Версия для печати 3578 Материалы по теме
стройка
  Единый центр в управлении реформой ЖКХ сегодня – Министерство регионального развития России. На основе его ресурсов продвигаются структурные изменения. Работа Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстроя) подотчетна именно этому министерству. На базе Росстроя создан оперативный штаб реформы, который возглавляет руководитель Росстроя Сергей Круглик.
Министр регионального развития РФ Владимир ЯКОВЛЕВ подчеркивает, что стержнем реформы являются новый Жилищный кодекс и Федеральный закон № 131-ФЗ.

– Владимир Анатольевич, какова ваша характеристика нового Жилищного кодекса? По какой причине он вызвал негативные отклики?
– Первая негативная реакция на этот документ поступила не от населения, а от профессионалов, чьи интересы были затронуты в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ). Это в первую очередь муниципалитеты, местные власти, в прежние времена единолично занимавшиеся жилищным вопросом, точнее – распределением жилья. А дальше?.. Ни для кого не секрет, что дальнейшая ответственность за это жилье в части его сохранности, ремонта, благоустройства, создания благоприятных условий для его использования была весьма слабо выражена. Новый формат ЖК РФ предусматривает обоюдную, консолидированную ответственность, в том числе финансовую, за качество предоставленного в наем жилья, которую разделят власть и население.
ЖК РФ изменил и отношение самого человека к приобретаемому жилью. Если раньше характеристика жилья не имела для него большого значения, то сегодня такие вопросы, как стоимость воды, наличие ТСЖ (товарищества собственников жилья), качество строительных материалов, из которых построен дом, экологическая безопасность и многое другое являются важными. В корне меняется подход к покупке жилья. Появляются новые, непривычные требования, связанные с процессами капитализации средств населения в недвижимость. Следовательно, должна меняться и ответственность власти за решение этих вопросов. Это бремя как раз и вызывает раздражение у муниципалитетов.
Хочу отметить, что в ЖК РФ заложен важный принцип о принятии ответственности: государство дает право выбора. И населению, и власти. Столь радикальные новации в формировании рынка доступного жилья в сторону улучшения положения произошли довольно резко, к чему многие не были готовы.
Кодекс вступил в силу весной этого года. Но это «живой организм» – ведется большая работа по его дополнению, совершенствованию. Правоприменительная практика будет совершенствовать его основу, адаптировать к реальной жизни. Этот документ не является догмой. Новые законы, подзаконные акты будут дополнять его необходимыми составляющими.
– Почему регионы, на ваш взгляд, слабо подготовлены к проведению осенне-зимнего сезона? Почему «клянчат» деньги у Центра?
– Следует признаться, что существует порочная практика, когда регионы, в частности муниципалитеты, пользуются тем, что Центр не позволит провалить эту сложную кампанию. Они используют социально-политическую значимость вопроса для получения помощи от государства.
Необходимо менять психологию мэров, создавать условия, при которых им было бы выгоднее формировать у населения устойчивую уверенность в комфортных условиях проживания, а не заниматься популизмом, «увековечивая» сроки своего пребывания у власти строительством торговых комплексов и развлекательных центров. Как рассуждают мэры? «Вот тепло, а кто его увидит? Лучше мы построим в центре города развлекательный центр, который украсит город. Да и граждане это одобрят». Но мудрость руководителя заключается в том, что он, принимая решение о распределении бюджетных денег, зная состояние системы ЖКХ, проложит для горожан несколько километров теплотрассы или построит объект очистки сточных вод, не дожидаясь указаний из центра.
Это одна из проблем, которую следует решать в рамках жилищно-коммунальной реформы. Пока не сформируются рычаги самоуправления в жилищной сфере, где каждый конкретный собственник жилья будет иметь право потребовать от руководства муниципалитетом соблюдения комфортных условий проживания – вплоть до суда! – порядка не будет.
– Вхождение бизнеса в ЖКХ. Ваша оценка проекта ОАО «РКС»?
– В целом оценка положительная. Но по ряду причин эта компания пока не достигла высоких результатов. В частности, из-за износа некоторых объектов ЖКХ. Постепенно этот вопрос решается, и в будущем положительный результат будет достигнут. Другая причина заключается в том, что методы, применимые в энергетическом комплексе, в системе ЖКХ не могут быть использованы. К примеру, невозможны так называемые веерные отключения: в ЖКХ более ярко, чем в энергетике, выражена социально-политическая составляющая.
Когда «РКС» вошли в сферу ЖКХ, они наткнулись на политизированность тарифного регулирования. Тарифы, как правило, не соответствовали реальным экономическим показателям по причине применения льготных ставок. Социальная направленность в ЖКХ играет важную роль, и, как вы понимаете, ни один мэр не даст согласия на применение кардинальных мер по отключению в отношении, скажем, детских садов, больниц, школ и прочих социально важных объектов.
Реформа ЖКХ, предусматривающая в том числе вхождение бизнеса (а «РКС» – это бизнес-структура), ни в коем случае не будет проводиться в ущерб населению. Если увеличение коммунальных тарифов незначительно скажется на обеспеченной семье, то для тех, кому полная оплата услуг не по карману, предусмотрены субсидии. Власть по-прежнему не снимает с себя ответственность за обеспечение населения социальными гарантиями. Только субсидии теперь будут идти не предприятиям, оказывающим услуги, а непосредственно гражданам. И помощь эта будет адресной.
– Президент В.В. Путин охарактеризовал состояние в ЖКХ как системный кризис. Из каких элементов сложилась система кризиса? Кто виноват?
– Как известно, до 1990 года в жилищно-коммунальной сфере были иные законы: существовала градообразующая, централизованная система получения носителей, неэффективная по своей форме. Все капвложения ложились на плечи государства, муниципалитеты не допускались к решению жизненно важных вопросов.
С 1990 года систему капвложений ликвидировали, что и повлияло на сферу ЖКХ, в частности на тарифное регулирование. Плюс кризис в финансировании: социальная сфера, как известно, пользовалась коммунальными услугами фактически бесплатно, так как ни у школ, ни у больниц реальных денег не было. А если прибавить к этому колоссальный износ зданий, техники и технологий, то сложилась ситуация, которую необходимо было менять.
Кто виноват… Как назвать конкретных виновных, если система в целом претерпела кардинальные изменения? Кризис сложился из естественных условий смены экономического курса государства. Он, к слову сказать, сказался не только на ЖКХ, но и на всех других сферах.
Для изменения ситуации необходимо выработать ответственность местных властей за то, чтобы человеку всегда были гарантированы тепло, вода, крыша над головой, чтобы вопросы жизнеобеспечения населения решались загодя, а не когда происходят аварии, чрезвычайные ситуации. Для этого у каждого муниципалитета должна быть четкая программа действий – как долгосрочная, так и кратковременная.
– Реформа ЖКХ – по сути одно из условий вступления в ВТО. Чем это мотивировано?
– Речь в данном случае идет не о самой реформе ЖКХ. Одно из условий вступления России в ВТО – 100-процентная оплата населением коммунальных услуг, но с учетом мер социальной защиты. Этот факт позволяет выстраивать нормальные экономические взаимоотношения, дает почву для участия бизнеса в системе ЖКХ. Ведь большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально коммерчески привлекательны.
– Тарифы на услуги ЖКХ выросли на 30%. Ваши прогнозы на 2006 год?
– Тарифы – тема экономическая. Необходимо понимать, что их занижение может дать кратковременный эффект, но приведет к банкротству предприятий ЖКХ. Принятый недавно Закон от тарифном регулировании позволил разделить ответственность между уровнями власти. Согласно этому закону тарифы «большой энергетики» переданы на уровень субъектов, а тарифы водоснабжения, канализации и пр. – на уровень муниципалитетов. В течение 5–6 лет эти вопросы будут отрегулированы.
Ситуация с тарифами на ЖКУ в стране носит достаточно политизированный характер. Это связано с ее социальной составляющей. Но, несмотря на регулярное повышение стоимости услуг, достигнут лишь 65-процентный уровень их оплаты населением от экономически обоснованного тарифа. Износ основных фондов требует увеличивать цены. Реально остановить рост тарифов можно. Но это произойдет лишь тогда, когда наконец будет создан нормальный экономический механизм всего жилищно-коммунального комплекса.
В этом направлении ведется большая работа. В частности, сейчас разрабатывается типовой договор для предприятий тепло-, водоснабжения и др. с учетом характера применения этого договора для того, чтобы в ближайшее время подготовить нормативную базу прихода в эту сферу инвесторов. Кроме этого, будет предложена методология расчетов тарифов на региональном и муниципальном уровнях. Также в настоящее время разрабатывается постановление правительства, регламентирующее методику учета затрат в структуре жилищно-коммунальных тарифов. Готовится новая редакция программы «Жилище», которая будет подкреплена значительными финансовыми ресурсами из государственного бюджета.
– Какова перспектива Закона о финансовом оздоровлении ЖКХ?
– Министерство регионального развития подготовило проект этого закона. Правительство РФ рассматривает его в сентябре – октябре. Законопроект предусматривает рассрочку по погашению задолженности прошлых лет на семь лет. На наш взгляд, это поможет финансовому оздоровлению отрасли. Мы рассчитываем получить этот закон уже в 2005 году.
Беседовал Иван ЧАГАТАЕВ

Справка «Бюджета»
Владимир Анатольевич ЯКОВЛЕВ, Министр регионального развития РФ
Родился 25 ноября 1944 года в г. Олекминске Якутской АССР.
Окончил Ленинградский монтажный техникум.
В 1974 г. окончил вечернее отделение Северо-Западного заочного политехнического института по специальности «Капитальное строительство и реконструкция».
1965–1968 гг. – служба в армии.
С 1965 г. – мастер, главный инженер ремонтно-строительного управления, начальник производственного отдела управления капитального ремонта Ленгорисполкома.
В 1977–1982 гг. работал управляющим городским ремонтно-строительным трестом № 4, затем – заместителем председателя Дзержинского райисполкома.
С 1987 г. – заместитель начальника Жилищного управления Ленгорисполкома, позже – главный инженер ТПО жилищного хозяйства.
С октября 1993 г. – председатель комитета по городскому хозяйству и заместитель мэра, с весны 1994 г. – первый заместитель мэра.
C июня 1996 г. по июнь 2003 г. – Губернатор г. Санкт-Петербурга.
С июня 2003 г. – заместитель Председателя Правительства РФ.
C марта 2004 года – полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе.
13 сентября 2004 года назначен Министром регионального развития РФ.

_____________________________________________________________________________________________________________________
Объем неоплаченных гражданами ЖКУ – 7 млрд. рублей на момент 1 августа 2005 года, и собираемость в летний период 2005 года ниже, чем в период 2004-го. В среднем собираемость оплаты ЖКУ составляет 90%.
Сергей Круглик: «Бюджетная система не отлажена: большая проблема – предоставление субсидий и льгот, что является одной из причин несобираемости оплаты с населения». (Из выступления на Всероссийском селекторном совещании с повесткой дня: «Ход подготовки ЖКХ субъектов РФ к работе в осенне-зимний период 2005/2006» 17 августа 2005 года.)
Сергей Круглик: «За последние 4–5 лет главы регионов централизовали поставку топлива, но эта система дает сбои…» (Из выступления на Всероссийском селекторном совещании с повесткой дня: «Ход подготовки ЖКХ субъектов РФ к работе в осенне-зимний период 2005/2006» 17 августа 2005 года.)

Поделиться