25 апреля 2024 года
Версия для печати 3280 Материалы по теме
В апреле Комитет Госдумы РФ по делам Федерации и региональной политике совместно с НП «Институт регионов» и Центром социально-консервативной политики провел круглый стол для представителей органов власти субъектов и муниципалитетов РФ по теме «Моногорода России: пути выхода из кризиса». Целью мероприятия стало оказание содействия российским моногородам в разработке и реализации программ развития и поиск путей выхода из кризиса.

По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Г. С. Изотовой, проблема поиска путей выхода из кризиса в настоящее время сохраняет свою актуальность для большинства российских моногородов. Зависимость от конкурентоспособности одного или нескольких градообразующих предприятий привела к тому, что моногорода особенно сильно пострадали от кризиса и превратились в «болевую точку» российской экономики, стали очагом социальной нестабильности. При этом моногорода в значительной мере определяют структуру российской экономики и ее конкурентоспособность. До кризиса в моногородах производилось до 40 % российского ВВП.
 По официальным данным в настоящее время в России 335 населенных пунктов могут быть отнесены к категории моногородов, в том числе 12 ЗАТО. Общая численность населения, проживающего в моногородах, составляет более 16 млн человек. Моногорода неравномерно распределены по территории России, наибольшее их количество сосредоточено в Уральском (Свердловская и Челябинская области) и Приволжском (Самарская, Нижегородская области, Пермский край) федеральных округах.
По степени влияния кризиса эксперты классифицируют моногорода следующим образом:
  • 5 % моногородов —территории с высокой степенью проявления кризисной ситуации (более 1,4 млн человек), где требуется срочно принимать меры на федеральном уровне;
  • 5 % находятся в зоне повышенной степени риска (более 5,4 млн человек), решающую роль в решении их проблем, по замыслу Минрегиона России, должны играть субъекты РФ;
  • 80 % требуют регулярного мониторинга социально-экономического состояния на региональном и федеральном уровнях и разработки программ развития моногородов на средне- и долгосрочную перспективу.
Федеральная власть, осознавая важность данной проблемы, определила комплекс мер по улучшению социально-экономического положения моногородов, работает специальная рабочая группа при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. На господдержку моногородов в 2010 году выделены средства федерального бюджета в объеме 27 млрд рублей, из них 10 млрд рублей — в качестве бюджетных кредитов по линии Министерства финансов РФ, 10 млрд рублей — в виде субсидий, которые могут быть направлены на софинансирование объектов инфраструктуры в целях реализации инвестиционных проектов в моногородах. Еще 5 млрд рублей дополнительно выделены через Фонд содействия развитию ЖКХ на ремонт многоквартирных домов и 2 млрд рублей дополнительно — на поддержку малого бизнеса 25 моногородов, реализация планов которых должна начаться в 2010 году.
В настоящее время разработаны и одобрены три плана по модернизации городов Нижнего Тагила, Тольятти и Сокола (Вологодская область). По мнению участников круглого стола, лучшие результаты в подготовке планов достигнуты там, где налажен конструктивный диалог между собственниками градообразующих предприятий и местными органами власти.
Основными целями разработки и реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов являются: в краткосрочном периоде — обеспечение занятости населения, высвобождаемого с монопредприятий; в средне- и долгосрочной перспективе — снижение доли монопредприятий в экономике, что может достигаться как за счет диверсификации производства, в том числе за счет создания новых производств с высокой добавленной стоимостью, так и за счет создания инновационных предприятий, в том числе среднего и малого бизнеса. В конечном итоге это должно привести к устойчивому развитию городов за счет собственного капитала, и в том числе человеческого потенциала.
 
Материал подготовила Е. И. КОЛНООЧЕНКО Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно