16 апреля состоялся круглый стол для представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ. Основной темой для обсуждения стали антикризисные программы, действующие на протяжении 2008–2009 годов, и посткризисное развитие российских регионов. Организаторами круглого стола выступили НП «Институт регионов», Центр социально-консервативной политики, Комитет Госдумы РФ по делам Федерации и региональной политике.
Поводом собраться и обсудить современную социально-экономическую ситуацию в субъектах РФ послужил информационно-аналитический доклад, подготовленный НП «Институт регионов». Несмотря на то что тема финансового кризиса начинает немного поднадоедать, данные, содержащиеся в докладе, говорят о том, что кризис еще не завершен. В связи с этим необходимость принятия эффективных решений антикризисного и стратегического характера сохраняет свою актуальность. К такому выводу пришли участники круглого стола.
Комментируя изменения социально-экономического положения субъектов РФ, отображенные в докладе, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, председатель Совета НП «Институт регионов» Г. С. Изотова отметила, что сложившиеся в настоящее время положительные тенденции в отдельных регионах носят неустойчивый характер. Экономический и промышленный рост в одних субъектах РФ сочетается с падением в других. Так, в регионах нефтедобычи наблюдается значительный промышленный рост, более медленное восстановление идет в регионах с преобладанием металлургической отрасли, а вот в субъектах, специализирующихся на машиностроении, сохраняется сильнейший спад производства — более чем на четверть. В целом по России спад производства в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 11 %.
По словам Г. С. Изотовой, продолжается тенденция неравномерного распределения доходной базы между субъектами РФ. Наибольшие доли в доходных поступлениях консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2009 год имеют: Москва (17,1 %); Санкт-Петербург (5,4 %); Московская область (5,3 %); Ханты-Мансийский автономный округ (2,6 %); Красноярский край (2,6 %); Краснодарский край (2,6 %); Республика Татарстан (2,4 %); Свердловская область (2,4 %). Доходы указанных восьми субъектов РФ составили 40,3 % от суммарных доходов в консолидированном бюджете субъектов РФ.
Поступления от налоговых и неналоговых доходов в целом по России снижены в 54 субъектах РФ. Самое серьезное падение отмечено в консолидированных бюджетах Вологодской области (39,2 %), Челябинской области (33 %), Кемеровской области (28,4 %), в Пермском крае (24 %). Наполняемость налоговыми и неналоговыми доходами региональных и местных бюджетов, развитие малого и среднего предпринимательства, кредитная активность пока так и не приобрели устойчивой положительной динамики.
Анализ социально-экономической ситуации в субъектах РФ, проводимый Институтом регионов, показал, что предпринятые регионами антикризисные меры позволили не допустить угрожающих основам экономики негативных тенденций. Большинство региональных антикризисных программ включали в себя обеспечение сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Федерации, содействие занятости населения (сохранение и создание рабочих мест), а также стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Эти мероприятия будут продолжены и в 2010 году. Но очевидно, что назрела необходимость обозначить комплекс мер стратегического характера, реализация которых будет способствовать минимизации влияния кризисных явлений на российскую экономику и позволит обеспечить переход от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач.
Материал подготовили О. В. ГОРШЕНИНА, Е. И. КОЛНООЧЕНКО Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поводом собраться и обсудить современную социально-экономическую ситуацию в субъектах РФ послужил информационно-аналитический доклад, подготовленный НП «Институт регионов». Несмотря на то что тема финансового кризиса начинает немного поднадоедать, данные, содержащиеся в докладе, говорят о том, что кризис еще не завершен. В связи с этим необходимость принятия эффективных решений антикризисного и стратегического характера сохраняет свою актуальность. К такому выводу пришли участники круглого стола.
Комментируя изменения социально-экономического положения субъектов РФ, отображенные в докладе, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, председатель Совета НП «Институт регионов» Г. С. Изотова отметила, что сложившиеся в настоящее время положительные тенденции в отдельных регионах носят неустойчивый характер. Экономический и промышленный рост в одних субъектах РФ сочетается с падением в других. Так, в регионах нефтедобычи наблюдается значительный промышленный рост, более медленное восстановление идет в регионах с преобладанием металлургической отрасли, а вот в субъектах, специализирующихся на машиностроении, сохраняется сильнейший спад производства — более чем на четверть. В целом по России спад производства в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 11 %.
По словам Г. С. Изотовой, продолжается тенденция неравномерного распределения доходной базы между субъектами РФ. Наибольшие доли в доходных поступлениях консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2009 год имеют: Москва (17,1 %); Санкт-Петербург (5,4 %); Московская область (5,3 %); Ханты-Мансийский автономный округ (2,6 %); Красноярский край (2,6 %); Краснодарский край (2,6 %); Республика Татарстан (2,4 %); Свердловская область (2,4 %). Доходы указанных восьми субъектов РФ составили 40,3 % от суммарных доходов в консолидированном бюджете субъектов РФ.
Поступления от налоговых и неналоговых доходов в целом по России снижены в 54 субъектах РФ. Самое серьезное падение отмечено в консолидированных бюджетах Вологодской области (39,2 %), Челябинской области (33 %), Кемеровской области (28,4 %), в Пермском крае (24 %). Наполняемость налоговыми и неналоговыми доходами региональных и местных бюджетов, развитие малого и среднего предпринимательства, кредитная активность пока так и не приобрели устойчивой положительной динамики.
Анализ социально-экономической ситуации в субъектах РФ, проводимый Институтом регионов, показал, что предпринятые регионами антикризисные меры позволили не допустить угрожающих основам экономики негативных тенденций. Большинство региональных антикризисных программ включали в себя обеспечение сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Федерации, содействие занятости населения (сохранение и создание рабочих мест), а также стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Эти мероприятия будут продолжены и в 2010 году. Но очевидно, что назрела необходимость обозначить комплекс мер стратегического характера, реализация которых будет способствовать минимизации влияния кризисных явлений на российскую экономику и позволит обеспечить переход от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач.
Материал подготовили О. В. ГОРШЕНИНА, Е. И. КОЛНООЧЕНКО Журнал "Бюджет", май 2010 г.