Кризис серьезно подорвал позиции строительной отрасли, истощив ее кредитные источники. В текущем году темпы строительства продолжают снижаться. Правительство РФ стремится поддержать жилищное строительство, формируя государственный спрос на жилье.
Известно, что в соответствии со стандартами ООН, касающимися минимальных жилищных условий, на одного человека должно приходиться не менее 30 кв. м жилой площади. В России, согласно оценкам, сделанным на основе данных Росстата, на каждого жителя приходится примерно по 22 кв. м жилья. Для того чтобы довести уровень обеспеченности жильем россиян до приемлемого в течение хотя бы 10 лет, необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию более 100 млн кв. м. Совсем недавно именно на такую планку предлагало ориентироваться Правительство РФ в лице его председателя В. В. Путина. Однако похоже, что последствия экономического кризиса вкупе с другими, традиционными для нашей страны факторами, подорвали надежду на то, что жилищное строительство в России в ближайшем будущем станет по-настоящему массовым.
В марте, когда на заседании коллегии Министерства регионального развития РФ подводились итоги 2009 года, министр В. Ф. Басаргин отметил, что благодаря усилиям государства удалось поддержать жилищное строительство и сохранить базовую инфраструктуру рынка жилья, «не допустив провала отрасли»: с участием государства было построено до 30 % всего жилья. Как бы то ни было, но объем ввода жилья в 2009 году просел по сравнению с 2008 годом почти на 7 %, составив 59,8 млн кв. м. Правда, первоначальный прогноз был куда более пессимистичным — 52 млн кв. м.
При этом примечательно, что 43 субъекта Федерации (то есть более половины) продемонстрировали положительную динамику, а основная «вина» за общее сокращение объемов жилищного строительства лежит на Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Татарстане, регионах Урала.
Интересно, что, судя по опубликованным Росстатом итогам I квартала 2010 года, эта тенденция упрочилась: из 9,6 млн кв. м жилья, построенного за первые три месяца этого года, 5,3 млн были введены индивидуальными застройщиками, а это почти 40 тыс. жилых домов. Причем в Республике Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Камчатском крае, Ненецком автономном округе и Магаданской области 100 % жилья ввели индивидуальные застройщики.
Среди регионов в текущем году привычно лидируют Московская область, где введено 9,1 % от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Краснодарский край, Республика Татарстан, Тюменская область, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Москва, Ростовская область, Ставропольский край, Республика Башкортостан и Ленинградская область. В этих субъектах Федерации построено более половины всей введенной в 2010 году общей площади жилья в России.
Между тем именно среди данной группы регионов в I квартале 2010 года наблюдалось снижение ввода жилья по сравнению с I кварталом 2009 года. Например, в Москве снижение составило 52,9 %, в Московской области — 32,3 %, в Республике Татарстан — 24,0 %, в Санкт-Петербурге — 16,4 %, в Ленинградской области — 13,6 %, Ростовской области — 8,3 %.
Если говорить о факторах, имеющих прямое отношение к кризису, то его последствия ощущаются в существенном сокращении кредитования, во-первых, самих строителей, и, во-вторых, конечных потребителей — покупателей квартир. Ипотека, которая могла бы стимулировать спрос, находилась в зачаточном состоянии и до кризиса. По мнению министра регионального развития В. Ф. Басаргина, в 2009 году был сохранен необходимый для функционирования рынка и его инфраструктуры уровень ипотечного жилищного кредитования: в течение года было выдано 130,1 тыс. ипотечных кредитов на сумму 152,5 млрд руб. А в качестве антикризисной меры были рефинансированы и реструктурированы ипотечные кредиты для большинства нуждающихся. Заработал и механизм использования средств материнского (семейного) капитала для погашения жилищных кредитов.
Однако еще в 2008 году банки выдали населению ипотечных кредитов на 650 млрд руб. Ипотечный рынок рухнул и, хотя его восстановление уже началось, по прогнозам он выйдет на свои докризисные позиции не ранее чем в 2012 году. Поэтому актуальная для федерального правительства задача — создать условия для снижения ставок по ипотечным кредитам. Так, недавно премьер-министр В. В. Путин озвучил намерение правительства снизить ставку по предоставленному «Внешэкономбанком» субординированному кредиту для Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) с 9,5 до 6,5 %. В АИЖК в свою очередь уже пообещали понизить ставку для банков, выдающих ипотечные кредиты, а также кредитующих девелоперов и строителей.
В начале кризиса строительство называли в числе отраслей, способных стать «локомотивами» посткризисной экономики, и рассчитывали на ощутимый мультипликативный эффект от вложенных в строительство бюджетных средств. В 2009 году государство вложило в различные жилищные программы порядка 500 млрд руб. В текущем году эта цифра останется примерно на том же уровне. Сегодня государство стремится поддержать отрасль, превратившись в крупнейшего покупателя на рынке жилья и делая упор на обеспечение жильем различных категорий граждан — ветеранов, военнослужащих Минобороны, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. По сути речь идет о том, чтобы убить сразу двух зайцев: стимулировать строительство, выполняя социальные обязательства государства.
Материал подготовил М. А. ЦУЦИЕВ Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Известно, что в соответствии со стандартами ООН, касающимися минимальных жилищных условий, на одного человека должно приходиться не менее 30 кв. м жилой площади. В России, согласно оценкам, сделанным на основе данных Росстата, на каждого жителя приходится примерно по 22 кв. м жилья. Для того чтобы довести уровень обеспеченности жильем россиян до приемлемого в течение хотя бы 10 лет, необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию более 100 млн кв. м. Совсем недавно именно на такую планку предлагало ориентироваться Правительство РФ в лице его председателя В. В. Путина. Однако похоже, что последствия экономического кризиса вкупе с другими, традиционными для нашей страны факторами, подорвали надежду на то, что жилищное строительство в России в ближайшем будущем станет по-настоящему массовым.
В марте, когда на заседании коллегии Министерства регионального развития РФ подводились итоги 2009 года, министр В. Ф. Басаргин отметил, что благодаря усилиям государства удалось поддержать жилищное строительство и сохранить базовую инфраструктуру рынка жилья, «не допустив провала отрасли»: с участием государства было построено до 30 % всего жилья. Как бы то ни было, но объем ввода жилья в 2009 году просел по сравнению с 2008 годом почти на 7 %, составив 59,8 млн кв. м. Правда, первоначальный прогноз был куда более пессимистичным — 52 млн кв. м.
При этом примечательно, что 43 субъекта Федерации (то есть более половины) продемонстрировали положительную динамику, а основная «вина» за общее сокращение объемов жилищного строительства лежит на Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Татарстане, регионах Урала.
Индивидуальное строительство
В 2009 году доля индивидуального домостроения достигла наивысшего показателя за весь период соответствующих статистических наблюдений — 28,5 млн кв. м, или 47,8 % всего возведенного жилья. Особенно высок этот показатель оказался в ряде областей центральной России — Белгородской (69 %) и Тамбовской (74 %) областях, на юге России — в Краснодарском крае и Ростовской области (более 72 %), в Дагестане (более 83 %), в Чеченской Республике (более 98 %), в Приволжском федеральном округе — в Башкортостане (более 82 %), и Ульяновской области (67,5 %).Интересно, что, судя по опубликованным Росстатом итогам I квартала 2010 года, эта тенденция упрочилась: из 9,6 млн кв. м жилья, построенного за первые три месяца этого года, 5,3 млн были введены индивидуальными застройщиками, а это почти 40 тыс. жилых домов. Причем в Республике Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Камчатском крае, Ненецком автономном округе и Магаданской области 100 % жилья ввели индивидуальные застройщики.
Итоги I квартала 2010 года
В целом же показатели I квартала 2010 года говорят о довольно заметном снижении объемов ввода жилья по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (на 8,3 %). Март оказался провальным с точки зрения ввода в эксплуатацию новых жилых домов (падение на 20,6 % по отношению к марту 2009 г.) Пока остается надежда, что это всего лишь следствие сезонных колебаний, поскольку львиная доля жилья обычно вводится в последнем квартале года. Однако эксперты высказывают и опасения, что более или менее приличные результаты отрасли за прошлый год обусловлены тем, что многие объекты вводились благодаря докризисным заделам.Среди регионов в текущем году привычно лидируют Московская область, где введено 9,1 % от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Краснодарский край, Республика Татарстан, Тюменская область, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Москва, Ростовская область, Ставропольский край, Республика Башкортостан и Ленинградская область. В этих субъектах Федерации построено более половины всей введенной в 2010 году общей площади жилья в России.
Между тем именно среди данной группы регионов в I квартале 2010 года наблюдалось снижение ввода жилья по сравнению с I кварталом 2009 года. Например, в Москве снижение составило 52,9 %, в Московской области — 32,3 %, в Республике Татарстан — 24,0 %, в Санкт-Петербурге — 16,4 %, в Ленинградской области — 13,6 %, Ростовской области — 8,3 %.
Негативные факторы
В крупных городах одним из традиционных негативных для отрасли факторов остается острый дефицит подготовленных земельных участков под жилищное строительство. Еще одна застарелая проблема — недостаток мер по обеспечению потенциальных жилых районов социальной, транспортной, инженерной инфраструктурой. Особенно это касается водопотребления, канализации, строительства очистных сооружений. Даже если у муниципалитета достаточно земель под застройку, отсутствие подготовленной инфраструктуры отпугивает строительные компании, и те не выходят на эти участки, предпочитая работать на площадках, освоение которых было начато ранее.Если говорить о факторах, имеющих прямое отношение к кризису, то его последствия ощущаются в существенном сокращении кредитования, во-первых, самих строителей, и, во-вторых, конечных потребителей — покупателей квартир. Ипотека, которая могла бы стимулировать спрос, находилась в зачаточном состоянии и до кризиса. По мнению министра регионального развития В. Ф. Басаргина, в 2009 году был сохранен необходимый для функционирования рынка и его инфраструктуры уровень ипотечного жилищного кредитования: в течение года было выдано 130,1 тыс. ипотечных кредитов на сумму 152,5 млрд руб. А в качестве антикризисной меры были рефинансированы и реструктурированы ипотечные кредиты для большинства нуждающихся. Заработал и механизм использования средств материнского (семейного) капитала для погашения жилищных кредитов.
Однако еще в 2008 году банки выдали населению ипотечных кредитов на 650 млрд руб. Ипотечный рынок рухнул и, хотя его восстановление уже началось, по прогнозам он выйдет на свои докризисные позиции не ранее чем в 2012 году. Поэтому актуальная для федерального правительства задача — создать условия для снижения ставок по ипотечным кредитам. Так, недавно премьер-министр В. В. Путин озвучил намерение правительства снизить ставку по предоставленному «Внешэкономбанком» субординированному кредиту для Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) с 9,5 до 6,5 %. В АИЖК в свою очередь уже пообещали понизить ставку для банков, выдающих ипотечные кредиты, а также кредитующих девелоперов и строителей.
В начале кризиса строительство называли в числе отраслей, способных стать «локомотивами» посткризисной экономики, и рассчитывали на ощутимый мультипликативный эффект от вложенных в строительство бюджетных средств. В 2009 году государство вложило в различные жилищные программы порядка 500 млрд руб. В текущем году эта цифра останется примерно на том же уровне. Сегодня государство стремится поддержать отрасль, превратившись в крупнейшего покупателя на рынке жилья и делая упор на обеспечение жильем различных категорий граждан — ветеранов, военнослужащих Минобороны, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. По сути речь идет о том, чтобы убить сразу двух зайцев: стимулировать строительство, выполняя социальные обязательства государства.
Материал подготовил М. А. ЦУЦИЕВ Журнал "Бюджет", май 2010 г.