Версия для печати 7619 Материалы по теме
В эпоху информационных технологий слово «стандарт» приобретает особое значение. Общепринятые правила сегодня есть в каждой сфере общественной жизни.
Речь не о тех стандартах, которые принимаются органами власти. Речь о стандартах, которые создаются при участии всех заинтересованных сторон: и бизнеса, и гражданского общества, и государства. Только такие правила – не навязанные сверху, а органично необходимые и открыто принимаемые всеми, – и могут называться стандартом.
Теперь в России есть площадка для общественного обсуждения и выработки стандартов в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На базе Академии народного хозяйства при Правительстве РФ более года назад создан Институт архитектуры электронного государства. Корреспондент журнала «Бюджет» встретился с главным архитектором института Эдуардом БАТАРШИНЫМ.

– Эдуард Равилевич, как возникла идея создать подобный институт? Есть ли примеры таких учреждений в других странах?
– Отрасль информационно-коммуникационных технологий сегодня отличается высокими, все нарастающими темпами развития. Технологии быстро изменяются, оказывая влияние не только на развитие самой отрасли, но и на устоявшиеся социальные отношения.
Для эффективного управления этим развитием и рационального использования его плодов в других отраслях экономики необходимо адекватное регулирование. Однако современная модель формирования законодательной и нормативной базы очень инертна. Нередко документы, принимаемые через традиционные процедуры, устаревают еще до их официального утверждения. Нормативная база отстает не только от развития ИКТ, но и от общества, которое активно использует технические новинки. Поэтому отрасли нужны новые механизмы формирования «правил игры»: быстрые, профессиональные, одобряемые обществом. Мировая практика показывает, что в этих условиях наиболее эффективно привлекать к регулированию отрасли профессиональные сообщества.
Понимая актуальность таких механизмов, руководство Академии народного хозяйства при Правительстве РФ решило создать на своей базе публичную площадку для формирования нормативной базы в области использования ИКТ в государственном управлении.
Цель создания Института архитектуры электронного государства (ИАЭГ) – организовать сотрудничество общественности в области создания актуальных информационных стандартов электронного государства и проектов связанного с ними законодательства. Институт призван обеспечивать нейтральное по отношению к некоммерческим, научным и промышленным организациям, отраслям и ведомствам концептуальное, экспертное лидерство в создании стандартов и связанных с ними проектов нормативных актов.
Институт архитектуры электронного государства создан по примеру западных отраслевых консорциумов по стандартизации  – объединений правительственных, некоммерческих организаций, университетов, а также конкурирующих фирм для выработки общих внутриотраслевых технологических стандартов. Аналогом Института можно назвать, например, известный промышленный консорциум World Wide Web Consortium (W3C), обеспечивший создание в кратчайшие сроки основных стандартов WWW и продолжающий их развитие.
– Как устроен институт? Кто и как может участвовать в его работе?
– По сути, ИАЭГ является консорциумом, который объединяет ведущих игроков на ИКТ-рынке, ведомства, некоммерческие организации. Такая организационная структура обеспечивает высокое качество и признание сообществом разрабатываемых институтом документов.
Участие в работе ИАЭГ платное. Оно оформляется договором-офертой, который может заключить любая организация. Это исключает возможность устранения из процесса кого-либо из заинтересованных сторон и препятствует дискриминации.
Деятельность института осуществляется на принципах публичности и гласности процедур выработки и принятия решений. Основная работа ведется экспертным советом института, в состав которого входят все участники.
– Что вы понимаете под стандартом?
– С технической точки зрения, стандарт – это эталонный образец предмета или спецификации, с которым производится сравнение при производстве новых предметов или разработке новых спецификаций. Стандартизация – процесс и результат установления стандартов. Работы по стандартизации в России осуществляются на основе Федерального закона «О техническом регулировании» (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании» – прим. ред.).
Стандарты принимаются на межгосударственном, национальном уровне, на уровне общественных организаций и частных компаний. На межгосударственном уровне существуют организации, разрабатывающие стандарты для больших географических регионов. В работе этих организаций участвуют эксперты, направленные уполномоченными органами соответствующих стран. Это такие организации, как International Organization for Standardization (ISO), International Telecommunications Union (ITU) и International Electrotechnical Commission (IEC), а также Joint Technical Committee One (JTC1). На государственном уровне стандартизацией обычно занимаются специально созданные органы. В России это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, в США – Американский национальный институт стандартов (American National Standards Institute, ANSI).
Как правило, стандарты добровольны к применению. В то же время в большинстве стран существуют и обязательные стандарты, выделяемые в отдельную категорию. В России их называют техническими регламентами. Остальные стандарты являются необязательными. Государственные и общественные организации, компании и частные лица могут создавать их и следовать им по собственному выбору, добровольно принимая на себя обязательства по соответствию.
Согласно принятой в Федеральном законе «О техническом регулировании» терминологии наш институт занимается разработкой стандартов организации. Данные стандарты добровольны и носят рекомендательный характер. Участники института могут использовать эти стандарты, чтобы обеспечивать взаимодействие информационных систем органов государственной власти.
При этом властные структуры могут использовать наши стандарты и в качестве документов, обязательных как на ведомственном, так и на правительственном уровне. Дело в том, что в разработке этих документов принимает участие большое количество игроков на рынке, что говорит о качестве стандартов и их одобрении обществом.
Целесообразность такого решения очевидна. Государство получает профессиональные документы, обеспечивающие совместимость информационных систем при внутриведомственном, межведомственном и межгосударственном взаимодействии.
Доступность технических спецификаций (они открыто размещаются на web-сайте ИАЭГ) позволяет любым игрокам на ИКТ-рынке участвовать в разработке государственных информационных систем. Это повышает конкуренцию между ними и снижает стоимость информатизации для государства. Общество же получает технологически нейтральное государство, которое не принуждает его использовать продукты конкретного производителя, применяющего в государственных информационных системах закрытые форматы и протоколы.
– Какова процедура разработки и принятия стандартов?
– Проекты стандартов и нормативных актов проходят специфическую процедуру рассмотрения экспертным советом ИАЭГ. К основным свойствам процедуры относятся публичность, профессиональность, одобрение сообществом.
Для обеспечения этих свойств мы разбили процесс рассмотрения на три этапа. На предварительном рассмотрении отсеивают откровенно слабые документы. На технологическом рассмотрении участники института дорабатывают внесенные документы до высокого профессионального уровня. И, наконец, на публичном рассмотрении, чтобы мы могли учесть мнение заинтересованных сторон, документы изучаются всеми желающими (а не только участниками ИАЭГ).
Важное преимущество такой процедуры заключается в том, что решения принимаются быстро. Весь процесс рассмотрения занимает от 4 до 8 месяцев. Решения обоснованы, хотя и не являются следствием «чисто демократической» процедуры, характерной для традиционных структур.
Демократические «консенсусные» процессы крайне медленны. В традиционных организациях стандарты проходят согласование годами. Наш институт использует для принятия решений гибрид демократической и экспертной моделей. Важные формальные решения принимает Архитектор, но он делает это только после того, как проведено информационное голосование, участники которого указывают содержательные причины своего выбора. Поэтому при принятии важных решений Архитектора, с одной стороны, не могут остановить участники, преследующие свои узкие интересы, с другой стороны, он всегда знает о возможных содержательных опасностях, подстерегающих его при принятии решения.
– Как институт взаимодействует с другими организациями по стандартизации в России и за рубежом, например, с Госстандартом?
– Институт наследует существующие международные и национальные стандарты. Это ключевой принцип рассмотрения документов ИАЭГ. Такой подход позволяет учитывать большой опыт международных и отечественных организаций при разработке информационных систем и легко интегрироваться в мировую информационную инфраструктуру.
Важно отметить, что институт не подменяет собой уполномоченные государственные органы по стандартизации. Он дополняет их процедурой, адаптированной к динамичности ИКТ-отрасли, в тех случаях, когда заинтересованным участникам достаточно договориться о «правилах игры». Если возникает необходимость в закреплении стандартов Института в качестве отраслевых или национальных, то документы проходят полную традиционную процедуру, определяемую Федеральным законом «О техническом регулировании».
– Что уже сделано за год работы? Над чем сейчас работает институт? Стандарты в какой сфере разрабатывает?
– На сегодняшний день участники института внесли на рассмотрение экспертного совета 14 проектов стандартов. Пять из них уже переведены на технологическое рассмотрение. Эти проекты стандартов предназначены для закрепления спецификаций систем электронного документооборота, персонального учета населения, государственных закупок, поддержки принятия решений. Первые утвержденные стандарты должны появиться осенью этого года.
– Очевидно, что для государства деятельность института чрезвычайно важна и полезна. А чем для компаний может быть интересно участие в его работе?
– Сейчас государство находится в самом начале пути по формированию правил строительства своих информационных систем. Важно, чтобы эти правила исключали дискриминацию участников ИКТ-рынка, монополизацию рынка отдельными игроками, обеспечивали технологическую нейтральность для общества, создавали условия для эффективного межведомственного и межгосударственного информационного взаимодействия.
Все это возможно, если к регулированию данного направления привлечь профессиональное сообщество. Игроки на рынке должны активно участвовать в подобных процессах. Как через взаимодействие с уже созданными организациями, подобных ИАЭГ, так и через создание новых. Таким образом, коммерческие организации могут обеспечить влияние и учет своих интересов, поддерживая свою конкурентоспособность.
На первый взгляд, для коммерческих организаций очевиден путь максимальной монополизации рынка за счет использования закрытых форматов, протоколов, решений в своих информационных системах, создаваемых для органов государственной власти. Но необходимо понимать, что государственные органы уже сегодня испытывают из-за такого подхода серьезные проблемы, которые ограничивают возможности межведомственного взаимодействия и взаимодействия с обществом. Переход к использованию открытых стандартов неизбежен. И наибольшее конкурентное преимущество в перспективе будут иметь те поставщики и разработчики, которые готовы на основе консенсуса с другими участниками рынка участвовать в его регулировании.
Беседовала Татьяна БЫСТРИЦКАЯ

Справка «Бюджета»
Эдуард Равилевич БАТАРШИН, главный архитектор Института архитектуры электронного государства Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
Родился 3 сентября 1975 г. в городе Саранске, Республика Мордовия.
Окончил Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева по специальности «промышленная электроника», успешно прошел Президентскую программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
В 2003–2004 гг. возглавлял Республиканский центр информатизации органов государственной власти при аппарате правительства Республики Мордовия.
С августа 2004 г. – главный архитектор Института архитектуры электронного государства Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Член рабочей группы по созданию Концепции электронного государства при Минэкономразвития России.

Поделиться