Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В соответствии с ним для большинства существующих бюджетных учреждений открываются дополнительные возможности для зарабатывания денег на свободном рынке. Одновременно повышается спрос за рачительность и эффективность использования средств, предоставляемых из государственных или муниципальных бюджетов.
Закон делит все бюджетные учреждения на две группы: собственно бюджетные (БУ) и казенные учреждения (КУ). Хотя название «казенные учреждения» станет новым для современной российской юридической практики, на самом деле этот статус будет мало отличаться от того, который сейчас закреплен за бюджетными организациями. Им лишь свяжут руки в использовании дополнительных доходов, зарабатываемых в процессе их основной деятельности: допдоходы будут зачисляться не на их счет, а непосредственно в бюджет учредителей (то есть в соответствующий государственный или муниципальный бюджет). Казенные учреждения полностью лишат возможности распоряжаться вверенным им имуществом. Зато учредители будут нести полную субсидиарную ответственность по всем финансовым операциям руководства КУ.
Казенным учреждением станет государственная автоматизированная система «Выборы», с помощью которой подводятся итоги голосования избирателей на выборах всех уровней. Статус казенных учреждений обретут управления объединений, соединений и воинских частей Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, другие воинские подразделения и стратегические объекты. Естественно, казенными останутся следственные изоляторы и исправительные учреждения, в том числе для несовершеннолетних.
У бюджетных учреждений, которые сохранят это название, сильно изменится статус. Деньги из бюджета им по-прежнему будут идти, но не в виде финансирования по смете, а в качестве субсидий, обеспечивающих выполнение ими государственного или муниципального задания. Одновременно им предоставляется право свободно распоряжаться самостоятельно заработанными средствами и приобретенным на них имуществом, расширены возможности управления вверенными им материальными активами. Правда, крупные сделки будут разрешены только с согласия учредителей. Вместе с тем государство полностью снимает с себя ответственность по обязательствам этих бюджетных учреждений, обезопасив от претензий кредиторов только особо ценную собственность, без которой функционирование организации становится невозможным. Бюджетными учреждениями с новым статусом станут большинство государственных и муниципальных организаций в сферах образования, здравоохранения, науки и культуры.
Даже в размещенном на сайте президента официальном сообщении о подписании закона главой государства не скрывается, что новый документ направлен не только «на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг», но и «на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений». Этот процесс государство решило всячески стимулировать, передав федеральным министерствам и ведомствам право проводить реорганизацию, слияние и ликвидацию созданных ими структур, гарантировав при сокращении численности занятых сохранение объемов бюджетного финансирования. Аналогичным образом рекомендовано поступать и другим учредителям бюджетных организаций на региональном и муниципальном уровнях.
Противники законопроекта, среди которых были не только оппозиционные депутаты, но и многие влиятельные руководители тех самых бюджетных организаций, которым предстоит научиться жить в новых для них реалиях, сравнивали предлагаемые поправки по их возможному негативному воздействию на жизнь общества с монетизацией льгот. Но достаточно широко развернуться протестному движению не дала весьма большая скорость прохождения документом всех законодательных процедур. Законопроект был внесен правительством в Госдуму 30 декабря 2009 года, а уже 23 апреля он был принят нижней палатой в окончательном, третьем чтении и 28 апреля одобрен Советом Федерации.
В ходе обсуждения законопроекта в Думе представители правительства, в том числе министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, пытались успокоить сомневающихся заверениями, что финансирование бюджетной сферы уменьшаться не будет. Соответствующее обязательство действительно содержится в переходных положениях закона. Но фиксирование расходов на уровне 2010 года без учета инфляции давало противникам закона дополнительные аргументы в пользу версии о фактическом желании государства сэкономить на бюджетниках. Поэтому на недавней встрече с президентом г-жа Голикова говорила более решительно: «Никакой боязни у населения с точки зрения того, что объемы ассигнований в сферу здравоохранения уменьшатся, быть не должно. Совсем недавно мы приняли ровно обратное решение, и ассигнования в сферу здравоохранения в ближайшее время увеличатся на 460 млрд руб., которые пойдут на материально-техническое обеспечение учреждений, на заработную плату, питание, медикаменты, лекарства и так далее», -- заверила министр.
При нормативно-подушевом финансировании, когда объем выделяемых средств зависит не только от количества, но и качества предоставляемых услуг, благополучие бюджетных учреждений в значительной степени оказывается в зависимости от управленческих качеств их руководителей. «Закон дает бюджетным учреждениям большую самостоятельность в распоряжении средствами. И, конечно, руководящему составу надо к этому быть готовым, проводить более ответственную политику в отношении финансов. Нужен грамотный современный менеджмент при управлении и персоналом, и финансами, -- предупреждает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. -- Учредителям потребуется выявить зоны неэффективности бюджетной сферы и причины их появления. Это может быть отсталость имущественного комплекса -- здание просто давно не ремонтировалось. Можно предположить, что многим потребуется повышение управленческой квалификации. Принять соответствующие программы обязанность учредителей федерального, регионального или муниципального уровня».
Действительно серьезной, труднорешаемой проблемой г-жа Абанкина считает демографическую, что особенно актуально именно для сферы образования. «Демографический спад уже касается не только школы, но и послешкольного образования. Когда у нас объективно сжимаются объемы деятельности, есть угроза даже для хорошо работающих учреждений. В некоторых сильных вузах у нас уже в течение трех лет недобор на бюджетные места», -- сокрушается специалист. Ни демографические успехи, ни приток мигрантов из СНГ изменить эту ситуацию пока не способны.
Источник: "Время Новостей"
Закон делит все бюджетные учреждения на две группы: собственно бюджетные (БУ) и казенные учреждения (КУ). Хотя название «казенные учреждения» станет новым для современной российской юридической практики, на самом деле этот статус будет мало отличаться от того, который сейчас закреплен за бюджетными организациями. Им лишь свяжут руки в использовании дополнительных доходов, зарабатываемых в процессе их основной деятельности: допдоходы будут зачисляться не на их счет, а непосредственно в бюджет учредителей (то есть в соответствующий государственный или муниципальный бюджет). Казенные учреждения полностью лишат возможности распоряжаться вверенным им имуществом. Зато учредители будут нести полную субсидиарную ответственность по всем финансовым операциям руководства КУ.
Казенным учреждением станет государственная автоматизированная система «Выборы», с помощью которой подводятся итоги голосования избирателей на выборах всех уровней. Статус казенных учреждений обретут управления объединений, соединений и воинских частей Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, другие воинские подразделения и стратегические объекты. Естественно, казенными останутся следственные изоляторы и исправительные учреждения, в том числе для несовершеннолетних.
У бюджетных учреждений, которые сохранят это название, сильно изменится статус. Деньги из бюджета им по-прежнему будут идти, но не в виде финансирования по смете, а в качестве субсидий, обеспечивающих выполнение ими государственного или муниципального задания. Одновременно им предоставляется право свободно распоряжаться самостоятельно заработанными средствами и приобретенным на них имуществом, расширены возможности управления вверенными им материальными активами. Правда, крупные сделки будут разрешены только с согласия учредителей. Вместе с тем государство полностью снимает с себя ответственность по обязательствам этих бюджетных учреждений, обезопасив от претензий кредиторов только особо ценную собственность, без которой функционирование организации становится невозможным. Бюджетными учреждениями с новым статусом станут большинство государственных и муниципальных организаций в сферах образования, здравоохранения, науки и культуры.
Даже в размещенном на сайте президента официальном сообщении о подписании закона главой государства не скрывается, что новый документ направлен не только «на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг», но и «на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений». Этот процесс государство решило всячески стимулировать, передав федеральным министерствам и ведомствам право проводить реорганизацию, слияние и ликвидацию созданных ими структур, гарантировав при сокращении численности занятых сохранение объемов бюджетного финансирования. Аналогичным образом рекомендовано поступать и другим учредителям бюджетных организаций на региональном и муниципальном уровнях.
Противники законопроекта, среди которых были не только оппозиционные депутаты, но и многие влиятельные руководители тех самых бюджетных организаций, которым предстоит научиться жить в новых для них реалиях, сравнивали предлагаемые поправки по их возможному негативному воздействию на жизнь общества с монетизацией льгот. Но достаточно широко развернуться протестному движению не дала весьма большая скорость прохождения документом всех законодательных процедур. Законопроект был внесен правительством в Госдуму 30 декабря 2009 года, а уже 23 апреля он был принят нижней палатой в окончательном, третьем чтении и 28 апреля одобрен Советом Федерации.
В ходе обсуждения законопроекта в Думе представители правительства, в том числе министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, пытались успокоить сомневающихся заверениями, что финансирование бюджетной сферы уменьшаться не будет. Соответствующее обязательство действительно содержится в переходных положениях закона. Но фиксирование расходов на уровне 2010 года без учета инфляции давало противникам закона дополнительные аргументы в пользу версии о фактическом желании государства сэкономить на бюджетниках. Поэтому на недавней встрече с президентом г-жа Голикова говорила более решительно: «Никакой боязни у населения с точки зрения того, что объемы ассигнований в сферу здравоохранения уменьшатся, быть не должно. Совсем недавно мы приняли ровно обратное решение, и ассигнования в сферу здравоохранения в ближайшее время увеличатся на 460 млрд руб., которые пойдут на материально-техническое обеспечение учреждений, на заработную плату, питание, медикаменты, лекарства и так далее», -- заверила министр.
При нормативно-подушевом финансировании, когда объем выделяемых средств зависит не только от количества, но и качества предоставляемых услуг, благополучие бюджетных учреждений в значительной степени оказывается в зависимости от управленческих качеств их руководителей. «Закон дает бюджетным учреждениям большую самостоятельность в распоряжении средствами. И, конечно, руководящему составу надо к этому быть готовым, проводить более ответственную политику в отношении финансов. Нужен грамотный современный менеджмент при управлении и персоналом, и финансами, -- предупреждает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. -- Учредителям потребуется выявить зоны неэффективности бюджетной сферы и причины их появления. Это может быть отсталость имущественного комплекса -- здание просто давно не ремонтировалось. Можно предположить, что многим потребуется повышение управленческой квалификации. Принять соответствующие программы обязанность учредителей федерального, регионального или муниципального уровня».
Действительно серьезной, труднорешаемой проблемой г-жа Абанкина считает демографическую, что особенно актуально именно для сферы образования. «Демографический спад уже касается не только школы, но и послешкольного образования. Когда у нас объективно сжимаются объемы деятельности, есть угроза даже для хорошо работающих учреждений. В некоторых сильных вузах у нас уже в течение трех лет недобор на бюджетные места», -- сокрушается специалист. Ни демографические успехи, ни приток мигрантов из СНГ изменить эту ситуацию пока не способны.
Источник: "Время Новостей"