Версия для печати 8464 Материалы по теме
Счетная палата РФ:  Программа повышения эффективности бюджетных расходов требует доработки
счетная палата
Счетная палата РФ подготовила заключение по проекту Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, подготовленному Минфином России. Обсуждение результатов заключения прошло 29 марта в Москве в рамках заседания круглого стола на тему «О состоянии законодательного обеспечения контроля за эффективностью бюджетных средств в субъектах РФ».   

Напомним, что в целях исполнения Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Бюджетного послания Президента Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» Минфин России разработал проект Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Аудиторы Счетной палаты РФ (далее — Палата), в целом поддерживая необходимость повышения эффективности бюджетных расходов, указали на существенные недостатки этого документа. Так, в первую очередь они отметили, что основные положения проекта Программы выходят далеко за рамки вопроса повышения эффективности бюджетных расходов и затрагивают сферы полномочий Федерального Собрания РФ, Совета безопасности РФ, Счетной палаты РФ, Минэкономразвития России, Росимущества и т. д., при этом расширяя компетенцию Минфина России.
Так, например, предлагается закрепить за Палатой и контрольно-счетными органами три формы бюджетного аудита: аудит законности, аудит бюджетной отчетности и аудит эффективности. При этом Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований наделяются исключительными полномочиями по проведению предварительного контроля с применением санкций и контролем бюджетных обязательств ко всем получателям бюджетных средств. Росфиннадзору же отводится главная роль в проведении последующего бюджетного контроля. Также за ним закрепляются исключительные полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в бюджетной сфере. По мнению аудиторов Палаты, такое реформирование системы государственного (муниципального) финансового контроля не только не решит давно назревшие проблемы в данной сфере, но и вступает в противоречие с конституционным принципом разделения властей, и усугубляет параллелизм и дублирование в работе контрольных органов.
Аудиторы палаты отмечают, что внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования и переход к программному бюджету является правильным шагом. Но предлагаемые проектом Программы принципы разработки и реализации долгосрочных целевых программ (ДЦП) основываются на управлении «от ресурсов» (затрат), а не «от целей», что не обеспечит в полной мере переход к бюджетированию, ориентированному на результат, и модернизацию экономики страны. Кроме того, одновременное реформирование государственных (муниципальных) учреждений и бюджетного процесса при отсутствии широкой практики применения программно-целевых методов бюджетного планирования усиливают риски некачественного и несвое­временного проведения реформ и значительного снижения прозрачности бюджетных расходов.
Меры, предлагаемые Минфином России для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ, наряду со стабилизирующими функциями могут привести к возникновению дополнительных рисков, связанных, например, с резервированием значительных объемов доходов бюджета в ущерб развитию экономики. Так, использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза вместо умеренно оптимистического варианта приведет к значительному занижению величины доходов федерального бюджета. В свою очередь это отразится на финансировании тех расходов, которые способствуют переходу российской экономики к инновационному, социально-ориентированному типу развития. Одновременно проект Программы предусматривает исключение из Бюджетного кодекса РФ требований об обязательном внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае получения дополнительных доходов.

Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.   
Поделиться