Версия для печати 17058 Материалы по теме
Муниципальная статистика
Основой учета и измерения различных показателей экономической деятельности муниципальных образований служит статистический учет. Однако полноценная и достоверная статистическая информация в разрезе муниципальных образований на сегодняшний день фактически отсутствует. О причинах возникновения такой ситуации мы поговорили с заместителем начальника Управления сводных статистических работ, общественных и международных связей Федеральной службы государственной статистики Натальей Ивановной ПАШИНЦЕВОЙ.

— Определяющую роль в проведении анализа и прогнозирования показателей социально-экономического развития муниципальных образований играет статистическая информация. Однако муниципалитеты сталкиваются с определенным информационным дефицитом. Сокращена система показателей в разрезе муниципальных образований. Почему сложилась такая ситуация?
— Следует признать, что в настоящее время информация, которая формируется по муниципальным образованиям в рамках Федерального плана статистических работ на 2007–2010 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 671-р, действительно недостаточна для осуществления комплексного анализа социально-экономического развития этих территорий. Однако подчеркну, что до настоящего времени перед службой статистики не ставилась задача получения всеобъемлющей информации в разрезе муниципальных образований. Официальная информация по муниципальным образованиям формируется в соответствии с действующими законодательными актами, которые и определяют объем первичных статистических и административных данных, предоставляемых органами местного самоуправления.
При этом органы местного самоуправления, являясь респондентами государственной статистики, обязаны обеспечить представление министерствам и ведомствам — субъектам официального статистического учета — первичных статистических и административных данных по формам федерального статистического наблюдения, которые согласованы с Минрегионом, Минэкономразвития, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Что касается вывода о сокращении системы показателей в разрезе муниципальных образований, здесь я с вами не соглашусь. Напротив, с момента начала формирования муниципальной статистики перечень показателей увеличился в 2,5 раза. После принятия Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» Росстат принял дополнительные меры по расширению статистических показателей по муниципальным образованиям. В частности, в Федеральном плане сформирован специальный раздел «Муниципальная статистика», в котором предусмотрено выполнение более 60 работ, охватывающих достаточно широкий спектр показателей, относящийся к сферам ведения органов местного самоуправления.
Начиная с 2007 года проводится сбор данных по унифицированным формам федерального статистического наблюдения по территориально-обособленным подразделениям. Это позволяет учитывать показатели деятельности предприятий по месту их фактической деятельности и формировать в разрезе муниципальных образований итоги по крупным и средним организациям по таким показателям, как среднесписочная численность, фонд начисленной заработной платы, среднемесячная заработная плата работников организаций (в том числе работников органов местного самоуправления), оборот организаций.
Кроме того, Росстат разработал перечень показателей и сформировал по каждому муниципальному образованию базу данных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (БД ПМО). Она размещена на официальном интернет-сайте Росстата в свободном доступе. База данных муниципальных образований включает 22 информационных блока.
В целях реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 и распоряжения Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р в 2009 году БД ПМО дополнена показателями оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В настоящее время загружено более 500 показателей (для справки: в 2008-м было загружено 232 показателя, в 2007 году — 198). Кроме вышеназванной базы данных по муниципальным образованиям Росстат обладает информационным ресурсом, сформированным на основе Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведенной в 2006 году.

— Наталья Ивановна, но вы не можете не согласиться, что муниципалитеты не всегда могут воспользоваться БД ПМО, поскольку она не содержит актуальных для них показателей. К примеру, показателей объема промышленного производства и фонда оплаты труда по малым предприятиям. Ведь такая информация в разрезе муниципальных образований собирается лишь по крупным и средним компаниям…
— К сожалению, несмотря на все мероприятия, проводимые Росстатом, имеющиеся федеральные статистические информационные ресурсы в настоящее время не могут в полном объеме удовлетворить информационные потребности муниципальных образований. Проблема в том, что некоторые важнейшие для органов местного самоуправления показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, могут быть получены только на основе сплошного статистического обследования предприятий, расположенных на территории муниципального образования. Но такие наблюдения довольно дороги и проводятся с определенной периодичностью, а результаты заменяющих их выборочных обследований не могут быть репрезентативны на уровне муниципальных образований.
К примеру, для расчетов макроэкономических показателей на уровне муниципального образования невозможно использовать данные выборочных обследований, поскольку результаты таких обследований для муниципальных образований не являются репрезентативными. Расчеты скрытой и неформальной деятельности экономики в составе ВВП в значительной мере базируются на данных, полученных при составлении таблиц «Ресурсы и использование», разрабатываемых на федеральном уровне. Распределение скрытой и неформальной деятельности по субъектам РФ носит в значительной мере экспертный характер, дальнейшее распределение этих данных по муниципальным образованиям может серьезно исказить оценку их вклада в экономику региона. Чем мельче муниципальное образование, тем труднее провести оценку и определить параметры досчета. Применение взамен отсутствующих данных соотношений, полученных на уровне региона в целом, приведет к существенным искажениям, так как производство и типы производителей в муниципальных образованиях неоднородны.
Что касается показателей объема промышленного производства и фонда оплаты труда на муниципальном уровне, то действительно, они имеются только по крупным и средним предприятиям. Дело в том, что обследование малых предприятий (ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») осуществляется путем проведения выборочных статистических наблюдений на основе представительной (репрезентативной) выборки в квартальном режиме, причем в отношении микропредприятий не чаше, чем раз в год. Формирование выборочной совокупности, репрезентативной для районного, муниципального уровня, приведет к увеличению объема выборки практически до уровня сплошного обследования, что противоречит вышеназванному закону, так как проведение сплошного обследования малых предприятий возможно один раз в пять лет.
Принимая во внимание данную проблему, Федеральная служба государственной статистки еще в 2007 году выступила с инициативой о проведении Всероссийского экономического обследования. Но на тот период Минфин России не смог выделить средства на проведение данного обследования и Росстат вышел с предложением в Правительство РФ взамен указанного обследования провести сплошное обследование субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, во II квартале 2011 года (распоряжение Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 201-р) Росстату поручено провести сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов по итогам 2010 года.
Кроме того, Всероссийская перепись населения 2010 года впервые определит численность и социально-экономический состав населения по муниципальным образованиям всех уровней и создаст возможность для последующих ежегодных расчетов численности и возрастного состава населения муниципалитетов. Эта важнейшая информация необходима для формирования бюджетов всех уровней и для организации межбюджетных отношений. Численность и возрастная структура населения, а также многие социально-экономические показатели, рассчитываемые на душу населения, являются важнейшими индикаторами оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

— То есть благодаря вышеназванным мероприятиям муниципальные образования получат не только актуальную, но и качественную информацию о деятельности малого и среднего бизнеса?
— Для получения качественных статистических наблюдений и результатов сплошных обследований очень важна подготовка качественной информационной основы. При организации и проведении статистических наблюдений и обследований субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятий, малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей) мы столкнулись с определенными проблемами. Проблема первая. В российском законодательстве отсутствуют нормативные положения, возлагающие на конкретное ведомство ответственность по установлению организациям статуса субъекта малого или среднего предпринимательства. При установлении статуса хозяйствующего субъекта Росстат вынужден руководствоваться критериями, установленными в Законе РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данные критерии касаются структуры уставного капитала, средней численности работников, предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Однако этот «способ» не всегда срабатывает, поскольку в органах государственной статистики отсутствуют данные о выручке и средней численности работников части предприятий. А именно предприятий, которые находятся на упрощенной системе налогообложения и по законодательству не обязаны представлять бухгалтерскую отчетность, а также предприятий, которые не ведут экономической деятельности, но не прошли процедуру официальной ликвидации и, как следствие, также не представляют бухгалтерскую отчетность. Учитывая, что субъекты малого предпринимательства по законодательству наблюдаются на выборочной основе, у Росстата нет возможности получить требуемые сведения по всем малым предприятиям для уточнения отнесения их к конкретной категории. В настоящее время для проведения статистических наблюдений и снижения риска ошибочной типизации Росстат принял решение: предприятия, по которым отсутствуют сведения о средней численности работников и выручке, условно отнести к категории микропредприятий.
Другая проблема для Росстата — определение реально действующих хозяйствующих субъектов. Сведения о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые предоставляет нам ФНС России, не позволяют сформировать перечень фактически действующих предприятий и предпринимателей. Эти данные содержат лишь описательную информацию (наименование организации, организационно-правовую форму, адрес, сведения об учредителях, уставном капитале и т. п.), но не содержат количественной информации о деятельности предприятий.
На сегодняшний день Росстат совместно с ФНС прорабатывает вопросы по внесению изменений в законодательные акты в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в Налоговый кодекс РФ в части предоставления органам государственной статистики сведений о налогоплательщиках, необходимых для проведения федеральных статистических наблюдений.

— В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления отнесены к числу пользователей официальной информации и имеют право свободного доступа к базе данных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования. Но известны случаи, когда органы статистки требовали плату за предоставление этих сведений. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
— Созданная Росстатом база данных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (БД ПМО), о которой я говорила выше, размещена в свободном доступе на официальном интернет-сайте Росстата по адресу www.gks.ru. Любой заинтересованный пользователь может войти на сайт Росстата и получить информацию по любому из 24 161 (по данным на 1 января 2009 года) муниципальному образованию в объеме показателей, формирование которых предусмотрено Федеральным планом статистических работ. Что касается иной информации, не предусмотренной данным планом, то действующим Положением о Федеральной службе государственной статистики (утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 420) Росстат наделен правом предоставлять ее по запросам пользователей (прежде всего органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления) на основании договоров. Кроме того, этим же Положением за Росстатом закреплены также функции администратора доходов федерального бюджета от оказания данных информационных услуг.
Ежегодно Минфин России доводит до Росстата планируемый объем поступлений администрируемых доходов в федеральный бюджет на очередной финансовый год. В свою очередь Росстат делегировал территориальным органам статистики полномочия администраторов доходов федерального бюджета и доводит до них плановые задания на очередной год с поквартальной (помесячной) разбивкой. В настоящее время указанные функции осуществляются территориальными органами статистики на основании временно действующей Методики (порядка) расчета стоимости предоставления официальной статистической и иной информации на основе договоров об оказании информационных услуг, утвержденной Росстатом в 2008 году.
Кроме того, в целях реализации ряда нормативно-правовых актов по вопросам оказания государственной услуги по обеспечению пользователей официальной статистической и иной информацией Росстат разработал проект административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги официальной статистической и иной информации в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг. Этот документ детально регламентирует виды предоставляемой иной информации и порядок взаимодействия Росстата с органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими пользователями. В настоящее время проект регламента находится на стадии согласования с Минэкономразвития России. Мы надеемся, что данный документ позволит снять все разногласия, возникающие между Росстатам и пользователями информации.

Материал подготовила Ольга Васильевна ГОРШЕНИНА  Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.
Поделиться