В структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации своими специфическими задачами и функциями выделяются так называемые постоянные представительства регионов в городе Москве. Заместитель Председателя Правительства Республики Северная Осетия — Алания — Полномочный представитель РСО–А при Президенте РФ Александр Борисович ТОТООНОВ рассказывает о том, какие задачи решает Представительство Северной Осетии и как его деятельность влияет на процессы в самом регионе.
— Александр Борисович, назовите основные приоритеты в деятельности Постоянного представительства Республики Северная Осетия — Алания? Какие цели ставит перед вашим коллективом руководство республики?
— Надо сказать, что институт постоянных представительств появился не вчера. С некоторыми перерывами постпредства действовали практически с первых лет существования СССР. Их появление было продиктовано прежде всего необходимостью оперативно решать жизненно важные для республик, краев, областей проблемы. Понятно, что с тех пор и содержание проблем, и их масштабы, и условия, в которых приходится работать, изменились.
Наше Постпредство в его современном состоянии является органом исполнительной власти Северной Осетии, что и отражено в документах, регламентирующих его деятельность. Поэтому скажу коротко: все, что касается работы правительства, парламента Северной Осетии, а также администрации Главы Республики, автоматически проецируется на нашу работу.
Пока Северная Осетия — Алания, к сожалению, не относится к числу регионов-доноров. Хотя справедливости ради следует сказать, что республиканский бюджет вырос с 9,8 миллиарда рублей в 2005 году до 17,1 миллиарда рублей в 2009 году. Сказались и сложные времена: в докризисном 2008 году бюджет измерялся 20,2 миллиарда рублей.
Нужно учитывать и высокий уровень социальной ориентированности нашего бюджета. Так что вопросы, от которых зависят и заработная плата, и пенсии многих тысяч жителей республики, и бесперебойная деятельность учреждений бюджетного сектора, в значительной степени «завязаны» на федеральные министерства и ведомства. Поэтому сближение позиций, взглядов, корректировка планов, своевременное исполнение обязательств федеральных структур и подотчетных им республиканских подразделений, деловое взаимодействие с ними — все это составляет значительную часть нашей повседневной деятельности.
— Какую роль играет Постпредство в привлечении инвестиций в республику?
— Наше Представительство все в большей мере активизирует поиск проектов, которые бы не только способствовали повышению инвестиционной привлекательности республики — хотя это, несомненно, очень актуально, — но и стали бы дополнительными стимулами перемен в сфере реальной экономики. Например, сегодня вполне очевидна перспективность сотрудничества с компанией PricewaterhouseCoopers. Переговоры постпредства с генеральным директором PwC Петером Герендаши были весьма плодотворными. Уже год, как во Владикавказе работает представительство этой компании — первое и пока единственное в Северо-Кавказском федеральном округе.
Мы также пришли к согласованному видению еще одного стратегически важного для Осетии направления в сотрудничестве с PwC. Речь идет о подготовке наших молодых талантливых управленцев силами преподавателей, профессионалов, с которыми работает эта компания. Молодые специалисты, выпускники вузов, показавшие в ходе специального тестирования наиболее хорошие результаты, стали стажерами PwC, а 17 из них затем — и ее сотрудниками.
Не могу не сказать и об очевидном улучшении инвестиционного климата в республике. Доказательством этого является хотя бы тот факт, что за последние четыре года инвесторами в Осетию было вложено более 25 миллиардов рублей. Прежде подобной активности не наблюдалось. На VI Международном инвестиционном форуме «Сочи-2007» руководством республики было подписано девять соглашений и меморандумов с крупными инвесторами на общую сумму 24 миллиарда рублей. Спустя год на том же форуме было подписано уже 15 соглашений на сумму 48 миллиардов рублей. В 2009 году на стендах «Сочи-2009» Северная Осетия представила емкие, перспективные проекты в области высоких технологий, туризма и рекреации, энергетики и строительства, агропромышленного комплекса.
Я убежден, что республике нужны такие проекты, которые стали бы дополнительным стимулом перемен и в сфере реальной экономики, и в психологии людей, в их «социальном самочувствии». Именно в этом ракурсе мы воспринимали проект, связанный со строительством каскада малых гидроэлектростанций в бассейне реки Урух Дигорского ущелья. Постпредство наладило деловое сотрудничество с группой специалистов во главе с А. Б. Пиновым, который является содиректором от РФ Российско-Европейского центра энергетических технологий, генеральным директором ассоциации «Интерсоларцентр». Предложенный нами вариант строительства каскада электростанций нашел понимание, поддержку и был «встроен» в рамки федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика».
Должен подчеркнуть существенный момент. Изначально Глава нашей республики Т. Д. Мамсуров настаивал на том, что самыми верными гарантами для инвесторов «со стороны» являются в первую очередь крупные бизнесмены — выходцы из Северной Осетии. Прежде всего именно их необходимо было убедить в том, что своим примером они могут привлечь в республику других инвесторов. А иначе, согласитесь, вполне справедливо будет звучать вопрос: почему возможности Осетии, о которых вы рассказываете потенциальным инвесторам у нас в стране и за рубежом, не привлекают успешных бизнесменов-земляков?
Провели переговоры с представителями крупных компаний. Большой резонанс в деловых кругах имела информация о том, что между главой республики и И. А. Кесаевым, возглавляющим группу компаний «Меркурий», подписано стратегическое соглашение о строительстве каскада 17 малых ГЭС. Сейчас первая очередь этого проекта уже запущена.
Мы причастны также к разработке и реализации других престижных и амбиционных планов. В их числе, например, создание музыкально-культурного центра В. А. Гергиева, а также строительство горно-рекреационного комплекса «Мамисон», на основе которого уже начата работа по формированию особой экономической зоны в области туристско-рекреационной деятельности. Принципиально важно, что мы взяли на себя работу над конкретными направлениями. Например, начинали прорабатывать проект, связанный с «Мамисоном». С. А. Гладышева, вице-чемпионка Олимпийских игр 1994 года, ныне — член совета директоров ЗАО «Росинжиниринг», а также глава этой фирмы Д. Э. Новиков стали в этом деле нашими надежными партнерами и помощниками. Сотрудничество с «Росинжинирингом» я бы назвал знаковым явлением.
Приход крупнейших бизнес-структур в Осетию — это не только серьезные инвестиции, но еще и создание новых рабочих мест, перспективы трудоустройства, карьерного роста для молодых специалистов. Наконец, это пополнение казны республики за счет налоговых отчислений. Очень важно, что «харизма» новых проектов меняет республику изнутри, заставляет людей по-новому относиться к себе, к своему образованию, к работе, к настоящему и будущему — своему и своих детей. Считаю, что в деятельности, связанной с этими направлениями, нашему представительству по праву принадлежит роль зачинателей.
Конечно, не все в нашей работе идет гладко, во многом приходится перестраиваться, чтобы соответствовать времени. К тому же есть инструкции, регламентирующие деятельность постпредства, которые во многом несут отпечаток иного времени. Но важно, что и глава республики, и председатель правительства с пониманием относятся к необходимости осуществлять подобные перемены на марше, без излишней бюрократизации. Результатом подобного подхода стала оперативная реакция на наше предложение об открытии торгово-экономического представительства при постпредстве. Справедливости ради надо сказать, что попытки его создания предпринимались и коллегами — нашими предшественниками. Но сказывалось отсутствие необходимой поддержки.
— При некоторых постпредствах действуют торговые представительства. Вы же говорите о представительстве торгово-экономическом. Означает ли это, что сфера деятельности вашей структуры будет более широкой по сравнению с уже имеющимися аналогами?
— Конечно! Она не ограничивается рамками операционной, торговой деятельности. Помимо, например, вопросов, связанных с торгами на электронных биржах, серьезным экономическим мониторингом, новой структуре будет вменено в обязанность заниматься изучением, разработкой, а может быть, впоследствии, и внедренческими аспектами проектов, связанных с экономическими преобразованиями в Северной Осетии. Разумеется, в основе должно быть хорошее знание потребностей республики.
— Как выстраивается работа с другими регионами?
— Назову два наиболее крупных направления сотрудничества, к которым Представительство имеет самое непосредственное отношение. В октябре минувшего года в Москве Глава Северной Осетии Т. Д. Мамсуров и мэр Москвы Ю. М. Лужков подписали протокол к Соглашению о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Москвой и Северной Осетией. Речь идет о широком спектре областей: от торгово-экономического сотрудничества, сферы инвестиционной политики, туризма до социальной политики, совершенствования бюджетного процесса, развития дорожно-транспортной инфраструктуры и связи, образования, здравоохранения. Спустя месяц Т. Д. Мамсуров и губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко в Смольном подписали Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на ближайшие три года.
Нет ничего удивительного в том, что в последнее время мы возвращаемся к модели горизонтального взаимодействия. Государственная вертикаль выстроена и достаточно четко функционирует даже в непростых кризисных условиях. А вот горизонтальные связи, которые прежде были весьма активны, в некоторой степени утрачены.
— В том числе между республиками Северного Кавказа?
— В первую очередь между ними. Что вполне объяснимо на фоне остроты конфликтов, сотрясавших Северный Кавказ. К счастью, сегодня ситуация меняется.
Мы все глубоко интегрированы. На Северном Кавказе, пожалуй, ни одна из республик не может существовать отдельно от других. Например, строят дорогу в Чечне. И что, она оборвется на границе с Северной Осетией?! Если мы хотим снять остатки напряженности вокруг Пригородного района нашей республики, то одними декларациями и некими политическими лозунгами этого не сделать. И к счастью, самыми главными признаками перемен стало как раз изменение экономической составляющей. Подписано и действует соглашение о сотрудничестве между Северной Осетией — Аланией и Республикой Ингушетия, в котором предусмотрено создание новых предприятий малого и среднего бизнеса, оказание помощи в обустройстве людям, которые возвращаются в места прежнего проживания, строительство новых поселков, открытие новых школ, кинотеатров, домов культуры… Все это, конечно же, намного эффективней самых громких деклараций о намерениях.
— Чего не хватает, на ваш взгляд, для более плодотворного развития межрегионального сотрудничества, в том числе и с точки зрения законодательства?
— Законодательство и его изменение — не наша прерогатива. Но проблема существует. Если бы было иначе, думаю, не возникла бы необходимость в создании нового федерального округа. Судя по всему, высшее руководство страны очень пристально следит за всем, что происходит в регионе. И такая реакция — подтверждение желания видеть Северный Кавказ процветающим, крепким и стабильным регионом.
— Поднимая вопрос о взаимодействии представительств с федеральными властными структурами, обычно говорят о защите интересов регионов…
— Думаю, это понятие — защита интересов — в последние годы утрачивает былую остроту. Россия окрепла с точки зрения государственности. Отношения в связке регион — федеральный центр уже четко регламентированы. Поэтому необходимость в коридорных лоббистах, бьющих челом в кабинетах высоких федеральных начальников и таким образом отстаивающих интересы своего региона, идет на спад. Мифы о том, что для взаимодействия необходимы корзины, наполненные дарами природы, и кейсы с более ценным содержимым, сегодня уже не актуальны. Профессиональный подход, современное осмысление задач, стоящих перед республикой, точное их изложение и четкая аргументация сегодня возобладали над иными «технологиями».
— Тогда, может, отпадает необходимость в представительствах?
— Я не случайно говорю все это время, что необходимо перестраиваться, искать новые формы и направления работы. И если мы уж говорим о четко выстроенной вертикали, то, может, настало время обогатить, расширить горизонтальное взаимодействие. В силу того, что мы находимся в Москве, у нас есть множество возможностей выстраивать связи по всей России.
— Назовите важнейшие события прошлого года, связанные с работой представительства.
— Минувший год прошел под знаком юбилея Коста Левановича Хетагурова: республика отмечала его 150-летие. Естественно, Представительство не только не могло оставаться в стороне, а наоборот, находилось на острие всех событий, связанных с этой датой. Впервые за последние четверть века Осетия масштабно, полновесно заявила о себе на лучших московских выставочных, музейных и театральных площадках.
За последнее время Северная Осетия заставила воспринимать себя в ином, позитивном свете. В данном случае ключевую роль сыграл общий подход, сформулированный руководством республики. И, конечно же, это — результат совместных действий всех, кто участвовал в разработке и подготовке проектов, в многочисленных переговорах, встречах, согласованиях позиций и точек зрения.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.
— Александр Борисович, назовите основные приоритеты в деятельности Постоянного представительства Республики Северная Осетия — Алания? Какие цели ставит перед вашим коллективом руководство республики?
— Надо сказать, что институт постоянных представительств появился не вчера. С некоторыми перерывами постпредства действовали практически с первых лет существования СССР. Их появление было продиктовано прежде всего необходимостью оперативно решать жизненно важные для республик, краев, областей проблемы. Понятно, что с тех пор и содержание проблем, и их масштабы, и условия, в которых приходится работать, изменились.
Наше Постпредство в его современном состоянии является органом исполнительной власти Северной Осетии, что и отражено в документах, регламентирующих его деятельность. Поэтому скажу коротко: все, что касается работы правительства, парламента Северной Осетии, а также администрации Главы Республики, автоматически проецируется на нашу работу.
Пока Северная Осетия — Алания, к сожалению, не относится к числу регионов-доноров. Хотя справедливости ради следует сказать, что республиканский бюджет вырос с 9,8 миллиарда рублей в 2005 году до 17,1 миллиарда рублей в 2009 году. Сказались и сложные времена: в докризисном 2008 году бюджет измерялся 20,2 миллиарда рублей.
Нужно учитывать и высокий уровень социальной ориентированности нашего бюджета. Так что вопросы, от которых зависят и заработная плата, и пенсии многих тысяч жителей республики, и бесперебойная деятельность учреждений бюджетного сектора, в значительной степени «завязаны» на федеральные министерства и ведомства. Поэтому сближение позиций, взглядов, корректировка планов, своевременное исполнение обязательств федеральных структур и подотчетных им республиканских подразделений, деловое взаимодействие с ними — все это составляет значительную часть нашей повседневной деятельности.
— Какую роль играет Постпредство в привлечении инвестиций в республику?
— Наше Представительство все в большей мере активизирует поиск проектов, которые бы не только способствовали повышению инвестиционной привлекательности республики — хотя это, несомненно, очень актуально, — но и стали бы дополнительными стимулами перемен в сфере реальной экономики. Например, сегодня вполне очевидна перспективность сотрудничества с компанией PricewaterhouseCoopers. Переговоры постпредства с генеральным директором PwC Петером Герендаши были весьма плодотворными. Уже год, как во Владикавказе работает представительство этой компании — первое и пока единственное в Северо-Кавказском федеральном округе.
Мы также пришли к согласованному видению еще одного стратегически важного для Осетии направления в сотрудничестве с PwC. Речь идет о подготовке наших молодых талантливых управленцев силами преподавателей, профессионалов, с которыми работает эта компания. Молодые специалисты, выпускники вузов, показавшие в ходе специального тестирования наиболее хорошие результаты, стали стажерами PwC, а 17 из них затем — и ее сотрудниками.
Не могу не сказать и об очевидном улучшении инвестиционного климата в республике. Доказательством этого является хотя бы тот факт, что за последние четыре года инвесторами в Осетию было вложено более 25 миллиардов рублей. Прежде подобной активности не наблюдалось. На VI Международном инвестиционном форуме «Сочи-2007» руководством республики было подписано девять соглашений и меморандумов с крупными инвесторами на общую сумму 24 миллиарда рублей. Спустя год на том же форуме было подписано уже 15 соглашений на сумму 48 миллиардов рублей. В 2009 году на стендах «Сочи-2009» Северная Осетия представила емкие, перспективные проекты в области высоких технологий, туризма и рекреации, энергетики и строительства, агропромышленного комплекса.
Я убежден, что республике нужны такие проекты, которые стали бы дополнительным стимулом перемен и в сфере реальной экономики, и в психологии людей, в их «социальном самочувствии». Именно в этом ракурсе мы воспринимали проект, связанный со строительством каскада малых гидроэлектростанций в бассейне реки Урух Дигорского ущелья. Постпредство наладило деловое сотрудничество с группой специалистов во главе с А. Б. Пиновым, который является содиректором от РФ Российско-Европейского центра энергетических технологий, генеральным директором ассоциации «Интерсоларцентр». Предложенный нами вариант строительства каскада электростанций нашел понимание, поддержку и был «встроен» в рамки федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика».
Должен подчеркнуть существенный момент. Изначально Глава нашей республики Т. Д. Мамсуров настаивал на том, что самыми верными гарантами для инвесторов «со стороны» являются в первую очередь крупные бизнесмены — выходцы из Северной Осетии. Прежде всего именно их необходимо было убедить в том, что своим примером они могут привлечь в республику других инвесторов. А иначе, согласитесь, вполне справедливо будет звучать вопрос: почему возможности Осетии, о которых вы рассказываете потенциальным инвесторам у нас в стране и за рубежом, не привлекают успешных бизнесменов-земляков?
Провели переговоры с представителями крупных компаний. Большой резонанс в деловых кругах имела информация о том, что между главой республики и И. А. Кесаевым, возглавляющим группу компаний «Меркурий», подписано стратегическое соглашение о строительстве каскада 17 малых ГЭС. Сейчас первая очередь этого проекта уже запущена.
Мы причастны также к разработке и реализации других престижных и амбиционных планов. В их числе, например, создание музыкально-культурного центра В. А. Гергиева, а также строительство горно-рекреационного комплекса «Мамисон», на основе которого уже начата работа по формированию особой экономической зоны в области туристско-рекреационной деятельности. Принципиально важно, что мы взяли на себя работу над конкретными направлениями. Например, начинали прорабатывать проект, связанный с «Мамисоном». С. А. Гладышева, вице-чемпионка Олимпийских игр 1994 года, ныне — член совета директоров ЗАО «Росинжиниринг», а также глава этой фирмы Д. Э. Новиков стали в этом деле нашими надежными партнерами и помощниками. Сотрудничество с «Росинжинирингом» я бы назвал знаковым явлением.
Приход крупнейших бизнес-структур в Осетию — это не только серьезные инвестиции, но еще и создание новых рабочих мест, перспективы трудоустройства, карьерного роста для молодых специалистов. Наконец, это пополнение казны республики за счет налоговых отчислений. Очень важно, что «харизма» новых проектов меняет республику изнутри, заставляет людей по-новому относиться к себе, к своему образованию, к работе, к настоящему и будущему — своему и своих детей. Считаю, что в деятельности, связанной с этими направлениями, нашему представительству по праву принадлежит роль зачинателей.
Конечно, не все в нашей работе идет гладко, во многом приходится перестраиваться, чтобы соответствовать времени. К тому же есть инструкции, регламентирующие деятельность постпредства, которые во многом несут отпечаток иного времени. Но важно, что и глава республики, и председатель правительства с пониманием относятся к необходимости осуществлять подобные перемены на марше, без излишней бюрократизации. Результатом подобного подхода стала оперативная реакция на наше предложение об открытии торгово-экономического представительства при постпредстве. Справедливости ради надо сказать, что попытки его создания предпринимались и коллегами — нашими предшественниками. Но сказывалось отсутствие необходимой поддержки.
— При некоторых постпредствах действуют торговые представительства. Вы же говорите о представительстве торгово-экономическом. Означает ли это, что сфера деятельности вашей структуры будет более широкой по сравнению с уже имеющимися аналогами?
— Конечно! Она не ограничивается рамками операционной, торговой деятельности. Помимо, например, вопросов, связанных с торгами на электронных биржах, серьезным экономическим мониторингом, новой структуре будет вменено в обязанность заниматься изучением, разработкой, а может быть, впоследствии, и внедренческими аспектами проектов, связанных с экономическими преобразованиями в Северной Осетии. Разумеется, в основе должно быть хорошее знание потребностей республики.
— Как выстраивается работа с другими регионами?
— Назову два наиболее крупных направления сотрудничества, к которым Представительство имеет самое непосредственное отношение. В октябре минувшего года в Москве Глава Северной Осетии Т. Д. Мамсуров и мэр Москвы Ю. М. Лужков подписали протокол к Соглашению о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Москвой и Северной Осетией. Речь идет о широком спектре областей: от торгово-экономического сотрудничества, сферы инвестиционной политики, туризма до социальной политики, совершенствования бюджетного процесса, развития дорожно-транспортной инфраструктуры и связи, образования, здравоохранения. Спустя месяц Т. Д. Мамсуров и губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко в Смольном подписали Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на ближайшие три года.
Нет ничего удивительного в том, что в последнее время мы возвращаемся к модели горизонтального взаимодействия. Государственная вертикаль выстроена и достаточно четко функционирует даже в непростых кризисных условиях. А вот горизонтальные связи, которые прежде были весьма активны, в некоторой степени утрачены.
— В том числе между республиками Северного Кавказа?
— В первую очередь между ними. Что вполне объяснимо на фоне остроты конфликтов, сотрясавших Северный Кавказ. К счастью, сегодня ситуация меняется.
Мы все глубоко интегрированы. На Северном Кавказе, пожалуй, ни одна из республик не может существовать отдельно от других. Например, строят дорогу в Чечне. И что, она оборвется на границе с Северной Осетией?! Если мы хотим снять остатки напряженности вокруг Пригородного района нашей республики, то одними декларациями и некими политическими лозунгами этого не сделать. И к счастью, самыми главными признаками перемен стало как раз изменение экономической составляющей. Подписано и действует соглашение о сотрудничестве между Северной Осетией — Аланией и Республикой Ингушетия, в котором предусмотрено создание новых предприятий малого и среднего бизнеса, оказание помощи в обустройстве людям, которые возвращаются в места прежнего проживания, строительство новых поселков, открытие новых школ, кинотеатров, домов культуры… Все это, конечно же, намного эффективней самых громких деклараций о намерениях.
— Чего не хватает, на ваш взгляд, для более плодотворного развития межрегионального сотрудничества, в том числе и с точки зрения законодательства?
— Законодательство и его изменение — не наша прерогатива. Но проблема существует. Если бы было иначе, думаю, не возникла бы необходимость в создании нового федерального округа. Судя по всему, высшее руководство страны очень пристально следит за всем, что происходит в регионе. И такая реакция — подтверждение желания видеть Северный Кавказ процветающим, крепким и стабильным регионом.
— Поднимая вопрос о взаимодействии представительств с федеральными властными структурами, обычно говорят о защите интересов регионов…
— Думаю, это понятие — защита интересов — в последние годы утрачивает былую остроту. Россия окрепла с точки зрения государственности. Отношения в связке регион — федеральный центр уже четко регламентированы. Поэтому необходимость в коридорных лоббистах, бьющих челом в кабинетах высоких федеральных начальников и таким образом отстаивающих интересы своего региона, идет на спад. Мифы о том, что для взаимодействия необходимы корзины, наполненные дарами природы, и кейсы с более ценным содержимым, сегодня уже не актуальны. Профессиональный подход, современное осмысление задач, стоящих перед республикой, точное их изложение и четкая аргументация сегодня возобладали над иными «технологиями».
— Тогда, может, отпадает необходимость в представительствах?
— Я не случайно говорю все это время, что необходимо перестраиваться, искать новые формы и направления работы. И если мы уж говорим о четко выстроенной вертикали, то, может, настало время обогатить, расширить горизонтальное взаимодействие. В силу того, что мы находимся в Москве, у нас есть множество возможностей выстраивать связи по всей России.
— Назовите важнейшие события прошлого года, связанные с работой представительства.
— Минувший год прошел под знаком юбилея Коста Левановича Хетагурова: республика отмечала его 150-летие. Естественно, Представительство не только не могло оставаться в стороне, а наоборот, находилось на острие всех событий, связанных с этой датой. Впервые за последние четверть века Осетия масштабно, полновесно заявила о себе на лучших московских выставочных, музейных и театральных площадках.
За последнее время Северная Осетия заставила воспринимать себя в ином, позитивном свете. В данном случае ключевую роль сыграл общий подход, сформулированный руководством республики. И, конечно же, это — результат совместных действий всех, кто участвовал в разработке и подготовке проектов, в многочисленных переговорах, встречах, согласованиях позиций и точек зрения.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.