Законы№10 октябрь 2005 — 20 октября 2005

О проекте Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Версия для печати 5314 Материалы по теме
13 июля 2005 года Совет Федерации Федерального собрания РФ одобрил проект Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Проект).
Проект предусматривает создание на территории Российской Федерации двух типов особых экономических зон (ОЭЗ):
– промышленно-производственные (ППЗ);
– технико-внедренческие (ТВЗ).
ОЭЗ создается на 20 лет (без права продления). Неблагоприятные изменения законодательства (за исключением актов законодательства о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров) не будут применяться к резидентам ОЭЗ в течение всего срока действия соглашения. Лишить лицо статуса резидента особой экономической зоны можно только в судебном порядке.
Ограничения и требования, предъявляемые к ОЭЗ
Проект предусматривает целый ряд ограничений и требований к особой экономической зоне. Так, она не может одновременно находиться на территории нескольких муниципальных образований. Кроме того, ее территория не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. На территории зоны не должно быть объектов жилищного фонда. ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
Согласно Проекту на территории ОЭЗ не должны осуществляться следующие виды деятельности:
– добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
– переработка полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов;
– производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Проект предусматривает различные требования к конкретным видам ОЭЗ. В частности, в отношении производственно-промышленных зон существуют ограничения по объему капитальных вложений. Резидент ППЗ обязан осуществить капитальные вложения в рублевом эквиваленте в размере 10 млн. евро (без учета нематериальных активов). Причем из них не менее 1 млн. евро – в течение года со дня заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Таким образом, ограничение минимального размера инвестиций исключает возможность участия малого бизнеса.
На территории ППЗ может осуществляться только промышленно-производственная деятельность, то есть производство, переработка и реализация товаров. Резидентом ППЗ может быть коммерческая организация, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, за исключением унитарного предприятия.
В отношении технико-внедренческой зоны не предусмотрено требование о минимальном размере инвестиций. Резидент ТВЗ может осуществлять только технико-внедренческую деятельность. А именно создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по их внедрению и обслуживанию. Резидентом ТВЗ может являться индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, зарегистрированные на территории соответствующего муниципального образования (также за исключением унитарного предприятия).
Налоговые льготы участникам
В настоящее время на рассмотрении Госдумы РФ находится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он предусматривает предоставление резидентам ОЭЗ некоторых льгот, объем которых варьируется в зависимости от того, резидентом какого вида ОЭЗ является налогоплательщик.
Участники ППЗ будут предположительно иметь право на применение следующих налоговых льгот:
– признание расходов на НИОКР (в том числе не давших положительного результата) в периоде их осуществления в размере фактических затрат;
– применение ускоренной амортизации с коэффициентом 2;
– отсутствие ограничений по переносу убытков на будущее;
– освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации.
Участники ТВЗ получат такие льготы:
– признание расходов на НИОКР (в том числе не давших положительного результата) в периоде их осуществления в размере фактических затрат;
– освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации;
– право на применение пониженных ставок ЕСН.
Таможенные льготы участникам
Согласно проекту на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны (СТЗ). То есть иностранные товары ввозятся без взимания таможенных пошлин и НДС. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акцизов и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Вывозные пошлины подлежат уплате как при экспорте (за исключением иностранных товаров, ввезенных в ОЭЗ, а затем вывозимых в неизменном состоянии). С товарами, помещенными под таможенный режим СТЗ, допускается совершение операций в соответствии с соглашением о ведении промышленно-производственной или техническо-внедренческой деятельности.
Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории осуществляется с разрешения таможенных органов. Резиденты ОЭЗ должны представлять в таможенный орган сведения о товарах, предполагаемых к ввозу в ОЭЗ, о совершаемых с ними операциях и товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций, не позднее чем за 15 дней до начала каждого календарного года. А в отношении первой партии товаров – не позднее чем за 15 дней до подачи таможенной декларации.
Порядок создания ОЭЗ и получения статуса резидента ОЭЗ
Для получения статуса резидента лицо подает заявку на заключение соглашения в органы управления ОЭЗ. В зависимости от вида зоны будущие резиденты ОЭЗ заключают соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Проектом предусмотрена процедура рассмотрения заявки с последующим решением о заключении соглашения (или отказе). Процедура различается в зависимости от вида ОЭЗ. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

Поделиться