- В современных финансовых условиях каждый регион самостоятельно определяет приоритеты социально-экономического развития и пытается найти выход из сложившейся ситуации, принимая и реализуя антикризисные программы, мероприятия. Ведь именно сейчас, в непростых финансовых условиях, важно правильно выбрать вектор развития, запустить механизмы по оптимизации бюджетных расходов, внедрить элементы бюджетирования, ориентированного на результат.
- Олег Анатольевич ИВАНОВ, первый заместитель генерального директора по производству НПО «Криста»
- НПО «Криста» в сотрудничестве с регионами разработало пакет антикризисных решений, центральным звеном которого является Аналитический центр руководителя. Основываясь на практическом опыте регионов, научно-обоснованных методиках анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона, передовых веб-технологиях, нам удалось создать эффективную систему поддержки принятия управленческих решений. Система обеспечивает:
- высокую степень открытости и гласности социально-экономического и финансового состояния региона в соответствии с Законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
- информационную поддержку и информационное взаимодействие всех уровней власти региона. Для губернатора, членов правительства, руководителей органов исполнительной власти региона настраивается личный кабинет с оперативной подборкой необходимых аналитических форм;
- интеграцию информационных ресурсов и информационных потоков. Для формирования банка данных аналитического центра используются сведения из различных информационных систем, функционирующих в органах государственной власти и местного самоуправления. Обязательными требованиями к исходным данным являются надежность, достоверность и своевременность. Это обуславливает необходимость применения механизмов электронной цифровой подписи и множественных алгоритмов контрольных соотношений и сверки данных различных источников. Также требуется реализация оперативного взаимодействия территориально распределенных участников бюджетного процесса с использованием программных комплексов сбора и консолидации бюджетной отчетности, которая является одним из основных информационных источников аналитического центра;
- комплексный оперативный и ретроспективный анализ финансового и социально-экономического состояния региона, прогнозирование финансового и социально-экономического развития региона. Аналитический центр руководителя охватывает широкий спектр сфер жизнедеятельности региона: бюджет, рынок труда, образование, здравоохранение, инвестиции, государственные закупки, реальный сектор экономики и т. д. Для каждой целевой группы в рамках личного кабинета используется своя подборка аналитических форм;
- применение передовых технологий и мобильных устройств. Рабочий ритм современного руководителя обязывает иметь всю информацию всегда «под рукой», поэтому все большей популярностью пользуются мобильные устройства, позволяющие оперативно получать необходимую информацию. К таким устройствам относятся iPhone, iPad, смартфоны под управлением Windows Mobile. В состав Аналитического центра руководителя входит специализированное приложение iМониторинг, обеспечивающее оптимальное представление информации на таких устройствах (см. рис 1);
- разнообразное визуальное представление информации. Для принятия решений различными уровнями власти необходимо разнообразное представление информации. Аналитический центр руководителя позволяет использовать в практике управления первичные данные в виде подробных аналитических таблиц для детального анализа ситуации; рассчитываемые индикаторы для комплексного сравнительного анализа ситуации; диаграммы, графики и карты для компактного и наглядного представления информации.
Технологии SaaS — гибкие схемы развертывания
Использование сложных аналитических систем в регионах зачастую малоэффективно из-за длительного процесса внедрения и некачественного информационного наполнения таких систем. Наш подход, основанный на поэтапном развертывании Аналитического центра руководителя в регионе, позволяет избежать таких ошибок, а использование технологии SaaS (Software as a Service — Программное обеспечение как сервис) на первом этапе обеспечивает быстрые результаты и экономию бюджетных средств (см. рис. 2).Например, Аналитический центр руководителя Костромской области по технологии SaaS был запущен в 2009 году всего за два месяца.
Опираясь на практический опыт таких регионов, как Краснодарский и Ставропольский края, Ярославская, Костромская, Пензенская области, использующих Аналитический центр руководителя в режиме SaaS, можно выделить наиболее актуальные в настоящее время в практике управления бюджетным процессом предметные направления:
- оперативный (ежедневный, еженедельный) мониторинг исполнения собственного бюджета, мониторинг остатков средств и исполнения кассового плана;
- ежемесячный анализ исполнения бюджета субъекта и бюджетов муниципальных образований (доходы, расходы, исполнение плана, остатки нецелевых и целевых средств, долговые обязательства, межбюджетные трансферты, сравнение по муниципалитетам) (см. рис. 3);
- сравнение бюджета субъекта РФ с другими субъектами в составе федерального округа и РФ (исполнение бюджета, межбюджетные трансферты, индикаторы соблюдения требований Бюджетного кодекса и качества управления бюджетами по данным Минфина России и Федерального казначейства);
- мониторинг недоимки по налоговым доходам и прироста недоимки в разрезе муниципальных районов, городских округов, поселений, ОКВЭД и доходных источников;
- оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Система ситуационного управления
Перечисленные направления —лишь первый шаг на пути создания полноценной системы ситуационного управления регионом. Полномасштабное развертывание Аналитического центра руководителя, как в Новосибирской, Самарской и Оренбургской областях, производится на аппаратно-технической платформе региона и позволяет значительно расширить аналитические возможности, используя различные научно-обоснованные методики анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона.Приведу лишь некоторые из направлений развития, используемые в регионах:
- оценка и сопоставление динамики и структуры значений показателей финансового и социально-экономического развития;
- мониторинг расходования бюджетных средств, анализ финансовой гибкости бюджетов и анализ мер, предпринимаемых в направлении оптимизации расходов;
- оценка собираемости налогов и налогового потенциала территорий, анализ налоговых поступлений и платежей в бюджет, в том числе мониторинг задолженности по платежам в бюджет и оценка потерь бюджетов от недополученных доходов (с учетом инфляции);
- анализ данных о расходах и численности работников органов государственной власти и органов местного самоуправления; мониторинг соблюдения нормативов расходования средств на содержание органов государственной власти и местного самоуправления; анализ показателей финансовой эффективности бюджетных учреждений субъекта РФ и муниципальных образований, расчет размера неэффективных расходов на муниципальное управление в местных бюджетах;
- мониторинг закупочных цен и тарифов, а также мониторинг эффективности размещения государственного заказа;
- мониторинг своевременности выполнения расходных обязательств, просроченной кредиторской задолженности бюджета (по видам расходных обязательств);
- мониторинг качества финансового менеджмента ГРБС, оценка результативности и эффективности бюджетных расходов ГРБС;
- анализ государственного и муниципального долга, мониторинг индикаторов долговой нагрузки на бюджеты;
- контроль над соблюдением действующего законодательства на региональном и муниципальном уровне; оценка качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований;
- оценка инвестиционной привлекательности территории;
- мониторинг ситуации на рынке труда, динамика и структура занятых в экономике;
- еженедельный оперативный антикризисный мониторинг показателей социально-экономического развития и т. д.
Возможность оценить и сравнить
Для принятия решений важно не только получить исчерпывающую информацию по рассматриваемому вопросу, но и иметь возможность сравнить полученные результаты с другими регионами, оценить место региона по федеральному округу или в целом по РФ. В этой связи уникальным, на наш взгляд, является опыт аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе по созданию на основе Аналитического центра руководителя системы поддержки принятия управленческих решений «Финансовый паспорт Уральского федерального округа», в котором объединены в единое информационное пространство все регионы УрФО.Применение ситуационного подхода и использование современной аналитической системы при принятии решений дает неоспоримые преимущества и позволяет:
- повысить эффективность информационного взаимодействия органов государственной власти различных регионов при реализации антикризисных мероприятий за счет унификации анализируемых показателей и обеспечения единого регламента взаимодействия в рамках системы;
- обеспечить оперативную, поддающуюся сравнению, комплексную оценку текущей ситуации на уровне муниципальных образований, субъектов и федерального округа в целом;
- повысить устойчивость бюджетной системы регионов за счет повышения уровня оперативности и эффективности координации бюджетной политики в регионе;
- повысить эффективность управляющих воздействий за счет введения «обратной связи» по анализу влияния принимаемых решений на финансовое и социально-экономическое развитие региона.
Журнал "Бюджет", май 2010 г.