В начале 2010 года компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» и Координационный центр «Система» объявили об объединении усилий для работы на рынке консалтинга и информационных технологий для регионов и муниципалитетов. О перспективах и преимуществах сотрудничества двух компаний мы поговорили с генеральным директором БФТ Александром Наумовичем МОНОСОВЫМ и президентом КЦ «Система» Верой Анатольевной РАДИНОЙ.
«Бюджет»: Что подтолкнуло две известные и успешные компании объединить свои усилия на рынке информационных технологий?
А. Н. Моносов: К этому решению нас подтолкнули интересы и потребности пользователей наших программных продуктов. Обе компании начали работать в 1997 году и стояли у истоков автоматизации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях. За это время был накоплен уникальный опыт, разработано множество авторских методик и реализованы сотни проектов. В любом бизнесе не принято, мягко говоря, обмениваться «ноу-хау». Наш рынок не исключение. В результате страдают пользователи — органы государственной власти и местного самоуправления, а ведь именно от используемых технологий и методологии зависит эффективность управленческих решений и, как следствие, качество жизни населения нашей страны.
Основатель и бессменный руководитель КЦ «Система» Вера Анатольевна Радина имеет огромный практический опыт работы в самых различных областях экономики. Этот опыт и глубокое знание бюджетного процесса позволили ей разработать уникальные методики учета и оценки эффективности управления общественными финансами, которые хорошо себя зарекомендовали и успешно используются в ряде регионов. Пожалуй, такого опыта нет ни у одного игрока на российском рынке, в том числе и у БФТ. И я уверен, что эти методики, воплощенные в технологии БФТ, будут востребованы во всех регионах России.
«Бюджет»: Объединение, несомненно, затронет интересы ваших клиентов, чего им ждать?
А. Н. Моносов: В результате объединения компаний на рынке появляется крупнейший поставщик комплексных ИТ-решений для финансово-экономических органов регионов и муниципальных образований, а в течение ближайших лет и для других отраслей государственного и муниципального управления. Достижение столь амбициозных целей станет возможным за счет объединения хорошо зарекомендовавших себя методологических разработок КЦ «Система» и передовых технологических решений БФТ. Что касается клиентов обеих компаний, думаю, это тот редкий случай, когда все будут в выигрыше: клиенты БФТ получат доступ к уникальным методологическим разработкам и консалтинговой экспертизе, которые будут привнесены в продукты БФТ, а пользователи продуктов КЦ «Система» смогут использовать высокотехнологичные программные решения.
В. А. Радина: После завершения процедуры объединения на рынке появятся усиленная компания БФТ, вобравшая в себя сильные стороны двух фирм, и новая компания — «Комплексное управление бюджетом», которая займется исключительно методологией управления общественными финансами. Дальнейшее развитие получит опыт проведения семинаров с руководителями и специалистами финансовых служб, на которых будут рассматриваться актуальные проблемы управления бюджетными средствами и пути их решения на основе новых методологических и информационно-технологических решений. КЦ «Система» будет существовать до полной замены установленной в регионах автоматизированной системы на усовершенствованный программный продукт компании БФТ и будет осуществлять поддержку и сопровождение существующих проектов в полном объеме.
«Бюджет»: Александр Наумович, вы не против, если мы расширим рамки нашего интервью и коснемся вопросов, связанных непосредственно с деятельностью компании БФТ?
А. Н. Моносов: Полагаю, что не использовать возможность обратиться к читателям вашего журнала было бы неразумно, так о чем речь?
«Бюджет»: БФТ — единственная в России ИТ-компания, предлагающая новый подход к организации бюджетного процесса регионов и уже имеющая опыт по его внедрению и промышленной эксплуатации. В чем суть этого нового подхода?
А. Н. Моносов: Да, действительно, БФТ на сегодняшний день единственная на ИT-рынке компания, предлагающая полностью централизованное решение по организации бюджетного процесса региона. Все остальные игроки представляют разрозненные продукты с отдельными инсталляциями в финансовом органе субъекта и в финансовых органах муниципальных образований. Уникальность нашего решения состоит в его централизованности: единая комплексная система автоматизации бюджетного процесса самого субъекта РФ, всех муниципальных образований, работа всех распорядителей и получателей бюджетных средств сосредоточена в одной базе данных. Предлагаемое решение предоставляет возможность существенно сэкономить на серверной технике, ее обслуживании и приобретении лицензированного программного обеспечения, отражает лучшие мировые практики по управлению крупными территориально и организационно распределенными финансовыми структурами и уже промышленно эксплуатируется в Кабардино-Балкарской Республике.
Работа по реформированию финансово-бюджетной системы Кабардино-Балкарии началась осенью 2008 года, а к началу 2009 года новая система была запущена в промышленную эксплуатацию и одновременно обслуживала и республиканский бюджет, и 132 местных бюджета. Это — первый в России практический опыт централизованного исполнения всех бюджетов на территории субъекта, до сих пор все решения по автоматизации были децентрализованными. На данный момент к системе «АЦК-Финансы» подключено 498 бюджетных учреждений в режиме онлайн и 992 бюджетополучателя в режиме офлайн. Общее количество работающих в системе пользователей превысило 1500, а количество обрабатываемых ежедневно электронных документов составило более 10 тысяч. Права местных властей в таком случае ничуть не ущемляются, их полномочия не делегируются. Каждый пользователь заходит в «свой» участок системы, где проводит все доступные ему в соответствии с функциональными обязанностями операции. Но представители региональной власти в режиме онлайн могут осуществлять мониторинг исполнения местных бюджетов, контролировать, как на самом деле в бюджете отдельного города, района или поселения используются средства межбюджетных трансфертов. А значит, и все решения, в частности по своевременному выделению межбюджетных трансфертов либо предоставлению бюджетных кредитов местным бюджетам, могут приниматься максимально оперативно и взвешенно.
«Бюджет»: Комплексное решение, предлагаемое компанией БФТ, удачно вписывается в концепцию «Электронного правительства». Ставили ли вы для себя такую задачу изначально?
А. Н. Моносов: В настоящий момент мы рассматриваем предлагаемый нами подход как базис для построения электронного правительства, ведь для электронного правительства необходимо предоставление гарантированно достоверной и оперативной информации простым и доступным способом, а при грамотно выстроенной методологии управления общественными финансами комплексная система, включающая в себя государственный/муниципальный заказ, планирование и исполнение бюджета, формирование отчетности, сделает бюджет максимально прозрачным для всех участников бюджетного процесса и, главное, для лиц, принимающих решения.
«Бюджет»: Вера Анатольевна, в начале интервью говорилось об уникальности ваших решений. В чем же заключается эта уникальность?
В. А. Радина: Приоритетом стратегии компании является создание механизмов для проведения в автоматическом режиме детального и полного анализа бюджета, эффективного управления бюджетными средствами с целью минимизации привлечения заемных средств, ежедневного контроля целевого использования и управления средствами межбюджетных трансфертов, оптимизации собственных расходов. Постоянное осуществление методического сопровождения работы финансовых органов, анализ бюджетов позволили разработать уникальную методологию, направленную на предоставление качественного инструмента для решения задач по реформированию общественных финансов. Так, мы провели оценку качества планирования, исполнения и управления средствами бюджетов муниципальных образований Калужской области за 2008 год по 146 критериям. В результате выявилась необходимость автоматизации проведения такой оценки для регулярного мониторинга местных бюджетов и новых подходов к их анализу. В нашем программном продукте доходы бюджетов дифференцированы по источникам поступлений: целевые средства — межбюджетные трансферты, доходы от предпринимательской деятельности и собственные доходы. Так, на местном уровне межбюджетные трансферты подразделяются на федеральные, региональные и межбюджетные трансферты из нижестоящих бюджетов. По такому же принципу были разделены и расходы. Очевидно, что по целевым средствам доходы с учетом остатков средств на начало года должны быть равны расходам.
Самая главная задача — это выделение расходов, осуществляемых за счет собственных средств, что необходимо для определения финансового состояния бюджетов. Это нововведение значительно облегчает планирование и позволяет сбалансировать бюджет в целом и по целевым, и по собственным средствам, а следовательно, эффективно управлять бюджетными средствами. Этот принцип дифференциации доходов и расходов позволяет установить и проанализировать остатки средств, что обычно вызывает наибольшие затруднения. По результатам анализа бюджетов одного из субъектов РФ было установлено, что на конец года не было использовано 17,7 процента выделенных муниципальным образованиям межбюджетных трансфертов. В другом субъекте было выявлено, что в бюджетах районов и городов остаток неизрасходованных межбюджетных трансфертов составил 1,4 миллиарда рублей. А в то же время областной центр из-за дефицита средств бюджета был вынужден взять коммерческий кредит на эту сумму.
Проведенный анализ бюджетов целого ряда субъектов дал аналогичную картину. Из-за несбалансированности бюджетов государство теряет миллионы и даже миллиарды, выплачивая банкам проценты по кредитам, без которых можно было бы обойтись. Нами разработаны инструменты, позволяющие оптимально выстроить систему управления бюджетными средствами, чтобы финансисты (и вообще лица, принимающие решения) смогли выявить собственные резервы, выработать новые методики распределения межбюджетных трансфертов, обеспечить сбалансированность бюджетов, что открывает новые возможности в экономии бюджетных средств. Особенно это актуально сейчас, в условиях кризиса. Когда все говорят о снижении расходов, мы предлагаем механизм для проведения автоматизированного анализа бюджетов с целью выявления скрытых резервов. А они есть и очень значительные — до 10 процентов общих расходов бюджета. Очень хочется предоставить возможность руководителям видеть их и эффективно использовать.
«Бюджет»: Александр Наумович, Вера Анатольевна, спасибо за развернутые ответы и в конце нашей беседы прошу вас сказать еще несколько слов об объединении компаний.
А. Н. Моносов: Целью объединения компаний является создание и предоставление руководству региональных и муниципальных органов власти максимально эффективных информационно-методологических инструментов для осуществления функций государственного/муниципального управления.
В. А. Радина: Объединение ресурсов и уникального опыта двух компаний позволит уже в ближайшее время предложить руководству органов государственного и муниципального управления новые продукты и услуги, которые будут обеспечивать получение информации в автоматическом режиме для принятия оптимальных своевременных решений по управлению средствами бюджетов, выявления и эффективного использования скрытых резервов, повышения качества бюджетного процесса и финансового менеджмента.
Родился в 1970 г. в городе Ленинграде.
В 1993 г. окончил Санкт-Петербургский Технический университет, в 2002 г. — Международный банковский институт.
В 1994–2002 гг. работал в банках «Национальный кредит»
и Интурбанк.
В 2002 г. создал и возглавил компании БИС Северо-Запад и БСС Северо-Запад, продвигающие современные информационные решения для банковского и финансового сектора в Северо-Западном регионе России и странах СНГ.
С 2009 г. возглавляет БФТ.
Окончила Хабаровский институт народного хозяйства
и Нью-Йоркский университет. Доктор экономических наук, профессор Международной академии бизнеса. Занимала ответственные должности в Министерстве топливной промышленности РСФСР, Госснабе и Минстройдормаше СССР. Работала вице-президентом АО «Траст» и заместителем председателя правления банков «Российский кредит» и «Всероссийский банк развития регионов».
С 1997 г. президент КЦ «Система».
Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.
«Бюджет»: Что подтолкнуло две известные и успешные компании объединить свои усилия на рынке информационных технологий?
А. Н. Моносов: К этому решению нас подтолкнули интересы и потребности пользователей наших программных продуктов. Обе компании начали работать в 1997 году и стояли у истоков автоматизации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях. За это время был накоплен уникальный опыт, разработано множество авторских методик и реализованы сотни проектов. В любом бизнесе не принято, мягко говоря, обмениваться «ноу-хау». Наш рынок не исключение. В результате страдают пользователи — органы государственной власти и местного самоуправления, а ведь именно от используемых технологий и методологии зависит эффективность управленческих решений и, как следствие, качество жизни населения нашей страны.
Основатель и бессменный руководитель КЦ «Система» Вера Анатольевна Радина имеет огромный практический опыт работы в самых различных областях экономики. Этот опыт и глубокое знание бюджетного процесса позволили ей разработать уникальные методики учета и оценки эффективности управления общественными финансами, которые хорошо себя зарекомендовали и успешно используются в ряде регионов. Пожалуй, такого опыта нет ни у одного игрока на российском рынке, в том числе и у БФТ. И я уверен, что эти методики, воплощенные в технологии БФТ, будут востребованы во всех регионах России.
«Бюджет»: Объединение, несомненно, затронет интересы ваших клиентов, чего им ждать?
А. Н. Моносов: В результате объединения компаний на рынке появляется крупнейший поставщик комплексных ИТ-решений для финансово-экономических органов регионов и муниципальных образований, а в течение ближайших лет и для других отраслей государственного и муниципального управления. Достижение столь амбициозных целей станет возможным за счет объединения хорошо зарекомендовавших себя методологических разработок КЦ «Система» и передовых технологических решений БФТ. Что касается клиентов обеих компаний, думаю, это тот редкий случай, когда все будут в выигрыше: клиенты БФТ получат доступ к уникальным методологическим разработкам и консалтинговой экспертизе, которые будут привнесены в продукты БФТ, а пользователи продуктов КЦ «Система» смогут использовать высокотехнологичные программные решения.
В. А. Радина: После завершения процедуры объединения на рынке появятся усиленная компания БФТ, вобравшая в себя сильные стороны двух фирм, и новая компания — «Комплексное управление бюджетом», которая займется исключительно методологией управления общественными финансами. Дальнейшее развитие получит опыт проведения семинаров с руководителями и специалистами финансовых служб, на которых будут рассматриваться актуальные проблемы управления бюджетными средствами и пути их решения на основе новых методологических и информационно-технологических решений. КЦ «Система» будет существовать до полной замены установленной в регионах автоматизированной системы на усовершенствованный программный продукт компании БФТ и будет осуществлять поддержку и сопровождение существующих проектов в полном объеме.
«Бюджет»: Александр Наумович, вы не против, если мы расширим рамки нашего интервью и коснемся вопросов, связанных непосредственно с деятельностью компании БФТ?
А. Н. Моносов: Полагаю, что не использовать возможность обратиться к читателям вашего журнала было бы неразумно, так о чем речь?
«Бюджет»: БФТ — единственная в России ИТ-компания, предлагающая новый подход к организации бюджетного процесса регионов и уже имеющая опыт по его внедрению и промышленной эксплуатации. В чем суть этого нового подхода?
А. Н. Моносов: Да, действительно, БФТ на сегодняшний день единственная на ИT-рынке компания, предлагающая полностью централизованное решение по организации бюджетного процесса региона. Все остальные игроки представляют разрозненные продукты с отдельными инсталляциями в финансовом органе субъекта и в финансовых органах муниципальных образований. Уникальность нашего решения состоит в его централизованности: единая комплексная система автоматизации бюджетного процесса самого субъекта РФ, всех муниципальных образований, работа всех распорядителей и получателей бюджетных средств сосредоточена в одной базе данных. Предлагаемое решение предоставляет возможность существенно сэкономить на серверной технике, ее обслуживании и приобретении лицензированного программного обеспечения, отражает лучшие мировые практики по управлению крупными территориально и организационно распределенными финансовыми структурами и уже промышленно эксплуатируется в Кабардино-Балкарской Республике.
Работа по реформированию финансово-бюджетной системы Кабардино-Балкарии началась осенью 2008 года, а к началу 2009 года новая система была запущена в промышленную эксплуатацию и одновременно обслуживала и республиканский бюджет, и 132 местных бюджета. Это — первый в России практический опыт централизованного исполнения всех бюджетов на территории субъекта, до сих пор все решения по автоматизации были децентрализованными. На данный момент к системе «АЦК-Финансы» подключено 498 бюджетных учреждений в режиме онлайн и 992 бюджетополучателя в режиме офлайн. Общее количество работающих в системе пользователей превысило 1500, а количество обрабатываемых ежедневно электронных документов составило более 10 тысяч. Права местных властей в таком случае ничуть не ущемляются, их полномочия не делегируются. Каждый пользователь заходит в «свой» участок системы, где проводит все доступные ему в соответствии с функциональными обязанностями операции. Но представители региональной власти в режиме онлайн могут осуществлять мониторинг исполнения местных бюджетов, контролировать, как на самом деле в бюджете отдельного города, района или поселения используются средства межбюджетных трансфертов. А значит, и все решения, в частности по своевременному выделению межбюджетных трансфертов либо предоставлению бюджетных кредитов местным бюджетам, могут приниматься максимально оперативно и взвешенно.
«Бюджет»: Комплексное решение, предлагаемое компанией БФТ, удачно вписывается в концепцию «Электронного правительства». Ставили ли вы для себя такую задачу изначально?
А. Н. Моносов: В настоящий момент мы рассматриваем предлагаемый нами подход как базис для построения электронного правительства, ведь для электронного правительства необходимо предоставление гарантированно достоверной и оперативной информации простым и доступным способом, а при грамотно выстроенной методологии управления общественными финансами комплексная система, включающая в себя государственный/муниципальный заказ, планирование и исполнение бюджета, формирование отчетности, сделает бюджет максимально прозрачным для всех участников бюджетного процесса и, главное, для лиц, принимающих решения.
«Бюджет»: Вера Анатольевна, в начале интервью говорилось об уникальности ваших решений. В чем же заключается эта уникальность?
В. А. Радина: Приоритетом стратегии компании является создание механизмов для проведения в автоматическом режиме детального и полного анализа бюджета, эффективного управления бюджетными средствами с целью минимизации привлечения заемных средств, ежедневного контроля целевого использования и управления средствами межбюджетных трансфертов, оптимизации собственных расходов. Постоянное осуществление методического сопровождения работы финансовых органов, анализ бюджетов позволили разработать уникальную методологию, направленную на предоставление качественного инструмента для решения задач по реформированию общественных финансов. Так, мы провели оценку качества планирования, исполнения и управления средствами бюджетов муниципальных образований Калужской области за 2008 год по 146 критериям. В результате выявилась необходимость автоматизации проведения такой оценки для регулярного мониторинга местных бюджетов и новых подходов к их анализу. В нашем программном продукте доходы бюджетов дифференцированы по источникам поступлений: целевые средства — межбюджетные трансферты, доходы от предпринимательской деятельности и собственные доходы. Так, на местном уровне межбюджетные трансферты подразделяются на федеральные, региональные и межбюджетные трансферты из нижестоящих бюджетов. По такому же принципу были разделены и расходы. Очевидно, что по целевым средствам доходы с учетом остатков средств на начало года должны быть равны расходам.
Самая главная задача — это выделение расходов, осуществляемых за счет собственных средств, что необходимо для определения финансового состояния бюджетов. Это нововведение значительно облегчает планирование и позволяет сбалансировать бюджет в целом и по целевым, и по собственным средствам, а следовательно, эффективно управлять бюджетными средствами. Этот принцип дифференциации доходов и расходов позволяет установить и проанализировать остатки средств, что обычно вызывает наибольшие затруднения. По результатам анализа бюджетов одного из субъектов РФ было установлено, что на конец года не было использовано 17,7 процента выделенных муниципальным образованиям межбюджетных трансфертов. В другом субъекте было выявлено, что в бюджетах районов и городов остаток неизрасходованных межбюджетных трансфертов составил 1,4 миллиарда рублей. А в то же время областной центр из-за дефицита средств бюджета был вынужден взять коммерческий кредит на эту сумму.
Проведенный анализ бюджетов целого ряда субъектов дал аналогичную картину. Из-за несбалансированности бюджетов государство теряет миллионы и даже миллиарды, выплачивая банкам проценты по кредитам, без которых можно было бы обойтись. Нами разработаны инструменты, позволяющие оптимально выстроить систему управления бюджетными средствами, чтобы финансисты (и вообще лица, принимающие решения) смогли выявить собственные резервы, выработать новые методики распределения межбюджетных трансфертов, обеспечить сбалансированность бюджетов, что открывает новые возможности в экономии бюджетных средств. Особенно это актуально сейчас, в условиях кризиса. Когда все говорят о снижении расходов, мы предлагаем механизм для проведения автоматизированного анализа бюджетов с целью выявления скрытых резервов. А они есть и очень значительные — до 10 процентов общих расходов бюджета. Очень хочется предоставить возможность руководителям видеть их и эффективно использовать.
«Бюджет»: Александр Наумович, Вера Анатольевна, спасибо за развернутые ответы и в конце нашей беседы прошу вас сказать еще несколько слов об объединении компаний.
А. Н. Моносов: Целью объединения компаний является создание и предоставление руководству региональных и муниципальных органов власти максимально эффективных информационно-методологических инструментов для осуществления функций государственного/муниципального управления.
В. А. Радина: Объединение ресурсов и уникального опыта двух компаний позволит уже в ближайшее время предложить руководству органов государственного и муниципального управления новые продукты и услуги, которые будут обеспечивать получение информации в автоматическом режиме для принятия оптимальных своевременных решений по управлению средствами бюджетов, выявления и эффективного использования скрытых резервов, повышения качества бюджетного процесса и финансового менеджмента.
Справка «Бюджета»
Александр Наумович МОНОСОВ, генеральный директор компании «БФТ»Родился в 1970 г. в городе Ленинграде.
В 1993 г. окончил Санкт-Петербургский Технический университет, в 2002 г. — Международный банковский институт.
В 1994–2002 гг. работал в банках «Национальный кредит»
и Интурбанк.
В 2002 г. создал и возглавил компании БИС Северо-Запад и БСС Северо-Запад, продвигающие современные информационные решения для банковского и финансового сектора в Северо-Западном регионе России и странах СНГ.
С 2009 г. возглавляет БФТ.
Справка «Бюджета»
Вера Анатольевна РАДИНА, президент КЦ «Система»Окончила Хабаровский институт народного хозяйства
и Нью-Йоркский университет. Доктор экономических наук, профессор Международной академии бизнеса. Занимала ответственные должности в Министерстве топливной промышленности РСФСР, Госснабе и Минстройдормаше СССР. Работала вице-президентом АО «Траст» и заместителем председателя правления банков «Российский кредит» и «Всероссийский банк развития регионов».
С 1997 г. президент КЦ «Система».
Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.