Версия для печати 3905 Материалы по теме
В Минфине России 18 августа прошла пресс-конференция министра финансов РФ Алексея Кудрина. Встречу с журналистами руководитель финансового ведомства посвятил особенностям бюджета 2006 года.
«Мы подготовили действительно сбалансированный бюджет, – сообщил Кудрин. – Его можно смело назвать бюджетом развития, потому что он должен решить три главные задачи – снижение налогов, сохранение прогнозируемости основных макроэкономических показателей и увеличение инвестиционной составляющей».
Достаточно высокую рентабельность производства планируется сохранить за счет снижения налогов. Со следующего года установлен общий порядок принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капвложений. Что касается налога на прибыль, то при расчете налоговой базы разрешено относить на расходы 10 процентов стоимости введенных в эксплуатацию основных средств («амортизационная премия»), а верхний предел для уменьшения налоговой базы на сумму убытков прошлых лет увеличен с 30 до 50%.
Сохранить прогнозируемость основных макроэкономических показателей планируют путем снижения инфляции и умеренного укрепления курса рубля. Это позволит создать в России благоприятный инвестиционный климат.
Что касается роста инвестиционной составляющей, то новый инвестиционный фонд, который в следующем году составит почти 70 млрд. рублей, планируется использовать лишь для решения задач развития условий экономического роста. «Государство должно инвестировать только в те проекты, которые связаны с такой инфраструктурой, в которую никто, кроме государства, инвестировать не может, – заявил Алексей Кудрин. – Если государство начнет вкладывать деньги в завод, у частного бизнеса пропадет стимул искать средства и строить такой же завод. Ведь государственные средства всегда дешевле. А чиновник, который следит за расходованием этих денег, далеко не так заинтересован в эффективности их использования, как частный инвестор и его партнеры – российские или зарубежные банки».
По словам министра, последние пять лет (с 2000 по 2004 гг.) отличались очень высокими темпами экономического роста. «Средний темп за этот период составил 6,8 процента, – сообщил Кудрин. – Таких показателей в экономике страны не было с 1970 года».
Благоприятные условия для экономического роста удалось создать благодаря разработке прогнозируемых макроэкономических показателей и улучшению инвестиционного климата в стране. Однако сегодняшняя ситуация в экономике не в полной мере устраивает Правительство РФ. «Нам хотелось бы видеть рост национальной экономики не в связи с увеличением добычи нефти, – заметил министр, – потому что мы планируем уменьшать зависимость экономики России от цен на нефть и добывающего сектора».
По мнению Кудрина, не стоит оставлять надежду на удвоение ВВП. Удалось же добиться этого Ленинградской области! Министр сообщил, что область смогла за 5 лет увеличить объем ВВП в два раза. Причем не за счет нефти. В регионе построена табачная фабрика, завод компании «Форд», другие предприятия. О готовности добиться таких же результатов сообщили и в Республике Татарстан, которую Кудрин посетил в начале августа в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Казани. «Конечно, в этом регионе сильна нефтяная составляющая, – отметил Алексей Кудрин, – но радует уже то, что власти Татарстана планируют увеличивать ВВП за счет частных, а не государственных инвестиций».
Но это отдельные наиболее успешные регионы. В рамках всей России для удвоения ВВП необходимо резко ускорить структурные реформы в газовой сфере, ЖКХ, электроэнергетике. А Правительство РФ пока не вполне поспевает в реформировании важнейших отраслей за требованиями жизни.
Кстати, о государственных вложениях. Деньги Стабфонда по-прежнему будут идти лишь на погашение внешнего долга и откладываться для будущих поколений. По словам Кудрина, это связано с природой нефтедолларов, формирующих Стабилизационный фонд, – эти деньги по правде не заработаны. «По сути, мы собрали эмиссионные деньги, деньги, напечатанные ЦБ, – пояснил министр. – Если потратить их на поддержку нашей экономики, в стране повысится инфляция и снизится темп экономического роста».
Среди важнейших составляющих нового бюджета министр финансов назвал вложения в «человеческий капитал». «Мы понимаем, что динамичное развитие рынка и вызовы в виде современных технологий требуют от нас качественной подготовки специалистов и рабочих. Именно поэтому существенно увеличены расходы на образование и здравоохранение, – отметил Кудрин. – Например, расходы на образование за год вырастут на 29 процентов, расходы на здравоохранение – на 64 процента».
По словам Алексея Кудрина, такой бюджет работает на завтрашний день, повышает конкурентоспособность российского специалиста, позволяет ему соответствовать более высоким профессиональным требованиям.
Подготовила Елена САДОВНИКОВА
 
Из Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2006 год
Федеральный бюджет на 2006 год и среднесрочную перспективу является бюджетом развития, обеспечивающим создание предпосылок для дальнейшего увеличения инвестиций, создания условий для роста экономики, повышения ее конкурентоспособности путем:
– снижения налогового бремени;
– достижения стабильно низкого уровня инфляции;
– проведения консервативной политики в области государственных заимствований;
– создания условий для роста конкурентоспособности «человеческого капитала»;
– повышения эффективности судебной и правоохранительной систем;
– повышения эффективности использования государственной собственности и формирования системы управления имуществом госсектора;
– оказания помощи из федерального бюджета путем субсидирования процентных ставок по кредитам и компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговым платежам сельскохозяйственным предприятиям, предприятиям легкой промышленности и т. д.
В соответствии с этими задачами проект федерального бюджета на 2006 год сформирован по доходам в сумме 5046,1 млрд. рублей (20,7% ВВП), по расходам – 4270,1 млрд. рублей (17,5% ВВП) и профициту – 776 млрд. рублей (3,2% ВВП).
Доходы расширенного бюджета по сравнению с 2005 годом сократятся с 39,0 до 35,9% ВВП, федерального бюджета – с 23,7 до 20,7% ВВП. В реальном выражении доходы федерального бюджета сократятся на 6,4 процента.
Непроцентные расходы федерального бюджета, несмотря на сокращение доходов в реальном выражении, возрастут до 16,7% ВВП. Это на 1,1 процентного пункта выше, чем в 2005 году.
Основными приоритетами бюджетных расходов являются:
– финансовое обеспечение социальных реформ;
– модернизация оборонного комплекса;
– развитие общественной инфраструктуры.
Реальная заработная плата работников бюджетных учреждений за 2005-2007 годы возрастет в 1,5 раза. Существенно возрастут социальные пособия. Их рост будет обусловлен индексацией пенсий, выплат из фондов социального страхования, а также переводом натуральных льгот в денежную форму. Общий размер социальных трансфертов и выплат социального характера увеличится примерно в 1,5 раза в реальном выражении.
Расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности составят 1,2 трлн. рублей (5% ВВП). Расходы на национальную экономику, призванные обеспечить ее структурную перестройку и создать предпосылки для устойчивого экономического роста, составят 337,3 млрд. рублей (1,4% ВВП).
Основным принципом бюджетной политики в области межбюджетных отношений станет обеспечение стабильности закрепленных за уровнями бюджетов доходных источников и расходных полномочий. Увеличение объемов Федерального фонда поддержки регионов позволит обеспечить уровень выравнивания бюджетной обеспеченности дотационных регионов до 64% к среднему по России. Для выполнения переданных федеральных полномочий на региональный и местный уровни бюджетной системы из федерального бюджета будут выделены целевые средства в размере 72,8 млрд. рублей.
Долговая политика страны в 2006-2008 гг. будет направлена на:
– снижение государственного долга в процентах к ВВП;
– проведение консервативной политики в области государственных заимствований, предусматривающей возможность использования средств Стабилизационного фонда РФ для погашения внешнего долга;
– развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
– замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями и др.

Поделиться