25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3590 Материалы по теме
О том, как протекает реформа местного самоуправления в области, рассказывает Виктор ПОРЕМБСКИЙ, заместитель начальника Главного управления по бюджету и финансам администрации Калининградской области – начальник бюджетного управления.

– Как отразится реформа местного самоуправления на межбюджетных отношениях в области?
– В рамках реализации реформы местного самоуправления в области создается 38 муниципальных образований, в том числе 19 городских округов, 3 муниципальных района и 16 городских и сельских поселений. Формирование новой структуры построено на базе существующих муниципальных образований. Из 22 действующих муниципалитетов три преобразованы в муниципальные районы с соответствующим формированием в их границах поселений. Такой подход к реформе спорен, но с точки зрения формирования в новых условиях межбюджетных отношений и местных бюджетов мы имеем более прогнозируемую и управляемую ситуацию.
Численность жителей создаваемых муниципальных образований различается более чем в 380 раз. Чуть более 1 тыс. человек в самом малом из них и 430 тыс. жителей в административном центре области – Калининграде. Бюджетная обеспеченность действующих муниципальных образований до выравнивания находится в диапазоне от 1,5 до 0,2 относительно среднего уровня. Очевидно, что с образованием муниципалитетов первого уровня диапазон этого показателя будет значительно расширен. Вместе с образованием двухуровневой системы местных бюджетов это значительно усложнит межбюджетное регулирование.
– Решены ли в области вопросы распределения полномочий между уровнями власти?
– Мы решали их все годы бюджетных реформ. Но последние два года они особенно актуальны. Во-первых, объемы перераспределения были достаточно существенны для бюджета области – в среднем около 10% собственных доходов. Во-вторых, нормативная база межбюджетных отношений укрепилась, на практике сложились определенные принципы и подходы к этому процессу.
Уже сегодня распределение расходных полномочий и доходных источников в области в основном соответствует федеральному законодательству.
С начала текущего года из областного бюджета в форме субвенций финансируются все расходы в сфере социальной защиты населения, специализированные муниципальные учреждения здравоохранения и образования. Таким образом, определив финансовую ответственность за эти расходные полномочия, требуем от отраслевых управлений решения правовых, организационных и имущественных вопросов разграничения предметов ведения.
С 2004 года в области установлены единые нормативы отчислений в бюджеты всех муниципальных образований от регулирующих доходов. В предыдущие годы из общей картины выпадал Калининград, но мы постепенно подводили город к принципу единства нормативов.
Доходные источники местных бюджетов менялись в связи с перераспределением расходных полномочий. Но характер всех изменений позволяет говорить, что мы логично приходим к стабильности в новых условиях. За бюджетами муниципальных образований в 2005 году закреплено 40% налога на доходы физических лиц, 50% налога на имущество организаций, 72% налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и налог на вмененный доход в полном объеме. Это хорошая основа для распределения доходных источников на 2006 год и среднесрочную перспективу.
– Как соотносятся процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований области с изменениями Бюджетного кодекса РФ?
– С 2001 года мы формировали объемы финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на основе методики, предусматривающей расчетную оценку расходных полномочий местных бюджетов и ее соотношение с расчетной оценкой доходов местного бюджета. Расчеты расходов и доходов в абсолютных величинах обеспечивали прозрачность процедур выравнивания, позволяли корректировать оценку потребности местных бюджетов в финансовых ресурсах на основе единых подходов ко всем муниципальным образованиям.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2006 года главы 16 Бюджетного кодекса РФ в области формируется новая законодательно-методическая основа межбюджетного регулирования. Проект закона Калининградской области «О межбюджетных отношениях» прошел согласование с муниципальными образованиями и направлен на рассмотрение в областную Думу.
Законопроект устанавливает нормативы отчислений в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов от налога на имущество организаций и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Предусматривается установление дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц. На практике будет реализован механизм, посредством которого муниципальные образования смогут обеспечить поступление в местные бюджеты дополнительно от 10 до 40% НДФЛ в зависимости от объема дотаций, предоставляемых исходя из численности жителей.
Предусматривается формирование в областном бюджете Регионального фонда финансовой поддержки поселений и Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов. Объемы этих фондов предлагается ежегодно индексировать на прогнозируемый индекс потребительских цен. В целях определения объемов фондов в 2006 году проводится оценка расходных полномочий и доходных возможностей местных бюджетов. Оценка баланса местных бюджетов и выравнивание бюджетной обеспеченности строится не на разделении муниципальных образований по типам, уровням бюджета или территориально, а по двум наборам расходных полномочий и доходных источников, закрепленных за поселениями и муниципальными районами. Городские округа обладают полномочиями и  поселений, и районов, в их бюджеты поступают  доходы, зачисляемые в бюджеты и поселений и районов. Следовательно, они участвуют и в выравнивании бюджетной обеспеченности поселений, и в выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных районов, что и предусматривает Бюджетный кодекс РФ.
Механизм индексации объемов фондов выбран по трем основным соображениям. Во-первых, индекс потребительских цен является показателем прогноза социально-экономического развития области и представляется в составе материалов к проекту закона об областном бюджете на очередной финансовый год. Во-вторых, индексация объемов фондов, утвержденных в предыдущем году, на индекс потребительских цен увязывает их динамику с динамикой расходов местных бюджетов. В-третьих, сводный индекс потребительских цен является прогнозируемой на среднесрочную перспективу величиной и в условиях стабильного разграничения доходных источников и расходных полномочий между уровнями бюджетов обеспечивает стабильность взаимоотношений с местными бюджетами.
Наш законопроект реализует весь набор инструментов выравнивания финансовой обеспеченности муниципальных образований, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ и рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации. Концепция предложенной в нем системы межбюджетного регулирования позволяет обеспечить её мобильность, сбалансированность и эффективность. В законопроекте реализованы рекомендации Министерства финансов Российской Федерации по определению налогового потенциала бюджетов муниципальных образований, учету различий в стоимости расходных полномочий, расчету уровня бюджетной обеспеченности. Все расчеты основываются на данных государственной статистики. Конечно, муниципальная статистика сегодня далека от идеала, но мы были удовлетворены набором показателей, которые нам смогли предоставить калининградские статистики. Состав показателей мы выбирали на основе сопоставления расчетных данных с фактическим состоянием бюджетов и бюджетной сферы муниципальных образований.
– В законопроекте предусмотрены другие инструменты межбюджетного регулирования?
– Предусмотрена законодательная основа формирования Регионального фонда компенсаций и Регионального фонда софинансирования социальных расходов, а также предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам на покрытие временных кассовых разрывов.
Формирование Фонда муниципального развития Калининградской области отложено до 2007 года.

Справка «Бюджета»

Виктор Ярославович ПОРЕМБСКИЙ, заместитель начальника Главного управления по бюджету и финансам администрации Калининградской области – начальник бюджетного управления
Родился 27 декабря 1966 г. в г. Калининграде.
Окончил:
– в 1992 г. – Харьковский авиационный институт;
– в 1994 г. – курсы переподготовки при РЭА им. Г.В. Плеханова;
– в 1998 г. – Северо-Западную академию государственной службы.
С 1994 г. работает в финансовом органе администрации Калининградской области.
С 1998 г. – заместитель руководителя финансового органа.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно