Новосибирск всегда был большим сибирским научно-промышленным центром, крупнейшим транспортным узлом. В последние годы он стал активно развиваться как центр оптовой и розничной торговли. В городе начался строительный бум, вырос спрос на земельные участки. С лета 2005 года в Новосибирске уже не шестизначные, а семизначные телефонные номера.
Понятно, что такой подъем происходит не только благодаря выгодному географическому положению. Во многом это и заслуга руководителей города и области. Новосибирск активно привлекает инвесторов, предоставляет льготы для населения и товаропроизводителей. Чтобы избежать шоковой терапии, здесь загодя готовятся к введению новых законов. Например, сейчас в области проводится эксперимент по досрочному введению в действие нового Федерального закона о местном самоуправлении.
Обо всем этом рассказывает начальник Департамента экономики и финансов города Новосибирска Ольга МОЛЧАНОВА.
– Ольга Витальевна, расскажите, пожалуйста, каково финансовое положение города судя по итогам исполнения бюджета в 2004 году.
– Финансовое положение города определяется состоянием его экономики. Прошедший год характеризуется высокими темпами роста: промышленность – 110,6%, розничный товарооборот – 116,7%, инвестиции в основной капитал – 106,5%, средняя заработная плата работающих – 125,2%. Как следствие, значительно увеличились объемы налоговых платежей, в том числе и в бюджет города. Общая сумма доходов в бюджет Новосибирска составила 11,7 млрд. рублей, прирост по отношению к 2003 году – 26,7%. Вместе с тем налог на прибыль увеличился на 71,0%, налог на доходы физических лиц – на 30,0%, налоги на совокупный доход – на 68,0%, налоговые доходы в целом – на 35,8%. Это самые высокие доходы за последние пять лет.
Рост доходов позволил нам увеличить расходы абсолютно по всем отраслям социальной сферы и городского хозяйства. Мы получили возможность не только индексировать заработную плату работникам, но и более полно учесть расходы на ремонт, приобретение оборудования, питание и медикаменты, капитальные вложения. Хотя для нормативного финансирования всех текущих расходов и обеспечения развития города и этого оказалось недостаточно: бюджет 2004 года был исполнен с дефицитом.
– Охарактеризуйте бюджет 2005 года. Ведь в этом году произошли очень большие изменения.
– В текущем году в связи с разграничением полномочий, пересмотром порядка оказания социальной поддержки населению бюджет Новосибирска кардинально изменился. Доходная часть увеличилась всего на 2%, расходная уменьшилась по отношению к предыдущему году. Доля налоговых доходов сократилась с 57,5% до 35,0%, доля безвозмездных перечислений возросла с 16,0% до 29,6%. В Новосибирской области, как и в Ставропольском крае, проводится эксперимент по досрочному введению в действие нового закона о местном самоуправлении. Думаю, что наш опыт позволит ввести в закон корректировки по формированию экономической основы органов местного самоуправления, в первую очередь, бюджетов городов.
– Расскажите поподробнее о плане социально-экономического развития города.
– Каждый год мы принимаем его одновременно с бюджетом. В этот план входят прогнозные показатели развития города в целом, план развития муниципального сектора экономики, задачи и направления деятельности всех департаментов мэрии. Если бюджет содержит общие суммы расходов, то план показывает, что мы собираемся сделать для горожан за счет этих средств. Многие проблемы нельзя эффективно решить за один год, поэтому мы стали разрабатывать программы на три - пять лет с указанием объемов финансирования и конкретных «адресов». Например, программы благоустройства внутриквартальных проездов и дворовых территорий, модернизации и замены лифтов, ремонта подъездов, модернизации учреждений здравоохранения.
На наш взгляд, улучшение повседневных условий жизни людей – одна из возможностей повысить инвестиционную привлекательность города. Новосибирск был и остается научно-промышленным центром, крупнейшим транспортным узлом, а за последние годы он стал центром оптовой и розничной торговли. Происходит интенсивное перераспределение капиталов, рабочей силы между сферой производства и сферой обслуживания. Основной спрос на земельные участки – для строительства жилых домов, административных, торгово-развлекательных центров. На «старых» промышленных площадках активно появляются новые виды производства, принадлежащие как начинающим предпринимателям, так и уже известным фирмам. Новосибирские предприятия выходят на новые рынки сбыта, меняют ассортимент, сотрудничают с наукой.
– В чем вы видите будущее города? Какие сферы деятельности необходимо развивать прежде всего?
– Будущее города – в развитии наукоемкого производства, сервисного центра обслуживания (в широком понимании, включая транспорт, торговлю, образование и здравоохранение, финансовые и консалтинговые услуги). Безусловно, это требует значительных капитальных вложений.
Только усилиями мэрии города, областной администрации обеспечить качественно новый облик города невозможно. Поэтому мы разработали и утвердили решением сессии городского Совета Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года. В этом документе определены цели, задачи, механизмы взаимодействия власти, бизнеса и всего городского сообщества, в том числе и помощь, которая необходима нам от федерального правительства.
Визит в январе этого года Президента РФ и министров показал, что выбранное нами направление движения – верное. У нас будет создана особая экономическая зона, мы будем работать в кооперации с Томском. В начале июля наш город посетил руководитель Китая – очень быстро развивающейся страны. У нас есть общие интересы и, надеюсь, будут совместные проекты по реализации разработок сибирских ученых.
Переход к инновационной экономике требует и государственных и частных инвестиций, специальных налоговых и таможенных режимов. Городу нужны государственные капиталовложения в транспортную и инженерную инфраструктуру, основные объекты: третий мост через Обь, метрополитен (24 июня текущего года мы ввели в действие новую станцию, технологически готовы вводить станции через два-три года), транспортные развязки, сооружения водоснабжения и канализования. Все остальные объекты готовы построить частные инвесторы или мэрия города.
– Скажите, находят ли инвесторы ваш город привлекательным?
– Инвесторы заинтересованы в Новосибирске. Их привлекает его выгодное географическое положение и перспективы развития городской экономики. А еще Новосибирск – благоприятный для жизни город по развитию социальной инфраструктуры, климатическим условиям, межнациональному и конфессиональному равновесию, открытости власти. Растущие доходы жителей формируют значительный рынок потребления. Именно поэтому, например, всемирно известная компания «Икеа» будет строить у нас свой торговый центр. Во всяком случае, земельный участок они уже купили.
– Как в Новосибирске проводится работа по сбору налогов в городскую казну?
– Налоговая система в городе построена в строгом соответствии с федеральным законодательством. Но там, где можно, мы предусматриваем льготы. В основном – для населения и товаропроизводителя (налог на имущество физических лиц, налог на землю, арендная плата за землю).
Для улучшения сбора налогов во всех десяти администрациях районов города, отраслевых департаментах мэрии действуют комиссии по сокращению задолженности по платежам в бюджет. Мы приглашаем руководителей организаций-должников, рассматриваем финансовое состояние, составляем графики платежей. За 2004 год проведено более 140 заседаний, проанализирована деятельность порядка 1000 организаций, поступило 154 млн. рублей недоимки. Департамент потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства вместе с администрациями районов контролируют предпринимателей, организации, торгующие на рынках города (регистрация в налоговых органах, уплата налогов, уровень заработной платы). Наладили работу по регистрации договоров между работодателями – частными лицами и работниками. При этом мы стараемся поднимать уровень зарплаты до среднеотраслевого, чтобы ликвидировать «конвертную» форму оплаты труда.
– Какова кредитная политика Новосибирских властей?
– В связи с тем, что нам не хватает средств, мы в течение уже длительного периода времени привлекаем заимствования в виде кредитов и облигаций муниципального займа. Ни разу не сорвали сроки уплаты процентов за кредиты, в июне текущего года своевременно и в полном объеме погасили облигации займа, выпущенные полтора года назад. Зарегистрировали в Минфине третий транш на более длительный срок и успешно его разместили (1 млрд. рублей). Начали работу по присвоению городу кредитного рейтинга, будем проводить конкурс.
– Формированию положительного имиджа города во многом способствует создание и развитие городского сайта, есть и другие ресурсы. Какие именно вы используете для повышения привлекательности города?
– Принятие стратегического плана, на наш взгляд, является основой формирования имиджа города. Мы его и разрабатывали, и обсуждали с привлечением бизнес-сообщества, общественных организаций, ученых и специалистов. Только в конференции по обсуждению плана участвовало около трех тысяч человек, в том числе были и представители 23 городов России и стран СНГ.
Материалы стратегического плана, конференции размещены на сайте мэрии. Помимо этого мы передаем на сайт подробную информацию о работе нашего департамента: бюджет и план на год, исполнение бюджета и плана социально-экономического развития, показатели развития отраслей за ряд лет, принятые постановления мэра и решения городского Совета.
Есть еще сайт мэра. Горожане могут задавать главе администрации вопросы и получать на них ответы как в режиме почты, так и «on-line». Мэрия регулярно отчитывается о своей работе на страницах газет и журналов, также в обязательном порядке проводит тематические передачи на радио и телевидении. Мы заинтересованы в поддержке нашей работы со стороны горожан и поэтому всегда открыты для диалога.
– Кадровое обеспечение реформ – вопрос актуальный для большинства муниципальных образований. Актуален ли он для Новосибирска? Особенно в связи с вступлением в силу закона 131 ФЗ…
– Кадровое обеспечение органов местного самоуправления нужно рассматривать в нескольких аспектах. Есть общие требования ко всем служащим и особые – к руководителям. Новосибирск – мегаполис с широкой сетью вузов, можно найти любого специалиста, провести переподготовку кадров в академии государственной службы. Труднее – пригласить на работу хорошего специалиста из промышленного предприятия, консалтинговой фирмы – зарплата вне конкуренции.
– Как вы относитесь к идее привлекать на руководящие должности молодых специалистов? Сейчас это стало чуть ли не модным.
– Для руководителя главное не только знание в конкретной области, но еще умение руководить людьми, правильно определять задачи и организовывать работу. Это умение приходит только с опытом и у молодого специалиста, как правило, отсутствует. На мой взгляд, хороший руководитель рождается, когда пройдены последовательно все ступени роста, а от таланта зависит скорость подъема по служебной лестнице. Я старалась не брать на работу людей, для которых карьера – смысл жизни. В работе основное – содержание, работу нужно уважать.
– Скажите, что на ваш взгляд, необходимо предпринять федеральным властям в преддверии вступления в силу Закона № 131-ФЗ?
– Я уже упоминала о том, что в Новосибирской области проводится эксперимент по 131-ФЗ. Мы провели анализ по всем пяти муниципальным образованиям – городским округам. В 2005 году нормативы нам были установлены на уровне, предусмотренном в Бюджетном кодексе. Все городские округа имеют дотационный бюджет, максимальный размер дотации – более 40,0%! Ни о какой самостоятельности местной власти говорить в таких условиях нельзя. Необходимо увеличить нормативы по налогу на доходы физических лиц с 30,0 до 40,0 %, предусмотреть поступления по налогу на прибыль организаций. Органы местного самоуправления должны быть заинтересованы и реально получать результат от уровня развития экономики.
Необходимо выделить «города-миллионники» в отдельную группу муниципальных образований. Уже есть потенциал в социальной сфере городского хозяйства, и он больше, чем в ряде субъектов Федерации. Следующий шаг, который также надо предпринять, – перераспределение полномочий и передача объектов собственности. Мы умеем работать, у нас в доходах бюджета неналоговые доходы уже составляют каждый пятый рубль. Мы ввели казначейское исполнение бюджета и видим, где еще недорабатываем, где нужна поддержка «сверху». Люди нам доверяют.
– Каковы изменения бюджетного устройства в городе Новосибирске в связи с законом № 131-ФЗ? Пять округов будут созданы на основе 10 районов? Каждый из них будет подчиняться напрямую областной администрации? Тогда каковы будут функции города?
– Бюджетное устройство в Новосибирске не меняется, мы – единое муниципальное образование. В число пяти городских округов входят города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь и поселок Кольцово. Все они муниципальными образованиями были и раньше. Безусловно, отличия между этими городскими округами кардинальные, например, по численности населения мы превышаем Кольцово более чем в 140 раз. Разные объемы и виды объектов, находящихся в муниципальной собственности. Поэтому и предлагаем выделить «города-миллионники».
Беседовала Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Справка «Бюджета»
Ольга Витальевна Молчанова,
начальник Департамента экономики и финансов г. Новосибирска
Родилась 29 декабря 1958 года в г. Новосибирске.
В 1981 г. закончила экономический факультет Новосибирского инженерно-строительного института.
В 1986 г. – аспирантуру Московского института народного хозяйства.
Кандидат экономических наук, доцент.
1986 – 1991 гг. – преподаватель вуза.
С 1992 г. – работа в мэрии Новосибирска на должности начальника отдела, заместителя председателя комитета по экономике, начальника планово-экономического управления.
С 1997 г. – начальник Департамента экономики и финансов мэрии Новосибирска.
Понятно, что такой подъем происходит не только благодаря выгодному географическому положению. Во многом это и заслуга руководителей города и области. Новосибирск активно привлекает инвесторов, предоставляет льготы для населения и товаропроизводителей. Чтобы избежать шоковой терапии, здесь загодя готовятся к введению новых законов. Например, сейчас в области проводится эксперимент по досрочному введению в действие нового Федерального закона о местном самоуправлении.
Обо всем этом рассказывает начальник Департамента экономики и финансов города Новосибирска Ольга МОЛЧАНОВА.
– Ольга Витальевна, расскажите, пожалуйста, каково финансовое положение города судя по итогам исполнения бюджета в 2004 году.
– Финансовое положение города определяется состоянием его экономики. Прошедший год характеризуется высокими темпами роста: промышленность – 110,6%, розничный товарооборот – 116,7%, инвестиции в основной капитал – 106,5%, средняя заработная плата работающих – 125,2%. Как следствие, значительно увеличились объемы налоговых платежей, в том числе и в бюджет города. Общая сумма доходов в бюджет Новосибирска составила 11,7 млрд. рублей, прирост по отношению к 2003 году – 26,7%. Вместе с тем налог на прибыль увеличился на 71,0%, налог на доходы физических лиц – на 30,0%, налоги на совокупный доход – на 68,0%, налоговые доходы в целом – на 35,8%. Это самые высокие доходы за последние пять лет.
Рост доходов позволил нам увеличить расходы абсолютно по всем отраслям социальной сферы и городского хозяйства. Мы получили возможность не только индексировать заработную плату работникам, но и более полно учесть расходы на ремонт, приобретение оборудования, питание и медикаменты, капитальные вложения. Хотя для нормативного финансирования всех текущих расходов и обеспечения развития города и этого оказалось недостаточно: бюджет 2004 года был исполнен с дефицитом.
– Охарактеризуйте бюджет 2005 года. Ведь в этом году произошли очень большие изменения.
– В текущем году в связи с разграничением полномочий, пересмотром порядка оказания социальной поддержки населению бюджет Новосибирска кардинально изменился. Доходная часть увеличилась всего на 2%, расходная уменьшилась по отношению к предыдущему году. Доля налоговых доходов сократилась с 57,5% до 35,0%, доля безвозмездных перечислений возросла с 16,0% до 29,6%. В Новосибирской области, как и в Ставропольском крае, проводится эксперимент по досрочному введению в действие нового закона о местном самоуправлении. Думаю, что наш опыт позволит ввести в закон корректировки по формированию экономической основы органов местного самоуправления, в первую очередь, бюджетов городов.
– Расскажите поподробнее о плане социально-экономического развития города.
– Каждый год мы принимаем его одновременно с бюджетом. В этот план входят прогнозные показатели развития города в целом, план развития муниципального сектора экономики, задачи и направления деятельности всех департаментов мэрии. Если бюджет содержит общие суммы расходов, то план показывает, что мы собираемся сделать для горожан за счет этих средств. Многие проблемы нельзя эффективно решить за один год, поэтому мы стали разрабатывать программы на три - пять лет с указанием объемов финансирования и конкретных «адресов». Например, программы благоустройства внутриквартальных проездов и дворовых территорий, модернизации и замены лифтов, ремонта подъездов, модернизации учреждений здравоохранения.
На наш взгляд, улучшение повседневных условий жизни людей – одна из возможностей повысить инвестиционную привлекательность города. Новосибирск был и остается научно-промышленным центром, крупнейшим транспортным узлом, а за последние годы он стал центром оптовой и розничной торговли. Происходит интенсивное перераспределение капиталов, рабочей силы между сферой производства и сферой обслуживания. Основной спрос на земельные участки – для строительства жилых домов, административных, торгово-развлекательных центров. На «старых» промышленных площадках активно появляются новые виды производства, принадлежащие как начинающим предпринимателям, так и уже известным фирмам. Новосибирские предприятия выходят на новые рынки сбыта, меняют ассортимент, сотрудничают с наукой.
– В чем вы видите будущее города? Какие сферы деятельности необходимо развивать прежде всего?
– Будущее города – в развитии наукоемкого производства, сервисного центра обслуживания (в широком понимании, включая транспорт, торговлю, образование и здравоохранение, финансовые и консалтинговые услуги). Безусловно, это требует значительных капитальных вложений.
Только усилиями мэрии города, областной администрации обеспечить качественно новый облик города невозможно. Поэтому мы разработали и утвердили решением сессии городского Совета Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года. В этом документе определены цели, задачи, механизмы взаимодействия власти, бизнеса и всего городского сообщества, в том числе и помощь, которая необходима нам от федерального правительства.
Визит в январе этого года Президента РФ и министров показал, что выбранное нами направление движения – верное. У нас будет создана особая экономическая зона, мы будем работать в кооперации с Томском. В начале июля наш город посетил руководитель Китая – очень быстро развивающейся страны. У нас есть общие интересы и, надеюсь, будут совместные проекты по реализации разработок сибирских ученых.
Переход к инновационной экономике требует и государственных и частных инвестиций, специальных налоговых и таможенных режимов. Городу нужны государственные капиталовложения в транспортную и инженерную инфраструктуру, основные объекты: третий мост через Обь, метрополитен (24 июня текущего года мы ввели в действие новую станцию, технологически готовы вводить станции через два-три года), транспортные развязки, сооружения водоснабжения и канализования. Все остальные объекты готовы построить частные инвесторы или мэрия города.
– Скажите, находят ли инвесторы ваш город привлекательным?
– Инвесторы заинтересованы в Новосибирске. Их привлекает его выгодное географическое положение и перспективы развития городской экономики. А еще Новосибирск – благоприятный для жизни город по развитию социальной инфраструктуры, климатическим условиям, межнациональному и конфессиональному равновесию, открытости власти. Растущие доходы жителей формируют значительный рынок потребления. Именно поэтому, например, всемирно известная компания «Икеа» будет строить у нас свой торговый центр. Во всяком случае, земельный участок они уже купили.
– Как в Новосибирске проводится работа по сбору налогов в городскую казну?
– Налоговая система в городе построена в строгом соответствии с федеральным законодательством. Но там, где можно, мы предусматриваем льготы. В основном – для населения и товаропроизводителя (налог на имущество физических лиц, налог на землю, арендная плата за землю).
Для улучшения сбора налогов во всех десяти администрациях районов города, отраслевых департаментах мэрии действуют комиссии по сокращению задолженности по платежам в бюджет. Мы приглашаем руководителей организаций-должников, рассматриваем финансовое состояние, составляем графики платежей. За 2004 год проведено более 140 заседаний, проанализирована деятельность порядка 1000 организаций, поступило 154 млн. рублей недоимки. Департамент потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства вместе с администрациями районов контролируют предпринимателей, организации, торгующие на рынках города (регистрация в налоговых органах, уплата налогов, уровень заработной платы). Наладили работу по регистрации договоров между работодателями – частными лицами и работниками. При этом мы стараемся поднимать уровень зарплаты до среднеотраслевого, чтобы ликвидировать «конвертную» форму оплаты труда.
– Какова кредитная политика Новосибирских властей?
– В связи с тем, что нам не хватает средств, мы в течение уже длительного периода времени привлекаем заимствования в виде кредитов и облигаций муниципального займа. Ни разу не сорвали сроки уплаты процентов за кредиты, в июне текущего года своевременно и в полном объеме погасили облигации займа, выпущенные полтора года назад. Зарегистрировали в Минфине третий транш на более длительный срок и успешно его разместили (1 млрд. рублей). Начали работу по присвоению городу кредитного рейтинга, будем проводить конкурс.
– Формированию положительного имиджа города во многом способствует создание и развитие городского сайта, есть и другие ресурсы. Какие именно вы используете для повышения привлекательности города?
– Принятие стратегического плана, на наш взгляд, является основой формирования имиджа города. Мы его и разрабатывали, и обсуждали с привлечением бизнес-сообщества, общественных организаций, ученых и специалистов. Только в конференции по обсуждению плана участвовало около трех тысяч человек, в том числе были и представители 23 городов России и стран СНГ.
Материалы стратегического плана, конференции размещены на сайте мэрии. Помимо этого мы передаем на сайт подробную информацию о работе нашего департамента: бюджет и план на год, исполнение бюджета и плана социально-экономического развития, показатели развития отраслей за ряд лет, принятые постановления мэра и решения городского Совета.
Есть еще сайт мэра. Горожане могут задавать главе администрации вопросы и получать на них ответы как в режиме почты, так и «on-line». Мэрия регулярно отчитывается о своей работе на страницах газет и журналов, также в обязательном порядке проводит тематические передачи на радио и телевидении. Мы заинтересованы в поддержке нашей работы со стороны горожан и поэтому всегда открыты для диалога.
– Кадровое обеспечение реформ – вопрос актуальный для большинства муниципальных образований. Актуален ли он для Новосибирска? Особенно в связи с вступлением в силу закона 131 ФЗ…
– Кадровое обеспечение органов местного самоуправления нужно рассматривать в нескольких аспектах. Есть общие требования ко всем служащим и особые – к руководителям. Новосибирск – мегаполис с широкой сетью вузов, можно найти любого специалиста, провести переподготовку кадров в академии государственной службы. Труднее – пригласить на работу хорошего специалиста из промышленного предприятия, консалтинговой фирмы – зарплата вне конкуренции.
– Как вы относитесь к идее привлекать на руководящие должности молодых специалистов? Сейчас это стало чуть ли не модным.
– Для руководителя главное не только знание в конкретной области, но еще умение руководить людьми, правильно определять задачи и организовывать работу. Это умение приходит только с опытом и у молодого специалиста, как правило, отсутствует. На мой взгляд, хороший руководитель рождается, когда пройдены последовательно все ступени роста, а от таланта зависит скорость подъема по служебной лестнице. Я старалась не брать на работу людей, для которых карьера – смысл жизни. В работе основное – содержание, работу нужно уважать.
– Скажите, что на ваш взгляд, необходимо предпринять федеральным властям в преддверии вступления в силу Закона № 131-ФЗ?
– Я уже упоминала о том, что в Новосибирской области проводится эксперимент по 131-ФЗ. Мы провели анализ по всем пяти муниципальным образованиям – городским округам. В 2005 году нормативы нам были установлены на уровне, предусмотренном в Бюджетном кодексе. Все городские округа имеют дотационный бюджет, максимальный размер дотации – более 40,0%! Ни о какой самостоятельности местной власти говорить в таких условиях нельзя. Необходимо увеличить нормативы по налогу на доходы физических лиц с 30,0 до 40,0 %, предусмотреть поступления по налогу на прибыль организаций. Органы местного самоуправления должны быть заинтересованы и реально получать результат от уровня развития экономики.
Необходимо выделить «города-миллионники» в отдельную группу муниципальных образований. Уже есть потенциал в социальной сфере городского хозяйства, и он больше, чем в ряде субъектов Федерации. Следующий шаг, который также надо предпринять, – перераспределение полномочий и передача объектов собственности. Мы умеем работать, у нас в доходах бюджета неналоговые доходы уже составляют каждый пятый рубль. Мы ввели казначейское исполнение бюджета и видим, где еще недорабатываем, где нужна поддержка «сверху». Люди нам доверяют.
– Каковы изменения бюджетного устройства в городе Новосибирске в связи с законом № 131-ФЗ? Пять округов будут созданы на основе 10 районов? Каждый из них будет подчиняться напрямую областной администрации? Тогда каковы будут функции города?
– Бюджетное устройство в Новосибирске не меняется, мы – единое муниципальное образование. В число пяти городских округов входят города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь и поселок Кольцово. Все они муниципальными образованиями были и раньше. Безусловно, отличия между этими городскими округами кардинальные, например, по численности населения мы превышаем Кольцово более чем в 140 раз. Разные объемы и виды объектов, находящихся в муниципальной собственности. Поэтому и предлагаем выделить «города-миллионники».
Беседовала Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Справка «Бюджета»
Ольга Витальевна Молчанова,
начальник Департамента экономики и финансов г. Новосибирска
Родилась 29 декабря 1958 года в г. Новосибирске.
В 1981 г. закончила экономический факультет Новосибирского инженерно-строительного института.
В 1986 г. – аспирантуру Московского института народного хозяйства.
Кандидат экономических наук, доцент.
1986 – 1991 гг. – преподаватель вуза.
С 1992 г. – работа в мэрии Новосибирска на должности начальника отдела, заместителя председателя комитета по экономике, начальника планово-экономического управления.
С 1997 г. – начальник Департамента экономики и финансов мэрии Новосибирска.