В апреле Комитет Госдумы РФ по делам Федерации и региональной политике совместно с НП «Институт регионов» и Центром социально-консервативной политики провел круглый стол для представителей органов власти субъектов и муниципалитетов РФ по теме «Моногорода России: пути выхода из кризиса». Целью мероприятия стало оказание содействия российским моногородам в разработке и реализации программ развития и поиск путей выхода из кризиса.
По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Г. С. Изотовой, проблема поиска путей выхода из кризиса в настоящее время сохраняет свою актуальность для большинства российских моногородов. Зависимость от конкурентоспособности одного или нескольких градообразующих предприятий привела к тому, что моногорода особенно сильно пострадали от кризиса и превратились в «болевую точку» российской экономики, стали очагом социальной нестабильности. При этом моногорода в значительной мере определяют структуру российской экономики и ее конкурентоспособность. До кризиса в моногородах производилось до 40 % российского ВВП.
По официальным данным в настоящее время в России 335 населенных пунктов могут быть отнесены к категории моногородов, в том числе 12 ЗАТО. Общая численность населения, проживающего в моногородах, составляет более 16 млн человек. Моногорода неравномерно распределены по территории России, наибольшее их количество сосредоточено в Уральском (Свердловская и Челябинская области) и Приволжском (Самарская, Нижегородская области, Пермский край) федеральных округах.
По степени влияния кризиса эксперты классифицируют моногорода следующим образом:
В настоящее время разработаны и одобрены три плана по модернизации городов Нижнего Тагила, Тольятти и Сокола (Вологодская область). По мнению участников круглого стола, лучшие результаты в подготовке планов достигнуты там, где налажен конструктивный диалог между собственниками градообразующих предприятий и местными органами власти.
Основными целями разработки и реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов являются: в краткосрочном периоде — обеспечение занятости населения, высвобождаемого с монопредприятий; в средне- и долгосрочной перспективе — снижение доли монопредприятий в экономике, что может достигаться как за счет диверсификации производства, в том числе за счет создания новых производств с высокой добавленной стоимостью, так и за счет создания инновационных предприятий, в том числе среднего и малого бизнеса. В конечном итоге это должно привести к устойчивому развитию городов за счет собственного капитала, и в том числе человеческого потенциала.
Материал подготовила Е. И. КОЛНООЧЕНКО Журнал "Бюджет", май 2010 г.
По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Г. С. Изотовой, проблема поиска путей выхода из кризиса в настоящее время сохраняет свою актуальность для большинства российских моногородов. Зависимость от конкурентоспособности одного или нескольких градообразующих предприятий привела к тому, что моногорода особенно сильно пострадали от кризиса и превратились в «болевую точку» российской экономики, стали очагом социальной нестабильности. При этом моногорода в значительной мере определяют структуру российской экономики и ее конкурентоспособность. До кризиса в моногородах производилось до 40 % российского ВВП.
По официальным данным в настоящее время в России 335 населенных пунктов могут быть отнесены к категории моногородов, в том числе 12 ЗАТО. Общая численность населения, проживающего в моногородах, составляет более 16 млн человек. Моногорода неравномерно распределены по территории России, наибольшее их количество сосредоточено в Уральском (Свердловская и Челябинская области) и Приволжском (Самарская, Нижегородская области, Пермский край) федеральных округах.
По степени влияния кризиса эксперты классифицируют моногорода следующим образом:
- 5 % моногородов —территории с высокой степенью проявления кризисной ситуации (более 1,4 млн человек), где требуется срочно принимать меры на федеральном уровне;
- 5 % находятся в зоне повышенной степени риска (более 5,4 млн человек), решающую роль в решении их проблем, по замыслу Минрегиона России, должны играть субъекты РФ;
- 80 % требуют регулярного мониторинга социально-экономического состояния на региональном и федеральном уровнях и разработки программ развития моногородов на средне- и долгосрочную перспективу.
В настоящее время разработаны и одобрены три плана по модернизации городов Нижнего Тагила, Тольятти и Сокола (Вологодская область). По мнению участников круглого стола, лучшие результаты в подготовке планов достигнуты там, где налажен конструктивный диалог между собственниками градообразующих предприятий и местными органами власти.
Основными целями разработки и реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов являются: в краткосрочном периоде — обеспечение занятости населения, высвобождаемого с монопредприятий; в средне- и долгосрочной перспективе — снижение доли монопредприятий в экономике, что может достигаться как за счет диверсификации производства, в том числе за счет создания новых производств с высокой добавленной стоимостью, так и за счет создания инновационных предприятий, в том числе среднего и малого бизнеса. В конечном итоге это должно привести к устойчивому развитию городов за счет собственного капитала, и в том числе человеческого потенциала.
Материал подготовила Е. И. КОЛНООЧЕНКО Журнал "Бюджет", май 2010 г.