Как в области решаются вопросы, связанные с повышением эффективности управления бюджетными расходами? Как идет реформирование государственного сектора экономики? Об этом корреспонденту «Бюджета» рассказала Нина УНГУРЯНУ, заместитель начальника бюджетного управления – начальник отдела бюджетной политики и межбюджетных отношений Главного управления по бюджету и финансам.
– Нина Дмитриевна, каким образом предполагается повысить эффективность управления бюджетными расходами?
– Сейчас запланированы и осуществляются мероприятия по следующим направлениям.
Первое – формирование полного перечня бюджетных услуг, по которым должен проводиться учет потребности в их предоставлении. Этот перечень составляется по каждому функциональному направлению деятельности администрации области.
Второе – разработка и утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг. Несмотря на попытки решения этой проблемы на федеральном уровне, вопрос о стандартизации качества предоставляемых бюджетных услуг остается нерешенным до настоящего времени. Наиболее продвинутой в вопросах стандартизации качества предоставляемых бюджетных услуг в Калининградской области является система образования.
Третье направление – анализ и обобщение бюджетных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями. В перспективе их передача негосударственному сектору экономики поможет реструктурировать сеть бюджетных учреждений и сократить бюджетные расходы.
Четвертое – совершенствование процесса финансирования региональных целевых программ и внедрение процедур ежегодной оценки эффективности их реализации.
Пятое – в целях совершенствования бюджетного процесса и принимаемого налогового законодательства планируется законодательно закрепить обязательность процедур проведения публичной независимой экспертизы принимаемых законопроектов, а также порядка проведения этой экспертизы.
Шестое направление – осуществление бюджетных закупок на основе государственных контрактов, заключающихся на конкурсной основе. Действующая в администрации области система бюджетных закупок является децентрализованной и не позволяет в полной мере решать задачу повышения эффективности производимых на закупки бюджетных расходов. В Главном управлении экономического развития и торговли администрации области функционирует отдел по координации бюджетных закупок, и в целях повышения эффективности производимых на закупки бюджетных расходов должны быть пересмотрены его функциональные задачи и полномочия.
– Как предполагается осуществлять бюджетирование, ориентированное на результат?
– Во-первых, в текущем году разработано и утверждено постановлением администрации области Положение о докладах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Доклады должны будут содержать цели и задачи деятельности органов исполнительной власти области и подведомственных им получателей бюджетных средств; показатели, характеризующие результаты их деятельности; объемы требуемых на достижение целей и реализацию задач ресурсов. Главным результатом докладов на нынешнем этапе будет оценка результативности бюджетных расходов, тенденций ее изменения, выработка и обоснование мер, направленных на повышение эффективности расходов, корректировка объемов ресурсов по целям и задачам.
Во-вторых, необходимо сформировать и утвердить перечень планируемых результатов в форме количественных показателей в разрезе целей, задач и программ деятельности органов управления и учреждений бюджетной сферы.
В-третьих, ведется работа по совершенствованию программно-целевых механизмов распределения бюджетных ресурсов.
В-четвертых, должна быть усовершенствована процедура среднесрочного финансового планирования. В Калининградской области в соответствии с Законом Калининградской области «О бюджетном процессе в Калининградской области» формирование областного бюджета на очередной финансовый год осуществляется на основе среднесрочного финансового плана. Однако изменение бюджетной классификации и бюджетного учета, разделение бюджетных расходов на «действующие» и «принимаемые» обязательства, интеграция в бюджетный процесс механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, требуют усовершенствования порядка использования среднесрочного финансового плана при формировании бюджета на очередной финансовый год, а также разработки методики последовательной (скользящей) корректировки среднесрочного финансового плана на будущие периоды.
– По каким направлениям реформируется государственный сектор экономики?
– Основной тенденцией в проводимых преобразованиях является повышение прозрачности всех финансовых механизмов и процедур. Одной из отраслей, пользующейся бюджетной поддержкой, является сельское хозяйство. По всем направлениям выделения финансовых средств разработаны порядки, законодательно утвержденные представительным органом власти. В ближайшее время планируется законодательно ограничить те сферы, организациям которых может быть предоставлена государственная финансовая поддержка.
Изменились формы поддержки организаций жилищно-коммунального хозяйства со стороны регионального бюджета. В 2005 году в межбюджетных отношениях средства на дотирование организаций ЖКХ не закладывались. Дальнейшая работа в этой области ведется в направлении формирования ясных, прозрачных и адресных механизмов поддержки получателей услуг, нуждающихся в такой поддержке.
Совершенствуются финансовые механизмы осуществления денежных выплат, пришедших на замену социальным льготам. Это способствует более эффективной работе, например, предприятий транспортной отрасли. Чтобы исключить дублирование и обеспечение принципов индивидуального учета льготников, мы планируем создать единую базу данных обо всех категориях граждан, нуждающихся в социальной защите, и систему мониторинга качества управления бюджетными расходами на оказание социальной помощи.
Справка «Бюджета»
Нина Дмитриевна УНГУРЯНУ, заместитель начальника бюджетного управления – начальник отдела бюджетной политики и межбюджетных отношений Главного управления по бюджету и финансам
Родилась 30 августа 1960 г. в селе Мерешены Котовского района Молдавской ССР.
Окончила экономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института.
1984-1992 гг. – экономист главного планово-экономического управления администрации Калининградской области.
С 1992 г. по настоящее время работает в Главном управлении по бюджету и финансам администрации Калининградской области, последовательно пройдя должности главного экономиста, начальника сектора, консультанта, начальника отдела.
С 2004 года – заместитель начальника бюджетного управления – начальник отдела бюджетной политики и межбюджетных отношений.
– Нина Дмитриевна, каким образом предполагается повысить эффективность управления бюджетными расходами?
– Сейчас запланированы и осуществляются мероприятия по следующим направлениям.
Первое – формирование полного перечня бюджетных услуг, по которым должен проводиться учет потребности в их предоставлении. Этот перечень составляется по каждому функциональному направлению деятельности администрации области.
Второе – разработка и утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг. Несмотря на попытки решения этой проблемы на федеральном уровне, вопрос о стандартизации качества предоставляемых бюджетных услуг остается нерешенным до настоящего времени. Наиболее продвинутой в вопросах стандартизации качества предоставляемых бюджетных услуг в Калининградской области является система образования.
Третье направление – анализ и обобщение бюджетных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями. В перспективе их передача негосударственному сектору экономики поможет реструктурировать сеть бюджетных учреждений и сократить бюджетные расходы.
Четвертое – совершенствование процесса финансирования региональных целевых программ и внедрение процедур ежегодной оценки эффективности их реализации.
Пятое – в целях совершенствования бюджетного процесса и принимаемого налогового законодательства планируется законодательно закрепить обязательность процедур проведения публичной независимой экспертизы принимаемых законопроектов, а также порядка проведения этой экспертизы.
Шестое направление – осуществление бюджетных закупок на основе государственных контрактов, заключающихся на конкурсной основе. Действующая в администрации области система бюджетных закупок является децентрализованной и не позволяет в полной мере решать задачу повышения эффективности производимых на закупки бюджетных расходов. В Главном управлении экономического развития и торговли администрации области функционирует отдел по координации бюджетных закупок, и в целях повышения эффективности производимых на закупки бюджетных расходов должны быть пересмотрены его функциональные задачи и полномочия.
– Как предполагается осуществлять бюджетирование, ориентированное на результат?
– Во-первых, в текущем году разработано и утверждено постановлением администрации области Положение о докладах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Доклады должны будут содержать цели и задачи деятельности органов исполнительной власти области и подведомственных им получателей бюджетных средств; показатели, характеризующие результаты их деятельности; объемы требуемых на достижение целей и реализацию задач ресурсов. Главным результатом докладов на нынешнем этапе будет оценка результативности бюджетных расходов, тенденций ее изменения, выработка и обоснование мер, направленных на повышение эффективности расходов, корректировка объемов ресурсов по целям и задачам.
Во-вторых, необходимо сформировать и утвердить перечень планируемых результатов в форме количественных показателей в разрезе целей, задач и программ деятельности органов управления и учреждений бюджетной сферы.
В-третьих, ведется работа по совершенствованию программно-целевых механизмов распределения бюджетных ресурсов.
В-четвертых, должна быть усовершенствована процедура среднесрочного финансового планирования. В Калининградской области в соответствии с Законом Калининградской области «О бюджетном процессе в Калининградской области» формирование областного бюджета на очередной финансовый год осуществляется на основе среднесрочного финансового плана. Однако изменение бюджетной классификации и бюджетного учета, разделение бюджетных расходов на «действующие» и «принимаемые» обязательства, интеграция в бюджетный процесс механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, требуют усовершенствования порядка использования среднесрочного финансового плана при формировании бюджета на очередной финансовый год, а также разработки методики последовательной (скользящей) корректировки среднесрочного финансового плана на будущие периоды.
– По каким направлениям реформируется государственный сектор экономики?
– Основной тенденцией в проводимых преобразованиях является повышение прозрачности всех финансовых механизмов и процедур. Одной из отраслей, пользующейся бюджетной поддержкой, является сельское хозяйство. По всем направлениям выделения финансовых средств разработаны порядки, законодательно утвержденные представительным органом власти. В ближайшее время планируется законодательно ограничить те сферы, организациям которых может быть предоставлена государственная финансовая поддержка.
Изменились формы поддержки организаций жилищно-коммунального хозяйства со стороны регионального бюджета. В 2005 году в межбюджетных отношениях средства на дотирование организаций ЖКХ не закладывались. Дальнейшая работа в этой области ведется в направлении формирования ясных, прозрачных и адресных механизмов поддержки получателей услуг, нуждающихся в такой поддержке.
Совершенствуются финансовые механизмы осуществления денежных выплат, пришедших на замену социальным льготам. Это способствует более эффективной работе, например, предприятий транспортной отрасли. Чтобы исключить дублирование и обеспечение принципов индивидуального учета льготников, мы планируем создать единую базу данных обо всех категориях граждан, нуждающихся в социальной защите, и систему мониторинга качества управления бюджетными расходами на оказание социальной помощи.
Справка «Бюджета»
Нина Дмитриевна УНГУРЯНУ, заместитель начальника бюджетного управления – начальник отдела бюджетной политики и межбюджетных отношений Главного управления по бюджету и финансам
Родилась 30 августа 1960 г. в селе Мерешены Котовского района Молдавской ССР.
Окончила экономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института.
1984-1992 гг. – экономист главного планово-экономического управления администрации Калининградской области.
С 1992 г. по настоящее время работает в Главном управлении по бюджету и финансам администрации Калининградской области, последовательно пройдя должности главного экономиста, начальника сектора, консультанта, начальника отдела.
С 2004 года – заместитель начальника бюджетного управления – начальник отдела бюджетной политики и межбюджетных отношений.