На вопросы "РГ" ответил один из авторов законопроекта, руководитель правозащитной организации "Право ребенка", член Общественной палаты Борис Альтшулер.
Российская газета: Борис Львович, насколько сейчас общество имеет возможность контролировать, как живется детям в сиротских заведениях?
Борис Альтшулер: Такого систематического контроля сегодня не существует, поскольку проникнуть в детские, социальные учреждения "человеку с улицы", каким воспринимает администрация этих заведений представителя общественной организации, практически нереально. Оговорюсь: там, где руководители нормальные, порядочные люди, у которых детей не обижают, где не воруют, не избавляются от "неудобных" воспитанников с помощью психиатрии, где, коротко говоря, нечего скрывать от общественных наблюдателей, там еще можно договориться о контактах и сотрудничестве. А вот там, где есть что скрывать, в такие детдома, интернаты, социальные приюты попасть невозможно. И не только общественникам. Даже у членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с этим бывают проблемы.
РГ: Имеет ли сегодня Россия такой опыт контроля на региональном уровне - может, в каких-то субъектах подобные законы уже приняты и действуют?
Альтшулер: В Пермском крае, где очень сильное общественное движение, общественный контроль хорошо работает уже несколько лет. И не только в "детской" сфере, но и в других - в собесовских учреждениях, в домах престарелых, в интернатах для инвалидов, например. Не знаю, приняли ли они свой краевой закон, как собирались, но постановление губернатора на этот счет было. Там уже целые технологии разработаны, свои ноу-хау, и все это работает, дает хорошие результаты.
Кстати, и в основе нашего законопроекта положены принципы уже действующего с 2008 года федерального закона об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах лишения свободы. При этом мы в своем законопроекте смогли учесть те проблемы правоприменительной практики, которые проявились за год с небольшим действия этого закона. Например, члены региональной наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав детей должны иметь право контроля учреждений всех субъектов, входящих в данный федеральный округ. То есть, если, допустим, поступил тревожный сигнал о неблагополучной ситуации в каком-то сиротском интернате в Калужской области, туда смогут выехать с проверкой члены комиссии Московской области или любого другого региона ЦФО. Считаем это необходимым, т.к. в "своем" субъекте Федерации общественники зачастую слишком зависимы от региональных властей. И возможность "внешнего" наблюдения сделает всю систему общественного контроля гораздо более действенной.
РГ: Какие права предполагает законопроект для общественных наблюдателей?
Альтшулер: Члены региональной комиссии имеют право посещать по своей инициативе все детские стационарные учреждения, включая воспитательные колонии. При этом они не обязаны заранее уведомлять о своем визите ни администрацию этих учреждений, ни их вышестоящие ведомственные органы. Могут прийти не одни, а с так называемыми доверенными специалистами - скажем, при необходимости это может быть психолог, который сможет поработать с детьми, или бухгалтер, или юрист. Разработана и процедура привлечения профессионалов к проведению общественного контроля. Такие доверенные специалисты должны персонально утверждаться региональной комиссией и входить в специальный список, который будет передаваться в ведомственные органы управления и руководителям всех детдомов, приютов, спецшкол для несовершеннолетних правонарушителей и т.д. Также наш законопроект предусматривает право членов комиссии проводить конфиденциальные беседы с несовершеннолетними, знакомиться с личными делами воспитанников.
Галина Брынцева
Источник: "Российская газета"