Через пять лет Иркутск отметит свой 350-летний юбилей. Власти ставят перед собой задачу не только радикально преобразить внешний вид города, но и сделать его максимально комфортным для жизни. Наш сегодняшний разговор с мэром Иркутска Владимиром ЯКУБОВСКИМ.
– Владимир Викторович, в июне этого года Иркутск отметил свое 345-летие. Каким стал для города юбилейный год?
– На мой взгляд, 2006 г. – еще одна ступень на пути к качественному развитию Иркутска. Он заканчивается с положительными для города результатами по многим направлениям. За этот год объем капитальных вложений по отношению к 2005 г. вырос вдвое, достигнув 1,2 млрд руб. Наша задача – выдержать такой темп в ближайшие годы. Ввод в эксплуатацию жилья возрос на 33% и составил 206,4 тыс. кв. м. Для нас это серьезный показатель: за последние пять лет темпы строительства увеличились почти в четыре раза. В дальнейшем мы планируем наращивать темпы сдачи жилья минимум на 30% ежегодно. Будет продолжена работа по строительству и реконструкции объектов социальной сферы: больниц, школ, детских садов.
Положительные изменения в экономике Иркутска способствовали росту заработной платы, сейчас в городе она в среднем составляет 11 тыс. руб. Принятые администрацией в последние годы меры по погашению задолженности по заработной плате в рыночных отраслях экономики привели к финансовому оздоровлению организаций, стабилизации социально-экономической и трудовой ситуации. В 2005 г. эта проблема в городе была фактически решена.
В Иркутске успешно реализуются национальные проекты, утвержденные Президентом РФ для всей страны. Мы ведем активную работу по развитию систем здравоохранения, образования, совершенствованию адресной социальной помощи и еще одному важному для города направлению – благоустройству и развитию жилищно-коммунальной сферы.
– Каковы принципы долгосрочной стратегии социально-экономического развития Иркутска на ближайший период? Насколько тесно она связана с вопросами экономического развития Иркутской области?
– Конечно, экономическое развитие столицы региона тесно связано с развитием области. Эта связь прослеживается прежде всего в формировании бюджета Иркутской области, существенную часть которого составляют налоговые отчисления муниципалитета. Развивая экономику города, мы развиваем и экономику области. Сегодня Иркутск является ориентиром в развитии городов области, а уровень жизни иркутян – показателем стабильности, свидетельством правильно выбранной политики властей.
Стратегия социально-экономического развития Иркутска состоит в переходе от стабилизации состояния социальной сферы к дальнейшему динамичному развитию города во многих отраслях: строительстве, благоустройстве и изменении внешнего облика, социальной помощи. Без поддержки и развития бизнеса, создания благоприятных инвестиционных условий сделать это невозможно. Поэтому одной из важнейших задач мы считаем привлечение капитала в развитие города – и не только в сферу торговли, но и в промышленность.
– Важнейшее значение для будущего любой территории имеет создание благоприятной среды для привлечения инвестиций. Что в этом направлении делается в мэрии Иркутска?
– Основная задача администрации города – развитие экономического потенциала Иркутска. И здесь приоритетными методами являются поддержка инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов и создание благоприятного инвестиционного климата.
Администрацией города разработан пакет нормативных документов по инвестиционной деятельности в Иркутске, определены основные формы поддержки инвестиционной деятельности органами городского самоуправления, создан механизм предоставления конкретных форм поддержки (бюджетных кредитов, компенсаций процентов по банковским кредитам и лизинговым платежам, муниципальных гарантий), установлен порядок проведения конкурсов инвестиционных программ и проектов.
Чтобы стимулировать инвесторов к составлению качественных бизнес-планов, утверждено Положение о проведении конкурса по разработке проектов общегородского значения. Предполагается, что такой конкурс будет способствовать привлечению к этому процессу не только предприятий, но и консалтинговых фирм, научных организаций, вузов и всех, кто желает реализовать свои идеи в данной сфере.
Для привлечения сбережений населения в строительную отрасль и улучшения качества жизни иркутян администрация города компенсирует процентные ставки по кредитам и займам, полученным гражданами для строительства жилья, а также предоставляет субсидии на первоначальный взнос.
В результате работы по внесению изменений и дополнений в областное законодательство в части межбюджетных отношений удалось закрепить единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований – 15% от налога на доходы физических лиц и 100% от налога на вмененный доход в связи с упрощенной системой налогообложения. В результате в 2006 г. в бюджет города дополнительно поступило более 800 млн руб.
– Какую поддержку городская власть оказывает предприятиям малого бизнеса?
– В Иркутске малый бизнес развивается достаточно активно, в настоящее время в городе работает чуть более 7 тыс. фирм. Другими словами, на каждую тысячу жителей в областном центре приходится более 12 малых предприятий (в среднем по стране этот показатель не превышает шести). В структуре малого бизнеса более 50% занимают торговля и общепит, 13% – строительство, 12% – промышленность, 9,3% – сфера услуг, 8,4% – общественно-коммерческая деятельность, 3,8% – транспорт и связь, 2,3% – здравоохранение.
В 1998 г. в Иркутске была создана первая муниципальная программа развития малого предпринимательства. Документ предусматривал четыре основных направления работы городской администрации: создание и развитие инфраструктуры малого бизнеса, его информационное и консультационное обеспечение, финансово-кредитная поддержка и кадровая помощь. Так, в результате проведенных конкурсов за последние пять лет предприятия города получили на реализацию 46 инвестиционных проектов порядка 85 млн руб. Кроме того, 25 предприятиям города была оказана муниципальная поддержка в виде компенсации процентов по банковским кредитам для реализации инвестиционных проектов.
Объем выпуска продукции малыми предприятиями за семь последних лет вырос в семь раз, капитальные вложения в эту сферу – в три раза, причем 60% средств направлено на обновление материально-технической базы.
Целенаправленная работа муниципалитета принесла свои плоды. В 2004 г. мы приступили к реализации новой, третьей по счету, программы поддержки малого предпринимательства, рассчитанной на период до конца 2007 г. В этой программе акценты смещены в сторону качества обучения представителей малого бизнеса, повышения профессиональной квалификации служащих. Одним из актуальных и приоритетных направлений стала поддержка инновационной деятельности. Программа рассчитана на расширение внешнеэкономической деятельности, поиск перспективных зарубежных партнеров, участие иркутских бизнесменов в международных конференциях и семинарах по обмену опытом, увеличение их влияния в международных структурах малого бизнеса. Это качественно новый этап совместной работы городской администрации и предпринимателей Иркутска, безусловно, очень важный для дальнейшего развития рыночной экономики областного центра Восточной Сибири.
– Известно, что бизнес не может развиваться без соответствующей инфраструктуры – это и сфера обслуживания, и транспорт, и хорошие дороги, и многое другое. Что делается в Иркутске в этом направлении?
– В преддверии 350-летнего юбилея Иркутска мы приступили к реализации комплексной программы по радикальному преображению города. Однако наряду с выполнением этой задачи администрация намерена приложить все усилия, чтобы сделать город максимально комфортным для жизни. Поэтому работа сейчас ведется по нескольким направлениям: выполнение национальных проектов, повышение темпов строительства жилья и социальных объектов, развитие социальной сферы, изменение внешнего облика города за счет сноса ветхого и аварийного жилья, ремонта фасадов, дорог, озеленения улиц.
В 2006 г. уже начат капитальный ремонт дорожного полотна по системе «от фасада к фасаду», расширен ряд важнейших транспортных узлов, разрабатывается проектно-сметная документация строительства двухуровневых развязок. Существенный шаг сделан на пути решения важнейшей для города проблемы сноса ветхого и аварийного жилья. По программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья на 2004–2010 гг. уже израсходовано 136 млн руб., еще 150 млн освоены в этом году. В генеральном плане города предусмотрена и уже ведется комплексная жилая застройка микрорайонами. В такой ситуации задача властей – любыми способами привлечь инвестиции в строительство, максимально уменьшив административные барьеры.
– Какое внимание администрация города уделяет развитию социальной сферы в Иркутске?
– Расходы на социальную сферу и социальную политику сейчас составляют более половины городского бюджета. В Иркутске действуют 278 муниципальных образовательных учреждений. Каждый год муниципалитет выделяет немалые средства на их работу и развитие, укрепление материально-технической базы, питание детей. Значительно увеличилось финансирование целевых долгосрочных программ, охватывающих основные направления деятельности учреждений образования. Реализация программ позволяет улучшить условия обучения школьников, дать им качественное образование. Во многих школах города организованы классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы, что, несомненно, повышает качество знаний, улучшает подготовку учащихся к поступлению в вузы, способствует получению профессионального образования всех уровней. Концепция развития образования в городе Иркутске, разработанная управлением образования Комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска, дала возможность применять новые образовательные технологии, передовые педагогические системы, позволяющие обучать детей с учетом их творческих способностей и интересов.
Кроме того, одним из приоритетных направлений деятельности муниципалитета было и остается здравоохранение. В 2006 г. разработана и принята новая Концепция развития здравоохранения Иркутска, главными задачами которой являются укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения и оснащение их современным оборудованием для улучшения медицинского обслуживания иркутян. Ежегодно на эти цели выделяются сотни миллионов рублей. В рамках национального проекта «Здоровье» удалось укомплектовать участковую сеть медицинскими кадрами, организовать диспансеризацию работающего населения, оснастить детские и взрослые поликлиники необходимым оборудованием.
В Иркутске создана устойчивая и действенная система социальной поддержки населения, на сегодняшний день более 8% расходной части городского бюджета направляются на ее реализацию.
В городе успешно работают муниципальные программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, культуры, экологии и других сфер жизнедеятельности города.
– Каким Вы видите будущее Иркутска?
– Мое жизненное кредо – никогда не останавливаться на достигнутом, всегда думать о будущем. В 2007 г. заканчивается действие программы социально-экономического развития Иркутска, принятой в 2004 г. Со временем многое меняется, а значит, нужны новые подходы к решению задач города, ясное представление о путях его дальнейшего развития.
В этом году мы разработали Концепцию социально-экономического развития города Иркутска до 2020 г. Администрация провела огромную работу, организовала ряд круглых столов с участием руководителей отраслевых комитетов мэрии, депутатов, ректоров иркутских вузов, руководителей предприятий, представителей общественных организаций. Это был своеобразный мозговой штурм по различным направлениям развития города – начиная от демографической политики, экологии и заканчивая развитием промышленности и благоустройством. В результате важный для стратегического развития города документ был принят депутатами иркутской городской Думы в октябре 2006 г. В дальнейшем на основе Концепции предполагается разработать программу социально-экономического развития Иркутска до 2020 г., призванную сделать наш город инновационным, промышленным, торговым, культурным и туристическим центром Восточной Сибири с высоким уровнем качества жизни населения.
В настоящее время структурные изменения в экономике города еще не завершены. Чтобы обеспечить рост уровня жизни населения, необходимо прежде всего развитие инновационной экономики, предполагающей вложение средств инвесторов и активную государственную поддержку. Мы должны органично встроиться в областные проекты, такие как, например, создание зоны индустрии туризма: они могут претендовать на поддержку федерального центра, специальные таможенные режимы и другие льготы.
Нам важно сделать все для достойной жизни горожан. Иркутск должен стать удобным для жизни. Это подразумевает благоустройство в самом широком смысле слова. Именно состояние городской инфраструктуры определяет доступность и качество городской среды, является залогом развития. Хорошая городская среда – «магнит» для бизнеса. Только так органы местного самоуправления могут способствовать притоку инвестиций.
Справка «Бюджета»
Владимир Викторович ЯКУБОВСКИЙ, мэр Иркутска
Родился 4 марта 1952 г. в Иркутске. В 1974 г. окончил Иркутский институт народного хозяйства, специальность «Экономика и организация строительства», в 1985 г. – Московский институт управления им. С. Орджоникидзе, факультет организаторов строительного производства.
Трудовую деятельность начал мастером строительно-монтажного управления Академстроя треста «Иркутскпромстрой». За 10 лет работы в строительной отрасли города прошел путь от мастера до начальника управления треста.
1985–1986 гг. – инструктор отдела строительства и городского хозяйства, заведующий строительным отделом в Иркутском горкоме партии.
В 1986 г. стал заместителем председателя исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов по вопросам строительства, в марте 1992 г. – первым заместителем главы администрации Иркутска, председателем Комитета по строительству, архитектуре и ЖКХ.
В 1994 г. возглавил городское отделение Управления Федерального казначейства.
В 1997 г. назначен вице-мэром Иркутска. В ноябре 1997 г. избран мэром Иркутска, в 2001 г. переизбран на второй, а в 2005 г. – на третий срок.
В 1997 г. избран депутатом Законодательного собрания Иркутской области, в 2000 г. также переизбран на второй срок.
С 2001 г. занимает пост вице-президента Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Входит в состав правления Конгресса муниципальных образований РФ, Союза российских городов и Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, совета по вопросам местного самоуправления при Правительстве РФ. Член некоммерческого партнерства товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области.
Награжден орденом Дружбы народов, медалью «За вклад в наследие народов России». Имеет почетное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации». Дипломант конкурса «Лучший государственный менеджер России» в номинации «За эффективное управление и достижение лучших социально-экономических показателей развития города Российской Федерации».
– Владимир Викторович, в июне этого года Иркутск отметил свое 345-летие. Каким стал для города юбилейный год?
– На мой взгляд, 2006 г. – еще одна ступень на пути к качественному развитию Иркутска. Он заканчивается с положительными для города результатами по многим направлениям. За этот год объем капитальных вложений по отношению к 2005 г. вырос вдвое, достигнув 1,2 млрд руб. Наша задача – выдержать такой темп в ближайшие годы. Ввод в эксплуатацию жилья возрос на 33% и составил 206,4 тыс. кв. м. Для нас это серьезный показатель: за последние пять лет темпы строительства увеличились почти в четыре раза. В дальнейшем мы планируем наращивать темпы сдачи жилья минимум на 30% ежегодно. Будет продолжена работа по строительству и реконструкции объектов социальной сферы: больниц, школ, детских садов.
Положительные изменения в экономике Иркутска способствовали росту заработной платы, сейчас в городе она в среднем составляет 11 тыс. руб. Принятые администрацией в последние годы меры по погашению задолженности по заработной плате в рыночных отраслях экономики привели к финансовому оздоровлению организаций, стабилизации социально-экономической и трудовой ситуации. В 2005 г. эта проблема в городе была фактически решена.
В Иркутске успешно реализуются национальные проекты, утвержденные Президентом РФ для всей страны. Мы ведем активную работу по развитию систем здравоохранения, образования, совершенствованию адресной социальной помощи и еще одному важному для города направлению – благоустройству и развитию жилищно-коммунальной сферы.
– Каковы принципы долгосрочной стратегии социально-экономического развития Иркутска на ближайший период? Насколько тесно она связана с вопросами экономического развития Иркутской области?
– Конечно, экономическое развитие столицы региона тесно связано с развитием области. Эта связь прослеживается прежде всего в формировании бюджета Иркутской области, существенную часть которого составляют налоговые отчисления муниципалитета. Развивая экономику города, мы развиваем и экономику области. Сегодня Иркутск является ориентиром в развитии городов области, а уровень жизни иркутян – показателем стабильности, свидетельством правильно выбранной политики властей.
Стратегия социально-экономического развития Иркутска состоит в переходе от стабилизации состояния социальной сферы к дальнейшему динамичному развитию города во многих отраслях: строительстве, благоустройстве и изменении внешнего облика, социальной помощи. Без поддержки и развития бизнеса, создания благоприятных инвестиционных условий сделать это невозможно. Поэтому одной из важнейших задач мы считаем привлечение капитала в развитие города – и не только в сферу торговли, но и в промышленность.
– Важнейшее значение для будущего любой территории имеет создание благоприятной среды для привлечения инвестиций. Что в этом направлении делается в мэрии Иркутска?
– Основная задача администрации города – развитие экономического потенциала Иркутска. И здесь приоритетными методами являются поддержка инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов и создание благоприятного инвестиционного климата.
Администрацией города разработан пакет нормативных документов по инвестиционной деятельности в Иркутске, определены основные формы поддержки инвестиционной деятельности органами городского самоуправления, создан механизм предоставления конкретных форм поддержки (бюджетных кредитов, компенсаций процентов по банковским кредитам и лизинговым платежам, муниципальных гарантий), установлен порядок проведения конкурсов инвестиционных программ и проектов.
Чтобы стимулировать инвесторов к составлению качественных бизнес-планов, утверждено Положение о проведении конкурса по разработке проектов общегородского значения. Предполагается, что такой конкурс будет способствовать привлечению к этому процессу не только предприятий, но и консалтинговых фирм, научных организаций, вузов и всех, кто желает реализовать свои идеи в данной сфере.
Для привлечения сбережений населения в строительную отрасль и улучшения качества жизни иркутян администрация города компенсирует процентные ставки по кредитам и займам, полученным гражданами для строительства жилья, а также предоставляет субсидии на первоначальный взнос.
В результате работы по внесению изменений и дополнений в областное законодательство в части межбюджетных отношений удалось закрепить единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований – 15% от налога на доходы физических лиц и 100% от налога на вмененный доход в связи с упрощенной системой налогообложения. В результате в 2006 г. в бюджет города дополнительно поступило более 800 млн руб.
– Какую поддержку городская власть оказывает предприятиям малого бизнеса?
– В Иркутске малый бизнес развивается достаточно активно, в настоящее время в городе работает чуть более 7 тыс. фирм. Другими словами, на каждую тысячу жителей в областном центре приходится более 12 малых предприятий (в среднем по стране этот показатель не превышает шести). В структуре малого бизнеса более 50% занимают торговля и общепит, 13% – строительство, 12% – промышленность, 9,3% – сфера услуг, 8,4% – общественно-коммерческая деятельность, 3,8% – транспорт и связь, 2,3% – здравоохранение.
В 1998 г. в Иркутске была создана первая муниципальная программа развития малого предпринимательства. Документ предусматривал четыре основных направления работы городской администрации: создание и развитие инфраструктуры малого бизнеса, его информационное и консультационное обеспечение, финансово-кредитная поддержка и кадровая помощь. Так, в результате проведенных конкурсов за последние пять лет предприятия города получили на реализацию 46 инвестиционных проектов порядка 85 млн руб. Кроме того, 25 предприятиям города была оказана муниципальная поддержка в виде компенсации процентов по банковским кредитам для реализации инвестиционных проектов.
Объем выпуска продукции малыми предприятиями за семь последних лет вырос в семь раз, капитальные вложения в эту сферу – в три раза, причем 60% средств направлено на обновление материально-технической базы.
Целенаправленная работа муниципалитета принесла свои плоды. В 2004 г. мы приступили к реализации новой, третьей по счету, программы поддержки малого предпринимательства, рассчитанной на период до конца 2007 г. В этой программе акценты смещены в сторону качества обучения представителей малого бизнеса, повышения профессиональной квалификации служащих. Одним из актуальных и приоритетных направлений стала поддержка инновационной деятельности. Программа рассчитана на расширение внешнеэкономической деятельности, поиск перспективных зарубежных партнеров, участие иркутских бизнесменов в международных конференциях и семинарах по обмену опытом, увеличение их влияния в международных структурах малого бизнеса. Это качественно новый этап совместной работы городской администрации и предпринимателей Иркутска, безусловно, очень важный для дальнейшего развития рыночной экономики областного центра Восточной Сибири.
– Известно, что бизнес не может развиваться без соответствующей инфраструктуры – это и сфера обслуживания, и транспорт, и хорошие дороги, и многое другое. Что делается в Иркутске в этом направлении?
– В преддверии 350-летнего юбилея Иркутска мы приступили к реализации комплексной программы по радикальному преображению города. Однако наряду с выполнением этой задачи администрация намерена приложить все усилия, чтобы сделать город максимально комфортным для жизни. Поэтому работа сейчас ведется по нескольким направлениям: выполнение национальных проектов, повышение темпов строительства жилья и социальных объектов, развитие социальной сферы, изменение внешнего облика города за счет сноса ветхого и аварийного жилья, ремонта фасадов, дорог, озеленения улиц.
В 2006 г. уже начат капитальный ремонт дорожного полотна по системе «от фасада к фасаду», расширен ряд важнейших транспортных узлов, разрабатывается проектно-сметная документация строительства двухуровневых развязок. Существенный шаг сделан на пути решения важнейшей для города проблемы сноса ветхого и аварийного жилья. По программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья на 2004–2010 гг. уже израсходовано 136 млн руб., еще 150 млн освоены в этом году. В генеральном плане города предусмотрена и уже ведется комплексная жилая застройка микрорайонами. В такой ситуации задача властей – любыми способами привлечь инвестиции в строительство, максимально уменьшив административные барьеры.
– Какое внимание администрация города уделяет развитию социальной сферы в Иркутске?
– Расходы на социальную сферу и социальную политику сейчас составляют более половины городского бюджета. В Иркутске действуют 278 муниципальных образовательных учреждений. Каждый год муниципалитет выделяет немалые средства на их работу и развитие, укрепление материально-технической базы, питание детей. Значительно увеличилось финансирование целевых долгосрочных программ, охватывающих основные направления деятельности учреждений образования. Реализация программ позволяет улучшить условия обучения школьников, дать им качественное образование. Во многих школах города организованы классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы, что, несомненно, повышает качество знаний, улучшает подготовку учащихся к поступлению в вузы, способствует получению профессионального образования всех уровней. Концепция развития образования в городе Иркутске, разработанная управлением образования Комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска, дала возможность применять новые образовательные технологии, передовые педагогические системы, позволяющие обучать детей с учетом их творческих способностей и интересов.
Кроме того, одним из приоритетных направлений деятельности муниципалитета было и остается здравоохранение. В 2006 г. разработана и принята новая Концепция развития здравоохранения Иркутска, главными задачами которой являются укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения и оснащение их современным оборудованием для улучшения медицинского обслуживания иркутян. Ежегодно на эти цели выделяются сотни миллионов рублей. В рамках национального проекта «Здоровье» удалось укомплектовать участковую сеть медицинскими кадрами, организовать диспансеризацию работающего населения, оснастить детские и взрослые поликлиники необходимым оборудованием.
В Иркутске создана устойчивая и действенная система социальной поддержки населения, на сегодняшний день более 8% расходной части городского бюджета направляются на ее реализацию.
В городе успешно работают муниципальные программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, культуры, экологии и других сфер жизнедеятельности города.
– Каким Вы видите будущее Иркутска?
– Мое жизненное кредо – никогда не останавливаться на достигнутом, всегда думать о будущем. В 2007 г. заканчивается действие программы социально-экономического развития Иркутска, принятой в 2004 г. Со временем многое меняется, а значит, нужны новые подходы к решению задач города, ясное представление о путях его дальнейшего развития.
В этом году мы разработали Концепцию социально-экономического развития города Иркутска до 2020 г. Администрация провела огромную работу, организовала ряд круглых столов с участием руководителей отраслевых комитетов мэрии, депутатов, ректоров иркутских вузов, руководителей предприятий, представителей общественных организаций. Это был своеобразный мозговой штурм по различным направлениям развития города – начиная от демографической политики, экологии и заканчивая развитием промышленности и благоустройством. В результате важный для стратегического развития города документ был принят депутатами иркутской городской Думы в октябре 2006 г. В дальнейшем на основе Концепции предполагается разработать программу социально-экономического развития Иркутска до 2020 г., призванную сделать наш город инновационным, промышленным, торговым, культурным и туристическим центром Восточной Сибири с высоким уровнем качества жизни населения.
В настоящее время структурные изменения в экономике города еще не завершены. Чтобы обеспечить рост уровня жизни населения, необходимо прежде всего развитие инновационной экономики, предполагающей вложение средств инвесторов и активную государственную поддержку. Мы должны органично встроиться в областные проекты, такие как, например, создание зоны индустрии туризма: они могут претендовать на поддержку федерального центра, специальные таможенные режимы и другие льготы.
Нам важно сделать все для достойной жизни горожан. Иркутск должен стать удобным для жизни. Это подразумевает благоустройство в самом широком смысле слова. Именно состояние городской инфраструктуры определяет доступность и качество городской среды, является залогом развития. Хорошая городская среда – «магнит» для бизнеса. Только так органы местного самоуправления могут способствовать притоку инвестиций.
Справка «Бюджета»
Владимир Викторович ЯКУБОВСКИЙ, мэр Иркутска
Родился 4 марта 1952 г. в Иркутске. В 1974 г. окончил Иркутский институт народного хозяйства, специальность «Экономика и организация строительства», в 1985 г. – Московский институт управления им. С. Орджоникидзе, факультет организаторов строительного производства.
Трудовую деятельность начал мастером строительно-монтажного управления Академстроя треста «Иркутскпромстрой». За 10 лет работы в строительной отрасли города прошел путь от мастера до начальника управления треста.
1985–1986 гг. – инструктор отдела строительства и городского хозяйства, заведующий строительным отделом в Иркутском горкоме партии.
В 1986 г. стал заместителем председателя исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов по вопросам строительства, в марте 1992 г. – первым заместителем главы администрации Иркутска, председателем Комитета по строительству, архитектуре и ЖКХ.
В 1994 г. возглавил городское отделение Управления Федерального казначейства.
В 1997 г. назначен вице-мэром Иркутска. В ноябре 1997 г. избран мэром Иркутска, в 2001 г. переизбран на второй, а в 2005 г. – на третий срок.
В 1997 г. избран депутатом Законодательного собрания Иркутской области, в 2000 г. также переизбран на второй срок.
С 2001 г. занимает пост вице-президента Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Входит в состав правления Конгресса муниципальных образований РФ, Союза российских городов и Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, совета по вопросам местного самоуправления при Правительстве РФ. Член некоммерческого партнерства товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области.
Награжден орденом Дружбы народов, медалью «За вклад в наследие народов России». Имеет почетное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации». Дипломант конкурса «Лучший государственный менеджер России» в номинации «За эффективное управление и достижение лучших социально-экономических показателей развития города Российской Федерации».