Люди, приезжающие в город Чебоксары, обычно удивляются тому, как он хорош. А кто был здесь хоть раз, дивятся тому, как город изменился за считанные годы. Действительно, он становится лучше год от года. Недаром он был признан самым чистым и благоустроенным в России.
Экономико-географическое положение
Город Чебоксары (чувашское название Шупашкар), столица Чувашской Республики, основан в 1469 году. Площадь города – более 23 тыс. гектаров. В Чебоксарах проживает 453,7 тыс. человек. Статистика свидетельствует, что в столице Чувашии за 30 лет количество жителей увеличилось более чем в 4 раза.
Город занимает выгодное экономико-географическое положение. В последние годы оно улучшилось за счет автомагистралей Нижний Новгород – Чебоксары – Ульяновск, а через плотину ГЭС прошла трасса на Казань и Йошкар-Олу. Стокилометровое ответвление от железнодорожного узла Канаш, а также Волга по-прежнему определяют развитие и функционирование города.
Благоприятный климат, рельефный пейзаж, относительно удобные инженерно-строительные условия – все это создает отличные предпосылки для развития и привлечения инвестиций в экономику города. Сегодня Чебоксары – это промышленно-индустриальный и культурно-просветительный центр Поволжья. В частности, итоги последних лет свидетельствуют о сохранении в городе благоприятных условий, способствующих продолжению роста основных макроэкономических показателей. Обеспечен прирост объема промышленного производства, темпов строительства, инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, оказания платных услуг населению. Отмечается устойчивое повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие инженерной и социальной инфраструктуры, умеренный темп инфляции, рост доходов бюджета города Чебоксары.
Бюджетно-финансовая система. Общие сведения
Власти города не останавливаются на достигнутом и продолжают осуществлять плановое развитие. В основе планов – программы социально-экономического развития города Чебоксары на 2004–2010 годы и генерального плана города на 2005–2025 годы.
В 2005 году доходы бюджета Чебоксар предусмотрены в объеме 2596 млн. рублей, бюджетная обеспеченность на одного человека должна составить более 5,5 тыс. рублей. Основную долю в доходной базе городского бюджета формируют налоговые доходы, их удельный вес – 54,5% от суммы всех доходов.
Налоговый потенциал города в результате принимаемых мер по развитию предпринимательской инициативы в различных секторах экономики постоянно повышается. В городе формируется около 64% валового регионального продукта, отчисления налогоплательщиков составляют более 62% от общего объема налоговых поступлений плательщиков налогов и сборов Чувашской Республики в бюджетную систему страны.
Администрация Чебоксар всегда уделяла особое внимание росту доходности бюджета города за счет использования муниципальной собственности. Основными источниками этого дохода бюджета являются поступления от сдачи в аренду и доходы от приватизации имущества, в том числе земельных участков.
Пристальное внимание уделяется работе по недопущению возникновения и роста просроченной задолженности по платежам в бюджет. Для решения данных вопросов в администрации города создана межведомственная комиссия по урегулированию платежей и расчетов с бюджетом.
Бюджет Чебоксар всегда был социально ориентирован. Основными статьями расходов являются расходы на образование – 33,4%, на жилищно-коммунальное хозяйство – 23,1, здравоохранение и спорт – 19,7, социальную политику – 13,2, на культуру и СМИ – 2,1 и прочие расходы – 8,5% от общего объема расходов.
В Чебоксарах уже не первый год действует автоматизированная система управления бюджетным процессом. Она обеспечивает прозрачность бюджета не только на стадии составления, но и на уровне его исполнения. На протяжении пяти лет городской бюджет утверждается не только по основным разделам, но и по бюджетополучателям с детальной расшифровкой всех доходов и расходов.
Основные задачи бюджетной политики
Остается актуальной задача по дальнейшему повышению эффективности использования средств и улучшению контроля над целевым расходованием бюджетных потоков. Поэтому было принято постановление главы администрации города “Об утверждении Положения о методике проведения оценки результативности и эффективности произведенных расходов бюджета города Чебоксары”.
Основной целью этой методики является создание единой формализованной методологии оценки результативности и эффективности произведенных расходов города и системы их мониторинга.
Бюджетная политика города направлена на решение нескольких проблем. В первую очередь это совершенствование инструментария по социально-экономической ситуации в городе. Затем – формирование прозрачных целей бюджета, которые обеспечивают тесную привязку расходов к повышению качества жизни граждан, постепенное внедрение элементов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, и, наконец, реформирование ЖКХ и обеспечение конкуренции в данном секторе экономики.
В целях проведения единой бюджетной политики, усиления контроля за целевым расходованием бюджетных средств еще в октябре 2001 года в городе осуществлен переход на казначейскую систему исполнения бюджета.
Предварительный и текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется на этапе проведения платежного поручения. Постановлением главы администрации города утвержден примерный перечень документов для подтверждения бюджетных обязательств.
Регистрация договоров и принятие на учет бюджетных обязательств в разрезе всех статей расходов позволяет усилить контроль за исполнением договорных обязательств. Юридической службой проверяется правильность оформления договоров бюджетными учреждениями в соответствии с требованиями действующего законодательства. С 2005 года учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета города, осуществляется по всем кодам бюджетной классификации.
В целях обеспечения эффективного расходования средств бюджетов начиная с 1998 года размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города осуществляется c применением механизма муниципального заказа. Учет и контроль за расходованием средств на конкурсной основе осуществляется согласно утвержденным протоколам конкурсных комиссий.
Бюджетирование, ориентированное на результат
Сегодня повсеместно внедряется система бюджетирования, ориентированного на результат. Чебоксары не являются исключением. В городе приняты меры перехода от планирования затрат к программно-целевому методу бюджетного планирования и совершенствованию среднесрочного бюджетного планирования. Сейчас перспективный финансовый план составлен и утвержден постановлением главы администрации города на три года, в дальнейшем он будет составляться на пять лет.
В целях перехода от управления бюджетными ресурсами или затратами к управлению результатами проводится работа по повышению ответственности и расширению самостоятельности участников бюджетного процесса. Для этого в городе проведена работа по принятию ряда целевых городских программ на среднесрочную перспективу. Они позволяют обеспечивать реализацию программно-целевых принципов бюджетного планирования на уровне главных распорядителей бюджетных кредитов и прямых получателей бюджетных средств, что помогает им более качественно осуществлять свои расходы.
Администрация города ежегодно своим постановлением утверждает порядок разработки проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу (три года). Не изменяя данному порядку, был сформирован бюджет текущего года, и уже в этом году начали разработку бюджета 2006 года.
Анализируя работу прошлого года, можно сказать, что сложность в разработке проекта бюджета на 2005 год была связана с изменением бюджетной классификации (уменьшением количества статей бюджета), изменением налогового законодательства и невозможностью полностью обеспечить расходную часть бюджета собственными доходами.
Город пошел по пути “городского округа”, отказавшись от создания муниципальных образований и поселений.
В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ, с 2005 года к местным относятся только два налога: земельный и налог на имущество физических лиц. Налог на рекламу отменен. Данные налоги на территории города регулируются положением о налоговом регулировании в городе Чебоксары, утвержденным решением городского собрания депутатов.
В связи с полным разграничением расходных полномочий между органами власти всех уровней в бюджете города увеличилась доля расходов за счет субвенций и субсидий из вышестоящих бюджетов и уменьшилась доля расходов, осуществляемых за счет собственных доходов. Все это повлияло на то, что уменьшилась городская адресная инвестиционная программа и др.
Проблемы последних изменений
Хочется остановиться на отдельных моментах и предложениях. В связи с тем, что поступления от специальных налоговых режимов обложения субъектов малого предпринимательства строго разграничили между субъектом Федерации и муниципальным самоуправлением, местным органам власти теперь выгодно оказывать поддержку в развитии только тем, кто уплачивает единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, так как он зачисляется в размере 90% в муниципальный бюджет.
Забрав от муниципалитетов доходы от налога на прибыль организаций, законодатель лишил местные власти заинтересованности в увеличении доходности хозяйствующих субъектов в виде юридических лиц, прежде всего муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
В 2003 году упразднили дорожные фонды. Отмена ранее действовавших налогов и замена их одним транспортным налогом сыграла положительную роль для налогоплательщиков, но в то же время не дала ожидаемого результата местным властям. Транспортный налог является региональным налогом и зачисляется в полном объеме в бюджет субъекта Федерации. Однако, по нашему мнению, необходимо определить хотя бы небольшой процент зачисления в местный бюджет суммы сбора от этого налога с целью стимулирования деятельности органов местного самоуправления в данной работе, что положительно отразится и на доходах региональных бюджетов.
Изменения, внесенные в налоговое и бюджетное законодательство в части передачи части налогов на федеральный и региональный уровни бюджетной системы, осложнили положение в финансах города. В частности, значительно уменьшилась доля собственных доходов, в то время как на органы местного самоуправления переложили дополнительные полномочия и обязанности. Причем в соответствии со вступлением в силу с 1 января 2006 года всех статей Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, полномочий и обязанностей у местных властей прибавится.
Если не будут решены вопросы, касающиеся финансовых подкреплений выполнения возлагаемых задач и функций, то вся административная реформа, проводимая в России, будет просто-напросто завалена.
Без обеспечения дополнительными собственными доходными источниками органов местного самоуправления невозможно качественно обеспечивать выполнение полномочий и обязанностей. Это в первую очередь отразится на жителях населенных пунктов, в том числе и на жителях города Чебоксары.
Программой социального и экономического развития города на 2004-2010 годы, которая утверждена решением Чебоксарского городского собрания депутатов, определены:
– основные стратегические векторы развития секторов экономики города,
– очередность реализации основных мероприятий и необходимые объемы финансирования, которые должны позволить в конечном итоге изменить сложившуюся ситуацию и достичь планируемых макроэкономических показателей.
Инвестиции – потенциал развития города
Ежегодно в городе принимается и реализуется адресная инвестиционная программа, в рамках которой финансируется строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально значимых объектов. А также модернизация и ввод в эксплуатацию новых объектов инженерной инфраструктуры, что прямым образом влияет на привлечение инвестиций.
Ни один город мира не может развиваться только на основе своего бюджета. Поэтому в Чебоксарах проводится работа по привлечению внебюджетных инвестиций. Важными составляющими повышения инвестиционного климата являются:
– наличие простых и прозрачных процедур регистрации предприятий, выдачи разрешений и лицензий;
– оформление разрешительной документации осуществляется по принципу одного окна, причем законодательно закреплены жесткие сроки прохождения и согласования документов;
– введение персональной ответственности чиновников за препятствование и создание административных барьеров;
– действие нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления налоговых льгот и преференций.
Для привлечения частного бизнеса и инвестиций в развитие городской среды постановлениями главы администрации города были утверждены “Положение об инвестиционной деятельности на территории города Чебоксары” и “Концепция инновационного развития города до 2010 года”. Данными документами определены правовые, экономические и социальные условия инвестиционной и инновационной деятельности на территории города, осуществляемой организациями независимо от организационно-правовой формы собственности.
Положение об инвестиционной деятельности на территории города определяет муниципальную и республиканскую поддержку инвесторов путем информационно-консультационной поддержки, а также предоставления режима наибольшего благоприятствования, преференций по уплате налоговых платежей и муниципальных гарантий. Кроме того, этот документ определяет порядок получения на конкурсной основе бюджетных средств, как в виде кредитов, субсидирования процентной ставки и лизинговых платежей, так и в виде муниципальных субвенций.
В городе разработана промышленная политика до 2010 года. В ней создана система мер по развитию промышленности города. В частности, предусматривается взаимодействие и сотрудничество субъектов промышленной сферы с органами государственной власти и местного самоуправления, профсоюзами, предпринимателями и организациями различных форм собственности.
В целях осуществления работы по обеспечению условий развития предприятий города и исполнения обязательств перед бюджетами всех уровней администрацией заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с промышленными предприятиями. В настоящее время в городе значится 117 крупных и средних предприятий всех форм собственности, с 38 из них (или 32,5%) в 2005 году заключены вышеуказанные соглашения.
Для взаимовыгодного сотрудничества в инвестиционной деятельности администрацией города заключаются соглашения с банками, инвестиционными и финансовыми компаниями. В этом году заключено и пролонгировано уже 10 соглашений. Данные соглашения способствуют осуществлению согласованных действий, направленных на развитие производства, сохранение и укрепление экономического потенциала города.
В Чебоксарах создана и продолжает совершенствоваться нормативная база, которая обеспечивает условия для более эффективного развития малого бизнеса. Решением Чебоксарского городского собрания депутатов принята программа поддержки малого предпринимательства на 2005–2007 годы и до 2010 года. Ее основные цели – совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства, повышение эффективности функционирования инфраструктуры и механизмов поддержки малого предпринимательства. В программе предусмотрены такие мероприятия, как:
– конкурс на предпринимательский проект для финансирования за счет средств бюджета города в виде бюджетного кредита;
– поддержка за счет средств бюджета города в виде субвенций.
Реализация указанных нормативно-правовых документов позволит в короткие сроки повысить эффективность социально-экономической, инвестиционной и инновационной деятельности в Чебоксарах и занять городу в экономике России место, соответствующее его потенциалу.
Вячеслав ЯЛУТКИН
Справка “Бюджета”
Владислав Иванович ЯЛУТКИН,
заместитель главы – начальник управления экономики г. Чебоксары
Родился в 1972 г.
1992–1994 гг. – инженер по снабжению, инженер по маркетингу ОАО “Дизельпром”.
1994 г. – окончил Львовский торгово-экономический институт по специальности “экономическая информатика и АСУ”.
1994–1995 гг. – государственный налоговый инспектор налоговой инспекции по Московскому району г. Чебоксары.
1995–1996 гг. – служба в ВВ МВД РФ.
1996 г. – окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова по специальности “юриспруденция”.
2000 г. – присвоена ученая степень кандидата экономических наук.
1996–2001 гг. – старший госналогинспектор управления министерства по налогам и сборам РФ по Чувашской Республике.
2001–2002 гг. – начальник планово-экономического отдела ООО “Чуваштеплоэнергогаз”, начальник отдела экономического развития отрасли народного хозяйства министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики.
2002–2003 гг. – консультант министра, руководитель департамента информационного и правового обеспечения министерства имущественных отношений Чувашской Республики.
С сентября 2003 г. – заместитель главы – начальник управления экономики г. Чебоксары.
Экономико-географическое положение
Город Чебоксары (чувашское название Шупашкар), столица Чувашской Республики, основан в 1469 году. Площадь города – более 23 тыс. гектаров. В Чебоксарах проживает 453,7 тыс. человек. Статистика свидетельствует, что в столице Чувашии за 30 лет количество жителей увеличилось более чем в 4 раза.
Город занимает выгодное экономико-географическое положение. В последние годы оно улучшилось за счет автомагистралей Нижний Новгород – Чебоксары – Ульяновск, а через плотину ГЭС прошла трасса на Казань и Йошкар-Олу. Стокилометровое ответвление от железнодорожного узла Канаш, а также Волга по-прежнему определяют развитие и функционирование города.
Благоприятный климат, рельефный пейзаж, относительно удобные инженерно-строительные условия – все это создает отличные предпосылки для развития и привлечения инвестиций в экономику города. Сегодня Чебоксары – это промышленно-индустриальный и культурно-просветительный центр Поволжья. В частности, итоги последних лет свидетельствуют о сохранении в городе благоприятных условий, способствующих продолжению роста основных макроэкономических показателей. Обеспечен прирост объема промышленного производства, темпов строительства, инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, оказания платных услуг населению. Отмечается устойчивое повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие инженерной и социальной инфраструктуры, умеренный темп инфляции, рост доходов бюджета города Чебоксары.
Бюджетно-финансовая система. Общие сведения
Власти города не останавливаются на достигнутом и продолжают осуществлять плановое развитие. В основе планов – программы социально-экономического развития города Чебоксары на 2004–2010 годы и генерального плана города на 2005–2025 годы.
В 2005 году доходы бюджета Чебоксар предусмотрены в объеме 2596 млн. рублей, бюджетная обеспеченность на одного человека должна составить более 5,5 тыс. рублей. Основную долю в доходной базе городского бюджета формируют налоговые доходы, их удельный вес – 54,5% от суммы всех доходов.
Налоговый потенциал города в результате принимаемых мер по развитию предпринимательской инициативы в различных секторах экономики постоянно повышается. В городе формируется около 64% валового регионального продукта, отчисления налогоплательщиков составляют более 62% от общего объема налоговых поступлений плательщиков налогов и сборов Чувашской Республики в бюджетную систему страны.
Администрация Чебоксар всегда уделяла особое внимание росту доходности бюджета города за счет использования муниципальной собственности. Основными источниками этого дохода бюджета являются поступления от сдачи в аренду и доходы от приватизации имущества, в том числе земельных участков.
Пристальное внимание уделяется работе по недопущению возникновения и роста просроченной задолженности по платежам в бюджет. Для решения данных вопросов в администрации города создана межведомственная комиссия по урегулированию платежей и расчетов с бюджетом.
Бюджет Чебоксар всегда был социально ориентирован. Основными статьями расходов являются расходы на образование – 33,4%, на жилищно-коммунальное хозяйство – 23,1, здравоохранение и спорт – 19,7, социальную политику – 13,2, на культуру и СМИ – 2,1 и прочие расходы – 8,5% от общего объема расходов.
В Чебоксарах уже не первый год действует автоматизированная система управления бюджетным процессом. Она обеспечивает прозрачность бюджета не только на стадии составления, но и на уровне его исполнения. На протяжении пяти лет городской бюджет утверждается не только по основным разделам, но и по бюджетополучателям с детальной расшифровкой всех доходов и расходов.
Основные задачи бюджетной политики
Остается актуальной задача по дальнейшему повышению эффективности использования средств и улучшению контроля над целевым расходованием бюджетных потоков. Поэтому было принято постановление главы администрации города “Об утверждении Положения о методике проведения оценки результативности и эффективности произведенных расходов бюджета города Чебоксары”.
Основной целью этой методики является создание единой формализованной методологии оценки результативности и эффективности произведенных расходов города и системы их мониторинга.
Бюджетная политика города направлена на решение нескольких проблем. В первую очередь это совершенствование инструментария по социально-экономической ситуации в городе. Затем – формирование прозрачных целей бюджета, которые обеспечивают тесную привязку расходов к повышению качества жизни граждан, постепенное внедрение элементов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, и, наконец, реформирование ЖКХ и обеспечение конкуренции в данном секторе экономики.
В целях проведения единой бюджетной политики, усиления контроля за целевым расходованием бюджетных средств еще в октябре 2001 года в городе осуществлен переход на казначейскую систему исполнения бюджета.
Предварительный и текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется на этапе проведения платежного поручения. Постановлением главы администрации города утвержден примерный перечень документов для подтверждения бюджетных обязательств.
Регистрация договоров и принятие на учет бюджетных обязательств в разрезе всех статей расходов позволяет усилить контроль за исполнением договорных обязательств. Юридической службой проверяется правильность оформления договоров бюджетными учреждениями в соответствии с требованиями действующего законодательства. С 2005 года учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета города, осуществляется по всем кодам бюджетной классификации.
В целях обеспечения эффективного расходования средств бюджетов начиная с 1998 года размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города осуществляется c применением механизма муниципального заказа. Учет и контроль за расходованием средств на конкурсной основе осуществляется согласно утвержденным протоколам конкурсных комиссий.
Бюджетирование, ориентированное на результат
Сегодня повсеместно внедряется система бюджетирования, ориентированного на результат. Чебоксары не являются исключением. В городе приняты меры перехода от планирования затрат к программно-целевому методу бюджетного планирования и совершенствованию среднесрочного бюджетного планирования. Сейчас перспективный финансовый план составлен и утвержден постановлением главы администрации города на три года, в дальнейшем он будет составляться на пять лет.
В целях перехода от управления бюджетными ресурсами или затратами к управлению результатами проводится работа по повышению ответственности и расширению самостоятельности участников бюджетного процесса. Для этого в городе проведена работа по принятию ряда целевых городских программ на среднесрочную перспективу. Они позволяют обеспечивать реализацию программно-целевых принципов бюджетного планирования на уровне главных распорядителей бюджетных кредитов и прямых получателей бюджетных средств, что помогает им более качественно осуществлять свои расходы.
Администрация города ежегодно своим постановлением утверждает порядок разработки проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу (три года). Не изменяя данному порядку, был сформирован бюджет текущего года, и уже в этом году начали разработку бюджета 2006 года.
Анализируя работу прошлого года, можно сказать, что сложность в разработке проекта бюджета на 2005 год была связана с изменением бюджетной классификации (уменьшением количества статей бюджета), изменением налогового законодательства и невозможностью полностью обеспечить расходную часть бюджета собственными доходами.
Город пошел по пути “городского округа”, отказавшись от создания муниципальных образований и поселений.
В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ, с 2005 года к местным относятся только два налога: земельный и налог на имущество физических лиц. Налог на рекламу отменен. Данные налоги на территории города регулируются положением о налоговом регулировании в городе Чебоксары, утвержденным решением городского собрания депутатов.
В связи с полным разграничением расходных полномочий между органами власти всех уровней в бюджете города увеличилась доля расходов за счет субвенций и субсидий из вышестоящих бюджетов и уменьшилась доля расходов, осуществляемых за счет собственных доходов. Все это повлияло на то, что уменьшилась городская адресная инвестиционная программа и др.
Проблемы последних изменений
Хочется остановиться на отдельных моментах и предложениях. В связи с тем, что поступления от специальных налоговых режимов обложения субъектов малого предпринимательства строго разграничили между субъектом Федерации и муниципальным самоуправлением, местным органам власти теперь выгодно оказывать поддержку в развитии только тем, кто уплачивает единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, так как он зачисляется в размере 90% в муниципальный бюджет.
Забрав от муниципалитетов доходы от налога на прибыль организаций, законодатель лишил местные власти заинтересованности в увеличении доходности хозяйствующих субъектов в виде юридических лиц, прежде всего муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
В 2003 году упразднили дорожные фонды. Отмена ранее действовавших налогов и замена их одним транспортным налогом сыграла положительную роль для налогоплательщиков, но в то же время не дала ожидаемого результата местным властям. Транспортный налог является региональным налогом и зачисляется в полном объеме в бюджет субъекта Федерации. Однако, по нашему мнению, необходимо определить хотя бы небольшой процент зачисления в местный бюджет суммы сбора от этого налога с целью стимулирования деятельности органов местного самоуправления в данной работе, что положительно отразится и на доходах региональных бюджетов.
Изменения, внесенные в налоговое и бюджетное законодательство в части передачи части налогов на федеральный и региональный уровни бюджетной системы, осложнили положение в финансах города. В частности, значительно уменьшилась доля собственных доходов, в то время как на органы местного самоуправления переложили дополнительные полномочия и обязанности. Причем в соответствии со вступлением в силу с 1 января 2006 года всех статей Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, полномочий и обязанностей у местных властей прибавится.
Если не будут решены вопросы, касающиеся финансовых подкреплений выполнения возлагаемых задач и функций, то вся административная реформа, проводимая в России, будет просто-напросто завалена.
Без обеспечения дополнительными собственными доходными источниками органов местного самоуправления невозможно качественно обеспечивать выполнение полномочий и обязанностей. Это в первую очередь отразится на жителях населенных пунктов, в том числе и на жителях города Чебоксары.
Программой социального и экономического развития города на 2004-2010 годы, которая утверждена решением Чебоксарского городского собрания депутатов, определены:
– основные стратегические векторы развития секторов экономики города,
– очередность реализации основных мероприятий и необходимые объемы финансирования, которые должны позволить в конечном итоге изменить сложившуюся ситуацию и достичь планируемых макроэкономических показателей.
Инвестиции – потенциал развития города
Ежегодно в городе принимается и реализуется адресная инвестиционная программа, в рамках которой финансируется строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально значимых объектов. А также модернизация и ввод в эксплуатацию новых объектов инженерной инфраструктуры, что прямым образом влияет на привлечение инвестиций.
Ни один город мира не может развиваться только на основе своего бюджета. Поэтому в Чебоксарах проводится работа по привлечению внебюджетных инвестиций. Важными составляющими повышения инвестиционного климата являются:
– наличие простых и прозрачных процедур регистрации предприятий, выдачи разрешений и лицензий;
– оформление разрешительной документации осуществляется по принципу одного окна, причем законодательно закреплены жесткие сроки прохождения и согласования документов;
– введение персональной ответственности чиновников за препятствование и создание административных барьеров;
– действие нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления налоговых льгот и преференций.
Для привлечения частного бизнеса и инвестиций в развитие городской среды постановлениями главы администрации города были утверждены “Положение об инвестиционной деятельности на территории города Чебоксары” и “Концепция инновационного развития города до 2010 года”. Данными документами определены правовые, экономические и социальные условия инвестиционной и инновационной деятельности на территории города, осуществляемой организациями независимо от организационно-правовой формы собственности.
Положение об инвестиционной деятельности на территории города определяет муниципальную и республиканскую поддержку инвесторов путем информационно-консультационной поддержки, а также предоставления режима наибольшего благоприятствования, преференций по уплате налоговых платежей и муниципальных гарантий. Кроме того, этот документ определяет порядок получения на конкурсной основе бюджетных средств, как в виде кредитов, субсидирования процентной ставки и лизинговых платежей, так и в виде муниципальных субвенций.
В городе разработана промышленная политика до 2010 года. В ней создана система мер по развитию промышленности города. В частности, предусматривается взаимодействие и сотрудничество субъектов промышленной сферы с органами государственной власти и местного самоуправления, профсоюзами, предпринимателями и организациями различных форм собственности.
В целях осуществления работы по обеспечению условий развития предприятий города и исполнения обязательств перед бюджетами всех уровней администрацией заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с промышленными предприятиями. В настоящее время в городе значится 117 крупных и средних предприятий всех форм собственности, с 38 из них (или 32,5%) в 2005 году заключены вышеуказанные соглашения.
Для взаимовыгодного сотрудничества в инвестиционной деятельности администрацией города заключаются соглашения с банками, инвестиционными и финансовыми компаниями. В этом году заключено и пролонгировано уже 10 соглашений. Данные соглашения способствуют осуществлению согласованных действий, направленных на развитие производства, сохранение и укрепление экономического потенциала города.
В Чебоксарах создана и продолжает совершенствоваться нормативная база, которая обеспечивает условия для более эффективного развития малого бизнеса. Решением Чебоксарского городского собрания депутатов принята программа поддержки малого предпринимательства на 2005–2007 годы и до 2010 года. Ее основные цели – совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства, повышение эффективности функционирования инфраструктуры и механизмов поддержки малого предпринимательства. В программе предусмотрены такие мероприятия, как:
– конкурс на предпринимательский проект для финансирования за счет средств бюджета города в виде бюджетного кредита;
– поддержка за счет средств бюджета города в виде субвенций.
Реализация указанных нормативно-правовых документов позволит в короткие сроки повысить эффективность социально-экономической, инвестиционной и инновационной деятельности в Чебоксарах и занять городу в экономике России место, соответствующее его потенциалу.
Вячеслав ЯЛУТКИН
Справка “Бюджета”
Владислав Иванович ЯЛУТКИН,
заместитель главы – начальник управления экономики г. Чебоксары
Родился в 1972 г.
1992–1994 гг. – инженер по снабжению, инженер по маркетингу ОАО “Дизельпром”.
1994 г. – окончил Львовский торгово-экономический институт по специальности “экономическая информатика и АСУ”.
1994–1995 гг. – государственный налоговый инспектор налоговой инспекции по Московскому району г. Чебоксары.
1995–1996 гг. – служба в ВВ МВД РФ.
1996 г. – окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова по специальности “юриспруденция”.
2000 г. – присвоена ученая степень кандидата экономических наук.
1996–2001 гг. – старший госналогинспектор управления министерства по налогам и сборам РФ по Чувашской Республике.
2001–2002 гг. – начальник планово-экономического отдела ООО “Чуваштеплоэнергогаз”, начальник отдела экономического развития отрасли народного хозяйства министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики.
2002–2003 гг. – консультант министра, руководитель департамента информационного и правового обеспечения министерства имущественных отношений Чувашской Республики.
С сентября 2003 г. – заместитель главы – начальник управления экономики г. Чебоксары.