Версия для печати 8107 Материалы по теме
Чувашия – республика уникальная. Несмотря на то, что по запасам стратегического сырья в России она находится на последнем, 89-м месте, в сфере науки и производства ей удается конкурировать с богатыми регионами страны. Республика имеет репутацию сильного инновационного субъекта, одного из лидеров в деле модернизации образования. О том, какие перемены произошли в последние годы в системе образования, мы беседуем с министром образования и молодежной политики Чувашской Республики Галиной ЧЕРНОВОЙ.

 – Проблема качества образования в сельских школах существует давно. Ученые и практики выясняют, каким оно должно быть в современных условиях. В Чувашии, насколько известно, от слов уже давно перешли к делу.

 – Да. Начав реструктуризацию системы образования, мы поставили перед собой задачу создать такую модель современной школы, которая бы обеспечивала новое качество образования. Должно существовать равенство доступа к образовательным услугам, а также происходить эффективное использование всех ресурсов и оптимизация системы управления. Была принята республиканская целевая программа по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, разные варианты этой программы, которые разрабатывали с учетом местных условий, действуют во всех районах республики. В основе ее идея ликвидации малочисленных школ и обучение детей в базовых школах, в которых есть все необходимые условия для получения качественного образования.
 – Наверное, при проведении реструктуризации не обошлось без проблем?
 – Безусловно. Не секрет, что в первые годы процесс реструктуризации сельских школ шел очень непросто. Главный аргумент, который выдвигали противники перемен: «не будет школы – не будет и деревни». Но применительно к нашей республике, с ее комплексными программами социального обустройства села, этот довод был неубедительным. Да, школа для маленькой деревни важна. Но куда необходимее, чтобы в эту деревню пришел газ, чтобы к ней была проложена хорошая дорога, чтобы люди имели и работу, и достойную зарплату. Вот тогда о вымирании сельской глубинки говорить не придется, и детей, возможно, станет больше.
Реструктуризация идет по нескольким направлениям. В первую очередь это создание образовательно-социокультурных центров, объединяющих под одной крышей школу, дом культуры, библиотеку. Днем они работают в режиме школы, вечером – обеспечивают досуг детей и взрослых, работу в Интернете, физкультурные занятия, открывают различные клубы по интересам и тому подобное.
Другое направление – комплексы «начальная школа – детский сад». С их помощью мы обеспечиваем доступность дошкольного образования и создаем для малышей равные стартовые возможности при поступлении в школу.
В ходе реструктуризации выявилась очевидная необходимость сохранения, а в ряде случаев даже расширения начальных школ. Поэтому в республике начато строительство зданий малокомплектных школ и филиалов модульного типа. Если увеличится количество малышей на селе, то к уже имеющемуся зданию будет пристроен еще один модуль, то есть корпус.
И, наконец, самое главное – открытие базовых школ. Сейчас в каждом сельском районе создаются 5–10 (в зависимости от количества детей) кустовых базовых школ. Рассчитывается, что в каждой их них будет по два класса с обязательным профильным обучением в старшем классе. Базовые школы оснащаются современным учебным оборудованием и компьютерной техникой. Рядом с ними появляются просторные спортивные залы и площадки. Но самое главное, в этих школах работают педагоги высокой квалификации, в отличие от тех же малокомплектных школ, где одному преподавателю часто приходилось вести два-три предмета. Только при выполнении этих условий школа по-настоящему становится базовой, дает высокий уровень образования.
 – Галина Петровна, республика стала пилотной площадкой для ряда федеральных экспериментов по модернизации образования. Так ли это было необходимо Чувашии?
 – Все преобразования, происходящие в системе образования республики, не прихоть, а насущная необходимость. Ведь жизнь в стране изменилась кардинально, а наши школы, да и вся система образования в целом все-таки достаточно консервативны. Конечно, можно было ничего не менять, но при этом безнадежно отстать от времени. Для Чувашии возможность дать подрастающему поколению современное качественное образование особо актуальна.
Президент нашей республики Николай Федоров последовательно реализует тезис: «Поскольку у нас нет богатых сырьевых запасов, ставку надо делать на ресурсы интеллектуальные». Именно этим и было вызвано появление в 1996 году президентской программы «Новая школа». Тогда перед педагогами республики была поставлена задача формирования свободной, образованной, культурной личности, способной реализовать себя в соответствии с запросами меняющегося общества.
Кстати, многие направления программы совпали с принятой пять лет спустя Концепцией модернизации российского образования. Поэтому к заявленным в ней преобразованиям мы были, по сути, уже готовы. А потому республика приняла участие в федеральном эксперименте.
 – Но ведь участие в пилотных проектах – дело рискованное…
 – Несомненно, определенная опасность существовала. Но мы тщательно продумывали и просчитывали этот шаг по всем статьям – и экономическим, и социальным.
Такой же всесторонний анализ предшествовал и другим нашим новшествам – переводу школ на нормативное (подушевое) финансирование, реформирование начального профессионального образования.
Уже в течение трех лет республика участвует в федеральном проекте «Реформа системы образования». На его реализацию Международный банк реконструкции и развития направил в республику почти 10 млн. долларов. Все это благодаря тому, что руководством республики последовательно проводится политика приоритетного развития образования. Она направлена на то, чтобы сделать образование в целом и образование каждого конкретного человека конкурентоспособным.
«Мы гордимся имиджем модельного региона, способного управлять потенциалом республики, – сказал про Чувашию во время своего визита сюда Президент России Владимир Путин. – В отличие от большинства регионов в Чувашии нет ни нефти, ни газа, ни металлов. А развитие – позитивное, даже выше, чем в среднем по стране, благодаря правильной организации работы и интеллектуальной составляющей. И это – пример для подражания».
Такая оценка обязывает нас держать высокую планку, моделировать различные механизмы новаторского управления, которые позволяли бы системе образования давать качественные доступные услуги.
_____________________________________________________________________________________________________________________
За последние годы в систему образования Чувашии вложены значительные финансовые и материально-технические ресурсы: доля расходов на образование в бюджете республики увеличилась с 16,3% в 2001 году до 28,7% в 2004 году. Инвестиции на образование стали самой крупной статьей расходов в консолидированном бюджете Чувашской Республики.
С 2001 года финансирование школ осуществляется на основе нормативов бюджетного финансирования. 47,8 % общеобразовательных учреждений имеют самостоятельные бухгалтерии, создано 17 кустовых бухгалтерий для финансового обеспечения группы школ.
Активное привлечение внебюджетных средств – еще одна черта образования.
Все социальные льготы и выплаты педагогам действуют в республике в полном объеме. Нет проблем у преподавателей и с получением заработной платы, отпускных, пособий за методическую литературу.
С 1993 года построено 103 учреждения образования, в 2005 году завершается газификация школьных котельных.
_____________________________________________________________________________________________________________________
 – В этом году единый государственный экзамен (ЕГЭ) проходит в республике в пятый раз. Что дало введение эксперимента и оправдались ли надежды, возлагаемые на него?
 – Сделать доступным качественное образование для каждого ребенка независимо от места проживания и материального положения семьи – главная задача эксперимента. В том, что единый экзамен пришелся ко двору, сомневаться, я думаю, не приходится. И доказать это можно по-разному. В том числе – конкретными фактами и цифрами.
Во-первых, в прошлом году по сравнению с 2001 годом, число школьников, сдающих единый экзамен по выбору, увеличилось почти в шесть раз.
Во-вторых, в разы увеличилось число наших ребят, поступивших в столичные вузы России. Только за последние три года более сотни выпускников школ республики стали студентами Высшей школы экономики.
А ведь еще недавно большинство абитуриентов «замыкалось» на вузах своего региона – столичные университеты казались им недоступными. С введением же единого экзамена, по результатам которого сейчас принимают во многие учебные заведения страны, поступить в хороший вуз талантливым ребятам стало проще. Удобен и выгоден ЕГЭ как для родителей (меньше волнуются за отпрысков), так и для самих детей, ведь вместо двух экзаменов школьники сдают один: выпускной, он же вступительный.
Но кроме тактических задач была у ЕГЭ и стратегическая миссия, связанная с реформой образования в целом. В частности, единый экзамен наконец-то позволил увидеть полную объективную картину знаний учащихся. Новая форма экзамена сразу высветила очевидные минусы в работе и конкретных учителей, и конкретных школ. Когда выпускники из года в год плохо отвечают на одни и те же вопросы, слабо разбираются в одних и тех же темах, становится ясно, где учитель недорабатывает. Для нас это означало, что нужно выстраивать индивидуальную траекторию программы повышения квалификации учителей. В Чувашском республиканском институте образования сегодня создана такая система повышения профессионального уровня всех категорий работников образования.
Важным оказалось и то, что единый экзамен подтвердил необходимость реструктуризации сети сельских школ. Анализ результатов ЕГЭ на протяжении четырех лет показал: самые низкие оценки неизменно получали выпускники сельских школ. Казалось бы, раз ЕГЭ фактически стал экзаменом и для самих школ, им надо расстараться, показать, на что способны учебные коллективы. Но, увы, «маленькие» школы свой ресурс исчерпали, большего они ученикам дать не могут.
И еще один статистический результат. Если в первый год введения ЕГЭ число сельских школьников, поступивших в вузы, выросло почти на пять процентов, то в следующие два года прибавка шла лишь в десятые доли процента. А раз мы хотим качественно изменить ситуацию (результаты экзамена показывают, что это крайне необходимо), нужны гораздо более глубокие преобразования. При этом – не только создание в глубинке крепких базовых школ. Необходимо еще и вводить профильное обучение, развивать в школах новые технологии, в том числе информационные, и так далее. Словом, делать все то, что работает на повышение качества учебы.
_____________________________________________________________________________________________________________________
В республике 617 школ, из них 467 – сельские (76,7%), где обучается 43% детей.
В течение 2001–2004 гг. деструктуризированы 144 школы.
Средняя наполняемость классов в сельской школе за счет реструктуризации постепенно стабилизировалась и составляет 15,5 ученика (в 2001году – 14,4). И это при ежегодном демографическом спаде более 7%.
В результате оптимизации сети школ в республике были созданы 178 базовых школ, 51 ресурсный центр с современной учебно-материальной базой, внедрены разнообразные модели образовательных учреждений: «базовая школа», «школа – социокультурный центр села», комплекс «школа – детский сад», «школа со ступенями обучения».
Высвобожденные в ходе реструктуризации средства в объеме более 48 млн. рублей были направлены на укрепление материально-технической базы школ и содержание 190 школьных автобусов.
Ежедневно 190 школьных автобусов подвозят в 156 сельских базовых школ более 7 тыс. учащихся. Программой «Дорога к школе» предусмотрено строительство и реконструкция, ремонт и обустройство около 90 км автомобильных дорог по маршрутам школьных автобусов.
_____________________________________________________________________________________________________________________
 – Расскажите о программе «Школьный автобус».
 – Республиканская президентская программа «Школьный автобус» стала мощной поддержкой реструктуризации сети сельских школ. Она не только позволила привлечь в крупные базовые школы учащихся, но и стабилизировала один из главных показателей экономической эффективности – наполняемость класса. Без реструктуризации этот показатель падал бы ежегодно на несколько процентов, а это означает увеличение расходов на содержание зданий и штатов.
Школьные автобусы по бездорожью не проедут. Поэтому в республике реализуется президентская программа «Дорога к школе». Она предусматривает строительство и ремонт дорог, ведущих к базовым школам, сооружение разворотных площадок, остановочных павильонов.
Мы решили еще одну застарелую болезнь сельского образования – ветхие здания с плохим отоплением, в которых приходилось обучаться ребятам. В 1994 году таких школ было 120. Для того чтобы ежегодно появлялись 9–10 школ, нам зачастую приходилось принимать нестандартные решения. Таких, как объединение бюджетов всех уровней. Делали пристройки учебных корпусов к имеющимся хорошим, но полупустым зданиям Домов культуры или детсадов, в проектах крупных зданий выделяли помещения под социообразовательные комплексы. В каждом конкретном случае достигалась экономия (по сравнению с новым строительством) до 70%! В результате за 10 лет в республике было построено 103 учреждения образования.
И это не все положительные социальные изменения, которые повлекла за собой реструктуризация сельских школ. Она высветила необходимость решения целого комплекса проблем на селе. По поручению президента Чувашии Николая Федорова все инвестиционные программы республики сверяются с необходимостью развития сельских базовых школ. Строится, к примеру, новая школа – одновременно решается вопрос газификации и ее, и всей деревни. Появились в сельских школах компьютеры – значит, надо наладить в хорошую связь, чтобы ученики могли работать в Интернете.
Так что все вопросы решаются комплексно, и образование работает на социальное обустройство жизни людей на селе.
_____________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня в республике 1 персональный компьютер приходится на 34 школьника, тогда как в 2000 году – на 300 учащихся.
60% школ имеют электронную почту и подключены к сети Интернет.
Для ряда сельских школ, где затруднен выход в телекоммуникационную сеть в связи с неустойчивой линией связи, Интернет пришел через беспроводную связь.
Увеличилось количество школ с ранним изучением информатики.
_____________________________________________________________________________________________________________________
 – Для нового уровня образования необходимы и преподаватели с новым мышлением. Можно построить современные школы, снабдить учебные заведения суперсовременным оборудованием, но далеко ли пойдут реформы, если делать их будет некому?
 – Они в этом случае просто не состоятся! Успех модернизации, как и всякого нового дела, кроется прежде всего в личности учителя. Можно придумывать сколько угодно продвинутых проектов, но если они не будут поддержаны педагогами – хороших результатов не ждите. Поэтому так много усилий приложено в республике для того, чтобы все положенные выплаты преподаватель получал сполна. Другое дело, что суммы эти малы, и планируемая реформа оплаты труда бюджетников (в том виде, в каком она сейчас предлагается) вряд ли существенно их увеличит
Однако просто сидеть и ждать, пока зарплата увеличится, тоже нельзя. Поэтому министерством практикуются и иные финансовые стимулы, поощряющие творческую работу учителя. Лучшим учителям-новаторам республики ежегодно присуждаются солидные премии. Творческой молодежи и школьникам – президентские стипендии. К слову, среди тех, кто получает их в нынешнем году, около сотни молодых педагогов. Организовываем всевозможные республиканские конкурсы с хорошими призовыми наградами: они дают людям возможность профессионально раскрыться, одновременно поработать на себя и на семью.
Ищем мы и нестандартные пути поддержки наших учителей. Например, предоставление беспроцентных кредитов на покупку компьютеров.
Кстати, педагогических талантов в республике немало. В последние годы трое учителей из Чувашии стали лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года». А директор одной из чебоксарских школ вошел в десятку лучших на конкурсе «Лидеры в образовании». И это еще одно подтверждение того, что педагоги наши – народ творческий, опытный, конкурентоспособный.
Беседовала Анастасия АНДРЕЕВА
_____________________________________________________________________________________________________________________
В республике создана система выявления и развития одаренных детей, включающая различные интеллектуальные состязания, в том числе: республиканские олимпиады по 19 предметам, интеллектуальные игры, научно-практические конференции Exelsior, «Шаг в будущее», конкурс «Чувашская ласточка» (аналог «Русского медвежонка»), дистанционные олимпиады и другое. За последние годы число участников интеллектуальных состязаний возросло втрое.
75 учащихся удостоены дипломов 1–3-й степеней международной, всероссийских и межрегиональных олимпиад (в  2001 году – 10 чел., в 2005-м – 22 чел.)
Ежегодно тысяча одаренных творческих молодых людей получает стипендии президента Чувашской Республики в размере 1 тыс. рублей, для талантливых школьников, учащихся, молодежи учреждены также именные стипендии администраций районов, городов и различных фондов.

Справка «Бюджета»

Галина Петровна ЧЕРНОВА, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики
Родилась в деревне Климово Ибресинского района Чувашской Республики.
После школы поступила в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Окончив вуз, продолжила образование в аспирантуре Академии наук СССР.
Кандидат биологических наук. Работала преподавателем, доцентом, заведующей кафедрой в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Автор многочисленных научных, учебно-методических и общественно-педагогических публикаций.
1996 г. – первый заместитель министра образования, науки и высшей школы Чувашской Республики.
2000 г. – министр образования Чувашской Республики.
2004 г. – министр образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Поделиться