Версия для печати 3584 Материалы по теме
Журнал «Бюджет» продолжает информировать читателей о ходе проекта Минпромэнерго РФ «Оптимизация и организация деятельности финансово-экономических подразделений бюджетных учреждений в условиях реформирования бюджетной системы России». 
 
Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), автоматизация бюджетного процесса предполагает серьезную переподготовку кадрового состава бюджетных департаментов. В условиях административной реформы, когда система еще не адаптирована к новым императивам работы, дело это, безусловно, важное и необходимое.
Поскольку совершенствуется процедура исполнения бюджета, растут и требования к сотрудникам Бюджетных департаментов: не просто соблюдение правил, но понимание, какой ценой и какие результаты достигаются.
В ходе бюджетной реформы сложилась напряженная ситуация с кадрами: как через сито, из бюджета ушли высокопрофессиональные бухгалтера, юристы и системщики, работать остались лишь руководители направлений. И программа переподготовки построена таким образом, чтобы оставшиеся сотрудники могли адаптироваться к современным требованиям. Смогли, используя свою теоретическую базу, работать в практическом контексте современных требований.
«От сотрудников требуется теперь не просто платежка за финансирование каких-то мероприятий, но ответственное сопровождение проектов от подписания контракта и по всем фазам сотрудничества», – говорит директор Бюджетного департамента Минпромэнерго России Максим Яковенко.
Насколько соответствует сегодняшний кадровый состав новым требованиям – имеет ли основания то утверждение многих экспертов, что ситуация в бюджетном секторе созрела для аутсорсинга бюджетного учета?
«Учет сегодня строится по принципу тройной проверки, – объясняет Елена Гангало, заместитель директора Бюджетного департамента, главный бухгалтер Минпромэнерго России. – Начальники отделов вынуждены являться и аудиторами, проверять работу своих подчиненных, не способных к автономному труду. Эта практика должна прекратиться». Поэтому глобальный курс переподготовки направлен на разъяснение роли каждого сотрудника в общем дискурсе работы: как на своем участке, так и в соседних кабинетах – это возможно, если сотрудники осознают себя и других в едином контексте работы.
Данная ситуация складывалась как в силу негативных последствий административной реформы, так и в силу специфики каждого из этапов внутренней адаптации Минпромэнерго к пореформенному режиму работы.
На первом этапе в 2004 году Минпромэнерго России решало сложную задачу окончания апелляционных процедур, связанных с ликвидацией и с реструктуризацией нескольких министерств и агентств. Соответственно люди подбирались для выполнения данных задач, а текущая деятельность бюджетного департамента обеспечивалась лишь третью его состава.
«Теперь необходимо работать на развитие. Необходимо нормализовать финансовую сторону дела: подготовку регламентов по финансированию определенных видов расходов, – объясняет Максим Яковенко, – хотелось бы всех, но так как сил не хватает, в первую очередь, связанных с расходами оборонно-промышленного комплекса, и в принципе сегодня эта задача решена. Следующий этап – это гражданская сфера, расходы на НИОКР».
Особенность 2006 года – вступление в силу Закона о размещении заказов для государственных служб, который подразумевает введение новых процедур: аукционной и биржевой торговли, регламентирование  закупки 15% продукции через малое предпринимательство,  внеконкурсные закупки отдельных видов продукции в пределах определенных сумм за год и так далее – процесс бюджетирования, безусловно, усложнится. Необходимо будет усиливать договорной блок для грамотного сопровождения работ, которые начинаются – и от этого не уйти – с оформления контрактов.
С 2006 года также вступает в силу механизм использования научно-исследовательских достижений: на первых порах будет необходимо регистрировать полученные результаты, вести учет по затратам.
Перечисленные задачи, вырастающие из перспектив нового стиля работы, и задают трансформацию структуры Бюджетного департамента Минпромэнерго. В данный момент осуществляется идея легализации такой структуры, в которой жестко будут разграничены деятельность отделов, и уже в отделах для каждого специалиста будут прописаны должностные инструкции. Путь только один – должностные инструкции, считает руководство Бюджетного департамента Минпромэнерго России.
«2004 год – ликвидация, 2005 год – нормализация работы в новых условиях (мы готовы тратить время на обучение сотрудников) и 2006 год – это получение результатов, – говорит Максим Яковенко. – Надо учиться работать».
Руководители проекта считают, что бюджетная система при оптимальном кадровом содержании будет формироваться из следующих элементов.
Основное подразделение бюджетного департамента – это группа сотрудников, занимающихся планированием расходов из федерального бюджета: они тесно работают с Минфином, с агентствами и подведомственными учреждениями, готовят обоснованные предложения по необходимым объемам средств: Как бюджет запланируешь, так его и исполнишь.
Второе подразделение занимается реформированием бюджетного процесса. Эффективность требует усложнения. Адаптации меняющихся условий работы к задачам Министерства.
Специальное подразделение занимается осуществлением государственных закупок – процедурами аукционов, биржевых закупок, закупок по котировкам, закупок у малого предпринимателя. И сюда же войдет группа, занимающаяся оформлением договоров.
Следующее подразделение, которое необходимо, занимается ценообразованием по отраслям. Во-первых, обоснованием цен, тарифов в подведомственных отраслях (особенно в оборонно-промышленном комплексе), во-вторых, реализуя ревизионную функцию с финансово-экономической точки зрения. Здесь определяются нормативы предстоящих затрат для аукционов и так далее.
Последнее направление занимается отчетностью – его можно назвать бухгалтерией. Здесь формируется консолидированная отчетность министерства и подведомственных учреждений.
Именно такая форма и содержание бюджетного департамента гарантирует появление высокого КПД.


Поделиться