Проблему отсутствия необходимой статистической информации и/или ее несоответствия действительности комментирует Вячеслав Степанович ТИМЧЕНКО, председатель Комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления уполномочены осуществлять принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Также они могут организовывать сбор статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставлять указанные данные органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 670. Согласно этому постановлению Росстат не только утверждает соответствующие формы федерального государственного статистического наблюдения, но и оказывает методологическую и консультационную помощь органам местного самоуправления в организации сбора, обработки и формирования статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования. Имеется целый ряд утвержденных Росстатом форм федерального статистического наблюдения, по которым органы местного самоуправления обязаны собирать и предоставлять информацию его территориальным органам.
При этом порядок сбора статистической информации, необходимой для представления статистической отчетности, а также для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования, федеральными актами не определяется. В связи с этим органы местного самоуправления вправе собственными правовыми актами определять такой порядок: имеется и судебная практика, признающая это законным. Так, арбитражный суд отказал в удовлетворении требования прокурора признать недействительным постановление мэра Таганрога от 21 января 2009 г. № 394 «О введении на территории муниципального образования город Таганрог муниципального статистического наблюдения». Суд пояснил, что право органов местного самоуправления вести собственный статистический учет вытекает из полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ, а также Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»1.
Таким образом, сбор статистической информации органами местного самоуправления рассматривается законодательством как полномочие по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходы на реализацию вопросов местного значения финансируются из местных бюджетов без каких-либо ограничений. Следовательно, муниципальная статистика может и должна финансироваться за счет местных бюджетов в рамках расходов на решение вопросов местного значения.
Что касается иных возможностей сбора необходимой статистической информации, можно добавить, что ч. 12 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» предоставляет право органам местного самоуправления затребовать такие данные в органах Росстата. Это может быть однократный письменный запрос, но, если необходим постоянный обмен информацией, закон предусматривает заключение специального соглашения об информационном взаимодействии между органами Росстата и органами местного самоуправления. В любом случае информация предоставляется органам местного самоуправления бесплатно и в срок не более 15 календарных дней.
Таким образом, действующей системой нормативно-правовых актов органам местного самоуправления в целом обеспечена возможность сбора и получения необходимой статистической информации. Безусловно, существуют определенные пробелы и проблемы, поэтому звучат предложения принять специальный закон о муниципальной статистике, чтобы урегулировать эти вопросы полно и комплексно. В настоящее время целесообразность принятия такого закона прорабатывается специалистами нашего комитета.
Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления уполномочены осуществлять принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Также они могут организовывать сбор статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставлять указанные данные органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 670. Согласно этому постановлению Росстат не только утверждает соответствующие формы федерального государственного статистического наблюдения, но и оказывает методологическую и консультационную помощь органам местного самоуправления в организации сбора, обработки и формирования статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования. Имеется целый ряд утвержденных Росстатом форм федерального статистического наблюдения, по которым органы местного самоуправления обязаны собирать и предоставлять информацию его территориальным органам.
При этом порядок сбора статистической информации, необходимой для представления статистической отчетности, а также для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования, федеральными актами не определяется. В связи с этим органы местного самоуправления вправе собственными правовыми актами определять такой порядок: имеется и судебная практика, признающая это законным. Так, арбитражный суд отказал в удовлетворении требования прокурора признать недействительным постановление мэра Таганрога от 21 января 2009 г. № 394 «О введении на территории муниципального образования город Таганрог муниципального статистического наблюдения». Суд пояснил, что право органов местного самоуправления вести собственный статистический учет вытекает из полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ, а также Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»1.
Таким образом, сбор статистической информации органами местного самоуправления рассматривается законодательством как полномочие по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходы на реализацию вопросов местного значения финансируются из местных бюджетов без каких-либо ограничений. Следовательно, муниципальная статистика может и должна финансироваться за счет местных бюджетов в рамках расходов на решение вопросов местного значения.
Что касается иных возможностей сбора необходимой статистической информации, можно добавить, что ч. 12 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» предоставляет право органам местного самоуправления затребовать такие данные в органах Росстата. Это может быть однократный письменный запрос, но, если необходим постоянный обмен информацией, закон предусматривает заключение специального соглашения об информационном взаимодействии между органами Росстата и органами местного самоуправления. В любом случае информация предоставляется органам местного самоуправления бесплатно и в срок не более 15 календарных дней.
Таким образом, действующей системой нормативно-правовых актов органам местного самоуправления в целом обеспечена возможность сбора и получения необходимой статистической информации. Безусловно, существуют определенные пробелы и проблемы, поэтому звучат предложения принять специальный закон о муниципальной статистике, чтобы урегулировать эти вопросы полно и комплексно. В настоящее время целесообразность принятия такого закона прорабатывается специалистами нашего комитета.
Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.