Финансовая система Калининградской области характеризуется быстрым ростом экономического потенциала. О том, как удалось улучшить финансовое состояние и повысить инвестиционную привлекательность региона, рассказывает заместитель губернатора – начальник Главного управления по бюджету и финансам Калининградской области Леонид СЕРГЕЕВ.
– Леонид Иванович, охарактеризуйте взаимоотношения области с федеральным бюджетом и финансовое состояние региона.
– Все уровни бюджета и внебюджетные фонды на территории области в 2004 году собрали 29,5 млрд. рублей. При этом из федерального бюджета мы получили в областной бюджет 2,28 млрд. рублей: в форме дотации – 0,95 млрд. рублей, субсидий и субвенций – 1,33 млрд. рублей, а направили в федеральный бюджет 14,43 млрд. рублей. Область является, по сути, донором федерального бюджета. Но в силу сложившейся системы регулирования межбюджетных отношений центра с регионами числится реципиентом, получающим дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности жителей региона. Удельный вес дотаций в общем объеме финансовой помощи сократился с 74,5% в 2001 г. до 30,8% в 2005 г.
С одной стороны, это характеризует усиление в первую очередь целевой адресной направленности средств центра региону, а с другой – сокращение уровня дотационности области за этот же период с 14,2 до 6,7%. Это вызвано ростом экономического потенциала: ВРП – в 2,2 раза, объема промышленной продукции – в 3,2 раза, инвестиций в основной капитал – в 3,6 раза, фонда заработной платы – в 2,8 раза.
Следует отметить усиление внимания федерального центра к области. Только через областной бюджет на реализацию федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области на период до 2010 года» с 2002 г. было направлено 1471,4 млн. рублей, в 2005 планируется направить 1048,8 млн. рублей. Цель – решить важнейшие проблемы финансирования газификации, строительства автодорог, технического перевооружения села, развития инфраструктуры городов и сел области.
Нерешенным вопросом осталось финансирование расходов по возмещению затрат предприятиям ЖКХ в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан за прошлые годы. Это обязательства федерального бюджета, но центр от них отказался. Мы вынуждены были выплатить в 2004 году эти средства предприятиям ЖКХ в объеме 78 млн. рублей из собственного бюджета.
Финансовое состояние региона, по оценкам агентства АК&М за 2004 год, находится на уровне, превышающем среднюю оценку по субъектам Северо-Западного федерального округа. По доле прибыльных предприятий (63,8%) мы уступаем только Санкт-Петербургу и Вологодской области. Высокие показатели у области также по отношению госдолга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета (23,14%), по отношению задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей (13,7%), по доле средств, направленных в бюджеты других уровней в расходах (36,5%).
– Какие отрасли экономики формируют налоговый потенциал? Какова налоговая нагрузка на экономику области?
– Налоговый потенциал области формируют: промышленность (в 2004 г. – 38,0, в 2000 г. – 43,9%), торговля и общественное питание (в 2004 г. – 10,6, в 2000 г. – 7,0%), транспорт (в 2004 г. – 6,1, в 2000 г. – 9,0%), строительство (в 2004 г. – 5,2, в 2000 г. – 7,8%) и другие отрасли. Основную долю в промышленности дает нефтедобывающий сектор (14,4% в 2004 г. и 14,3 – в 2000 г.). Сфера производства формирует основную часть налогового потенциала области, однако удельный вес сферы обращения и услуг увеличивается. Торговля и общественное питание за последние 4 года увеличили свою долю более чем на 3%. Около 5 крупных промышленных предприятий формируют 25–30% всех налоговых поступлений с территории.
Налоговые изъятия экономики области сокращаются в связи с либерализацией системы налогообложения (сокращение ставок НДС, НДФЛ, ЕСН, налога на прибыль, переход на ЕНВД, применение УСН).
Бюджетные изъятия в консолидированный бюджет области в 2002 году составляли 14,5% ВРП, в 2005 году эта величина планируется на уровне 12,3% ВРП. Снижение налогового бремени способствует росту инвестиционной привлекательности области.
– Охарактеризуйте основные статьи расходов бюджетов области.
Текущими приоритетами бюджетных расходов являются финансовое обеспечение региональной составляющей социальной реформы и поэтапное увеличение заработной платы работников бюджетной сферы. Доля расходов областного бюджета на заработную плату в 2000 году составляла 23,1%, а в 2004 году она приблизилась к 30%. Администрация области не допускает наличия просроченной задолженности бюджетникам по выплате заработной платы и начислениям на нее. Существенно выросли расходы по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по законам: «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», по льготам чернобыльцам (2000 г. – 223,8; 2005 г. – 781,6 млн. руб.).
– Охарактеризуйте структуру бюджетной системы области.
– Консолидированный бюджет области включает областной бюджет и 22 самостоятельных бюджета муниципальных образований. При этом доля областного бюджета (с учетом помощи бюджетам муниципальных образований) составляет по доходам 70% (2005 г.), по расходам – 62% (2005 г.). На бюджет Калининграда в консолидированном бюджете области приходится около 20% ресурсов. Ввиду нового распределения полномочий между уровнями власти через областной бюджет приходится перераспределять увеличивающийся объем средств между бюджетами муниципальных образований.
Бюджетную систему области ждут серьезные изменения в связи с реализацией Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Основные поступления в структуре собственных доходов консолидированного бюджета области на 2005 год
– налог на прибыль предприятий и организаций – 22,2%;
– НДФЛ – 37,1%;
– налог на имущество – 10,5%;
– налог на совокупный доход – 10,6%.
Основные налоговые поступления областного бюджета в собственных доходах на 2005 год
– налог на прибыль – 35,5%;
– НДФЛ – 34,6%;
– налоги на имущество – 9,3%;
– акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ, – 6,1%.
Основные расходы областного бюджета по данным 2004 года
– безвозмездные перечисления бюджетам муниципальных образований – 37,0%;
– социальная сфера – 22,4%;
– поддержка отраслей хозяйства – 13,9%;
– дорожное строительство с учетом тердорфонда – 13,0%;
– государственное управление – 5,7%.
Основные расходы бюджетов муниципальных образований по данным 2004 года
– ЖКХ – 26,2%;
– образование – 34,8%;
– здравоохранение – 10,3%;
– аппарат управления – 8,3%.
Справка «Бюджета»
Леонид Иванович СЕРГЕЕВ, заместитель губернатора – начальник Главного управления по бюджету и финансам Калининградской области
Заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук, профессор. Имеет международную ученую степень хабилитированного доктора экономики. Академик Российской академии транспорта, действительный член Международной академии информатизации. Президент Балтийского института экономики и финансов, заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Калининградского государственного университета.
С 1994 г. – член Международного союза экономистов. С 2001 г. – член экспертно-консультативного Совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации.
Начальник Главного управления по бюджету и финансам Калининградской области (1993–1996 гг. и с 2001 г.).
Автор более 300 опубликованных научных и учебно-методических трудов и 12 учебных пособий и монографий для вузов.
– Леонид Иванович, охарактеризуйте взаимоотношения области с федеральным бюджетом и финансовое состояние региона.
– Все уровни бюджета и внебюджетные фонды на территории области в 2004 году собрали 29,5 млрд. рублей. При этом из федерального бюджета мы получили в областной бюджет 2,28 млрд. рублей: в форме дотации – 0,95 млрд. рублей, субсидий и субвенций – 1,33 млрд. рублей, а направили в федеральный бюджет 14,43 млрд. рублей. Область является, по сути, донором федерального бюджета. Но в силу сложившейся системы регулирования межбюджетных отношений центра с регионами числится реципиентом, получающим дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности жителей региона. Удельный вес дотаций в общем объеме финансовой помощи сократился с 74,5% в 2001 г. до 30,8% в 2005 г.
С одной стороны, это характеризует усиление в первую очередь целевой адресной направленности средств центра региону, а с другой – сокращение уровня дотационности области за этот же период с 14,2 до 6,7%. Это вызвано ростом экономического потенциала: ВРП – в 2,2 раза, объема промышленной продукции – в 3,2 раза, инвестиций в основной капитал – в 3,6 раза, фонда заработной платы – в 2,8 раза.
Следует отметить усиление внимания федерального центра к области. Только через областной бюджет на реализацию федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области на период до 2010 года» с 2002 г. было направлено 1471,4 млн. рублей, в 2005 планируется направить 1048,8 млн. рублей. Цель – решить важнейшие проблемы финансирования газификации, строительства автодорог, технического перевооружения села, развития инфраструктуры городов и сел области.
Нерешенным вопросом осталось финансирование расходов по возмещению затрат предприятиям ЖКХ в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан за прошлые годы. Это обязательства федерального бюджета, но центр от них отказался. Мы вынуждены были выплатить в 2004 году эти средства предприятиям ЖКХ в объеме 78 млн. рублей из собственного бюджета.
Финансовое состояние региона, по оценкам агентства АК&М за 2004 год, находится на уровне, превышающем среднюю оценку по субъектам Северо-Западного федерального округа. По доле прибыльных предприятий (63,8%) мы уступаем только Санкт-Петербургу и Вологодской области. Высокие показатели у области также по отношению госдолга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета (23,14%), по отношению задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей (13,7%), по доле средств, направленных в бюджеты других уровней в расходах (36,5%).
– Какие отрасли экономики формируют налоговый потенциал? Какова налоговая нагрузка на экономику области?
– Налоговый потенциал области формируют: промышленность (в 2004 г. – 38,0, в 2000 г. – 43,9%), торговля и общественное питание (в 2004 г. – 10,6, в 2000 г. – 7,0%), транспорт (в 2004 г. – 6,1, в 2000 г. – 9,0%), строительство (в 2004 г. – 5,2, в 2000 г. – 7,8%) и другие отрасли. Основную долю в промышленности дает нефтедобывающий сектор (14,4% в 2004 г. и 14,3 – в 2000 г.). Сфера производства формирует основную часть налогового потенциала области, однако удельный вес сферы обращения и услуг увеличивается. Торговля и общественное питание за последние 4 года увеличили свою долю более чем на 3%. Около 5 крупных промышленных предприятий формируют 25–30% всех налоговых поступлений с территории.
Налоговые изъятия экономики области сокращаются в связи с либерализацией системы налогообложения (сокращение ставок НДС, НДФЛ, ЕСН, налога на прибыль, переход на ЕНВД, применение УСН).
Бюджетные изъятия в консолидированный бюджет области в 2002 году составляли 14,5% ВРП, в 2005 году эта величина планируется на уровне 12,3% ВРП. Снижение налогового бремени способствует росту инвестиционной привлекательности области.
– Охарактеризуйте основные статьи расходов бюджетов области.
Текущими приоритетами бюджетных расходов являются финансовое обеспечение региональной составляющей социальной реформы и поэтапное увеличение заработной платы работников бюджетной сферы. Доля расходов областного бюджета на заработную плату в 2000 году составляла 23,1%, а в 2004 году она приблизилась к 30%. Администрация области не допускает наличия просроченной задолженности бюджетникам по выплате заработной платы и начислениям на нее. Существенно выросли расходы по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по законам: «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», по льготам чернобыльцам (2000 г. – 223,8; 2005 г. – 781,6 млн. руб.).
– Охарактеризуйте структуру бюджетной системы области.
– Консолидированный бюджет области включает областной бюджет и 22 самостоятельных бюджета муниципальных образований. При этом доля областного бюджета (с учетом помощи бюджетам муниципальных образований) составляет по доходам 70% (2005 г.), по расходам – 62% (2005 г.). На бюджет Калининграда в консолидированном бюджете области приходится около 20% ресурсов. Ввиду нового распределения полномочий между уровнями власти через областной бюджет приходится перераспределять увеличивающийся объем средств между бюджетами муниципальных образований.
Бюджетную систему области ждут серьезные изменения в связи с реализацией Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Основные поступления в структуре собственных доходов консолидированного бюджета области на 2005 год
– налог на прибыль предприятий и организаций – 22,2%;
– НДФЛ – 37,1%;
– налог на имущество – 10,5%;
– налог на совокупный доход – 10,6%.
Основные налоговые поступления областного бюджета в собственных доходах на 2005 год
– налог на прибыль – 35,5%;
– НДФЛ – 34,6%;
– налоги на имущество – 9,3%;
– акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ, – 6,1%.
Основные расходы областного бюджета по данным 2004 года
– безвозмездные перечисления бюджетам муниципальных образований – 37,0%;
– социальная сфера – 22,4%;
– поддержка отраслей хозяйства – 13,9%;
– дорожное строительство с учетом тердорфонда – 13,0%;
– государственное управление – 5,7%.
Основные расходы бюджетов муниципальных образований по данным 2004 года
– ЖКХ – 26,2%;
– образование – 34,8%;
– здравоохранение – 10,3%;
– аппарат управления – 8,3%.
Справка «Бюджета»
Леонид Иванович СЕРГЕЕВ, заместитель губернатора – начальник Главного управления по бюджету и финансам Калининградской области
Заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук, профессор. Имеет международную ученую степень хабилитированного доктора экономики. Академик Российской академии транспорта, действительный член Международной академии информатизации. Президент Балтийского института экономики и финансов, заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Калининградского государственного университета.
С 1994 г. – член Международного союза экономистов. С 2001 г. – член экспертно-консультативного Совета при Председателе Счетной палаты Российской Федерации.
Начальник Главного управления по бюджету и финансам Калининградской области (1993–1996 гг. и с 2001 г.).
Автор более 300 опубликованных научных и учебно-методических трудов и 12 учебных пособий и монографий для вузов.