Алтайский край – регион аграрный, не имеющий крупных налогоплательщиков. Поэтому его руководству значительно труднее решать все вопросы, связанные с изменениями в законодательстве и со всевозможными реформами, которые в последнее время с завидной регулярностью разворачиваются в России.
На наши вопросы о финансовой стороне работы отвечает Владимир ПРИТУПОВ, председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
– Владимир Геннадьевич, расскажите, как идет исполнение бюджета Алтайского края 2005 года?
– Бюджет края на 2005 год сформирован с учетом изменений, которые вступили в силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ и Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Сегодня бюджет исполняется в соответствии с теми параметрами, которые были утверждены законом края о краевом бюджете.
В первом полугодии собственные доходы поступили в сумме 6057 млн. рублей, что на 1 млрд. рублей больше, чем за аналогичный период 2004 года. То есть налоговый потенциал края увеличивается. План по собственным доходам как краевого, так и консолидированного бюджетов в первом полугодии текущего года перевыполнен. В полном объеме получены средства из федерального бюджета.
Таким образом, есть все основания полагать, что бюджет 2005 года, несмотря на трудности с перераспределением расходных полномочий, будет реализован в полном объеме.
Дополнительные собственные доходы бюджета за первое полугодие 2005 года получены в основном за счет выполнения плана по налогу на прибыль организаций на 107%. Основная причина этого – политика, которая проводится на уровне Федерации в сфере регулирования деятельности естественных монополий. На Алтайский край это влияет существенно.
– Почему?
– В крае нет крупных бюджетообразующих налогоплательщиков. Поэтому собственные налогоплательщики не оказывают существенного влияния на прирост налоговой базы. А большие переплаты, поступившие в бюджет, – «дело рук» структурных подразделений крупных федеральных национальных компаний. Это железная дорога, сберегательный банк, операторы связи и так далее, которые формируют очень крупные платежи в краевой бюджет. Сегодня некоторые из них подали заявления о возврате части налога, но, в общем-то, на исполнение бюджета принципиально это не повлияет.
– В чем особенность бюджета 2005 года?
– Для Алтайского края, как и для большинства субъектов РФ, этот бюджетный год является особенно трудным.
В основном это связано с перераспределением расходных полномочий. Все социально значимые расходы сконцентрированы в краевом бюджете. Это социальная поддержка ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, пострадавших от политических репрессий, текущие выплаты пособий гражданам, имеющим детей. На краевой бюджет с 2005 года переданы расходные обязательства по начальному и среднему профессиональному образованию, ранее осуществлявшиеся из федерального бюджета.
Перераспределение расходных обязательств в 2005 году стоило краевому бюджету 6,3 млрд. рублей. Все это поменяло принципы взаимоотношений краевого бюджета с бюджетами муниципальных образований. Если до 2005 года доходы распределялись по схеме – 30% в краевой бюджет и 70% – в бюджеты муниципальных образований, то в 2005 году ситуация прямо противоположная. А именно: краевой бюджет – 70%, а бюджеты муниципальных образований – 30%.
Естественно, не все функции, возложенные федеральным законодательством на органы государственной власти края, могут эффективно выполняться на уровне субъекта РФ. Поэтому отдельные государственные полномочия Федерации, делегируемые для исполнения органам государственной власти края (на регистрацию актов гражданского состояния, оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан), осуществляемые за счет средств Федерального фонда компенсаций, а также отдельные государственные полномочия субъектов РФ переданы органам местного самоуправления. В результате если раньше из краевого в местные бюджеты выделялось пять видов субвенций, то сейчас их уже 17. И в течение года их количество будет увеличиваться.
– Это большие суммы?
– Да. Общий объем субвенций местным бюджетам составляет 7366 млн. рублей. Это третья часть расходов краевого бюджета.
– Расскажите о федеральных полномочиях, переданных субъектам Федерации.
– Это, прежде всего, расходы на социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла, выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, обеспечение социальной поддержки репрессированных лиц. Указанные расходы относятся к приоритетным расходным обязательствам краевого бюджета. Фактически в Алтайском крае в этой сфере произошло увеличение расходов с 424 млн. рублей в 2004 году до 893 млн. рублей в 2005 году. То есть – очень существенный рост. Реальные денежные выплаты указанным лицам составляют всего лишь 100–120 рублей на человека, а в целом для края, с учетом численности населения и его структуры, в год тратятся очень большие суммы.
Несмотря на дефицитность бюджета края, данные расходы финансируются в полном объеме. Во многом бесперебойное финансирование данных социальных обязательств и отсутствие кредиторской задолженности по ним обеспечивается выделением дополнительных средств из Федерального фонда софинансирования социальных расходов.
Еще одна особенность исполнения краевого бюджета в 2005 году – это реализация федеральных полномочий, которые раньше осуществлялись различными федеральными министерствами напрямую – через свои территориальные органы. В этом году финансирование идет через бюджет субъекта РФ. В первую очередь это касается поддержки сельского хозяйства, транспорта, детского отдыха и социальной защиты.
– Можно услышать цифры, из которых складывается бюджет текущего года?
– Конечно. Консолидированный бюджет края на 2005 год составляет чуть более 25 млрд. рублей, из них 12,7 млрд. рублей – финансовая помощь из федерального бюджета. Предоставляется она в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субсидий на софинансирование отдельных полномочий, субвенций из Федерального фонда компенсаций, а также средств на реализацию федеральных целевых программ. Основными источниками собственных доходов консолидированного бюджета являются НДФЛ (42%), акцизы (15%), налог на прибыль организаций (10%), налог на имущество организаций (8%), транспортный налог (3%).
В бюджете 2005 года доля расходов на социальную сферу (без жилищно-коммунального хозяйства) составляет 65%, в том числе на образование – 30%, здравоохранение – 20%.
– Какова структура бюджета края?
– Алтайский край является высокодотационным субъектом РФ. Основная причина в том, что край – аграрный. 47% населения проживает в сельской местности. Сельское хозяйство формирует около 40% валового регионального продукта. Это в два раза выше, чем в среднем по России. Промышленные предприятия края тоже в значительной степени сориентированы на взаимодействие с сельским хозяйством. Это либо перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса (АПК), либо машиностроительные, также нацеленные на производство машин и оборудования для АПК.
Отрасль сельского хозяйства не дает больших поступлений в бюджетную систему края, в то же время требует значительной бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства. Значительный удельный вес имеет у нас переработка сельхозпродукции. В результате в структуре доходов бюджета существенна доля акцизов на ликероводочные изделия, которые уплачивают местные ликероводочные заводы и Иткульский спиртзавод. По нашим меркам, это крупные плательщики.
Есть на территории Алтайского края и предприятия обрабатывающей промышленности. Но их немного, и они не являются бюджетоформирующими.
– Расскажите о ситуации в крае, сложившейся в связи с введением Федерального закона № 131-ФЗ.
– Алтайский край – крупный по площади субъект РФ, который занимает 168 тысяч квадратных километров.
Изначально, еще в середине 90-х годов, в ходе реформы местного самоуправления в Алтайском крае сложилось два уровня местного самоуправления – районы и поселения. И уже в течение трех лет бюджет по доходам и расходам исполняется с учетом этих поселений. Может быть, эта система еще не до конца отработана, но, тем не менее, этот опыт у нас имеется, но с другим распределением полномочий.
В 2003 году с учетом требований Федерального закона № 131-ФЗ в крае наделены соответствующими полномочиями 12 городских округов, 60 муниципальных районов, 5 городских поселений и 720 сельских поселений. Всего 797 муниципальных образований, что является одним из самых больших показателей в России. На сегодняшний день все муниципальные образования зарегистрировали свои уставы, им присвоен код ОКАТО.
Поэтому на 2005–2006 годы перед краевыми властями стоит вопрос – более четко отладить взаимодействие. Конечно, с учетом изменений полномочий: кто и что может расходовать и какие функции выполнять. Такого разделения полномочий раньше не было.
Алтайский край перешел на казначейское исполнение бюджета еще в 2000 году, и сегодня не произойдет каких-либо существенных принципиальных изменений. Потому что принятие Федерального закона № 131-ФЗ обеспечило более четкое отлаживание с учетом изменений по функциям, по разграничению полномочий.
Более существенное изменение связано с тем, что нам необходимо будет усилить кадровый состав, и в первую очередь на уровне поселений. Ведь они не принимали налоговые акты самостоятельно, у них не было таких требований к формированию бюджета, которые появились сегодня. Это неминуемо приведет к увеличению численности муниципальных служащих, что, в свою очередь, потребует дополнительных расходов на органы управления.
– Какими именно будут эти расходы?
– Пессимистический прогноз – численность управленческого аппарата в органах местного самоуправления может увеличиться почти на 35–40%. Это очень много.
Также сегодня есть отдельные вопросы, связанные с реализацией Закона № 131-ФЗ. Они больше технические, и стали проявляться именно при подготовке осуществления реформы в крае. Это вопросы, касающиеся права делегирования федеральных полномочий органам местного самоуправления.
Для решения этой проблемы подготовлена законодательная инициатива, мы будем представлять ее в Федеральное Собрание и в Правительство РФ, для того чтобы такая поправка была внесена в Федеральный закон № 131-ФЗ. Это окажет существенную помощь в рациональной организации исполнения закона.
– Когда планируется представить законопроект?
– Документы в Правительство РФ и Министерство регионального развития РФ уже направлены.
Второй большой вопрос организационного плана – принятие поселениями актов по введению налогов, которых они раньше никогда не принимали, – по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц. Раньше это было в компетенции Российской Федерации, сегодня эту функцию передали с федерального уровня на уровень поселений. Здесь, конечно, нужна методическая помощь для организации этих процессов. Для принятия этих нормативных актов должны быть произведены кадастровая оценка земли и инвентаризационная оценка имущества физических лиц. Это тоже потребует дополнительной организационной работы. Так как это является базой для расчета налоговых поступлений, то в первую очередь мы уделяем внимание этому вопросу. За первое полугодие на проведение работ по кадастровой оценке земли и учету объектов недвижимости из краевого бюджета было выделено 30 млн. рублей.
– Как у вас проходит подготовка кадров?
– Это очень актуальный вопрос. Сегодня происходит как реализация нового федерального законодательства (Закон № 131-ФЗ), так и реформа бухгалтерского учета в бюджетной сфере. И подготовка кадров идет также по двум направлениям.
Первое – проведена учеба руководителей финансовых органов муниципалитетов – 71 района и города, для того чтобы они четко представляли, что будет происходить. Сейчас проводятся краткосрочные курсы для руководителей органов местного самоуправления. И планируем, что дальше будем выборочно проводить учебу со специалистами органов местного самоуправления поселений. Потому что учебу 800 человек достаточно сложно организовать за короткий промежуток времени.
Параллельно ведем учебу бухгалтерских работников по переходу на новую Инструкцию № 70н. Проведено обучение главных распорядителей средств бюджета муниципалитетов (по одному человеку от каждого), для того чтобы они уже сами, у себя на местах могли проводить методическую работу. Организуется несколько достаточно широких потоков для привлечения на учебу бухгалтеров для реализации Инструкции № 70н бухгалтерского учета.
В целом основные вопросы подготовки к 2006 году для муниципальных образований решены. Разработаны законы Алтайского края о реализации новых принципов межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, и формирование местных бюджетов на 2006 год будет производиться в соответствии с ними.
– Как поступаете с должниками по налоговым платежам?
– Уровень собираемости налогов в крае достаточно высокий, нет крупного прироста недоимки. Просто есть сезонные колебания, связанные либо с квартальным, либо с годовым начислением налогов. Сдача отчетности предприятий – это традиционный сезонный всплеск.
В целом недоимка высокая, но это связано с предприятиями, находящимися в стадии банкротства. Большой удельный вес здесь у предприятий оборонной промышленности, пребывающих сегодня в тяжелом положении и, соответственно, не платящих налоги. А также это недоимка, которая существует по предприятиям сельского хозяйства в силу общей ситуации в агропромышленном комплексе. Это не высокодоходный бизнес. Он имеет в первую очередь социальную направленность, потому что обеспечивает социальную занятость населения и продовольственную независимость, как края, так и страны в целом.
По взысканию недоимки работает комиссия – совместный совещательный орган администрации, территориального органа федеральной налоговой службы, муниципалитетов и представителей бизнеса.
– Какая поддержка оказывается местным товаропроизводителям, предприятиям, которые принимают участие в формировании бюджета?
– Есть два больших направления.
Первое – это субсидирование части банковской процентной ставки (это федеральный механизм, запущенный с 2000 года). В крае в этом году объем такой поддержки существенно увеличен – более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом. Есть инвестиционные проекты, направленные на увеличение производственных мощностей, увеличение рабочих мест, которые впоследствии оказывают влияние на увеличение налоговых платежей в бюджет. С этого года основным критерием выбрано повышение заработной платы – чтобы предприятия, работающие в этих проектах, работали на повышение заработной платы и чтобы это повышение было больше, чем в среднем по краю.
Второй механизм – субсидирование процентной ставки в отношении предприятий малого бизнеса, которые обеспечивают в первую очередь занятость, способствуют развитию края, увеличению налогооблагаемой базы. Здесь применяется более упрощенная схема, меньшие требования, меньшие объемы.
– Назовите, пожалуйста, суммы этой поддержки.
– На поддержку предприятий – 180 млн. рублей в год, на малый бизнес – 20 млн. рублей в год. Для края это очень существенные суммы.
– Что вы хотели бы сказать в завершение нашей беседы?
– В настоящее время бюджет Алтайского края исполняется стабильно. В крае существенно сократили кредиторскую задолженность по социальным выплатам, которая накопилась с середины 90-х годов.
С 1 сентября повышена заработная плата работникам бюджетной сферы на 11% в соответствии с принятым Федеральным законом. Аналогичная работа ведется в связи с ожидаемым повышением зарплаты в 2006 году.
Подготовлен план формирования бюджета 2006 года. Несмотря на то, что воплотить его будет очень сложно из-за изменений полномочий, мы уверены, что справимся с этой задачей.
Беседовала Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Справка «Бюджета»
Владимир Геннадьевич ПРИТУПОВ, председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике
Родился в 1974 году в г. Барнауле.
В 1996 г. окончил Алтайский государственный университет по специальности «Менеджмент».
С 1995 г. начал работать в комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на должности ведущего экономиста.
В феврале 2002 г. назначен председателем комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
На наши вопросы о финансовой стороне работы отвечает Владимир ПРИТУПОВ, председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
– Владимир Геннадьевич, расскажите, как идет исполнение бюджета Алтайского края 2005 года?
– Бюджет края на 2005 год сформирован с учетом изменений, которые вступили в силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ и Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Сегодня бюджет исполняется в соответствии с теми параметрами, которые были утверждены законом края о краевом бюджете.
В первом полугодии собственные доходы поступили в сумме 6057 млн. рублей, что на 1 млрд. рублей больше, чем за аналогичный период 2004 года. То есть налоговый потенциал края увеличивается. План по собственным доходам как краевого, так и консолидированного бюджетов в первом полугодии текущего года перевыполнен. В полном объеме получены средства из федерального бюджета.
Таким образом, есть все основания полагать, что бюджет 2005 года, несмотря на трудности с перераспределением расходных полномочий, будет реализован в полном объеме.
Дополнительные собственные доходы бюджета за первое полугодие 2005 года получены в основном за счет выполнения плана по налогу на прибыль организаций на 107%. Основная причина этого – политика, которая проводится на уровне Федерации в сфере регулирования деятельности естественных монополий. На Алтайский край это влияет существенно.
– Почему?
– В крае нет крупных бюджетообразующих налогоплательщиков. Поэтому собственные налогоплательщики не оказывают существенного влияния на прирост налоговой базы. А большие переплаты, поступившие в бюджет, – «дело рук» структурных подразделений крупных федеральных национальных компаний. Это железная дорога, сберегательный банк, операторы связи и так далее, которые формируют очень крупные платежи в краевой бюджет. Сегодня некоторые из них подали заявления о возврате части налога, но, в общем-то, на исполнение бюджета принципиально это не повлияет.
– В чем особенность бюджета 2005 года?
– Для Алтайского края, как и для большинства субъектов РФ, этот бюджетный год является особенно трудным.
В основном это связано с перераспределением расходных полномочий. Все социально значимые расходы сконцентрированы в краевом бюджете. Это социальная поддержка ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, пострадавших от политических репрессий, текущие выплаты пособий гражданам, имеющим детей. На краевой бюджет с 2005 года переданы расходные обязательства по начальному и среднему профессиональному образованию, ранее осуществлявшиеся из федерального бюджета.
Перераспределение расходных обязательств в 2005 году стоило краевому бюджету 6,3 млрд. рублей. Все это поменяло принципы взаимоотношений краевого бюджета с бюджетами муниципальных образований. Если до 2005 года доходы распределялись по схеме – 30% в краевой бюджет и 70% – в бюджеты муниципальных образований, то в 2005 году ситуация прямо противоположная. А именно: краевой бюджет – 70%, а бюджеты муниципальных образований – 30%.
Естественно, не все функции, возложенные федеральным законодательством на органы государственной власти края, могут эффективно выполняться на уровне субъекта РФ. Поэтому отдельные государственные полномочия Федерации, делегируемые для исполнения органам государственной власти края (на регистрацию актов гражданского состояния, оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан), осуществляемые за счет средств Федерального фонда компенсаций, а также отдельные государственные полномочия субъектов РФ переданы органам местного самоуправления. В результате если раньше из краевого в местные бюджеты выделялось пять видов субвенций, то сейчас их уже 17. И в течение года их количество будет увеличиваться.
– Это большие суммы?
– Да. Общий объем субвенций местным бюджетам составляет 7366 млн. рублей. Это третья часть расходов краевого бюджета.
– Расскажите о федеральных полномочиях, переданных субъектам Федерации.
– Это, прежде всего, расходы на социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла, выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, обеспечение социальной поддержки репрессированных лиц. Указанные расходы относятся к приоритетным расходным обязательствам краевого бюджета. Фактически в Алтайском крае в этой сфере произошло увеличение расходов с 424 млн. рублей в 2004 году до 893 млн. рублей в 2005 году. То есть – очень существенный рост. Реальные денежные выплаты указанным лицам составляют всего лишь 100–120 рублей на человека, а в целом для края, с учетом численности населения и его структуры, в год тратятся очень большие суммы.
Несмотря на дефицитность бюджета края, данные расходы финансируются в полном объеме. Во многом бесперебойное финансирование данных социальных обязательств и отсутствие кредиторской задолженности по ним обеспечивается выделением дополнительных средств из Федерального фонда софинансирования социальных расходов.
Еще одна особенность исполнения краевого бюджета в 2005 году – это реализация федеральных полномочий, которые раньше осуществлялись различными федеральными министерствами напрямую – через свои территориальные органы. В этом году финансирование идет через бюджет субъекта РФ. В первую очередь это касается поддержки сельского хозяйства, транспорта, детского отдыха и социальной защиты.
– Можно услышать цифры, из которых складывается бюджет текущего года?
– Конечно. Консолидированный бюджет края на 2005 год составляет чуть более 25 млрд. рублей, из них 12,7 млрд. рублей – финансовая помощь из федерального бюджета. Предоставляется она в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субсидий на софинансирование отдельных полномочий, субвенций из Федерального фонда компенсаций, а также средств на реализацию федеральных целевых программ. Основными источниками собственных доходов консолидированного бюджета являются НДФЛ (42%), акцизы (15%), налог на прибыль организаций (10%), налог на имущество организаций (8%), транспортный налог (3%).
В бюджете 2005 года доля расходов на социальную сферу (без жилищно-коммунального хозяйства) составляет 65%, в том числе на образование – 30%, здравоохранение – 20%.
– Какова структура бюджета края?
– Алтайский край является высокодотационным субъектом РФ. Основная причина в том, что край – аграрный. 47% населения проживает в сельской местности. Сельское хозяйство формирует около 40% валового регионального продукта. Это в два раза выше, чем в среднем по России. Промышленные предприятия края тоже в значительной степени сориентированы на взаимодействие с сельским хозяйством. Это либо перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса (АПК), либо машиностроительные, также нацеленные на производство машин и оборудования для АПК.
Отрасль сельского хозяйства не дает больших поступлений в бюджетную систему края, в то же время требует значительной бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства. Значительный удельный вес имеет у нас переработка сельхозпродукции. В результате в структуре доходов бюджета существенна доля акцизов на ликероводочные изделия, которые уплачивают местные ликероводочные заводы и Иткульский спиртзавод. По нашим меркам, это крупные плательщики.
Есть на территории Алтайского края и предприятия обрабатывающей промышленности. Но их немного, и они не являются бюджетоформирующими.
– Расскажите о ситуации в крае, сложившейся в связи с введением Федерального закона № 131-ФЗ.
– Алтайский край – крупный по площади субъект РФ, который занимает 168 тысяч квадратных километров.
Изначально, еще в середине 90-х годов, в ходе реформы местного самоуправления в Алтайском крае сложилось два уровня местного самоуправления – районы и поселения. И уже в течение трех лет бюджет по доходам и расходам исполняется с учетом этих поселений. Может быть, эта система еще не до конца отработана, но, тем не менее, этот опыт у нас имеется, но с другим распределением полномочий.
В 2003 году с учетом требований Федерального закона № 131-ФЗ в крае наделены соответствующими полномочиями 12 городских округов, 60 муниципальных районов, 5 городских поселений и 720 сельских поселений. Всего 797 муниципальных образований, что является одним из самых больших показателей в России. На сегодняшний день все муниципальные образования зарегистрировали свои уставы, им присвоен код ОКАТО.
Поэтому на 2005–2006 годы перед краевыми властями стоит вопрос – более четко отладить взаимодействие. Конечно, с учетом изменений полномочий: кто и что может расходовать и какие функции выполнять. Такого разделения полномочий раньше не было.
Алтайский край перешел на казначейское исполнение бюджета еще в 2000 году, и сегодня не произойдет каких-либо существенных принципиальных изменений. Потому что принятие Федерального закона № 131-ФЗ обеспечило более четкое отлаживание с учетом изменений по функциям, по разграничению полномочий.
Более существенное изменение связано с тем, что нам необходимо будет усилить кадровый состав, и в первую очередь на уровне поселений. Ведь они не принимали налоговые акты самостоятельно, у них не было таких требований к формированию бюджета, которые появились сегодня. Это неминуемо приведет к увеличению численности муниципальных служащих, что, в свою очередь, потребует дополнительных расходов на органы управления.
– Какими именно будут эти расходы?
– Пессимистический прогноз – численность управленческого аппарата в органах местного самоуправления может увеличиться почти на 35–40%. Это очень много.
Также сегодня есть отдельные вопросы, связанные с реализацией Закона № 131-ФЗ. Они больше технические, и стали проявляться именно при подготовке осуществления реформы в крае. Это вопросы, касающиеся права делегирования федеральных полномочий органам местного самоуправления.
Для решения этой проблемы подготовлена законодательная инициатива, мы будем представлять ее в Федеральное Собрание и в Правительство РФ, для того чтобы такая поправка была внесена в Федеральный закон № 131-ФЗ. Это окажет существенную помощь в рациональной организации исполнения закона.
– Когда планируется представить законопроект?
– Документы в Правительство РФ и Министерство регионального развития РФ уже направлены.
Второй большой вопрос организационного плана – принятие поселениями актов по введению налогов, которых они раньше никогда не принимали, – по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц. Раньше это было в компетенции Российской Федерации, сегодня эту функцию передали с федерального уровня на уровень поселений. Здесь, конечно, нужна методическая помощь для организации этих процессов. Для принятия этих нормативных актов должны быть произведены кадастровая оценка земли и инвентаризационная оценка имущества физических лиц. Это тоже потребует дополнительной организационной работы. Так как это является базой для расчета налоговых поступлений, то в первую очередь мы уделяем внимание этому вопросу. За первое полугодие на проведение работ по кадастровой оценке земли и учету объектов недвижимости из краевого бюджета было выделено 30 млн. рублей.
– Как у вас проходит подготовка кадров?
– Это очень актуальный вопрос. Сегодня происходит как реализация нового федерального законодательства (Закон № 131-ФЗ), так и реформа бухгалтерского учета в бюджетной сфере. И подготовка кадров идет также по двум направлениям.
Первое – проведена учеба руководителей финансовых органов муниципалитетов – 71 района и города, для того чтобы они четко представляли, что будет происходить. Сейчас проводятся краткосрочные курсы для руководителей органов местного самоуправления. И планируем, что дальше будем выборочно проводить учебу со специалистами органов местного самоуправления поселений. Потому что учебу 800 человек достаточно сложно организовать за короткий промежуток времени.
Параллельно ведем учебу бухгалтерских работников по переходу на новую Инструкцию № 70н. Проведено обучение главных распорядителей средств бюджета муниципалитетов (по одному человеку от каждого), для того чтобы они уже сами, у себя на местах могли проводить методическую работу. Организуется несколько достаточно широких потоков для привлечения на учебу бухгалтеров для реализации Инструкции № 70н бухгалтерского учета.
В целом основные вопросы подготовки к 2006 году для муниципальных образований решены. Разработаны законы Алтайского края о реализации новых принципов межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, и формирование местных бюджетов на 2006 год будет производиться в соответствии с ними.
– Как поступаете с должниками по налоговым платежам?
– Уровень собираемости налогов в крае достаточно высокий, нет крупного прироста недоимки. Просто есть сезонные колебания, связанные либо с квартальным, либо с годовым начислением налогов. Сдача отчетности предприятий – это традиционный сезонный всплеск.
В целом недоимка высокая, но это связано с предприятиями, находящимися в стадии банкротства. Большой удельный вес здесь у предприятий оборонной промышленности, пребывающих сегодня в тяжелом положении и, соответственно, не платящих налоги. А также это недоимка, которая существует по предприятиям сельского хозяйства в силу общей ситуации в агропромышленном комплексе. Это не высокодоходный бизнес. Он имеет в первую очередь социальную направленность, потому что обеспечивает социальную занятость населения и продовольственную независимость, как края, так и страны в целом.
По взысканию недоимки работает комиссия – совместный совещательный орган администрации, территориального органа федеральной налоговой службы, муниципалитетов и представителей бизнеса.
– Какая поддержка оказывается местным товаропроизводителям, предприятиям, которые принимают участие в формировании бюджета?
– Есть два больших направления.
Первое – это субсидирование части банковской процентной ставки (это федеральный механизм, запущенный с 2000 года). В крае в этом году объем такой поддержки существенно увеличен – более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом. Есть инвестиционные проекты, направленные на увеличение производственных мощностей, увеличение рабочих мест, которые впоследствии оказывают влияние на увеличение налоговых платежей в бюджет. С этого года основным критерием выбрано повышение заработной платы – чтобы предприятия, работающие в этих проектах, работали на повышение заработной платы и чтобы это повышение было больше, чем в среднем по краю.
Второй механизм – субсидирование процентной ставки в отношении предприятий малого бизнеса, которые обеспечивают в первую очередь занятость, способствуют развитию края, увеличению налогооблагаемой базы. Здесь применяется более упрощенная схема, меньшие требования, меньшие объемы.
– Назовите, пожалуйста, суммы этой поддержки.
– На поддержку предприятий – 180 млн. рублей в год, на малый бизнес – 20 млн. рублей в год. Для края это очень существенные суммы.
– Что вы хотели бы сказать в завершение нашей беседы?
– В настоящее время бюджет Алтайского края исполняется стабильно. В крае существенно сократили кредиторскую задолженность по социальным выплатам, которая накопилась с середины 90-х годов.
С 1 сентября повышена заработная плата работникам бюджетной сферы на 11% в соответствии с принятым Федеральным законом. Аналогичная работа ведется в связи с ожидаемым повышением зарплаты в 2006 году.
Подготовлен план формирования бюджета 2006 года. Несмотря на то, что воплотить его будет очень сложно из-за изменений полномочий, мы уверены, что справимся с этой задачей.
Беседовала Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Справка «Бюджета»
Владимир Геннадьевич ПРИТУПОВ, председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике
Родился в 1974 году в г. Барнауле.
В 1996 г. окончил Алтайский государственный университет по специальности «Менеджмент».
С 1995 г. начал работать в комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на должности ведущего экономиста.
В феврале 2002 г. назначен председателем комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.