Версия для печати 7491 Материалы по теме
После второй мировой войны Канада постепенно превратилась из отсталой аграрной страны в мощную индустриальную державу. Сегодня темпы роста ее экономики – одни из самых высоких среди развитых стран.
Олег ЩЕЛОВ

Из истории
Слово «Канада» происходит от индейского «каната» – деревня, поселение. Впервые название «Канада» упоминается в 1535 г. в отношении местности в районе нынешней провинции Квебек; в 1547 г. такое географическое название впервые появилось на карте. Символ страны – кленовый лист. Официального названия у Канады нет. Формально страна – конституционная монархия под управлением английской королевы Елизаветы II, фактически – федеративная парламентская республика под руководством премьер-министра. В состав Канады входят 10 провинций и три территории.

Справка
По предварительным данным за 2005 г., ВВП Канады составляет более 1,3 трлн канадских долларов, а ВВП на душу населения – 34 тыс. в год.
Структуру ВВП в 2005 г. можно представить следующим образом: обслуживание/услуги – 68,7%, промышленность – 29,1%, сельское хозяйство – 2,2%.
Валюта: канадский доллар (C$). 1 канадский доллар приблизительно равен 90 американским центам. Объем золотовалютных резервов – 33 млрд канадских долларов (декабрь 2005 г.). Инфляция составляет 2,2% (2005 г.). Государственный долг – 38,7% ВВП (2004/2005 г.). Учетная ставка Банка Канады – 4,25%.
Финансовый год длится с 1 апреля по 31 марта.

О языках
В Канаде два официальных языка: английский (на нем говорит 59,7% населения) и французский (23,2%). Французский язык доминирует в провинции Квебек, где его считают «своим» 85% жителей. Канада входит в британское Содружество наций и одновременно во французский Союз франкоговорящих наций. Среди самых популярных неофициальных языков – китайский, на котором общаются около 854 тыс. человек.

Население
На июль 2006 г. в Канаде проживало 33 098 932 человек, причем большая часть населения сосредоточена вдоль 160-километровой полосы канадско-американской границы и в провинциях Онтарио и Квебек. В стране имеется 34 этнические группы, насчитывающие по крайней мере 100 тыс. человек. Уровень безработицы в июне текущего года равнялся 6,1% (самый низкий показатель с 1974 г.). В провинциях/территориях отмечаются резкие колебания безработицы – от 3 до 14,8%.

Завидные успехи
Канада – одна из самых развитых и благополучных стран мира. В индексе качества жизни за 2005 г., составленном журналом The Economist, Канада занимает 14-е место из 111, а в 2006 г., по оценкам экспертов ООН, – 6-е место из 177. Еще лет 15 назад Канада страдала от бюджетного дефицита и была готова принять помощь Международного валютного фонда. Государство расточало средства направо и налево при скудных поступлениях в казну. Однако с 1993 г. ситуация постепенно начала выправляться, затраты стали более умеренными, потоки денег в бюджет возросли, и в результате доходы стали превышать расходы.
Но особенно заметными позитивные сдвиги стали в течение последних пяти лет. Экономический рост Канады – самый стабильный в «Большой семерке», куда, кроме нее, входят ведущие мировые державы: США, Япония, Британия, Германия, Франция и Италия. По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), у Канады лучшие финансовые позиции среди других государств, входящих в «Большую семерку». Правительству страны удается поддерживать сбалансированный бюджет с 1997 г.
оттава
Канада – единственный член «семерки», у которого в 2003–2005 гг. наблюдался бюджетный профицит. В 2004/2005 финансовом году профицит бюджета составил 1,5 млрд канадских долларов (0,1% ВВП), а в 2005/2006 г. приблизился к 8 млрд (0,6% ВВП).
Успех Канады обусловлен не только финансовой дисциплиной. Большие преимущества страна получила от торгового соглашения с США в 1989 г., а потом с Мексикой (Североамериканское соглашение по свободной торговле – NAFTA). Резкий рост цен почти на все природные ресурсы, включая нефть, газ, лес и металлы, тоже сделал свое дело. Страна кленового листа очень богата полезными ископаемыми, что делает ее экономику независимой от внешних поставок энергоносителей и сырья. Канада экспортирует зерно, лес, электричество, нефть, газ, уран и многие другие ресурсы и продукты. Доходы от экспорта составляют 1/3 ВВП. Львиная доля экспорта – более 85% – приходится на США. Очень важно и то, что, кроме США, основные потребители канадских природных ресурсов – Китай и другие страны Юго-Восточной Азии, экономика которых бурно развивается и требует колоссального количества сырья.
В прошлом году канадская экономика росла благодаря стабильному и устойчивому увеличению внутреннего спроса. Одновременно вот уже 15-й год подряд увеличивается объем экспорта, что делает экономический подъем более сбалансированным. В последнем квартале прошлого года прибыли корпораций были более чем на 13% выше, чем за тот же период 2004 г., и достигли рекордного объема – 14,6% ВВП. В условиях укрепления национальной валюты канадским компаниям сейчас выгодно приобретать импортное оборудование и технику – подобных вложений в прошлом году были на 10,7% больше, чем в 2004 г. А благодаря высоким ценам на энергоносители становится выгодным вкладывать деньги в нефтегазовую отрасль: здесь рост инвестиций самый высокий за последние 15 лет.

Головокружительный взлет канадского доллара
В то же время у экспертов вызывает тревогу чрезмерное укрепление курса канадского доллара по отношению к другим мировым валютам. Канадскую валюту толкает вверх постоянно усиливающийся в последние годы мировой спрос на природные ресурсы. С конца 2002 г. по первый квартал 2006 г. цены на нефть выросли почти на 120%, на газ – более чем на 80%, на медь, никель, цинк, алюминий – в среднем на 150%. Способствует укреплению канадской валюты и увеличение платежного дефицита в США. Совершенно очевидно, что усиление канадской валюты отрицательно влияет на канадские фирмы – экспортеры промышленных товаров.
канада-башни
В результате повышения курса канадского доллара по отношению к другим мировым валютам с января 2003 г. по конец 2005 г. занятость в промышленности сократилась на 173,9 тыс. человек. Однако на сегодняшний день это не отразилось негативно на общих экономических показателях, поскольку значительная часть рабочей силы «перелилась» из промышленных отраслей, притормозивших свой рост, в сферу обслуживания/услуг (недвижимость, образование, финансовые/страховые услуги и др.), а также в строительную индустрию – в целом в этих сегментах только в 2005 г. было создано 254,7 тыс. новых рабочих мест.
Общий высокий уровень занятости в свою очередь способствует росту доходов населения, которое начинает тратить больше денег на покупки. С конца 2004 г. по конец 2005 г. розничное потребление увеличилось почти на 4%. А низкие ставки по ипотечным кредитам и высокие доходы облегчают людям возможность возведения или покупки жилья. Инвестиции в жилье в первом квартале текущего года по сравнению с предыдущим кварталом увеличились на 14,2%. В итоге страна процветает. Однако дальнейшее укрепление канадского доллара чревато негативными последствиями для всей экономики. Отрицательно может отразиться на Канаде и сокращение спроса в США – главном торговом партнере Канады.

Щедрая рука консерваторов
С февраля 2006 г. пост премьер-министра Канады занимает лидер Консервативной партии Стивен Харпер, который обещал избирателям комбинацию из снижения налогов и поощрения инвестиционных проектов в бизнесе. В бюджете на текущий финансовый год (с 1 апреля по 31 марта) консерваторы предусмотрели отмену около 30 налогов в отношении физических и юридических лиц. Среди прочего намечается освобождение от уплаты налогов 655 тыс. малообеспеченных канадцев. Налоговая ставка на доходы физических лиц остается прогрессивной, минимальная ставка – 15,5%, но при этом повышается порог налогооблагаемой базы. Одновременно увеличивается число всевозможных льгот. Так, на каждого ребенка в возрасте до шести лет ежегодно будет выплачиваться 1,2 тыс. канадских долларов. Кроме того, с 1 января 2007 г. каждый канадец, официально работающий в организации любой формы собственности, получит освобождение от налогов на первую заработанную тысячу долларов. Пенсионеры не будут платить налог с первых 2 тыс. долларов дохода (ранее – с первой тысячи).
канада-воин
В соответствии с налоговыми новеллами к 2009 г. мелкие/средние предприниматели будут платить налог в размере 11% с годового дохода до 400 тыс. канадских долларов (ранее 12% с дохода до 300 тыс.). Кроме того, предусмотрены разные налоговые послабления для предпринимателей, которые набирают учеников и приобретают современные инструменты и оборудование для расширения и обновления бизнеса. Базовый корпоративный налог к 2010 г. предполагается уменьшить с 21 до 19%. Крупные компании, которые берут на себя исполнение пенсионных планов в отношении своих сотрудников, также получают налоговые льготы.
Снижаются и другие налоги, включая федеральный налог на товары/услуги – с 7 до 5%. С 975 до 490 канадских долларов уменьшена въездная плата для иммигрантов, прибывающих в Канаду для постоянного проживания. В совокупности все эти снижения означают, что только в течение ближайших двух лет федеральный бюджет недосчитается 20 млрд. В результате налоговая составляющая в ВВП снизится с 16,4% в 2004/2005 финансовом году до 15,5% в 2007/2008 г.; правда, за тот же период расходы предполагается сократить с 13,7 до 13%. Между тем премьер-министр уверен, что налоговая «недостача» с лихвой компенсируется сборами от бизнеса, который начнет функционировать эффективнее, и от граждан, доходы которых возрастут.
канада-маяк
Стивен Харпер намерен по-прежнему вести политику соблюдения бюджетной дисциплины. Правительство планирует сокращать федеральный долг на 3 млрд канадских долларов в год. К 2013/2014 финансовому году соотношение долга к ВВП должно снизиться до 25% (в 2004/2005 – 38,7%, в 1995/1996 – 68,4%). В дальнейшем консерваторы собираются увеличивать объем бюджета ежегодно в среднем на 4,3%.

Всем сестрам по серьгам
канада-маркет
Увеличение бюджета страны, который складывается из бюджетов разных уровней (федерального, провинций/территорий, муниципального), связано с хорошей собираемостью налогов. В последнее время сбор всех видов налогов растет, что объясняется повышением занятости и зарплаты. Налоги с доходов компаний увеличиваются по мере роста производства и прибылей. Одновременно растет спрос, что обусловливает значительные поступления от налога на товары/услуги. В общей обстановке подъема увеличиваются и другие сборы. В структуре доходов федерального бюджета за 2004/2005 финансовый год (198,4 млрд канадских долларов) самую большую долю составлял налог на доходы физических лиц – 89,8 млрд, затем шел налог на доходы компаний – около 30 млрд, налог на товары/услуги – 29,8 млрд, страховые премии (по безработице, болезни, временной нетрудоспособности, беременности, уходу за ребенком или членом семьи) – 17,3 млрд, другие налоговые сборы (таможенные пошлины на импортные товары, акцизы на алкоголь и табак, налог на энергию) – 16,7 млрд, другие поступления (доходы от государственных предприятий/активов) – 14,9 млрд.
оттава2
Расходная часть федерального бюджета зависит от общих доходов и включает в себя большое количество статей. Особенность канадского бюджета – так называемое выравнивание, впервые примененное в 1957 г., а в 1982 г. записанное в Конституцию. Суть его заключается в следующем. Поскольку плотность населения, приток иммигрантов, количество аборигенов, экономическое развитие, налоговые возможности и доходы местных бюджетов по всей стране неодинаковы, федеральные власти выделяют некоторым провинциям/территориям трансферты, которые выравнивают их социальное положение со средним показателем по стране. Расчетные стандарты выравнивания пересматриваются каждые пять лет. Кроме того, некоторым регионам могут выделяться особые трансферты, рассчитываемые с учетом суровых местных условий и соответственно высокой стоимости жизни; они так и называются – финансирование по территориальной формуле (TFF). В частности, для районов Крайнего Севера объем подобных выплат может составлять более 80% от всех местных бюджетных поступлений. По схемам выравнивания и TFF в 2004/2005 г. провинции/территории получили 13,3 млрд канадских долларов.
Значительную долю составили в 2004/2005 г. трансферты по федеральным программам здравоохранения и социальной поддержки – 23,1 млрд. Так, осуществлялась поддержка малообеспеченных семей, выплачивались различные пособия, оказывалась помощь престарелым и аборигенам. Кроме того, деньги из федерального бюджета выделялись на поддержку сельского хозяйства, реализацию программы доступного жилья и развитие инфраструктуры. В сумме объем средств, выделенных регионам по разным схемам и программам на социальные цели, включая выравнивание и TFF, составил 109,6 млрд канадских долларов.
Среди других крупных расходов выделяются затраты на погашение процентов по текущим государственным долгам (34,1 млрд), расходы на оборону (13,9 млрд) и общественную безопасность (6 млрд). В этом году значительные средства намечается выделить на государственные пенсионные программы (пенсионный план Канады и пенсионный план Квебека), чтобы облегчить бремя, лежащее на молодом поколении: сейчас пенсионные отчисления достигают 9,9% от зарплаты.

Кто кого кормит?
Стоит подчеркнуть, что Канада, в отличие, допустим, от Соединенных Штатов, которые можно назвать централизованной федерацией, – федерация децентрализованная. Здесь взаимоотношения центра с провинциями/территориями весьма сложны. С некоторыми регионами, например с провинцией Онтарио, федеральные власти заключают отдельные договоры, где в деталях оговариваются фискальные обязательства сторон. Иногда некоторые члены федерации отказываются принимать участие в затратных национальных проектах или программах. Так, Квебек не участвует в Национальном проекте помощи детям, решая этот вопрос самостоятельно на уровне провинции. Есть в Квебеке и собственная пенсионная программа.
Непростые фискальные связи центра с регионами заставляют пристально следить за прозрачностью трансфертов и аудитом – особенно в условиях, когда некоторые провинции увлеклись сепаратистскими настроениями. Зажиточные, с развитой промышленностью и высоким уровнем жизни регионы уже долгое время выясняют, «кто кого кормит», и очень недовольны тем, что значительная часть их доходов в виде налоговых сборов превращается в помощь отстающим провинциям. Особенно в этом отношении «отличился» франкоязычный Квебек, где дело дошло до референдума по отделению. Однако здравый смысл возобладал, и провинция осталась в составе федерации.
водопад-зима
В настоящее время центробежные страсти поутихли, не в последнюю очередь из-за высоких цен на полезные ископаемые. Некогда отсталые ресурсно-сырьевые регионы вырвались вперед, в том числе и по доходам на душу населения, и сейчас уже за счет выручки от продажи «их» природных ресурсов оказывается разного рода помощь всем остальным провинциям/территориям. Кстати, по расчетам аналитиков Банка Монреаля, рост производства в Квебеке сократится: с 5,2% в 2005 г. до 2,2% в 2006 г.
По данным за 2004 г., годовые доходы на душу населения выглядят следующим образом. Северные территории – 97,4 тыс. канадских долларов (население – 0,04 млн человек), Альберта – 58,4 тыс. (3,26 млн), Онтарио – 41,7 (12,54 млн), Саскачеван – 40,2 тыс. (0,99 млн), Ньюфаундленд – 37,6 тыс. (0,52 млн), Нунавут – 35,6 тыс. (0,03 млн), Квебек – 35,1 тыс. (7,6 млн), Новая Шотландия – 31,9 тыс. (0,94 млн), Нью-Брансуик – 30,5 тыс. (0,75 млн), остров Принца Эдуарда – 29,2 тыс. (0,14 млн).

Намеки Джима Флаерти
Бросается в глаза, что в ряде регионов расходы явно превышают доходы. Так, с 2000/2001 по 2005/2006 г. в провинциях/территориях рост затрат только на здравоохранение составил в среднем 7% в год, а их доходы повысились всего на 4,3%. Соответственно федеральные власти увеличили перечисления провинциям/территориям на те же цели за тот же период в среднем на 8,7%, хотя рост доходов в государственной казне составил только 2,6%.
Поэтому совсем не случайно министр финансов Канады Джим Флаерти недавно намекнул своим коллегам, министрам финансов провинций/территорий, что пора подумать об увеличении налогооблагаемой базы и поменьше рассчитывать на центр. Он напомнил, что федеральные власти не обязаны собирать налоги с граждан, а потом переводить деньги в регионы на осуществление разных программ. По его мнению, налогами должны основательно заняться в регионах (по канадским законам провинциальные, территориальные и местные органы власти наделены широкими фискальными полномочиями и при необходимости вправе устанавливать практически любые налоги; на местах могут взиматься налоги с физических и юридических лиц, с продаж, с добычи полезных ископаемых, с игорных заведений, спиртных напитков и табачных изделий, а также с недвижимости; прерогативой федеральных властей остаются только таможенные пошлины на импорт и налогообложение нерезидентов). Однако в ответ министры ряда провинций выразили беспокойство по поводу ослабления решимости консерваторов решать проблемы фискального дисбаланса между разными частями страны на федеральном уровне. Не согласны они и с тем, какие провинции и по каким критериям федеральные власти считают убыточными, а какие – доходными; по их мнению, провинция может быть «убыточной» только из-за того, что несет на себе непомерное бремя поддержки других провинций/территорий.
Поделиться