие инициативы. Исходя из опыта англо-бурской войны, военный министр Бродрик внес в парламент от имени правительства законопроект об увеличении расходов на армию в два раза, ее расширении и реорганизации. Черчилль готовил ответную речь шесть недель и предложил сэкономить деньги, направив их на улучшение положения трудящихся. Но эффектное риторическое восклицание: «Неужели в стране исчезла нищета?» — нельзя было воспринимать в качестве искренней и прочувствованной позиции, так как Черчилль был в достаточной степени равнодушен к положению британских трудящихся и всю жизнь оставался империалистом, для которого интересы Британской империи превыше всего. В итоге, при участии в том числе и Черчилля, проект Бродрика был провален: парламент решил, что для эффективной защиты от внешней опасности Британии вполне хватит и военно-морского флота. Время показало, что прав был именно Бродрик: впоследствии Англии пришлось в спешном порядке увеличивать численность армии, причем делать это уже во время военных действий против Германии в ходе Первой мировой войны.
Еще одна серьезная дискуссия разгорелась после 1903 года, когда министр финансов Чемберлен выступил в Бирмингеме по вопросу таможенных тарифов. В то время Англия придерживалась свободы торговли, то есть государство не вмешивалось в экономическую жизнь страны. В эпоху расцвета империи такая система работала, а английская экономика получала большую выгоду. Но в начале нового века в связи с утратой Британией монопольного положения на мировых рынках ситуация изменилась: стране пришлось выдерживать серьезную конкуренцию с Германией и США, которые ограждали свой внутренний рынок и промышленность мощной стеной таможенных тарифов.
Чемберлен предложил создать таможенный союз, куда входили бы Англия и ее владения и наделить производимые в составе империи товары предпочтительными тарифными льготами — преференциями. Черчилль вновь не согласился со своими соратниками по партии и выступил на стороне тех, кто возражал против тарифов. Во время речи Черчилль извлек из-под кафедры небольшой кусок хлеба и заявил: «Такой кусок вы получите, если будет осуществлена торговая политика консерваторов». Потом он вытащил значительно больший кусок и сказал: «Такой кусок вы получите, если будет сохранена свобода торговли».
Черчилль снова подтвердил свой скандальный характер в 1904 году, когда неожиданно для всех демонстративно пересек зал палаты общин из крыла консерваторов в крыло либералов. А дискуссия о тарифах продлилась 30 лет, и в итоге разрешилась не в пользу Черчилля: Англия от свободной торговли все-таки перешла к протекционизму.

Министр

Будучи главой нескольких министерств, Уинстон Черчилль действовал весьма противоречиво. В 1908 году он стал министром торговли. Эта должность котировалась не очень высоко, но могла послужить (и послужила) хорошим трамплином для честолюбивого политика. В ведении Черчилля оказались вопросы торговли, промышленности, судоходства, железные дороги и социальная политика. На этом посту он зарекомендовал себя как сторонник продуманных постепенных мер: скажем, акт об учреждении единого управления лондонского порта во многом позволил упорядочить его работу. В зону особого внимания министра попали проблемы рабочих и социальная политика государства. По инициативе Черчилля был установлен восьмичасовой рабочий день в угольной промышленности. Чтобы уменьшить рост безработицы, были созданы биржи труда, которые помогали желающим найти работу, а работодателям сэкономить на поиске новых сотрудников. Кроме того, Черчилль ввел страхование по безработице, а также пенсии для престарелых, по болезни и инвалидности.
С другой стороны, заняв должность министра внутренних дел, Черчилль прославился своими агрессивными действиями в отношении бастующих рабочих и профсоюзов. Либеральный политик и социальный реформатор в отношениях с забастовщиками в одночасье превращался в сторонника жесткой руки. Глубокое возмущение общественности вызвали такие предпринятые им меры, как подавление забастовок моряков, шахтеров, железнодорожников, портовых рабочих силами войск и полиции. Эти меры, выливавшиеся в настоящие массовые побоища с кровопролитием, были совершенно не оправданны, и министру внутренних дел не раз пеняли, что он не умеет обращаться с массами в критические моменты. Например, в августе 1911 года против железнодорожников Черчилль мобилизовал 50 тыс. солдат, каждому из которых было выдано по 20 боевых патронов. Черчилль обожал рассматривать карту страны и перемещать войска из одной стратегической точки в другую: в этом он подражал одному из своих кумиров — Наполеону, чей бюст красовался у него в кабинете.
В 1925 году Черчилль стал министром финансов, но на этом поприще его действия были совершенно невразумительны, так как в финансовых вопросах он оставался дилетантом и не скрывал отсутствие интереса к ним. Так, например, именно он руководил неудачной попыткой возвращения британской экономики к золотому стандарту, что привело к дефляции, экономическому спаду, массовой безработице и всеобщей забастовке 1926 года. Когда у Черчилля спрашивали, для чего он становится министром, он отвечал: «Чтобы стать премьер-министром!». Так и случилось: в 1940 году 65-летний Черчилль впервые занял пост премьер-министра Великобритании.

Военная деятельность

В 1911 году Черчилль стал первым лордом адмиралтейства, возглавив британский флот в Первой мировой войне. В принципе это не требовало от него огромных стратегических талантов, поскольку прекрасно вооруженный флот, перешедший с угля на жидкое топливо, не встретил в германских кораблях достойного соперника. Основным достижением Черчилля в те годы было создание королевских военно-воздушных сил Британии. Однако после неудачной операции ВВС в Дарданеллах Черчилль был подвергнут серьезной критике и ушел в отставку в 1916 году.
В конце 30-х годов, впервые со времен Вильгельма Завоевателя, Англия оказалась перед реальной угрозой нападения: с июня 1940 года немецкая авиация регулярно бомбила ее территорию. Будучи премьером, Черчилль возглавил английское противостояние гитлеровской экспансии: под его руководством были организованы военные действия на море, в воздухе и на суше, а также налажено сотрудничество со стратегически важными союзниками — американцами, а в дальнейшем и с СССР. Программа экономической и военной помощи со стороны США значительно поддержала Британию, однако тотальный американский контроль английской экономики лишил Британию на время войны какой-либо экономической самостоятельности. Тем не менее премьер снискал огромную популярность у соотечественников: до конца Второй мировой войны его рейтинг существенно не отклонялся от цифры 84 %. Но сразу после подписания в 1945 году мира Черчилля ждал неожиданный удар: избиратели отвергли партию консерваторов в пользу лейбористского правительства (а Черчилль к тому времени вновь примкнул к стану консерваторов), которое обещало снизить безработицу, ввести социальное страхование и выступало за сохранение государственного контроля над экономикой.
Во время войны Великобритания понесла значительный урон, ее позиции на международной арене сильно пошатнулись. В результате немецких бомбардировок страна потеряла значительную часть торгового флота, внешняя задолженность государства достигла 3 млрд фунтов стерлингов, значительно сократился экспорт английских товаров. Распад Британской империи еще более ослабил мировые позиции Англии: она оказалась низведенной до роли «младшего брата» США, утратив свое мировое первенство. Лейбористское правительство не вполне успешно справлялось с задачами, стоявшими перед послевоенной Великобританией: под конец его правления в забастовках ежегодно участвовало от 300 до 600 тыс. человек, причем правительство широко использовало войска для срыва стачек по примеру, когда-то показанному Черчиллем. Сам Черчилль в этот период отнюдь не ушел на покой: 5 марта 1946 года в колледже американского города Фултона он произнес свою знаменитую антисоветскую речь, упомянул «железный занавес» и вновь вошел в историю: принято считать, что с этого момента началась «холодная война» между западными демократиями и блоком социалистических государств.

Большие успехи, серьезные неудачи

В 1950 году прошли очередные парламентские выборы, соотношение мест в палате общин изменилось в пользу консерваторов, и главой правительства вновь стал Уинстон Черчилль. Состояние здоровья 77-летнего премьера и его способность выполнять свои обязанности внушали серьезные опасения, но это не помешало амбициозному политику еще раз потешить собственное честолюбие.
Сделав выводы из прошлого опыта управления, новое правительство не посягало на бесплатное медицинское обслуживание и систему социального обеспечения, зато денационализировало сталелитейную промышленность и транспорт. Правительство Черчилля разработало программу финансового оздоровления страны, которое выразилось в сокращении расходов за счет уменьшения ввоза продовольствия и промышленного сырья. Это привело к росту цен на предметы первой необходимости. Несмотря на промахи руководимого им правительства и проблемы со здоровьем, Черчилль категорически отказался подать в отставку. Но в начале 60-х годов усилились позиции лейбористской партии, и на парламентских выборах 1964 года лейбористы одержали победу. 27 июля 1964 года уже серьезно больной Черчилль в последний раз присутствовал на заседании палаты общин.
Покидая резиденцию на Даунинг-стрит, 10, Черчилль отсалютовал собравшейся толпе своим знаменитым жестом из сложенных пальцев — «V» и отправился в загородный дом, где в статусе пенсионера провел последние годы жизни. 24 января 1965 года лондонская «Таймс» с портретом великого соотечественника на первой полосе сообщила, что сэр Уинстон Черчилль умер от кровоизлияния в мозг. Было ему на тот момент 90 лет.
На скромном кладбище возле старинной церкви Блэнхейма закончилась эта полная больших успехов и серьезных неудач жизнь. Несмотря на все крайности деятельности Черчилля, любовь англичан к нему не проходит. И сегодня в Лондоне напротив здания парламента стоит памятник: немолодой грузный человек с тростью и в широком пальто строго смотрит на прохожих, а на постаменте только одно слово: «Черчилль».

Журнал "Бюджет", март 2010 г.
Поделиться