Версия для печати 7611 Материалы по теме
Будущее  за электронным бюджетом
евсеев
В настоящее время работать на опережение, генерировать и реализовывать новые идеи, создавать необходимое конкурентное преимущество как в субъекте Федерации, так и в стране в целом невозможно без глобальной информатизации. Понимая важность этих процессов, Департамент финансов города Москвы в 2009 году уделял повышенное внимание проблемам информатизации бюджетного процесса, внедрению автоматизированных систем управления бюджетным процессом и финансами.
Михаил Анатольевич Евсеев, начальник Управления информатизации Департамента финансов города Москвы

Прошлый год для Департамента финансов города Москвы стал годом активной информатизации финансовых органов столицы и развития информационных технологий. При этом основное внимание уделялось развитию электронного обмена и формированию отчетных данных с использованием действующего функционала Автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом Департамента финансов (АИС УБП ДФ). В результате были созданы условия для обеспечения безаварийного, бессбойного и семантически правильного формирования данных для среднесрочного бюджета города Москвы, а также для ведения и исполнения бюджетной росписи и других показателей бюджета на три года. Обеспечена практическая реализация перехода на новую систему учета доходов через УФК по городу Москве и организовано информационное взаимодействие главных администраторов доходов бюджета города Москвы с УФК по городу Москве. Информационный обмен происходит с использованием централизованной системы приема и передачи информации через пункты, организованные в финансовых органах города Москвы.
Для осуществления всех этих процессов был создан соответствующий функционал Расчетно-информационной подсистемы (РИП) АИС УБП ДФ. В течение года через централизованный пункт уполномоченного органа (Департамент финансов) проведено более 300 тыс. операций по приему/передаче информации между УФК по городу Москве и Департаментом финансов города и передаче в электронном виде ГАДБ и администраторам доходов бюджета.
Кроме того, с начала года создана возможность для ведения нового типа лицевых счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений города. С учетом предложений Контрольного комитета города Москвы и Государственных заказчиков организован детализированный учет поступающих средств для оперативного формирования отчетов о поступлении/возврате залоговых сумм при проведении конкурсных процедур по размещению государственных заказов и сумм, поступающих в обеспечение государственных контрактов.
В связи с серьезным расширением и изменением функций Департамента финансов как администратора бюджетных средств по учету налоговых и неналоговых доходов была проведена модернизация информационной системы Отдела финансового обеспечения Департамента финансов города Москвы (АИС «Бухгалтерия Бюджет-21»). Только с момента внедрения нового функционала отдел финансового обеспечения  обработал более 65 тыс. документов.
В течение года во взаимодействии с МЦИ Центрального банка РФ велась подготовка по переходу на новую технологию обработки платежной информации в системе ЦБ РФ с использованием программного комплекса РАБИС. В результате с ноября 2009 года Департамент финансов безболезненно перешел на новую систему приема/передачи платежей в учетно-операционной системе Московского региона ЦБ РФ.
По инициативе Департамента финансов с участием Управления информатизации города Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы в минувшем году началась работа по созданию системы приема/передачи финансовой информации по защищенным каналам связи с применением ЭЦП и перехода на безбумажный документооборот между главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), распорядителями бюджетных средств (РБС), главными администраторами доходов бюджета, администраторами доходов бюджета и крупными получателями бюджетных средств (ПБС) города Москвы через казначейские подразделения Департамента финансов. В рамках этого глобального проекта уже организован электронный обмен с органами исполнительной власти, которые являются крупными администраторами доходов бюджета города Москвы. Кроме того, была отлажена система передачи отчетных данных для Госфинконтроля и Контрольно-счетной палаты города Москвы.
Надо отметить, что большое внимание мы уделяли развитию электронного взаимодействия с органами, осуществляющими координацию и контроль за исполнением государственного заказа. В рамках этой работы был организован ежедневный прием информации о регистрации государственных контрактов в Единой автоматизированной информационной системе торгов (ЕАИСТ) Департамента города Москвы по конкурентной политике для автоматической ее загрузки в АИС УБП ДФ, контроль за соответствием информации в базе данных ЕАИСТ и первичных документах (государственных контрактах). Установлена передача информации из базы данных АИС УБП ДФ в ЕАИСТ о постановке по государственному контракту на учет бюджетных обязательств и проведенных платежах за счет средств бюджета города Москвы. Осуществлена подготовка информации о лимитах бюджетных обязательств по конкретным государственным заказчикам для рассмотрения вопросов размещения заказов на временной рабочей группе (ВРГ).

Планы и задачи на перспективу

В текущем году будут продолжены работы, выполнявшиеся в 2009 году с целью создания общегородского функционального электронного взаимодействия по исполнению бюджета (электронное казначейство) и обеспечение взаимодействия с УФК по городу Москве в условиях перехода казначейских органов РФ на новую информационную систему и новую технологию кассового обслуживания бюджетов РФ. В 2010 году планируется перевести еще 43 главных администратора бюджета на обмен информацией с применением электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и переход на безбумажный документооборот по всем операциям исполнения бюджета.
И здесь хотелось бы обратить внимание на АИС УБП второй очереди. В связи с вводом в эксплуатацию в прошлом году блока взаимодействия с первой очередью встает проблема массового его тиражирования на объектах ГРБС, РБС и ПБС и одновременного обеспечения технической поддержки растиражированного программного обеспечения. Мы обратились в Департамент экономической политики с просьбой обратить первостепенное внимание на данную задачу.
На текущий год для достижения поставленной цели — полной информатизации — у нас запланированы следующие основные этапы. Во-первых, это создание системы электронного взаимодействия с Департаментом города Москвы по конкурентной политике с целью создания системы однократного ввода информации о заключенных государственных контрактах, лимитов бюджетных обязательств для их исполнения, а также авансов и выполненных работ. Во-вторых, будет осуществлен переход на практическую эксплуатацию системы взаимодействия (СЭД) с УФК по городу Москве по исполнению бюджета города Москвы и бюджетов муниципальных образований. В-третьих, мы планируем вплотную подойти к ликвидации бумажного документооборота между подразделениями Департамента финансов, включая Финансово-казначейские управления. В-четвертых, будем работать над завершением модернизации АИС УБП ДФ, и практическим созданием новой системы АИС УБП-1М. Подготовка к промышленной эксплуатации у нас назначена на 1 января 2011 года.
Ну и, конечно же, главная цель — это обеспечение сопровождения действующих информационных систем и программно-технических комплексов с учетом новых требований и современной нормативно-правовой базы.

Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поделиться