25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 7733 Материалы по теме
Вопрос:
Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется за счет средств местных бюджетов. Федеральным законом № 3266-1 к ведению субъектов Федерации в области образования отнесено обеспечение государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Относится ли финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации?

Ответ:
Пунктом 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и городского округа отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального образования.
Подпунктом 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопроса обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, а также на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Федерации.
Согласно п. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» дошкольные образовательные учреждения не относятся к общеобразовательным учреждениям. Таким образом, финансовое обеспечение организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях является полномочием органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Вопрос:
Какие документы необходимо представить органам местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации для согласования безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в муниципальной собственности и используемого государственными учреждениями?

Ответ:
Пункт 3 ч. 8 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ содержит обязательное предписание органам местного самоуправления обеспечить до 1 января 2008 г. безвозмездную передачу в федеральную собственность имущества, находящегося в муниципальной собственности на день вступления в силу гл. 12 Федерального закона № 131-ФЗ и предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти в соответствии с разграничением полномочий, которое установлено с 1 января 2008 г. указанным федеральным законом и другими федеральными законами.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную установлен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. В соответствии с данным порядком решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В указанных нормах, а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 374, устанавливающем перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную, отсутствуют положения, предусматривающие необходимость согласия Министерства финансов Российской Федерации на принятие муниципального имущества, подлежащего в соответствии с законом безвозмездной передаче в федеральную собственность.

Вопрос:
В соответствии со ст. 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом субъекта Федерации может быть предусмотрено перечисление в бюджет субъекта Федерации субвенций из бюджетов муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта Федерации. Правомерно ли осуществление расчета субвенций из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в бюджет субъекта Федерации на 2007 г., исходя из оценки расчетных налоговых доходов муниципальных районов (городских округов) 2005 г.?

Ответ:
Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованных в соответствии с данным федеральным законом муниципальных образований приступают к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов, с 1 января 2006 г.
В связи с этим в 2005 г. на территориях вновь образованных муниципальных районов и городских округов бюджеты не формировались. Соответственно информация о расчетных налоговых доходах этих бюджетов за 2005 г. отсутствует. Бюджетным кодексом не предусмотрен расчет налоговых доходов в целях применения ст. 142.2 данного Кодекса на основе плановых показателей.
В вышеуказанных случаях утверждение законом субъекта Федерации объема субвенций, подлежащих перечислению из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в бюджет субъекта Федерации, на 2007 г. исходя из данных о расчетных налоговых доходах бюджетов муниципальных районов (городских округов) 2005 г. не представляется возможным.

Вопрос:
Из средств какого бюджета финансируются работы по описанию и утверждению границ муниципальных образований, которые должны быть произведены на основании ч. 3 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2009 г.?

Ответ:
Пунктом 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ органам государственной власти субъектов Федерации предписано до 1 марта 2005 г. установить границы муниципальных образований. Согласно ч. 3 ст. 85 данного закона при утверждении границ муниципальных образований во исполнение указанного требования допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2009 г.
Согласно подп. 36 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ решение вопроса определения границ муниципальных образований в установленном порядке относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Вопрос:
В каких случаях органы местного самоуправления должны привлекать финансовые организации для оказания услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 94-ФЗ?

Ответ:
Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен перечень финансовых услуг, для оказания которых федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В данный перечень включены следующие финансовые услуги:
    привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;
    открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;
    предоставление кредита;
    инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
    выдача банковских гарантий;
    услуги на рынке ценных бумаг;
    услуги по договору лизинга;
    страхование имущества;
    личное страхование, в том числе медицинское страхование;
    негосударственное пенсионное страхование;
    страхование ответственности.
Нарушение положений ч. 1 ст. 18 указанного федерального закона в соответствии с ч. 2 данной статьи является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования.

Вопрос:
Федеральным законом № 120-ФЗ признана утратившей силу ст. 44 Бюджетного кодекса, которая определяла понятие «финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации». Следует ли теперь при расчете предельного размера дефицита местного бюджета в соответствии с п. 5 ст. 92 Бюджетного кодекса включать в финансовую помощь получаемые дотации, которые являются собственными доходами местных бюджетов, и субвенции?
 
Ответ:
В соответствии с п. 5 ст. 92 Бюджетного кодекса размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации.
Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» из ст. 47 Бюджетного кодекса исключено положение о том, что финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета. В связи с этим при определении объема финансовой помощи для расчета предельного размера дефицита бюджета согласно п. 5 ст. 92 Бюджетного кодекса понятие «собственные доходы бюджета» не используется.
В соответствии с п. 2 ст. 181 Бюджетного кодекса в проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий. Таким образом, в объем финансовой помощи, на сумму которой уменьшаются доходы местного бюджета при расчете предельного размера дефицита бюджета, согласно п. 5 ст. 92 Бюджетного кодекса должны включаться поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Вопрос:
Возможно ли применение ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность при нецелевом использовании бюджетных средств, в случае нецелевого использования средств местных бюджетов?

Ответ:
Статьей 15.14 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде штрафа в случае использования бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, которые не соответствуют условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
В соответствии со ст. 281 Бюджетного кодекса неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного данным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. Согласно ст. 283 Бюджетного кодекса в перечне оснований для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации указано нецелевое использование бюджетных средств. Таким образом, ст. 15.14 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность за соответствующее административное правонарушение в отношении бюджетов всех уровней, включая местные бюджеты.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях субъект Федерации может установить, какой из органов исполнительной власти субъекта Федерации вправе осуществлять юрисдикционные полномочия при наличии совершенного в отношении средств регионального и местного бюджетов административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса об административных правонарушениях, при условии соответствующего воспроизведения диспозиции данной нормы об административной ответственности в законе субъекта Федерации.

Вопрос:
В соответствии с п. 1 ст. 232 Бюджетного кодекса доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. Согласно п. 2 данной статьи в случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. Распространяется ли п. 2 ст. 232 Бюджетного кодекса на доходы местных бюджетов в виде субвенций?

Ответ:
Пункт 2 ст. 232 Бюджетного кодекса не предусматривает каких-либо исключений и распространяется на все доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, в том числе на субвенции, которые ст. 41 данного Кодекса отнесены к доходам бюджета.
В соответствии с п. 4 ст. 140 Бюджетного кодекса распределение субвенций из регионального фонда компенсаций утверждается законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. Таким образом, при утверждении проекта решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год должны учитываться субвенции, выделяемые данному муниципальному образованию законом субъекта Федерации на очередной финансовый год.
В случае если в текущем финансовом году законом о бюджете субъекта Федерации для муниципального образования предусмотрены дополнительные ассигнования к субвенциям, утвержденным решением о бюджете муниципального образования, в решение о бюджете муниципального образования в соответствии с п. 2 ст. 232 Бюджетного кодекса должны быть внесены изменения.

Вопрос:
Пунктом 1 ст. 58 Бюджетного кодекса предусмотрено право субъектов Федерации устанавливать единые для всех поселений и/или муниципальных районов субъектов Федерации нормативы отчислений. Вправе ли субъекты Федерации установить единые нормативы отчислений от соответствующих налогов в бюджеты муниципальных районов, одновременно не устанавливая нормативы отчислений в бюджеты поселений?

Ответ:
Указанная статья предусматривает право субъектов Федерации своими законами установить единые нормативы отчислений от отдельных федеральных и/или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Федерации, бюджетам муниципальных районов без установления единых нормативов поселениям. В данном случае норматив отчислений в бюджет городского округа должен быть установлен в размере норматива, установленного для муниципальных районов субъекта Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи установлено также право субъектов Федерации определять дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц в счет замены дотации из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и регионального фонда финансовой поддержки поселений.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса субъекты Федерации обязаны установить единые и/или дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц с учетом зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Федерации от данного налога в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 указанной статьи.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно