Версия для печати 12806 Материалы по теме
19–22 апреля в городе Нальчике прошло Всероссийское совещание по вопросам совершенствования внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства.

Следует отметить, что тема, вынесенная на обсуждение, сегодня приобретает особую актуальность. «В условиях, когда ограниченны финансовые ресурсы, когда встает вопрос об экономии каждого бюджетного рубля, внутренний контроль и аудит должен стать важнейшим элементом эффективного государственного управления, способствующим достижению целей государственных органов и организаций», — подчеркнул в своем выступлении заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов. Внутренний контроль и аудит уже не должен ограничиваться проведением контроля финансово-хозяйственной деятельности, он должен охватывать все направления деятельности организации. Более того, внутренний контроль и аудит должен стать инструментом, который бы обеспечивал постоянное представление информации о состоянии системы, о наличии или отсутствии отклонений от стандартов, нормативов. Это нужно для того, чтобы руководство всех уровней могло принимать своевременные решения.

Модернизация внутреннего контроля и аудита

«Важным аргументом в вопросе совершенствования системы  внутреннего контроля и аудита является взятый страной курс на модернизацию. Те методики и технологии, которые мы используем в течение последних 20 лет, должны претерпеть значительные изменения», — отметил в своем выступлении А. Ю. Демидов. Например, основной формой современной контрольной работы является последующий контроль, который позволяет установить нарушения, возникающие в работе и зафиксировать их, но не предупредить. При этом проверяемость достаточно редкая: раз в два-три года. Возникает вопрос: насколько эффективен такой контроль? Сегодня нужно четко понимать: система внутреннего контроля не может и не должна быть эпизодической, она должна быть ежедневной. Именно тогда и будет получен результат работы.
Кроме того, действующая система контроля и аудита ориентирована на инспекторскую работу, при которой наиболее распространенной формой, и при этом достаточно затратной как для проверяющей стороны, так и для проверяемой, является проверка по месту нахождения объекта контроля. Учитывая цели, которые ставятся перед современным внутренним контролем, его арсенал должен пополниться новыми формами и методами, которые были бы эффективными во всех планах, в том числе и в затратном.
Таким образом, в условиях жесткой экономии бюджетных средств возникает необходимость переноса проверок на дистанционный уровень. Это позволит сократить затраты на контрольную деятельность. Однако, чтобы получить необходимый эффект от такого вида контроля, нужно формализовать процедуры контрольных мероприятий, выработать единые стандарты и методики проведения внутреннего контроля и аудита.
Данная задача осложняется тем, что сегодня отсутствует четкое разграничение областей внутреннего контроля и аудита, поэтому трудно определить, когда применяется тот или иной инструмент. «Мы должны выработать для себя единообразные правила и определить область внутреннего контроля, внутреннего аудита», — такую задачу поставил перед собравшимися А. Ю. Демидов.
Вопрос совершенствования внутреннего контроля и аудита непосредственным образом затрагивает проблему повышения квалификации специалистов ведомства. Та форма обучения, которая существует сегодня, очевидно не достаточна. Тем более что программы обучения носят скорее теоретический, чем практический характер. «Нас интересует более качественное и постоянное повышение квалификации, — сделал акцент на проблеме А. Ю. Демидов. — Мы планируем в ближайшее время издать приказ Федерального  казначейства об организации и проведении профессиональной учебы. В нем будут зарегламентированы все нюансы проведения обучения».

Система внутреннего контроля и аудита

Несмотря на озвученные проблемы, которые Федеральному казначейству предстоит решить, это ведомство сделало большой шаг на пути развития внутреннего контроля и аудита. Еще в 2006 году была разработана Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе. В прошлом году она подверглась корректировке, в связи с этим основная ее часть будет воплощаться начиная с 1 января 2012 года.
Развитие системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе ведется по трем основным направлениям:
  • внутренний контроль;
  • внутренний аудит;
управление казначейскими рисками (см. рис. 1).
рис 1
Если говорить о каждом направлении, то стоит заметить, что на сегодняшний день разработан проект Положения о внутреннем контроле в ведомстве, который предстоит утвердить. Также в работе находятся Стандарты внутреннего контроля Федерального казначейства. Проекты указанных документов были представлены участникам совещания для того, чтобы они могли не просто ознакомиться с ними, но и обсудить, внести свои предложения. Ведь именно по этим документам подразделениям Федерального казначейства предстоит работать в скором времени.
Что касается внутреннего аудита, то тут Казначейство России можно назвать первопроходцем. Как отметил в своем выступлении заместитель начальника Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства А. И. Бирюков, мировая практика показывает, что наиболее эффективная сфера внутреннего финансового контроля — это внутренний аудит. Экономически развитые страны внутреннему аудиту уделяют значительно большее внимание, нежели внешнему. Вместе с тем отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном аспектах находится в зачаточном состоянии. Отсутствуют научно-практические разработки, посвященные внутреннему аудиту в бюджетной сфере. Особый акцент выступающий сделал на том, что возникла необходимость перехода от старых, достаточно затратных механизмов контроля к современным, к которым относится и внутренний аудит. Сегодня идет разработка документации по внедрению внутреннего аудита в Казначействе России. Разработаны проекты стандартов внутреннего аудита. Стоит отметить, что в основу подготовки данной документации легли 10 международных постулатов аудита.
Если говорить об управлении казначейскими рисками, необходимо указать на то, что это быстроразвивающееся направление, которое является центральной частью стратегического управления организацией. «Это процесс, которому следует любая организация, системно анализируя зоны риска каждого вида деятельности», — отметил в своем выступлении заместитель начальника Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства Д. А. Семенов.
Под казначейским риском понимается вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на всех процессах, проводимых органами Федерального казначейства при осуществлении полномочий, и/или повлиять на достижение целей и привести к потере финансовых и материальных ресурсов.
Для достижения качественного процесса управления казначейскими рисками необходимо, чтобы он представлял собой непрерывный процесс управления всеми видами казначейских рисков, интегрировался в действующую систему управления и являлся ее дополнением.
На сегодняшний день в целях внедрения управления казначейскими рисками разработан проект Положения об управлении казначейскими рисками, но предстоит провести еще значительную работу в этом направлении.

Материал подготовила О. В. ГОРШЕНИНА, Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поделиться