Иркутск – основной донор региональной экономики. Его доля в доходах консолидированного бюджета Иркутской области – 36%. В октябре 2003 г. администрация Иркутска стала призером Второго Всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучший город Российской Федерации по экономическим показателям финансового развития» по Сибирскому федеральному округу.
Галина ЗЮБР, первый заместитель главы администрации, председатель Комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска
Эффективное управление финансами в период реформ
В период становления местного самоуправления в Иркутске основные усилия администрации города были направлены на поиск резервов пополнения бюджета, экономию бюджетных расходов, усиление контроля за расходованием бюджетных средств, в том числе за счет внедрения казначейского исполнения бюджета, совершенствования организационных структур управления экономикой и финансами города.
Стоит отметить, что администрация Иркутска разработала собственную, во многом уникальную систему казначейского исполнения бюджета, выдвинувшую Иркутск в лидеры бюджетной политики среди городов Сибири и Дальнего Востока. Не случайно именно здесь впоследствии собрались представители 16 регионов Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, чтобы перенять у иркутян передовой опыт.
Притоку финансовых средств помогает ежегодно формируемый администрацией сводный план, направленный на пополнение доходной части бюджета и сокращение текущих расходов. Положительно на экономии бюджетных средств отразилась система муниципального заказа, введенная в 1997 г. Как показала практика, проведение централизованных конкурсов на закупку продукции для муниципальных нужд города позволяет сэкономить около 10% бюджетных средств. На эти деньги дополнительно приобретается медицинское оборудование и лекарственные средства для муниципальных учреждений здравоохранения, улучшается материально-техническая база школ и др.
Внедрение подобных механизмов дает муниципалитету возможность эффективно и в полном объеме исполнять бюджет города, обеспечивая иркутянам достойный уровень жизни и решая насущные социальные проблемы.
За последние девять лет администрация Иркутска не имела задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, а также кредиторской задолженности по другим статьям бюджетных расходов. Более того, городская администрация находит средства на внедрение новых и продолжение ранее действовавших муниципальных целевых программ в области образования, культуры, здравоохранения и др.
По итогам 2006 г. ожидаемое исполнение доходной части бюджета города составит 6 153 млн руб., из которых 1 223 млн (20%) – это межбюджетные трансферты. Большую часть доходов бюджета Иркутска составят налоговые платежи (56%), а также неналоговые доходы (24%). Необходимо отметить, что структура доходной части бюджета города на 2007 г. осталась практически неизменной.
Расходная часть бюджета города по-прежнему имеет социальную направленность. На содержание и функционирование отраслей социальной сферы (обеспечение предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и социальной поддержки населения) на 2007 г. выделено 4 249 млн руб. – 57% от расходной части бюджета.
Особое внимание уделяется благоустройству Иркутска, а также поддержке жителей города в обеспечении жильем. Так, на городское обустройство в следующем году планируется направить 2 390 млн руб., или 32% средств бюджета города.
Администрация Иркутска не осталась в стороне и от реформ, проходящих в России. В частности, в рамках осуществления реформы местного самоуправления нормативная правовая база Иркутска приведена в соответствие с федеральным законодательством. Кроме того, в связи с проведением реформы бюджетного процесса и бюджетной сети в Российской Федерации в Иркутске начат переход к системе определения результативности бюджетных расходов.
Для указанных целей в администрации города создана комиссия по повышению результативности бюджетных расходов, в состав которой вошли как представители исполнительной власти города, так и депутаты городской Думы. В рамках комиссии образованы рабочие группы отраслевой направленности; для экспериментального внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), в образовании, здравоохранении и культуре определен перечень пилотных учреждений. Ряд учреждений начнет работу в режиме эксперимента с 1 января 2007 г., а Станция скорой медицинской помощи функционирует в данном режиме уже с 1 октября текущего года.
В дальнейшем с учетом практики внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в пилотных учреждениях планируется перевод максимального количества учреждений бюджетной сферы Иркутска со сметного финансирования на работу по системе БОР.
Для широкомасштабного внедрения системы БОР в Иркутске необходимо разрабатывать нормативные правовые акты, которые будут регламентировать деятельность муниципальных учреждений города в рамках достижения поставленных целей и формирования бюджета города с учетом докладов субъектов бюджетного планирования.
Кроме того, в перспективе возможно рассмотрение вопроса о присвоении отдельным учреждениям города статуса автономных некоммерческих, что позволит им самостоятельно выстраивать свою финансово-хозяйственную политику (через увеличение объема услуг, оказываемых населению на платной основе) и сэкономит средства бюджета города в части расходов на содержание учреждений.
Следующим важным направлением реформы бюджетного процесса является среднесрочное финансовое планирование – так называемая скользящая трехлетка. На сегодняшний день в Иркутске действует постановление мэра города «О разработке, применении и мониторинге Перспективного финансового плана города Иркутска». В соответствии с данным постановлением предложены основные параметры перспективного финансового плана на 2007–2009 гг., одобрен оптимистический вариант сценарных условий развития экономики Иркутска на период 2007–2009 гг., необходимый для дальнейшей разработки непосредственно перспективного финансового плана.
Однако переход к среднесрочному планированию предполагает выполнение ряда условий, в частности стабильного нормативного регулирования межбюджетных отношений на внутрирегиональном уровне. Наличие в Иркутской области Закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты», безусловно, является позитивным моментом. Но наряду с этим существуют факторы, которые могут негативно повлиять на осуществление реформы бюджетного процесса в Иркутске: это прежде всего ежегодное внесение изменений в закон Иркутской области о межбюджетных трансфертах и перспектива введения механизма «отрицательного трансферта» с 2009 г. (а при ежегодной корректировке закона – и раньше). Таким образом, положительный эффект от составления перспективного финансового плана на среднесрочную перспективу может быть сведен к нулю.
Как и предусмотрено законопроектом о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса, перспективный финансовый план на 2007–2009 гг. в текущем году составлен на основе данных Реестра расходных обязательств города. Поскольку до настоящего момента не разработаны методические рекомендации в части формирования перспективного финансового планирования и реестров расходных обязательств как со стороны федеральных, так и со стороны областных органов исполнительной власти, в ходе работы по заполнению и своду Реестра расходных обязательств Иркутска выявилась необходимость внесения изменений в порядок его заполнения и ведения «под себя».
Несмотря на трудности, возникающие при реформировании бюджетного процесса, продолжение реформ имеет особую важность для обеспечения эффективности экономических процессов в муниципальных образованиях.
Иркутск – город социального партнерства
Иркутск уже третий год подряд становится победителем областного конкурса «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства» в номинации «Лучшее муниципальное образование Иркутской области по проведению работы в сфере развития социального партнерства».
Развитию социального партнерства администрация Иркутска уделяет особое внимание. В структуре Главного экономического управления Комитета по экономике и финансам работает отдел труда и трудовых отношений, курирующий эту сферу городской жизнедеятельности. Шесть лет в Иркутске действует двухуровневая система социального партнерства: на уровне территории, в рамках социально-экономических отношений – иркутская территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений; на уровне организаций, в рамках организационно-управленческих отношений – 648 двухсторонних комиссий.
В Иркутске принято и реализуется территориальное трехстороннее соглашение между иркутским городским объединением профсоюзов, иркутским городским объединением работодателей и администрацией Иркутска по регулированию социально-трудовых отношений в городе.
В системе социального партнерства важнейшая роль принадлежит координационным органам, созданным при администрации города: это иркутский городской совет по соблюдению законодательства РФ о труде и контролю за выплатой заработной платы, иркутская городская межведомственная комиссия по охране труда и иркутский городской комитет содействия занятости населения Иркутска.
В контексте рамочного территориального трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутске стороны социального партнерства уделяют большое внимание решению социально-экономических и социально-трудовых вопросов. Сейчас в городе действует более 20 целевых социальных муниципальных программ, в разработке, согласовании и реализации которых принимали участие названные организации.
В результате совместных усилий уровень жизни иркутян заметно улучшился. В городе успешно реализуются национальные проекты, наращиваются темпы строительства жилья, развивается медицина, образование, жилищно-коммунальная сфера, совершенствуется адресная социальная помощь, благоустраивается территория.
По итогам прошлого года проведена серьезная целенаправленная работа по защите трудовых прав работников организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, в частности права на своевременную и полную выплату заработной платы. На начало 2006 г., по данным иркутского отдела статистики «Иркутскстата», задолженность по заработной плате в городе составила 1 356 тыс. руб. против 5 150 тыс. руб. на соответствующий период 2004 г. Полностью ликвидирована задолженность в организациях производственных отраслей и в отраслях социальной сферы экономики города. В муниципальной бюджетной сфере задолженности по заработной плате не было.
В 2005 г. в правовом поле социального партнерства организаций города объединено более 133 тыс. работников – 75% от общей численности занятых на крупных и средних предприятиях и учреждениях (против128 тыс. в 2004 г.).
После введения нового Трудового кодекса РФ мэром города определен порядок и условия регистрации письменного трудового договора, заключаемого работником с работодателем – физическим лицом. Только за прошлый год 10 991 трудовой договор работников, заключенный с 1 756 работодателями – физическими лицами, прошел регистрацию и экспертизу на соответствие действующему законодательству.
Всего по состоянию на 1 января текущего года обеспечена защита трудовых прав 27 475 работников, занятых трудовой деятельностью у 2 992 работодателей – физических лиц. В результате страховые взносы перечислены в отделения фондов социального страхования по месту юридической регистрации индивидуальных предпринимателей (для оплаты больничных листов работникам, обеспечения санаторно-курортного лечения при травме на производстве), а также в Пенсионный фонд (для подтверждения трудового стажа и обеспечения будущих выплат при выходе на заслуженный отдых).
Сегодня на территории Иркутска создана база для дальнейшего развития социального партнерства, которое является гарантом развития цивилизованных отношений между работниками, работодателями и органами городского самоуправления, способствует повышению качества жизни населения города и сохранению социального мира на его территории.
Справка «Бюджета»
Галина Дмитриевна ЗЮБР, первый заместитель главы администрации, председатель Комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска
В 1977 г. окончила Иркутский институт народного хозяйства, специальность «Финансы и кредит». Начала свой трудовой стаж в финансовом управлении Иркутского облисполкома, где за 16 лет работы прошла путь от рядового сотрудника до заместителя начальника управления.
Внесла большой личный вклад в создание Иркутского областного Управления Федерального казначейства по Иркутской области Министерства финансов РФ и 37 отделений Казначейства по Иркутской области.
1994–1997 гг. – заместитель начальника Управления Федерального Казначейства по Иркутской области Министерства финансов РФ.
С декабря 1997 г. – заместитель мэра, председатель Комитета по экономике и финансам в администрации города Иркутска. С 1998 г. и по настоящее время – первый заместитель главы администрации, председатель Комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска.
Награждена почетной грамотой Министерства финансов РСФСР (1989), благодарственным письмом заместителя министра финансов – начальника главного управления федерального казначейства Минфина России (1997), памятным знаком «За заслуги в развитии города Иркутска» и дипломом к нему (2001). Имеет почетные звания «Ветеран труда» (1999), «Заслуженный экономист Российской Федерации» (2001), «Почетный гражданин города Иркутска» (2003).
Галина ЗЮБР, первый заместитель главы администрации, председатель Комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска
Эффективное управление финансами в период реформ
В период становления местного самоуправления в Иркутске основные усилия администрации города были направлены на поиск резервов пополнения бюджета, экономию бюджетных расходов, усиление контроля за расходованием бюджетных средств, в том числе за счет внедрения казначейского исполнения бюджета, совершенствования организационных структур управления экономикой и финансами города.
Стоит отметить, что администрация Иркутска разработала собственную, во многом уникальную систему казначейского исполнения бюджета, выдвинувшую Иркутск в лидеры бюджетной политики среди городов Сибири и Дальнего Востока. Не случайно именно здесь впоследствии собрались представители 16 регионов Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, чтобы перенять у иркутян передовой опыт.
Притоку финансовых средств помогает ежегодно формируемый администрацией сводный план, направленный на пополнение доходной части бюджета и сокращение текущих расходов. Положительно на экономии бюджетных средств отразилась система муниципального заказа, введенная в 1997 г. Как показала практика, проведение централизованных конкурсов на закупку продукции для муниципальных нужд города позволяет сэкономить около 10% бюджетных средств. На эти деньги дополнительно приобретается медицинское оборудование и лекарственные средства для муниципальных учреждений здравоохранения, улучшается материально-техническая база школ и др.
Внедрение подобных механизмов дает муниципалитету возможность эффективно и в полном объеме исполнять бюджет города, обеспечивая иркутянам достойный уровень жизни и решая насущные социальные проблемы.
За последние девять лет администрация Иркутска не имела задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, а также кредиторской задолженности по другим статьям бюджетных расходов. Более того, городская администрация находит средства на внедрение новых и продолжение ранее действовавших муниципальных целевых программ в области образования, культуры, здравоохранения и др.
По итогам 2006 г. ожидаемое исполнение доходной части бюджета города составит 6 153 млн руб., из которых 1 223 млн (20%) – это межбюджетные трансферты. Большую часть доходов бюджета Иркутска составят налоговые платежи (56%), а также неналоговые доходы (24%). Необходимо отметить, что структура доходной части бюджета города на 2007 г. осталась практически неизменной.
Расходная часть бюджета города по-прежнему имеет социальную направленность. На содержание и функционирование отраслей социальной сферы (обеспечение предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и социальной поддержки населения) на 2007 г. выделено 4 249 млн руб. – 57% от расходной части бюджета.
Особое внимание уделяется благоустройству Иркутска, а также поддержке жителей города в обеспечении жильем. Так, на городское обустройство в следующем году планируется направить 2 390 млн руб., или 32% средств бюджета города.
Администрация Иркутска не осталась в стороне и от реформ, проходящих в России. В частности, в рамках осуществления реформы местного самоуправления нормативная правовая база Иркутска приведена в соответствие с федеральным законодательством. Кроме того, в связи с проведением реформы бюджетного процесса и бюджетной сети в Российской Федерации в Иркутске начат переход к системе определения результативности бюджетных расходов.
Для указанных целей в администрации города создана комиссия по повышению результативности бюджетных расходов, в состав которой вошли как представители исполнительной власти города, так и депутаты городской Думы. В рамках комиссии образованы рабочие группы отраслевой направленности; для экспериментального внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), в образовании, здравоохранении и культуре определен перечень пилотных учреждений. Ряд учреждений начнет работу в режиме эксперимента с 1 января 2007 г., а Станция скорой медицинской помощи функционирует в данном режиме уже с 1 октября текущего года.
В дальнейшем с учетом практики внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в пилотных учреждениях планируется перевод максимального количества учреждений бюджетной сферы Иркутска со сметного финансирования на работу по системе БОР.
Для широкомасштабного внедрения системы БОР в Иркутске необходимо разрабатывать нормативные правовые акты, которые будут регламентировать деятельность муниципальных учреждений города в рамках достижения поставленных целей и формирования бюджета города с учетом докладов субъектов бюджетного планирования.
Кроме того, в перспективе возможно рассмотрение вопроса о присвоении отдельным учреждениям города статуса автономных некоммерческих, что позволит им самостоятельно выстраивать свою финансово-хозяйственную политику (через увеличение объема услуг, оказываемых населению на платной основе) и сэкономит средства бюджета города в части расходов на содержание учреждений.
Следующим важным направлением реформы бюджетного процесса является среднесрочное финансовое планирование – так называемая скользящая трехлетка. На сегодняшний день в Иркутске действует постановление мэра города «О разработке, применении и мониторинге Перспективного финансового плана города Иркутска». В соответствии с данным постановлением предложены основные параметры перспективного финансового плана на 2007–2009 гг., одобрен оптимистический вариант сценарных условий развития экономики Иркутска на период 2007–2009 гг., необходимый для дальнейшей разработки непосредственно перспективного финансового плана.
Однако переход к среднесрочному планированию предполагает выполнение ряда условий, в частности стабильного нормативного регулирования межбюджетных отношений на внутрирегиональном уровне. Наличие в Иркутской области Закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты», безусловно, является позитивным моментом. Но наряду с этим существуют факторы, которые могут негативно повлиять на осуществление реформы бюджетного процесса в Иркутске: это прежде всего ежегодное внесение изменений в закон Иркутской области о межбюджетных трансфертах и перспектива введения механизма «отрицательного трансферта» с 2009 г. (а при ежегодной корректировке закона – и раньше). Таким образом, положительный эффект от составления перспективного финансового плана на среднесрочную перспективу может быть сведен к нулю.
Как и предусмотрено законопроектом о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса, перспективный финансовый план на 2007–2009 гг. в текущем году составлен на основе данных Реестра расходных обязательств города. Поскольку до настоящего момента не разработаны методические рекомендации в части формирования перспективного финансового планирования и реестров расходных обязательств как со стороны федеральных, так и со стороны областных органов исполнительной власти, в ходе работы по заполнению и своду Реестра расходных обязательств Иркутска выявилась необходимость внесения изменений в порядок его заполнения и ведения «под себя».
Несмотря на трудности, возникающие при реформировании бюджетного процесса, продолжение реформ имеет особую важность для обеспечения эффективности экономических процессов в муниципальных образованиях.
Иркутск – город социального партнерства
Иркутск уже третий год подряд становится победителем областного конкурса «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства» в номинации «Лучшее муниципальное образование Иркутской области по проведению работы в сфере развития социального партнерства».
Развитию социального партнерства администрация Иркутска уделяет особое внимание. В структуре Главного экономического управления Комитета по экономике и финансам работает отдел труда и трудовых отношений, курирующий эту сферу городской жизнедеятельности. Шесть лет в Иркутске действует двухуровневая система социального партнерства: на уровне территории, в рамках социально-экономических отношений – иркутская территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений; на уровне организаций, в рамках организационно-управленческих отношений – 648 двухсторонних комиссий.
В Иркутске принято и реализуется территориальное трехстороннее соглашение между иркутским городским объединением профсоюзов, иркутским городским объединением работодателей и администрацией Иркутска по регулированию социально-трудовых отношений в городе.
В системе социального партнерства важнейшая роль принадлежит координационным органам, созданным при администрации города: это иркутский городской совет по соблюдению законодательства РФ о труде и контролю за выплатой заработной платы, иркутская городская межведомственная комиссия по охране труда и иркутский городской комитет содействия занятости населения Иркутска.
В контексте рамочного территориального трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутске стороны социального партнерства уделяют большое внимание решению социально-экономических и социально-трудовых вопросов. Сейчас в городе действует более 20 целевых социальных муниципальных программ, в разработке, согласовании и реализации которых принимали участие названные организации.
В результате совместных усилий уровень жизни иркутян заметно улучшился. В городе успешно реализуются национальные проекты, наращиваются темпы строительства жилья, развивается медицина, образование, жилищно-коммунальная сфера, совершенствуется адресная социальная помощь, благоустраивается территория.
По итогам прошлого года проведена серьезная целенаправленная работа по защите трудовых прав работников организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, в частности права на своевременную и полную выплату заработной платы. На начало 2006 г., по данным иркутского отдела статистики «Иркутскстата», задолженность по заработной плате в городе составила 1 356 тыс. руб. против 5 150 тыс. руб. на соответствующий период 2004 г. Полностью ликвидирована задолженность в организациях производственных отраслей и в отраслях социальной сферы экономики города. В муниципальной бюджетной сфере задолженности по заработной плате не было.
В 2005 г. в правовом поле социального партнерства организаций города объединено более 133 тыс. работников – 75% от общей численности занятых на крупных и средних предприятиях и учреждениях (против128 тыс. в 2004 г.).
После введения нового Трудового кодекса РФ мэром города определен порядок и условия регистрации письменного трудового договора, заключаемого работником с работодателем – физическим лицом. Только за прошлый год 10 991 трудовой договор работников, заключенный с 1 756 работодателями – физическими лицами, прошел регистрацию и экспертизу на соответствие действующему законодательству.
Всего по состоянию на 1 января текущего года обеспечена защита трудовых прав 27 475 работников, занятых трудовой деятельностью у 2 992 работодателей – физических лиц. В результате страховые взносы перечислены в отделения фондов социального страхования по месту юридической регистрации индивидуальных предпринимателей (для оплаты больничных листов работникам, обеспечения санаторно-курортного лечения при травме на производстве), а также в Пенсионный фонд (для подтверждения трудового стажа и обеспечения будущих выплат при выходе на заслуженный отдых).
Сегодня на территории Иркутска создана база для дальнейшего развития социального партнерства, которое является гарантом развития цивилизованных отношений между работниками, работодателями и органами городского самоуправления, способствует повышению качества жизни населения города и сохранению социального мира на его территории.
Справка «Бюджета»
Галина Дмитриевна ЗЮБР, первый заместитель главы администрации, председатель Комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска
В 1977 г. окончила Иркутский институт народного хозяйства, специальность «Финансы и кредит». Начала свой трудовой стаж в финансовом управлении Иркутского облисполкома, где за 16 лет работы прошла путь от рядового сотрудника до заместителя начальника управления.
Внесла большой личный вклад в создание Иркутского областного Управления Федерального казначейства по Иркутской области Министерства финансов РФ и 37 отделений Казначейства по Иркутской области.
1994–1997 гг. – заместитель начальника Управления Федерального Казначейства по Иркутской области Министерства финансов РФ.
С декабря 1997 г. – заместитель мэра, председатель Комитета по экономике и финансам в администрации города Иркутска. С 1998 г. и по настоящее время – первый заместитель главы администрации, председатель Комитета по экономике и финансам администрации города Иркутска.
Награждена почетной грамотой Министерства финансов РСФСР (1989), благодарственным письмом заместителя министра финансов – начальника главного управления федерального казначейства Минфина России (1997), памятным знаком «За заслуги в развитии города Иркутска» и дипломом к нему (2001). Имеет почетные звания «Ветеран труда» (1999), «Заслуженный экономист Российской Федерации» (2001), «Почетный гражданин города Иркутска» (2003).