В настоящее время работать на опережение, генерировать и реализовывать новые идеи, создавать необходимое конкурентное преимущество как в субъекте Федерации, так и в стране в целом невозможно без глобальной информатизации. Понимая важность этих процессов, Департамент финансов города Москвы в 2009 году уделял повышенное внимание проблемам информатизации бюджетного процесса, внедрению автоматизированных систем управления бюджетным процессом и финансами.
Михаил Анатольевич Евсеев, начальник Управления информатизации Департамента финансов города Москвы
Прошлый год для Департамента финансов города Москвы стал годом активной информатизации финансовых органов столицы и развития информационных технологий. При этом основное внимание уделялось развитию электронного обмена и формированию отчетных данных с использованием действующего функционала Автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом Департамента финансов (АИС УБП ДФ). В результате были созданы условия для обеспечения безаварийного, бессбойного и семантически правильного формирования данных для среднесрочного бюджета города Москвы, а также для ведения и исполнения бюджетной росписи и других показателей бюджета на три года. Обеспечена практическая реализация перехода на новую систему учета доходов через УФК по городу Москве и организовано информационное взаимодействие главных администраторов доходов бюджета города Москвы с УФК по городу Москве. Информационный обмен происходит с использованием централизованной системы приема и передачи информации через пункты, организованные в финансовых органах города Москвы.
Для осуществления всех этих процессов был создан соответствующий функционал Расчетно-информационной подсистемы (РИП) АИС УБП ДФ. В течение года через централизованный пункт уполномоченного органа (Департамент финансов) проведено более 300 тыс. операций по приему/передаче информации между УФК по городу Москве и Департаментом финансов города и передаче в электронном виде ГАДБ и администраторам доходов бюджета.
Кроме того, с начала года создана возможность для ведения нового типа лицевых счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений города. С учетом предложений Контрольного комитета города Москвы и Государственных заказчиков организован детализированный учет поступающих средств для оперативного формирования отчетов о поступлении/возврате залоговых сумм при проведении конкурсных процедур по размещению государственных заказов и сумм, поступающих в обеспечение государственных контрактов.
В связи с серьезным расширением и изменением функций Департамента финансов как администратора бюджетных средств по учету налоговых и неналоговых доходов была проведена модернизация информационной системы Отдела финансового обеспечения Департамента финансов города Москвы (АИС «Бухгалтерия Бюджет-21»). Только с момента внедрения нового функционала отдел финансового обеспечения обработал более 65 тыс. документов.
В течение года во взаимодействии с МЦИ Центрального банка РФ велась подготовка по переходу на новую технологию обработки платежной информации в системе ЦБ РФ с использованием программного комплекса РАБИС. В результате с ноября 2009 года Департамент финансов безболезненно перешел на новую систему приема/передачи платежей в учетно-операционной системе Московского региона ЦБ РФ.
По инициативе Департамента финансов с участием Управления информатизации города Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы в минувшем году началась работа по созданию системы приема/передачи финансовой информации по защищенным каналам связи с применением ЭЦП и перехода на безбумажный документооборот между главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), распорядителями бюджетных средств (РБС), главными администраторами доходов бюджета, администраторами доходов бюджета и крупными получателями бюджетных средств (ПБС) города Москвы через казначейские подразделения Департамента финансов. В рамках этого глобального проекта уже организован электронный обмен с органами исполнительной власти, которые являются крупными администраторами доходов бюджета города Москвы. Кроме того, была отлажена система передачи отчетных данных для Госфинконтроля и Контрольно-счетной палаты города Москвы.
Надо отметить, что большое внимание мы уделяли развитию электронного взаимодействия с органами, осуществляющими координацию и контроль за исполнением государственного заказа. В рамках этой работы был организован ежедневный прием информации о регистрации государственных контрактов в Единой автоматизированной информационной системе торгов (ЕАИСТ) Департамента города Москвы по конкурентной политике для автоматической ее загрузки в АИС УБП ДФ, контроль за соответствием информации в базе данных ЕАИСТ и первичных документах (государственных контрактах). Установлена передача информации из базы данных АИС УБП ДФ в ЕАИСТ о постановке по государственному контракту на учет бюджетных обязательств и проведенных платежах за счет средств бюджета города Москвы. Осуществлена подготовка информации о лимитах бюджетных обязательств по конкретным государственным заказчикам для рассмотрения вопросов размещения заказов на временной рабочей группе (ВРГ).
И здесь хотелось бы обратить внимание на АИС УБП второй очереди. В связи с вводом в эксплуатацию в прошлом году блока взаимодействия с первой очередью встает проблема массового его тиражирования на объектах ГРБС, РБС и ПБС и одновременного обеспечения технической поддержки растиражированного программного обеспечения. Мы обратились в Департамент экономической политики с просьбой обратить первостепенное внимание на данную задачу.
На текущий год для достижения поставленной цели — полной информатизации — у нас запланированы следующие основные этапы. Во-первых, это создание системы электронного взаимодействия с Департаментом города Москвы по конкурентной политике с целью создания системы однократного ввода информации о заключенных государственных контрактах, лимитов бюджетных обязательств для их исполнения, а также авансов и выполненных работ. Во-вторых, будет осуществлен переход на практическую эксплуатацию системы взаимодействия (СЭД) с УФК по городу Москве по исполнению бюджета города Москвы и бюджетов муниципальных образований. В-третьих, мы планируем вплотную подойти к ликвидации бумажного документооборота между подразделениями Департамента финансов, включая Финансово-казначейские управления. В-четвертых, будем работать над завершением модернизации АИС УБП ДФ, и практическим созданием новой системы АИС УБП-1М. Подготовка к промышленной эксплуатации у нас назначена на 1 января 2011 года.
Ну и, конечно же, главная цель — это обеспечение сопровождения действующих информационных систем и программно-технических комплексов с учетом новых требований и современной нормативно-правовой базы.
Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Михаил Анатольевич Евсеев, начальник Управления информатизации Департамента финансов города Москвы
Прошлый год для Департамента финансов города Москвы стал годом активной информатизации финансовых органов столицы и развития информационных технологий. При этом основное внимание уделялось развитию электронного обмена и формированию отчетных данных с использованием действующего функционала Автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом Департамента финансов (АИС УБП ДФ). В результате были созданы условия для обеспечения безаварийного, бессбойного и семантически правильного формирования данных для среднесрочного бюджета города Москвы, а также для ведения и исполнения бюджетной росписи и других показателей бюджета на три года. Обеспечена практическая реализация перехода на новую систему учета доходов через УФК по городу Москве и организовано информационное взаимодействие главных администраторов доходов бюджета города Москвы с УФК по городу Москве. Информационный обмен происходит с использованием централизованной системы приема и передачи информации через пункты, организованные в финансовых органах города Москвы.
Для осуществления всех этих процессов был создан соответствующий функционал Расчетно-информационной подсистемы (РИП) АИС УБП ДФ. В течение года через централизованный пункт уполномоченного органа (Департамент финансов) проведено более 300 тыс. операций по приему/передаче информации между УФК по городу Москве и Департаментом финансов города и передаче в электронном виде ГАДБ и администраторам доходов бюджета.
Кроме того, с начала года создана возможность для ведения нового типа лицевых счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений города. С учетом предложений Контрольного комитета города Москвы и Государственных заказчиков организован детализированный учет поступающих средств для оперативного формирования отчетов о поступлении/возврате залоговых сумм при проведении конкурсных процедур по размещению государственных заказов и сумм, поступающих в обеспечение государственных контрактов.
В связи с серьезным расширением и изменением функций Департамента финансов как администратора бюджетных средств по учету налоговых и неналоговых доходов была проведена модернизация информационной системы Отдела финансового обеспечения Департамента финансов города Москвы (АИС «Бухгалтерия Бюджет-21»). Только с момента внедрения нового функционала отдел финансового обеспечения обработал более 65 тыс. документов.
В течение года во взаимодействии с МЦИ Центрального банка РФ велась подготовка по переходу на новую технологию обработки платежной информации в системе ЦБ РФ с использованием программного комплекса РАБИС. В результате с ноября 2009 года Департамент финансов безболезненно перешел на новую систему приема/передачи платежей в учетно-операционной системе Московского региона ЦБ РФ.
По инициативе Департамента финансов с участием Управления информатизации города Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы в минувшем году началась работа по созданию системы приема/передачи финансовой информации по защищенным каналам связи с применением ЭЦП и перехода на безбумажный документооборот между главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), распорядителями бюджетных средств (РБС), главными администраторами доходов бюджета, администраторами доходов бюджета и крупными получателями бюджетных средств (ПБС) города Москвы через казначейские подразделения Департамента финансов. В рамках этого глобального проекта уже организован электронный обмен с органами исполнительной власти, которые являются крупными администраторами доходов бюджета города Москвы. Кроме того, была отлажена система передачи отчетных данных для Госфинконтроля и Контрольно-счетной палаты города Москвы.
Надо отметить, что большое внимание мы уделяли развитию электронного взаимодействия с органами, осуществляющими координацию и контроль за исполнением государственного заказа. В рамках этой работы был организован ежедневный прием информации о регистрации государственных контрактов в Единой автоматизированной информационной системе торгов (ЕАИСТ) Департамента города Москвы по конкурентной политике для автоматической ее загрузки в АИС УБП ДФ, контроль за соответствием информации в базе данных ЕАИСТ и первичных документах (государственных контрактах). Установлена передача информации из базы данных АИС УБП ДФ в ЕАИСТ о постановке по государственному контракту на учет бюджетных обязательств и проведенных платежах за счет средств бюджета города Москвы. Осуществлена подготовка информации о лимитах бюджетных обязательств по конкретным государственным заказчикам для рассмотрения вопросов размещения заказов на временной рабочей группе (ВРГ).
Планы и задачи на перспективу
В текущем году будут продолжены работы, выполнявшиеся в 2009 году с целью создания общегородского функционального электронного взаимодействия по исполнению бюджета (электронное казначейство) и обеспечение взаимодействия с УФК по городу Москве в условиях перехода казначейских органов РФ на новую информационную систему и новую технологию кассового обслуживания бюджетов РФ. В 2010 году планируется перевести еще 43 главных администратора бюджета на обмен информацией с применением электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и переход на безбумажный документооборот по всем операциям исполнения бюджета.И здесь хотелось бы обратить внимание на АИС УБП второй очереди. В связи с вводом в эксплуатацию в прошлом году блока взаимодействия с первой очередью встает проблема массового его тиражирования на объектах ГРБС, РБС и ПБС и одновременного обеспечения технической поддержки растиражированного программного обеспечения. Мы обратились в Департамент экономической политики с просьбой обратить первостепенное внимание на данную задачу.
На текущий год для достижения поставленной цели — полной информатизации — у нас запланированы следующие основные этапы. Во-первых, это создание системы электронного взаимодействия с Департаментом города Москвы по конкурентной политике с целью создания системы однократного ввода информации о заключенных государственных контрактах, лимитов бюджетных обязательств для их исполнения, а также авансов и выполненных работ. Во-вторых, будет осуществлен переход на практическую эксплуатацию системы взаимодействия (СЭД) с УФК по городу Москве по исполнению бюджета города Москвы и бюджетов муниципальных образований. В-третьих, мы планируем вплотную подойти к ликвидации бумажного документооборота между подразделениями Департамента финансов, включая Финансово-казначейские управления. В-четвертых, будем работать над завершением модернизации АИС УБП ДФ, и практическим созданием новой системы АИС УБП-1М. Подготовка к промышленной эксплуатации у нас назначена на 1 января 2011 года.
Ну и, конечно же, главная цель — это обеспечение сопровождения действующих информационных систем и программно-технических комплексов с учетом новых требований и современной нормативно-правовой базы.
Журнал "Бюджет", май 2010 г.