Версия для печати 4291 Материалы по теме
Так уж сложилось, что в социальном развитии Чувашия часто становится новатором. Судить об этом можно, взглянув хотя бы на то, какие усилия прилагаются для благоустройства жизни на селе.
Именно здесь появились первые культурно-образовательные центры, где под одной крышей собраны детский сад, школа, дом культуры, библиотека, а иногда и фельдшерско-акушерский пункт. О том, как претворяется в жизнь новая социальная политика в городах и на селе, рассказывает министр труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики Валерий АНДРЕЕВ.

– Валерий Витальевич, какое внимание уделяет руководство республики социальному вопросу?
– Для президента Чувашской Республики и чувашского правительства этот вопрос всегда был приоритетным. Ведь главное для нас сегодня – улучшить качество жизни людей, повысить уровень социальной защищенности наших ветеранов, инвалидов и детей. Для укрепления духовных и нравственных ценностей семьи, сохранения лучших традиций народа мы реализуем республиканские программы «Старшее поколение», «Дети Чувашии», «Семья», «Социальная поддержка инвалидов в Чувашской Республике».

Статистика
С 1 апреля 2005 года сумма ежемесячного пособия на ребенка семьям, имеющим одного ребенка, увеличилась в Чувашии не менее чем в 1,4 раза, двоих детей – в 1,7 раза, троих и более детей – в 2 раза в расчете на каждого ребенка.

В 2004 году бюджет Чувашской Республики, как и за все последние годы, на 100% выполнил свои социальные обязательства. Только на социальную поддержку малообеспеченных семей было выделено более 411 млн. рублей.
– Как поставлена в республике работа по созданию и поддержке учреждений социального обслуживания?
– Одной из форм заботы о гражданах является развитие учреждений социального обслуживания Чувашии. Мы ставим перед собой задачу не только повышать качество жизни людей, нуждающихся в помощи, но и стремимся к усилению адресности социальной поддержки с учетом условий и факторов нуждаемости.

Подробности
На укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания в 2004 году привлечено 21,456 млн. рублей. Федеральной адресной инвестиционной программой в объеме 3 млн. рублей профинансировано строительство лечебно-спального корпуса на 150 мест для Атратского психоневрологического интерната. И на такую же сумму – реконструкция реабилитационного центра для ветеранов и инвалидов.
Средства республиканской адресной инвестиционной программы направлены на реконструкцию Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, Юськасинского дома-интерната для престарелых и инвалидов.

– Как обстоят дела с домами для ветеранов?
– Открытие маломестных домов для ветеранов – приоритетное направление в развитии сети учреждений социального обслуживания. Такие дома действуют в каждом районе республики. Условия пребывания в них максимально приближены к домашним. Более 80% домов для ветеранов имеют приусадебные участки.
– А какова отличие таких домов от домов-интернатов?
– Преимущество домов ветеранов, число которых уже около 70, в том, что здесь не нарушается привычный уклад сельского жителя. Тем более что дома небольшие, рассчитанные на 10–15 и не более чем на 30–40 человек.
Ветераны по мере возможности вместе с социальными работниками выращивают овощи, содержат птицу, свиней и даже крупный рогатый скот. Пенсионеры ведут активный образ жизни, ощущают себя не балластом, а все еще полезными людьми. Более того, в них одинокие люди находят себе спутников жизни…
Есть в этом и экономический эффект. Подсобные хозяйства, как показывают расчеты, наполовину сокращают расходы на содержание обитателей домов ветеранов по сравнению с расходами на жильцов домов-интернатов. Питание первых гораздо разнообразнее и вкуснее благодаря тому, что все выращено собственными руками.
Новый этап развития сети сельских домов для ветеранов – организация их деятельности на базе отделений общей врачебной практики – начался с подписания президентом Чувашии указа «О дополнительных мерах по развитию семейной медицины в Чувашской Республике». При совместной работе органов социальной защиты, здравоохранения и Пенсионного фонда, а также органов местного самоуправления в 2003 году открыты 4 таких отделения на 67 мест. Кстати, первое из этих учреждений посещали в июле того же года участники заседания коллегии Минтруда России.
– В чем заключается концепция социальной поддержки семьи?
– В республике накоплен интересный опыт реализации государственной семейной политики, есть законодательная база, достигнуты определенные успехи.
Деятельность министерства в области государственной поддержки детей и семей с детьми проводится в рамках республиканских целевых программ «Семья» и «Дети Чувашии» на 2004–2006 годы.
Социальное обслуживание осуществляется 23 учреждениями, 12 из них – для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Статистика
На 1 января 2005 года в Чувашии зарегистрирована 7351 семья, находящаяся в социально опасном положении, где проживают 13 495 детей. К уровню 2004 года их количество сократилось соответственно на 18,5% и 32%.

– Какие программы реализуются в этом направлении?
– В рамках реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» республиканской программы «Дети Чувашии» открыты социально-реабилитационные центры в Моргаушском, Порецком и Урмарском районах. По программе «Дети-инвалиды» на базе муниципального учреждения «Реабилитационный центр для лиц с ограниченными возможностями» администрации Ленинского района г. Чебоксары создано республиканское государственное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
– Расскажите вкратце о социальных выплатах.
– Социальные выплаты являются одной из основных форм социальной защиты населения. По состоянию на 1 января 2005 года в республике насчитывается более 147 тыс. получателей ежемесячного пособия на ребенка на более чем 200 тыс. детей. Ежемесячные затраты республиканского бюджета – 15 896 тыс. рублей.
В рамках соглашения между Сбербанком России и правительством Чувашской Республики о реализации проекта «Мультикарта» ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» на базе отделов социальной защиты населения г. Чебоксары с мая 2004 года зачисление детских пособий производится на пластиковые карты.
– С недавнего времени в Чувашии начался переход на персонифицированный вид выплат субсидий по ЖКХ. Каким образом это происходит?
– Действительно, сегодня в республике продолжается внедрение системы персонифицированных социальных счетов – выплата субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг производится через банковские счета. По состоянию на 1 февраля 2005 года система персонифицированных социальных счетов внедрена в 22 муниципальных образованиях республики. В целом по республике этот процесс завершен в апреле этого года. В муниципальных образованиях, перешедших на систему персонифицированных социальных счетов, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются органами социальной защиты населения.
Переход на новую форму предоставления субсидий позволил предприятиям ЖКХ освободиться от несвойственных им функций, а органам социальной защиты населения – обеспечить проведение единой политики государства в сфере социальной защиты малообеспеченных граждан, борьбы с бедностью.

Статистика
В 2004 году субсидии в целом по республике были предоставлены 75 170 семьям, затраты республиканского бюджета составили 443,9 млн. рублей. Средний размер субсидий на оплату ЖКУ в 2004 году – 456,71 рубля.


– Какой вопрос является наиболее важным для Минсоцполитики Чувашии в текущем году?
– Конечно, реализация Федерального закона № 122-ФЗ. Проблемы, возникшие с исполнением этого закона, продемонстрировали высокую устойчивость нашей социальной системы. В республике дальновидно проявили реальную заботу о льготных категориях граждан. Для этого пришлось принять ряд соответствующих законов. В январе 2005 года президент республики подписал указ, по которому Чувашия взяла на себя заботу и о федеральных льготниках, проживающих на территории республики, в части их бесплатного проезда на общественном транспорте, устранив морально несправедливое деление граждан на «своих» и «чужих».
– Какие еще законодательные акты были приняты на региональном уровне?
– В целях государственной поддержки льготных категорий граждан подписаны указы «О гарантиях социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, тружеников тыла военных лет, ветеранов труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» и «О политике в области выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей».
Во исполнение этих указов разработан и принят ряд республиканских законов. Они позволили обеспечить сохранение достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий лиц. Более того, оставить действующую систему натуральных льгот для тружеников тыла, ветеранов труда, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий. Необходимые средства предусмотрены в республиканском бюджете на 2005 год.
– Да, программ много, видно, что реализуются они на совесть. Но что в результате? Изменился ли уровень жизни жителей республики, их доходы?
– Денежные доходы населения за 2004 год по сравнению с 2003 годом возросли на 16% и составили 3189 рублей. Реальные располагаемые доходы увеличились за этот период на 4,1%. По темпам роста заработной платы Чувашия лидирует среди субъектов Приволжского федерального округа. Среднемесячная зарплата в промышленности по итогам IV квартала 2004 года превысила 5 тыс. рублей.
Покупательная способность населения республики возросла с 1,53 в 2003 году до 1,63 раза в 2004 году. Номинальная средняя заработная плата за 2004 год сложилась в размере 4061 рубля и увеличилась по сравнению с 2003 годом на 26,3%. Уровень оплаты труда работников бюджетной сферы достиг 3173 рублей и изменился к предыдущему году на 28,5%. Разрыв в оплате труда работников данной сферы с уровнем оплаты труда в производственных отраслях сократился с 26,7 до 23,9%.
Средний размер пенсии в декабре составил 1797 рублей и возрос к началу 2004 года на 14,1%. В то же время величина прожиточного минимума пенсионера увеличилась на 5,4% и сложилась в размере 1496 рублей.
Задолженность по выплате заработной платы в республике на 100 тыс. граждан, занятых в экономике, на 1 января 2005 года составила 10,8 млн. рублей, что в 1,7 раза ниже среднего показателя как по ПФО (18,3 млн. рублей), так и по России (18,8 млн. рублей). Чувашская Республика с 2001 года не имеет задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
Снижению задолженности в 2005 году должна активно способствовать и деятельность комиссии по вопросам ликвидации задолженности по оплате труда, созданная решением правительства Чувашской Республики.
– Как происходит финансирование социальной сферы?
– В последнее время Чувашская Республика добилась максимальной прозрачности и эффективности системы общественных финансов. Реформа бюджетных отношений в Чувашии была высоко оценена и Президентом, и Правительством РФ, авторитетными международными финансовыми институтами, в результате чего республика получила 7,3 млн. долларов на грантовой основе. Мы направили эти деньги на охрану материнства и детства, внедрение энергосберегающий технологий для бюджетных учреждений и на информатизацию республики.
Почему мы говорим об этом как о крупном социальном достижении? Потому что прозрачный бюджет – это не только гарантия того, что деньги на зарплату, пенсии, пособия будут доходить до граждан в срок и без задержек. Это и гарантия честности и справедливости в распределении бюджетных денег.
Главной целью нашей социальной политики, как в целом в России, является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания, повышение культурного потенциала.
В качестве приоритетных направлений социально-экономического развития республики наряду с модернизацией образования и повышением уровня жизни населения выделены вопросы охраны здоровья и содействия здоровому образу жизни. Комплекс мер, направленных на увеличение объемов профилактических мероприятий, улучшение медицинской помощи женщинам и детям, способствовали стабилизации демографической ситуации в Чувашской Республике.
Благодаря всему перечисленному и впредь эффективно будут решаться проблемы охраны здоровья и социальной поддержки населения при условии объединения усилий органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования и общественных организаций.
Беседовала Анастасия АНДРЕЕВА

Справка «Бюджета»
Валерий Витальевич АНДРЕЕВ, министр труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики
Родился 30 сентября 1958 г.
Окончил: в 1982 г. – Чувашский государственный университет (ЧГУ) им. И.Н. Ульянова (специальность – «История»); в 1994 г. – ЧГУ им. И.Н. Ульянова (специальность – «Правоведение»); в 1999 г. – аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Кандидат исторических наук.
Трудовую деятельность начал в 1976–1977 гг. слесарем Чебоксарского агрегатного завода.
1981–1984 гг. – заместитель секретаря, секретарь комитета ВЛКСМ ЧГУ
им. И.Н. Ульянова.
1984–1987 гг. – заведующий сектором, отделом Чувашского обкома ВЛКСМ.
1987–1990 гг. – инструктор Чебоксарского горкома КПСС.
1990–1992 гг. – организатор, и. о. директора средней школы № 12, директор школы № 1 и учебного комплекса «Общеобразовательная школа – лицей» г. Чебоксары.
1994–2000 гг. – заведующий аналитическим центром, сектором, начальник отдела, заместитель начальника управления администрации президента Чувашской Республики.
2000–2001 гг. – председатель Государственного комитета Чувашской Республики по печати и информации.
2001–2002 гг. – заместитель руководителя администрации президента Чувашской Республики – начальник Информационно-аналитического управления.
2002–2003 гг. – помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Слуцкера.
2003–2004 гг. – заместитель председателя кабинета министров Чувашской республики – министр печати и информационной политики Чувашской республики.
С мая 2004 г. – министр труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики.

Поделиться