Официальное открытие особой экономической зоны в Елабуге (Республика Татарстан) намечено на 25 декабря. К этому времени здесь появится все необходимое для работы первых резидентов: таможенный терминал, административно-деловой центр, въездная площадка, сеть автомобильных и железных дорог, инженерные коммуникации.
Марина СЕЛЬСКОВА
На сегодняшний день Республика Татарстан – один из наиболее развитых в экономическом отношении субъектов РФ: по итогам 2005 г. республика заняла первое место среди регионов Приволжского федерального округа. В Татарстане проживает 3,8 млн человек (2,6% от общей численности населения страны) и производится 3,3% ВВП России. Трудоспособное население составляет 2,4 млн человек, из них работает около 1,8 млн (75%).
Уже в течение 10 лет республика неизменно входит в десятку регионов Российской Федерации с минимальным интегральным инвестиционным риском. Инвестиционная привлекательность Татарстана обусловлена выгодным географическим положением региона, а также наличием мощного индустриального комплекса, развитой транспортной инфраструктуры, устойчивой финансово-банковской системы, высококвалифицированных трудовых ресурсов.
В последние годы стало очевидным, что сырьевая топливная промышленность должна уйти с лидирующих позиций, уступив место машиностроению, химии и нефтехимии. И особым экономическим зонам предстоит сыграть в этой перестановке сил одну из главных ролей.
«Согласно программе социально-экономического развития к 2010 г. Татарстан должен достичь удвоения валового регионального продукта. За счет нефти экономика развиваться не будет: Добыча в регионе остановлена на уровне 30 млн тонн в год, а разведанных запасов хватит на 30 лет, – рассказывает заместитель министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества республики Ринат Уразаев. – Среди отраслей промышленности быстрее всего растут машиностроение и нефтехимия. Не отстают от них и инновационные технологии, малый бизнес, однако в развитых странах его доля в экономике на порядок больше, чем у нас. На это и надо ориентироваться. Сейчас ВРП растет примерно на 6% в год. Промышленность развивается ровно, но мы не можем требовать от предприятий рентабельности в 30–40%. Только прорывные инновационные проекты способны принести большую прибыль, вытянуть за собой другие сферы. Поэтому особая экономическая зона должна стать точкой роста для экономики республики».
ОЭЗ «Алабуга» – это территория в 20 кв. км, 250 тыс. работающих, более 1 млн рабочих мест в сопутствующих сферах, бурное развитие машиностроения, нефтехимии, инновационных технологий, малого и среднего бизнеса – казалось бы, налицо победа над сырьевой моделью экономики. Но, чтобы одержать ее, в особой экономической зоне промышленно-производственного типа необходимо выполнить целый ряд условий. Впрочем, по мнению экспертов, успехом можно считать и достижение промежуточного результата, который окажется в 50 раз меньше.
Мировая практика показывает: 1 кв. км зоны – это 12,5 тыс. работающих, а значит, 1 млрд долл. произведенной продукции в год. На сегодняшний день в Татарстане всего несколько предприятий с таким объемом производства. «Алабуга» может прибавить к ВРП республике 20 млрд долл. (что превышает его нынешний годовой объем). «Если нам нужен экономический рост на 10% в год, объем инвестиций должен увеличиваться вдвое быстрее. И здесь мы опять-таки возлагаем надежды на ОЭЗ», – отмечает Ринат Уразаев. По закону каждый инвестор обязан вложить в предприятия особой экономической зоны не менее 1 млн евро в первый год работы и не менее 10 млн евро в перспективе. Выходит, объем вложений – российских и иностранных – на первых порах напрямую будет зависеть от числа зарегистрировавшихся резидентов.
Государственные вложения в развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры особой экономической зоны в Елабуге в 2007–2009 гг. составят более 10 млрд руб. (из них внутри ОЭЗ – 7,1 млрд руб.), в том числе из федерального бюджета – 4,9 млрд руб., из бюджета Республики Татарстан – 5 млрд руб.
Экономисты просчитали различные варианты развития ОЭЗ в первые три года работы. Пессимистичный прогноз – 5 тыс. работающих и рост населения города до 100 тыс. человек (вместо нынешних 68 тыс.). Оптимистичный, основанный на уже имеющихся заявках инвесторов, предполагает увеличение числа жителей до 140 тыс. за счет людей, работающих на предприятиях ОЭЗ и в сфере услуг, а также их семей.
Опыт оффшоров со знаком «минус»
Принятие федерального закона долго тормозилось. Многие помнили неудачи прежних начинаний, превращение зон в «бюджетные дыры», в средство отмывания денег неясного происхождения, незаконного ухода от налогов. В течение нескольких лет разные регионы экспериментировали со свободными зонами, однако потом все СЭЗ были ликвидированы.
Свободная экономическая зона в Елабуге в те годы тоже существовала: власти пытались задействовать мощности недостроенного Камского тракторного завода, перешедшие к Елабужскому автомобильному заводу. Но через пять лет работы, в 2003 г., была закрыта, как и все прочие. Чтобы сохранить предприятия уже работающих здесь иностранных бизнесменов, в пределах компетенции Республики Татарстан была создана Дирекция инвестиционных программ на промышленной площадке ЕлАЗа с льготными условиями ведения бизнеса.
Теперь резидентам придется работать в особой экономической зоне по-настоящему: инвестировать миллионы, регистрировать предприятия в налоговом органе муниципального образования, предоставлять детальный бизнес-план с заключением банка. Каждый проект будет проверен экспертным советом. При положительной оценке фирма получит статус резидента особой экономической зоны. Можно сказать, что опыт российских оффшоров пригодился, только использовать его будут со знаком «минус».
Однако Елабужская СЭЗ была не оффшорной, а действительно производственной, и сейчас власти практически повторяют то, что уже было сделано, – но с большим размахом. «Раньше, во-первых, уровень ответственности был значительно ниже, поэтому многие инвесторы не ощущали уверенности. Сегодня работа ведется на уровне федерального центра, а наш наблюдательный совет, отвечающий за развитие зоны, возглавляет премьер-министр республики Рустам Минниханов. Во-вторых, инфраструктура промплощадки не была так развита, как сейчас, отсутствовали бюджетные вливания. Проект слабо рекламировали, имелись просчеты в менеджменте. Кроме того, ориентацию исключительно на машиностроение я считаю ошибочной. Политику пересмотрели примерно четыре года назад, но много времени упустили», – говорит мэр Елабуги Ильшат Гафуров.
Тем не менее именно существование на елабужской земле промышленной площадки помогло Татарстану пройти жесткий отбор и стать претендентом на создание ОЭЗ. На подготовку заявки в федеральную комиссию регионам дали всего три месяца. Очевидно, что без предварительных наработок победа в конкурсе была бы невозможной.
По проекту зона вплотную примыкает к площадке, где имеются все необходимые на первое время мощности: тепло, газ, электроэнергия, вода, связь. Первые резиденты могут сразу приступить к работе. А для всех потенциальных инвесторов обязательно проводят экскурсию по работающим здесь предприятиям с иностранным капиталом. Это действует лучше любых убеждений. «Когда привозим потенциальных резидентов, говорим им: смотрите, рядом уже несколько лет существует прообраз экономической зоны. Вы можете поговорить с иностранцами, которые здесь работают почти 10 лет, они вам скажут, стоит сюда ехать или нет. Их бизнес развивается», – отмечает Ринат Уразаев.
Зона «под ключ»
Сейчас к работе по созданию ОЭЗ подключены практически все республиканские министерства и ведомства. Рабочая группа собирается несколько раз в неделю. Залогом успеха, как уже было сказано, должны стать удобное географическое положение, развитая инфраструктура самой зоны и города, обеспеченность трудовыми ресурсами, а также льготные условия для ведения производственной деятельности.
«Важнейший вопрос – инфраструктура зоны, – считает Ильшат Гафуров. – Территория ОЭЗ расположена вблизи главных транспортных магистралей. Рядом с нами проходит федеральная трасса, соединяющая Москву и Урал, есть международный аэропорт. Грузовые порты в Елабуге, Нижнекамске и Набережных Челнах обеспечивают выход к рекам Каме и Волге, к Черному и Балтийскому морям. Мы находимся в центре Камского промышленного узла (города Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск, Менделеевск) с населением около 900 тыс. человек и большим промышленным потенциалом. Есть возможность работать в кооперации с предприятиями “Нижнекамскнефтехим”, “Нижнекамскшина”, “КАМАЗ”, “Татнефть”, “Татэнерго” и др.».
Согласно закону зона должна быть построена в чистом поле. Так и есть, но, как уже было отмечено, промышленная площадка ЕлАЗа поделилась своими избыточными мощностями. Теперь главная задача – создать первоочередные инфраструктурные объекты. Ринат Уразаев поясняет: «Чем больше придет резидентов, тем большее оживление будет. Но, с другой стороны, резиденты не придут, пока не увидят, что для них созданы все условия. Они должны увидеть, что подведена электроэнергия, есть хорошие дороги и т.д.». Получается, чтобы привлечь инвесторов, необходимо создать зону «под ключ».
Сейчас идет работа над обустройством объектов инфраструктуры, находящихся на территории ОЭЗ: огораживается периметр, строятся освещаемые автомобильные дороги протяженностью 59 км, прокладывается железнодорожная ветка протяженностью 5 км, подводятся электро-, газо-, тепло- и водоснабжение, канализация, телекоммуникации. Территорию зоны разделили на две очереди. К декабрю подготовлена первая, площадью 2,5 кв. км. Застраивать эту площадку будут в течение двух лет. Остальные 17,5 кв. км – территория перспективного освоения. Для размещения персонала территориального органа по управлению особой экономической зоной, управляющей компании, офисов резидентов реконструирован корпус общей площадью более 11 тыс. кв. м. В современном административно-деловом центре планируется расположить службу регистрации по системе «одного окна», таможенные органы, выставочный комплекс, конференц-зал, ресторан, спортзал, банк, медпункт и другие службы, призванные обеспечить инвесторам максимально комфортные условия для работы. В этом же здании будут оборудованы офисные помещения для сдачи в аренду.
Рядом с административно-деловым центром находится совмещенный автомобильный и железнодорожный таможенный терминал, рассчитанный на обработку свыше 250 контейнеров в сутки. Планируемое время таможенных процедур – менее одного часа на одно транспортное средство. Важное условие своевременной доставки грузов – наличие достаточного количества парковочных мест и пунктов пропуска. При создании парковочного комплекса на въезде в ОЭЗ был учтен опыт сингапурской компании JTC: для обеспечения быстрого прохождения таможенных процедур строится пункт пропуска мощностью восемь полос. Только первый резидент «Северсталь-авто-Елабуга» будет обрабатывать 75 контейнеров в сутки, поэтому предусмотрено строительство огромной современной площадки на 600 контейнеров.
На территории, прилегающей к особой экономической зоне, предусматривается строительство ряда объектов электро-, водо- и теплоснабжения, канализации, очистных сооружений, а также новых дорог общей протяженностью 23,1 км, обеспечивающих связь ОЭЗ с городом и федеральной трассой М7; кроме того, планируется реконструкция существующих подъездных железнодорожных путей протяженностью 25 км и автомобильных дорог.
Немалую роль играет и социальная инфраструктура. Людям нужны условия для жизни и отдыха. Старинная Елабуга, от которой до особой зоны всего 16 км, – место, где менеджменту новых предприятий и рядовым работникам предстоит поселиться надолго. «В Елабуге есть возможности для развития рекреационной территории в исторической части. Мы рассматриваем их как один из факторов, влияющих на конкурентоспособность зоны, – говорит Ильшат Гафуров. – Если людям будет уютно в городе, то и производственные трудности будет легче преодолеть. Определена территория перспективной застройки на 180 тыс. кв. м жилья, с детским садом и школой. Жилье будет возводиться по программе ипотечного кредитования, причем для первых резидентов предусмотрены льготные условия. Уже названы источники финансирования строительства: Жилищный фонд при Президенте РТ, «Ак Барс» банк, Сбербанк, частные инвестиции крупных компаний. Для топ-менеджеров особой экономической зоны предусмотрено строительство жилого комплекса повышенной комфортности».
Благодаря созданию ОЭЗ в Елабуге должны появиться капитальный речной порт и новый автовокзал. В расчете на увеличение численности населения строятся детская поликлиника, станция скорой помощи, легкоатлетический зал, стадион, гостиницы. Однако сложности с финансированием заметно тормозят процесс. Чтобы успеть к сроку, местные власти вынуждены были начать строительство за счет кредитных средств, до поступления федеральных и республиканских денег.
Автомобили и нефтехимия
Приоритетными направлениями развития ОЭЗ являются машиностроение и нефтехимия. В соответствии с планировкой особой экономической зоны отдельно выделены площадки для размещения резидентов, реализующих проекты в области химии и нефтехимии (примерно 45% площади ОЭЗ), и в области машиностроения и металлообработки (40% площади). По словам министра экономики и промышленности Татарстана Бориса Павлова, такое зонирование обусловлено структурой экономики республики. На территории региона ежегодно добывается 30 млн тонн нефти, из которой изготавливается практически полная гамма полимеров, необходимых для производства пластмасс: свыше 500 тыс. тонн полиэтилена, включая продукцию первого в России производства линейного полиэтилена, 180 тыс. тонн полипропилена, 100 тыс. тонн полистирола, более 500 тыс. тонн синтетических каучуков. Начиная с 2007 г. планируется производить также порядка 70 тыс. тонн поликарбоната и 50 тыс. тонн АБС-пластика. Отечественные производители могут приобретать эту продукцию по ценам значительно ниже мировых, что должно способствовать уменьшению импорта полимеров. Таким образом, на территории ОЭЗ создаются уникальные условия для организации импортозамещающих производств по переработке пластмасс в готовые товары.
Значительными темпами растет также и российский рынок автомобилей. Уже сейчас годовой объем рынка автокомплектующих превышает 3 млрд долл., хотя отечественные комплектующие не отличаются высоким качеством, а почти все производственные мощности морально устарели. На территории ОЭЗ особенно выгодно размещать новые линии по производству комплектующих. Во-первых, оборудование ввозится без уплаты НДС и таможенных пошлин. Во-вторых, все основные отечественные автопроизводители находятся на расстоянии максимум 400 км друг от друга, что обеспечивает значительные логистические преимущества.
Первым резидентом ОЭЗ «Алабуга» стала компания «Северстальавто-Елабуга» (ОАО «Северсталь-авто» – российская компания, владеющая контрольными пакетами акций ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Заволжский моторный завод» и ОАО «ЗМА»). Она уже определилась с производственными площадями и готовится начать выпуск малотоннажных грузовиков Fiat Ducato стоимостью 15–20 тыс. долл. По данным руководителя регионального управления РосОЭЗ Тимура Шагивалеева, объем прямых инвестиций предприятия в экономику Елабужского района превысит 100 млн долл.
На новом предприятии планируется изготавливать 75 тыс. автомобилей Fiat Ducato в год, причем это будет не сборка, а полный цикл производства: в Елабуге предполагается смонтировать автомобильную линию, привезенную из Италии. «Северсталь-авто» считает, что проект с компанией Fiat станет первым шагом по использованию инфраструктуры особых экономических зон для дальнейшего развития российского автопрома. Как отметил генеральный директор компании Вадим Швецов, начало производства коммерческих автомобилей Fiat в ОЭЗ «Алабуга» привлечет производителей компонентов и позволит организовать на территории промышленно-производственных зон новые проекты по выпуску комплектующих мирового уровня. Это первый прецедент организации лицензионного производства иностранной модели, которая будет изготавливаться не только для России, но и на экспорт (автомобили планируется продавать через дистрибьюторскую сеть Fiat).
По оценкам экспертов, благодаря льготам в режиме ОЭЗ ежегодная экономия средств у «Северсталь-Авто» составит 25–35 млн долл. Режим промышленной сборки позволит не платить пошлину на импортируемые комплектующие при вывозе автомобиля из ОЭЗ на территорию России. В результате можно получить дополнительную экономию порядка 1–1,5 тыс. долл. на каждом автомобиле. Коммерческий директор компании Адиль Ширинов сообщил, что для организации 12 производств планируется привлечь ведущих мировых производителей автокомпонентов в качестве резидентов особой экономической зоны. Предполагается, что к 2011 г. уровень локализации производства автокомпонентов достигнет 70%, а в перспективе – 100%, с поставкой автокомпонентов и другим российским производителям.
Сейчас на рассмотрении в Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ находится вторая заявка. Рассматривается проект по переработке полимерного сырья.
Российские и иностранные инвесторы представили примерно одинаковое количество проектов. В ближайшее время будет получена заявка от китайского автопроизводителя Great Wall, который намерен организовать в Елабуге сборку внедорожников. Протокол о намерениях с правительством Татарстана компания подписала в ноябре на российско-китайском инвестиционном форуме в Пекине.
Правительство Республики Татарстан ведет целенаправленную работу по привлечению потенциальных резидентов для реализации инвестиционных проектов на территории особой экономической зоны. За три года планируется привлечь около 100 резидентов.
За рубежом – в Германии, Австрии, Франции, Польше, Чехии, Турции, Сингапуре, Китае – также постоянно проводятся презентации ОЭЗ. Организовано тесное взаимодействие с торговыми представительствами Российской Федерации и Республики Татарстан. Ведется адресная работа с крупнейшими зарубежными и отечественными предприятиями, заинтересованными в организации собственных производств в России.
Планируется, что в течение двух лет резиденты особой экономической зоны инвестируют в экономику республики не менее 68 млрд руб. Расчетная бюджетная окупаемость проекта ОЭЗ составит 5 лет и 11 месяцев, в том числе по капитальным вложениям из бюджета РФ – 4 года и 4 месяца, из бюджета Республики Татарстан – 8 лет и 9 месяцев. Объем платежей в различные уровни бюджетов за 12 лет (2006–2017 гг.) составит 101,4 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет – 72,5 млрд, в республиканский – 28,9 млрд (из них более 2,3 млрд – в первые три года).
Справка
Елабуга расположена в северо-восточной части Республики Татарстан, на правом берегу реки Камы, в 215 км от столицы республики – Казани. Численность населения составляет 67,5 тыс. человек. В городе работают предприятия нефтяной, автомобильной, перерабатывающей промышленности. На территории Елабужского района находится национальный парк «Нижняя Кама», входящий в состав государственного лесного фонда России.
Елабуга имеет богатую историю. Здесь родился и творил художник-пейзажист Иван Шишкин, долгие годы жила знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова. В Елабуге находится Дом памяти поэтессы Марины Цветаевой, множество музеев. В городе 209 памятников истории и культуры, охраняемых государством.
Елабуга – один из туристических центров Татарстана. Число туристов, посетивших здешние музеи, за пять последних лет увеличилось в 2,3 раза и достигло 135 тыс. человек. В августе 2007 г. город отметит 1000-летний юбилей.
Справка
Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» был принят в июле 2005 г. В результате в Санкт-Петербурге, Зеленограде, Дубне и Томске было принято решение создать ОЭЗ технико-внедренческого типа, а в Липецке и Елабуге – промышленно-производственного.
Для инвесторов на этих территориях предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налогов, пониженные налоговые ставки. Кроме того, здесь введен режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Чтобы повысить привлекательность особых экономических зон, глава Минэкономразвития России Герман Греф подписал с руководителями регионов, победивших в конкурсе на создание ОЭЗ, официальные соглашения об отмене всех местных налогов. Таким образом, резиденты освобождены от земельного, имущественного и транспортного налогов, а налог на прибыль будут платить по льготной 20%-ной ставке. Все названные преференции вводятся сроком на пять лет; на сегодняшний день они способны уменьшить издержки инвесторов почти на 30%. Кроме того, предполагается снижение административных барьеров через реализацию принципа «одного окна».
В целом на создание двух промышленно-производственных и четырех технико-внедренческих ОЭЗ в период до 2010 г. потребуется около 78 млрд руб., в том числе около 43 млрд из федерального бюджета, остальное – из бюджетов регионов. Правительство РФ надеется, что создание зон будет стимулировать приток инвестиций, прежде всего в перерабатывающий сектор экономики, в объеме не менее 300 млн долл. Производство продукции запланировано на уровне минимум 6 млрд руб. ежегодно.
Марина СЕЛЬСКОВА
На сегодняшний день Республика Татарстан – один из наиболее развитых в экономическом отношении субъектов РФ: по итогам 2005 г. республика заняла первое место среди регионов Приволжского федерального округа. В Татарстане проживает 3,8 млн человек (2,6% от общей численности населения страны) и производится 3,3% ВВП России. Трудоспособное население составляет 2,4 млн человек, из них работает около 1,8 млн (75%).
Уже в течение 10 лет республика неизменно входит в десятку регионов Российской Федерации с минимальным интегральным инвестиционным риском. Инвестиционная привлекательность Татарстана обусловлена выгодным географическим положением региона, а также наличием мощного индустриального комплекса, развитой транспортной инфраструктуры, устойчивой финансово-банковской системы, высококвалифицированных трудовых ресурсов.
В последние годы стало очевидным, что сырьевая топливная промышленность должна уйти с лидирующих позиций, уступив место машиностроению, химии и нефтехимии. И особым экономическим зонам предстоит сыграть в этой перестановке сил одну из главных ролей.
«Согласно программе социально-экономического развития к 2010 г. Татарстан должен достичь удвоения валового регионального продукта. За счет нефти экономика развиваться не будет: Добыча в регионе остановлена на уровне 30 млн тонн в год, а разведанных запасов хватит на 30 лет, – рассказывает заместитель министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества республики Ринат Уразаев. – Среди отраслей промышленности быстрее всего растут машиностроение и нефтехимия. Не отстают от них и инновационные технологии, малый бизнес, однако в развитых странах его доля в экономике на порядок больше, чем у нас. На это и надо ориентироваться. Сейчас ВРП растет примерно на 6% в год. Промышленность развивается ровно, но мы не можем требовать от предприятий рентабельности в 30–40%. Только прорывные инновационные проекты способны принести большую прибыль, вытянуть за собой другие сферы. Поэтому особая экономическая зона должна стать точкой роста для экономики республики».
ОЭЗ «Алабуга» – это территория в 20 кв. км, 250 тыс. работающих, более 1 млн рабочих мест в сопутствующих сферах, бурное развитие машиностроения, нефтехимии, инновационных технологий, малого и среднего бизнеса – казалось бы, налицо победа над сырьевой моделью экономики. Но, чтобы одержать ее, в особой экономической зоне промышленно-производственного типа необходимо выполнить целый ряд условий. Впрочем, по мнению экспертов, успехом можно считать и достижение промежуточного результата, который окажется в 50 раз меньше.
Мировая практика показывает: 1 кв. км зоны – это 12,5 тыс. работающих, а значит, 1 млрд долл. произведенной продукции в год. На сегодняшний день в Татарстане всего несколько предприятий с таким объемом производства. «Алабуга» может прибавить к ВРП республике 20 млрд долл. (что превышает его нынешний годовой объем). «Если нам нужен экономический рост на 10% в год, объем инвестиций должен увеличиваться вдвое быстрее. И здесь мы опять-таки возлагаем надежды на ОЭЗ», – отмечает Ринат Уразаев. По закону каждый инвестор обязан вложить в предприятия особой экономической зоны не менее 1 млн евро в первый год работы и не менее 10 млн евро в перспективе. Выходит, объем вложений – российских и иностранных – на первых порах напрямую будет зависеть от числа зарегистрировавшихся резидентов.
Государственные вложения в развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры особой экономической зоны в Елабуге в 2007–2009 гг. составят более 10 млрд руб. (из них внутри ОЭЗ – 7,1 млрд руб.), в том числе из федерального бюджета – 4,9 млрд руб., из бюджета Республики Татарстан – 5 млрд руб.
Экономисты просчитали различные варианты развития ОЭЗ в первые три года работы. Пессимистичный прогноз – 5 тыс. работающих и рост населения города до 100 тыс. человек (вместо нынешних 68 тыс.). Оптимистичный, основанный на уже имеющихся заявках инвесторов, предполагает увеличение числа жителей до 140 тыс. за счет людей, работающих на предприятиях ОЭЗ и в сфере услуг, а также их семей.
Опыт оффшоров со знаком «минус»
Принятие федерального закона долго тормозилось. Многие помнили неудачи прежних начинаний, превращение зон в «бюджетные дыры», в средство отмывания денег неясного происхождения, незаконного ухода от налогов. В течение нескольких лет разные регионы экспериментировали со свободными зонами, однако потом все СЭЗ были ликвидированы.
Свободная экономическая зона в Елабуге в те годы тоже существовала: власти пытались задействовать мощности недостроенного Камского тракторного завода, перешедшие к Елабужскому автомобильному заводу. Но через пять лет работы, в 2003 г., была закрыта, как и все прочие. Чтобы сохранить предприятия уже работающих здесь иностранных бизнесменов, в пределах компетенции Республики Татарстан была создана Дирекция инвестиционных программ на промышленной площадке ЕлАЗа с льготными условиями ведения бизнеса.
Теперь резидентам придется работать в особой экономической зоне по-настоящему: инвестировать миллионы, регистрировать предприятия в налоговом органе муниципального образования, предоставлять детальный бизнес-план с заключением банка. Каждый проект будет проверен экспертным советом. При положительной оценке фирма получит статус резидента особой экономической зоны. Можно сказать, что опыт российских оффшоров пригодился, только использовать его будут со знаком «минус».
Однако Елабужская СЭЗ была не оффшорной, а действительно производственной, и сейчас власти практически повторяют то, что уже было сделано, – но с большим размахом. «Раньше, во-первых, уровень ответственности был значительно ниже, поэтому многие инвесторы не ощущали уверенности. Сегодня работа ведется на уровне федерального центра, а наш наблюдательный совет, отвечающий за развитие зоны, возглавляет премьер-министр республики Рустам Минниханов. Во-вторых, инфраструктура промплощадки не была так развита, как сейчас, отсутствовали бюджетные вливания. Проект слабо рекламировали, имелись просчеты в менеджменте. Кроме того, ориентацию исключительно на машиностроение я считаю ошибочной. Политику пересмотрели примерно четыре года назад, но много времени упустили», – говорит мэр Елабуги Ильшат Гафуров.
Тем не менее именно существование на елабужской земле промышленной площадки помогло Татарстану пройти жесткий отбор и стать претендентом на создание ОЭЗ. На подготовку заявки в федеральную комиссию регионам дали всего три месяца. Очевидно, что без предварительных наработок победа в конкурсе была бы невозможной.
По проекту зона вплотную примыкает к площадке, где имеются все необходимые на первое время мощности: тепло, газ, электроэнергия, вода, связь. Первые резиденты могут сразу приступить к работе. А для всех потенциальных инвесторов обязательно проводят экскурсию по работающим здесь предприятиям с иностранным капиталом. Это действует лучше любых убеждений. «Когда привозим потенциальных резидентов, говорим им: смотрите, рядом уже несколько лет существует прообраз экономической зоны. Вы можете поговорить с иностранцами, которые здесь работают почти 10 лет, они вам скажут, стоит сюда ехать или нет. Их бизнес развивается», – отмечает Ринат Уразаев.
Зона «под ключ»
Сейчас к работе по созданию ОЭЗ подключены практически все республиканские министерства и ведомства. Рабочая группа собирается несколько раз в неделю. Залогом успеха, как уже было сказано, должны стать удобное географическое положение, развитая инфраструктура самой зоны и города, обеспеченность трудовыми ресурсами, а также льготные условия для ведения производственной деятельности.
«Важнейший вопрос – инфраструктура зоны, – считает Ильшат Гафуров. – Территория ОЭЗ расположена вблизи главных транспортных магистралей. Рядом с нами проходит федеральная трасса, соединяющая Москву и Урал, есть международный аэропорт. Грузовые порты в Елабуге, Нижнекамске и Набережных Челнах обеспечивают выход к рекам Каме и Волге, к Черному и Балтийскому морям. Мы находимся в центре Камского промышленного узла (города Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск, Менделеевск) с населением около 900 тыс. человек и большим промышленным потенциалом. Есть возможность работать в кооперации с предприятиями “Нижнекамскнефтехим”, “Нижнекамскшина”, “КАМАЗ”, “Татнефть”, “Татэнерго” и др.».
Согласно закону зона должна быть построена в чистом поле. Так и есть, но, как уже было отмечено, промышленная площадка ЕлАЗа поделилась своими избыточными мощностями. Теперь главная задача – создать первоочередные инфраструктурные объекты. Ринат Уразаев поясняет: «Чем больше придет резидентов, тем большее оживление будет. Но, с другой стороны, резиденты не придут, пока не увидят, что для них созданы все условия. Они должны увидеть, что подведена электроэнергия, есть хорошие дороги и т.д.». Получается, чтобы привлечь инвесторов, необходимо создать зону «под ключ».
Сейчас идет работа над обустройством объектов инфраструктуры, находящихся на территории ОЭЗ: огораживается периметр, строятся освещаемые автомобильные дороги протяженностью 59 км, прокладывается железнодорожная ветка протяженностью 5 км, подводятся электро-, газо-, тепло- и водоснабжение, канализация, телекоммуникации. Территорию зоны разделили на две очереди. К декабрю подготовлена первая, площадью 2,5 кв. км. Застраивать эту площадку будут в течение двух лет. Остальные 17,5 кв. км – территория перспективного освоения. Для размещения персонала территориального органа по управлению особой экономической зоной, управляющей компании, офисов резидентов реконструирован корпус общей площадью более 11 тыс. кв. м. В современном административно-деловом центре планируется расположить службу регистрации по системе «одного окна», таможенные органы, выставочный комплекс, конференц-зал, ресторан, спортзал, банк, медпункт и другие службы, призванные обеспечить инвесторам максимально комфортные условия для работы. В этом же здании будут оборудованы офисные помещения для сдачи в аренду.
Рядом с административно-деловым центром находится совмещенный автомобильный и железнодорожный таможенный терминал, рассчитанный на обработку свыше 250 контейнеров в сутки. Планируемое время таможенных процедур – менее одного часа на одно транспортное средство. Важное условие своевременной доставки грузов – наличие достаточного количества парковочных мест и пунктов пропуска. При создании парковочного комплекса на въезде в ОЭЗ был учтен опыт сингапурской компании JTC: для обеспечения быстрого прохождения таможенных процедур строится пункт пропуска мощностью восемь полос. Только первый резидент «Северсталь-авто-Елабуга» будет обрабатывать 75 контейнеров в сутки, поэтому предусмотрено строительство огромной современной площадки на 600 контейнеров.
На территории, прилегающей к особой экономической зоне, предусматривается строительство ряда объектов электро-, водо- и теплоснабжения, канализации, очистных сооружений, а также новых дорог общей протяженностью 23,1 км, обеспечивающих связь ОЭЗ с городом и федеральной трассой М7; кроме того, планируется реконструкция существующих подъездных железнодорожных путей протяженностью 25 км и автомобильных дорог.
Немалую роль играет и социальная инфраструктура. Людям нужны условия для жизни и отдыха. Старинная Елабуга, от которой до особой зоны всего 16 км, – место, где менеджменту новых предприятий и рядовым работникам предстоит поселиться надолго. «В Елабуге есть возможности для развития рекреационной территории в исторической части. Мы рассматриваем их как один из факторов, влияющих на конкурентоспособность зоны, – говорит Ильшат Гафуров. – Если людям будет уютно в городе, то и производственные трудности будет легче преодолеть. Определена территория перспективной застройки на 180 тыс. кв. м жилья, с детским садом и школой. Жилье будет возводиться по программе ипотечного кредитования, причем для первых резидентов предусмотрены льготные условия. Уже названы источники финансирования строительства: Жилищный фонд при Президенте РТ, «Ак Барс» банк, Сбербанк, частные инвестиции крупных компаний. Для топ-менеджеров особой экономической зоны предусмотрено строительство жилого комплекса повышенной комфортности».
Благодаря созданию ОЭЗ в Елабуге должны появиться капитальный речной порт и новый автовокзал. В расчете на увеличение численности населения строятся детская поликлиника, станция скорой помощи, легкоатлетический зал, стадион, гостиницы. Однако сложности с финансированием заметно тормозят процесс. Чтобы успеть к сроку, местные власти вынуждены были начать строительство за счет кредитных средств, до поступления федеральных и республиканских денег.
Автомобили и нефтехимия
Приоритетными направлениями развития ОЭЗ являются машиностроение и нефтехимия. В соответствии с планировкой особой экономической зоны отдельно выделены площадки для размещения резидентов, реализующих проекты в области химии и нефтехимии (примерно 45% площади ОЭЗ), и в области машиностроения и металлообработки (40% площади). По словам министра экономики и промышленности Татарстана Бориса Павлова, такое зонирование обусловлено структурой экономики республики. На территории региона ежегодно добывается 30 млн тонн нефти, из которой изготавливается практически полная гамма полимеров, необходимых для производства пластмасс: свыше 500 тыс. тонн полиэтилена, включая продукцию первого в России производства линейного полиэтилена, 180 тыс. тонн полипропилена, 100 тыс. тонн полистирола, более 500 тыс. тонн синтетических каучуков. Начиная с 2007 г. планируется производить также порядка 70 тыс. тонн поликарбоната и 50 тыс. тонн АБС-пластика. Отечественные производители могут приобретать эту продукцию по ценам значительно ниже мировых, что должно способствовать уменьшению импорта полимеров. Таким образом, на территории ОЭЗ создаются уникальные условия для организации импортозамещающих производств по переработке пластмасс в готовые товары.
Значительными темпами растет также и российский рынок автомобилей. Уже сейчас годовой объем рынка автокомплектующих превышает 3 млрд долл., хотя отечественные комплектующие не отличаются высоким качеством, а почти все производственные мощности морально устарели. На территории ОЭЗ особенно выгодно размещать новые линии по производству комплектующих. Во-первых, оборудование ввозится без уплаты НДС и таможенных пошлин. Во-вторых, все основные отечественные автопроизводители находятся на расстоянии максимум 400 км друг от друга, что обеспечивает значительные логистические преимущества.
Первым резидентом ОЭЗ «Алабуга» стала компания «Северстальавто-Елабуга» (ОАО «Северсталь-авто» – российская компания, владеющая контрольными пакетами акций ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Заволжский моторный завод» и ОАО «ЗМА»). Она уже определилась с производственными площадями и готовится начать выпуск малотоннажных грузовиков Fiat Ducato стоимостью 15–20 тыс. долл. По данным руководителя регионального управления РосОЭЗ Тимура Шагивалеева, объем прямых инвестиций предприятия в экономику Елабужского района превысит 100 млн долл.
На новом предприятии планируется изготавливать 75 тыс. автомобилей Fiat Ducato в год, причем это будет не сборка, а полный цикл производства: в Елабуге предполагается смонтировать автомобильную линию, привезенную из Италии. «Северсталь-авто» считает, что проект с компанией Fiat станет первым шагом по использованию инфраструктуры особых экономических зон для дальнейшего развития российского автопрома. Как отметил генеральный директор компании Вадим Швецов, начало производства коммерческих автомобилей Fiat в ОЭЗ «Алабуга» привлечет производителей компонентов и позволит организовать на территории промышленно-производственных зон новые проекты по выпуску комплектующих мирового уровня. Это первый прецедент организации лицензионного производства иностранной модели, которая будет изготавливаться не только для России, но и на экспорт (автомобили планируется продавать через дистрибьюторскую сеть Fiat).
По оценкам экспертов, благодаря льготам в режиме ОЭЗ ежегодная экономия средств у «Северсталь-Авто» составит 25–35 млн долл. Режим промышленной сборки позволит не платить пошлину на импортируемые комплектующие при вывозе автомобиля из ОЭЗ на территорию России. В результате можно получить дополнительную экономию порядка 1–1,5 тыс. долл. на каждом автомобиле. Коммерческий директор компании Адиль Ширинов сообщил, что для организации 12 производств планируется привлечь ведущих мировых производителей автокомпонентов в качестве резидентов особой экономической зоны. Предполагается, что к 2011 г. уровень локализации производства автокомпонентов достигнет 70%, а в перспективе – 100%, с поставкой автокомпонентов и другим российским производителям.
Сейчас на рассмотрении в Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ находится вторая заявка. Рассматривается проект по переработке полимерного сырья.
Российские и иностранные инвесторы представили примерно одинаковое количество проектов. В ближайшее время будет получена заявка от китайского автопроизводителя Great Wall, который намерен организовать в Елабуге сборку внедорожников. Протокол о намерениях с правительством Татарстана компания подписала в ноябре на российско-китайском инвестиционном форуме в Пекине.
Правительство Республики Татарстан ведет целенаправленную работу по привлечению потенциальных резидентов для реализации инвестиционных проектов на территории особой экономической зоны. За три года планируется привлечь около 100 резидентов.
За рубежом – в Германии, Австрии, Франции, Польше, Чехии, Турции, Сингапуре, Китае – также постоянно проводятся презентации ОЭЗ. Организовано тесное взаимодействие с торговыми представительствами Российской Федерации и Республики Татарстан. Ведется адресная работа с крупнейшими зарубежными и отечественными предприятиями, заинтересованными в организации собственных производств в России.
Планируется, что в течение двух лет резиденты особой экономической зоны инвестируют в экономику республики не менее 68 млрд руб. Расчетная бюджетная окупаемость проекта ОЭЗ составит 5 лет и 11 месяцев, в том числе по капитальным вложениям из бюджета РФ – 4 года и 4 месяца, из бюджета Республики Татарстан – 8 лет и 9 месяцев. Объем платежей в различные уровни бюджетов за 12 лет (2006–2017 гг.) составит 101,4 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет – 72,5 млрд, в республиканский – 28,9 млрд (из них более 2,3 млрд – в первые три года).
Справка
Елабуга расположена в северо-восточной части Республики Татарстан, на правом берегу реки Камы, в 215 км от столицы республики – Казани. Численность населения составляет 67,5 тыс. человек. В городе работают предприятия нефтяной, автомобильной, перерабатывающей промышленности. На территории Елабужского района находится национальный парк «Нижняя Кама», входящий в состав государственного лесного фонда России.
Елабуга имеет богатую историю. Здесь родился и творил художник-пейзажист Иван Шишкин, долгие годы жила знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова. В Елабуге находится Дом памяти поэтессы Марины Цветаевой, множество музеев. В городе 209 памятников истории и культуры, охраняемых государством.
Елабуга – один из туристических центров Татарстана. Число туристов, посетивших здешние музеи, за пять последних лет увеличилось в 2,3 раза и достигло 135 тыс. человек. В августе 2007 г. город отметит 1000-летний юбилей.
Справка
Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» был принят в июле 2005 г. В результате в Санкт-Петербурге, Зеленограде, Дубне и Томске было принято решение создать ОЭЗ технико-внедренческого типа, а в Липецке и Елабуге – промышленно-производственного.
Для инвесторов на этих территориях предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налогов, пониженные налоговые ставки. Кроме того, здесь введен режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Чтобы повысить привлекательность особых экономических зон, глава Минэкономразвития России Герман Греф подписал с руководителями регионов, победивших в конкурсе на создание ОЭЗ, официальные соглашения об отмене всех местных налогов. Таким образом, резиденты освобождены от земельного, имущественного и транспортного налогов, а налог на прибыль будут платить по льготной 20%-ной ставке. Все названные преференции вводятся сроком на пять лет; на сегодняшний день они способны уменьшить издержки инвесторов почти на 30%. Кроме того, предполагается снижение административных барьеров через реализацию принципа «одного окна».
В целом на создание двух промышленно-производственных и четырех технико-внедренческих ОЭЗ в период до 2010 г. потребуется около 78 млрд руб., в том числе около 43 млрд из федерального бюджета, остальное – из бюджетов регионов. Правительство РФ надеется, что создание зон будет стимулировать приток инвестиций, прежде всего в перерабатывающий сектор экономики, в объеме не менее 300 млн долл. Производство продукции запланировано на уровне минимум 6 млрд руб. ежегодно.