Версия для печати 5192 Материалы по теме
Об итогах развития системы госзаказа в 2004–2009 годах и перспективах на будущее
попова
Выступление статс-секретаря, заместителя министра экономического развития Анны Владиславовны Поповой на пленарном заседании Форума-выставки «Госзаказ-2010».

За четыре с лишним года, которые прошли с момента принятия новой нормативной базы о размещении государственных заказов и ключевого закона № 94-ФЗ (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». — Прим. ред.), произошли настолько грандиозные изменения, что можно уверенно сказать: ни в одной другой сфере экономики России нет такой динамики. Мы прошли путь от полного отсутствия каких-либо правил закупок до детальной, прозрачной регламентации всех процедур с конкретными санкциями за их несоблюдение, конкретными возможностями для предпринимателей защитить свои права при размещении госзаказа. Результаты очевидны: за четыре года экономия бюджетных средств составила 770 млрд руб., ни один нормативный акт не принес государству такого эффекта. Такая экономия была получена прежде всего за счет того, что существовавшая ранее возможность устанавливать субъективные требования к участникам торгов была заменена на качественное финансовое обеспечение исполнения контрактов, то есть административная предварительная квалификация заменена на экономическую. Законом предусмотрена предквалификация, но она зависит не от субъективного мнения чиновника, а от экономической возможности предпринимателя исполнить контракт. Сегодня мы получаем предложения от ряда федеральных заказчиков о целесообразности расширения сфер, где возможна предварительная квалификация, и мы готовы это обсуждать. Примером в данном случае являются НИОКР, и нам удалось договориться с участниками этой сферы об установлении объективных и прозрачных критериев предварительной квалификации, это наше единственное условие.

Исключение страхования исполнения контрактов

На Форуме «Госзаказ-2009» много говорилось о необходимости исключения такого вида финансового обеспечения, как страхование. Одним из наиболее важных пакетов поправок, принятых в августе 2009 года, стали поправки, полностью исключившие страхование госконтрактов при электронных аукционах. В будущем мы предлагаем полностью исключить страхование ответственности из Федерального закона № 94-ФЗ, оставив только гарантии и поручительство финансово надежных компаний. Совместно со страховыми компаниями сейчас разрабатывается введение в наше гражданское законодательство такой формы, как страховое поручительство, которое, возможно, будет введено в Федеральный закон № 94-ФЗ.
Минэкономразвития считает, что проблема участия в торгах фирм с фиктивным обеспечением, фирм-«однодневок», во многом решена благодаря исключению страховок. Начатый на федеральном уровне эксперимент по переходу на электронные аукционы без страхования подтверждает данный тезис: за время эксперимента не было ни одного случая неисполнения контракта. Действительно, на электронный аукцион выходят фирмы с реальным финансовым обеспечением, что гарантирует исполнение контракта.

Единый портал госзакупок

Еще одним ключевым направлением стал переход к размещению всей информации по госзаказу на едином сайте. Сейчас идет подготовка к переходу с 1 января 2011 года на единый портал госзакупок — единую доску объявлений о всех торгах, которые размещаются за счет бюджетных средств. Пока информацию приходится искать на множестве региональных сайтов, это создает серьезные сложности в поиске информации и серьезно ограничивает возможности предпринимателей для участия в торгах. Работа по запуску портала ведется совместно с Федеральным казначейством, которое в 2010 году начало выдавать всем участникам госзаказа ЭЦП, необходимые для работы как на пяти электронных площадках, так и на едином портале. Особо хочу отметить, что выдача ЭЦП федеральным, региональным и муниципальным заказчикам производится бесплатно. С середины года будет запущена полноценная процедура регистрации на сайте, и хочу призвать заказчиков не затягивать регистрацию, чтобы не создавать в конце года форс-мажорную ситуацию. Мы специально даем полугодовой срок, чтобы спокойно получить ЭЦП и зарегистрироваться на сайте.
В середине года планируется также запустить тестовую версию обновленного функционала сайта. Над этим проектом Минэкономразвития работало почти два года, были учтены все ошибки и недоработки предыдущей версии сайта. В частности, существенно улучшен интерфейс, предусмотрен личный кабинет для каждого заказчика, серьезно доработана поисковая система, предусмотрены случаи возможных злоупотреблений.

Электронные аукционы

Наконец, главная тема. В 2009 году Правительство РФ приняло ряд важных решений по масштабному переводу системы государственного и муниципального заказа на электронные аукционы, целый комплекс как законодательных мер, так и организационных мероприятий для исполнения принятых решений. В частности, в мае 2009 года по инициативе Мин­экономразвития были внесены поправки в законодательство о госзакупках, которые установили детальное регулирование процедуры электронного аукциона, так называемую главу 3.1 (введена в Федеральный закон № 94-ФЗ Федеральным законом от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ. — Прим. ред.). Принятие данной главы связано с необходимостью поднятия до 1 млн руб. планки для участия в электронном аукционе и перехода к размещению крупных заказов через электронный аукцион, а также с созданием централизованных крупных электронных площадок.
Во втором полугодии 2009 года проведение электронных аукционов было правом, а не обязанностью федерального заказчика, и это не стало распространенным явлением. Учитывая это, Правительство РФ приняло еще один пакет нормативно-правовых актов, направленных на поэтапное внедрение обязательного участия в электронных аукционах. Был установлен перечень товаров и услуг, закупка которых с 1 января 2010 года осуществляется исключительно посредством электронных аукционов. Это пока усеченный перечень продукции, но с 1 июля 2010 года для федеральных заказчиков, а с 1 января 2011 года для региональных и муниципальных заказчиков предстоит переход в полном объеме на электронные аукционы в соответствии с перечнем 236-р (распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона». — Прим. ред.), который существует сейчас для обычных аукционов. В результате такого поэтапного перехода примерно 70 % номенклатуры госзаказа будет закупаться посредством электронного аукциона.

Малый бизнес, госкорпорации и монополии

В 2009 году был принят ряд мер, направленных на поддержку малого предпринимательства в системе госзаказа. В частности, серьезно расширена номенклатура продукции для малого и среднего бизнеса, внесены поправки в КоАП РФ, в соответствии с которыми установлена административная ответственность должностных лиц за непроведение специальных торгов для малого бизнеса. В 2010 году мы планируем продолжить эту работу. В частности, прорабатывается вопрос о введении в КоАП РФ санкции за несвоевременную оплату по качественно исполненным контрактам, о снижении размера задатков при участии в спецторгах и ряд других мер.
Все эти меры направлены на создание прозрачной и по-настоящему конкурентной системы госзакупок, создание дополнительных инструментов, которые обеспечат равный доступ к госзаказу всех предпринимателей. Одним из ключевых направлений работы министерства, в том числе по поддержке малого бизнеса, является введение обязанности госкорпораций и естественных монополий осуществлять процедуры закупок на основе прозрачности и конкурентности. На данном этапе реформы Минэкономразвития подготовлен проект федерального закона, который описывает принципы закупок госкорпораций и естественных монополий и обязывает их публично размещать информацию о заказах на едином сайте системы госзакупок.

Дальнейшие задачи

В текущем году предстоит большая работа по реализации всех принятых норм и выполнению поставленных задач. В частности, необходимо принять и подписать в ближайшее время регламенты всех отобранных электронных площадок, чтобы они действовали уже не в пилотном режиме, а в полную силу. Это очень важная задача, так как от степени и качества детализации проработки этих регламентов будет зависеть уровень информационной и управленческой безопасности.
С уверенностью можно сказать, что с реализацией всех поставленных задач будет по сути «перезагружена» вся система госзаказа. Ведь переход на электронные аукционы — это не только электронная торговля, а весь закупочный процесс, начиная от подачи заявок в электронном виде и заканчивая электронным подписанием государственного контракта. Кроме того, в данной системе предусмотрено и электронное обжалование действий недобросовестных лиц. Поэтому меняется весь порядок работы заказчиков, поставщиков, контролирующих, финансовых органов, судебных инстанций. Сейчас совместно с Высшим арбитражным судом мы разрабатываем возможность электронного обмена документами при судебном расторжении контракта, что существенно укоротит процедуру в данной сфере.
Минэкономразвития подготовило законопроект для переориентации госзакупок на инновационную, энергосберегающую продукцию, который предусматривает разработку критериев отнесения продукции к инновационной и возможность установления особенностей при проведении торгов для такой продукции. Кроме того, одна из важнейших задач — создание федеральной контрактной системы, концепцию создания которой разработало и предложило Минэкономразвития. Ее нормы и правила позволят связать в единый цикл и прогнозирование госзаказа, и закупочную процедуру, и системы исполнения госзаказа. В качестве примера можно рассматривать контрактную систему Москвы: отдельные черты той контрактной системы, которую планируется создать на федеральном уровне, уже созданы в столице. Когда данная концепция будет реализована, госзаказчики получат возможность использовать библиотеку типовых контрактов. Также предлагается разработать все модельные регламенты и процедуры всего закупочного цикла начиная от определения, что нужно покупать, обоснования госнужды, планирования госзаказа и заканчивая исполнением контракта.

Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.
Поделиться