В 2010 году стартовал совместный проект Издательского дома «Бюджет» и Некоммерческого образовательного учреждения «Реланд» по организации и проведению семинаров для работников бюджетной сферы. В рамках этого проекта был проведен двухдневный семинар на актуальнейшую на сегодняшний день тему: «Реформирование бюджетных учреждений».
Поводом для организации данного семинара послужил законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Несмотря на нейтральное название, законопроект затрагивает интересы миллионов россиян, так как предусматривает радикальное изменение действующей бюджетной системы страны, в частности, предлагается:
Очевидно, что в случае одобрения законопроекта Президентом РФ в стране начнется серьезная реформа. И уже сегодня у представителей федеральных органов власти, субъектов РФ и муниципальных образований, а также у руководителей бюджетных учреждений возникает масса вопросов, сомнений. Приняв во внимание данный факт, ИД «Бюджет» и НОУ «Реланд» организовали семинар, предоставив его участникам прекрасную возможность получить информацию о предстоящих новшествах из первых рук: от представителей Минфина России, Казначейства России, Минэкономразвития России.
Предлагается установить, что Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. При этом переходный период устанавливается с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года. Предполагается, что за переходный период субъекты РФ смогут подготовиться к новым правилам работы, а правительство страны сможет принять все необходимые решения о перечне бесплатных услуг для населения, которые будут оказывать государственные и муниципальные учреждения.
Также принята очень важная поправка, согласно которой бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива.
Поскольку бюджетным учреждениям предстоит вести «комбинированный» учет (по плану счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов), то, безусловно, возникает проблема консолидации всего процесса бюджетного учета. Обо всех нюансах переходного периода, о консолидации ведения такого учета рассказал заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России С. В. Романов.
Особое внимание лектор заострила на этапах перехода к проведению аукционов по главе 3.1 Закона № 94-ФЗ «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме», введенной Федеральным законом от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ, которая начала действовать с 1 июля 2009 года. Первыми право проводить электронные аукционы получили федеральные заказчики, однако большинство из них, несмотря на все совещания, проводимые на самом высоком уровне, на все заявления руководителей страны о важности и эффективности электронных торгов, этим правом не воспользовались. По словам А. Т. Катамадзе, за III–IV квартал 2009 года общая сумма средств, которая была размещена на трех площадках, составила 5 млрд руб., что для федерального бюджета, особенно для IV квартала, ничтожно мало. Это стало причиной для принятия Закона от 25 ноября 2009 г. № 273-ФЗ, который ввел поэтапную обязанность проводить электронные аукционы. С 1 января 2010 года все федеральные заказчики обязаны проводить только электронные аукционы по закупке лекарственных препаратов, оборудования, вычислительной техники, продовольствия и т. д. (распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1996-р).
С 1 июля 2010 года для федеральных заказчиков наступает обязанность проводить электронные аукционы по перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р, а регионы и муниципальные образования получают право проводить электронные аукционы. С 1 января 2011 года обязанность проводить только электронные аукционы возникает и у региональных, и у муниципальных заказчиков. Таким образом, практически за год вся система госзаказа будет переведена в электронную форму.
P. S. Расписание семинаров на 2010 год и темы ближайших семинаров Издательского дома «Бюджет» и НОУ «Реланд» смотрите на стр. 67–68.
Материал подготовила О. В. ГОРШЕНИНА, Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поводом для организации данного семинара послужил законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Несмотря на нейтральное название, законопроект затрагивает интересы миллионов россиян, так как предусматривает радикальное изменение действующей бюджетной системы страны, в частности, предлагается:
- наделить бюджетные учреждения расширенным объемом прав и перевести их со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;
- предоставить бюджетным учреждениям право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений, а также расширить права по распоряжению закрепленным за учреждением движимым имуществом;
- устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам таких учреждений.
Очевидно, что в случае одобрения законопроекта Президентом РФ в стране начнется серьезная реформа. И уже сегодня у представителей федеральных органов власти, субъектов РФ и муниципальных образований, а также у руководителей бюджетных учреждений возникает масса вопросов, сомнений. Приняв во внимание данный факт, ИД «Бюджет» и НОУ «Реланд» организовали семинар, предоставив его участникам прекрасную возможность получить информацию о предстоящих новшествах из первых рук: от представителей Минфина России, Казначейства России, Минэкономразвития России.
О законопроекте
О цели принятия законопроекта, его основных аспектах, о базовых принципах реформирования бюджетного сектора, о правилах «игры» для новых бюджетных учреждений, рассказала заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Т. В. Саакян. Особое внимание она уделила поправкам, внесенным после первого чтения. Так, например, в первоначальном варианте документа устанавливались очень сжатые сроки по переводу учреждений в новый статус: со дня официального опубликования Закона и до 1 января 2011 года. С учетом поступивших предложений от Правительства РФ и профильного комитета Госдумы сроки были пересмотрены.Предлагается установить, что Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. При этом переходный период устанавливается с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года. Предполагается, что за переходный период субъекты РФ смогут подготовиться к новым правилам работы, а правительство страны сможет принять все необходимые решения о перечне бесплатных услуг для населения, которые будут оказывать государственные и муниципальные учреждения.
Также принята очень важная поправка, согласно которой бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива.
О бухгалтерском учете
Рассказывая о грядущих новшествах, Т. В. Саакян затронула и другую важную сторону деятельности всех бюджетных учреждений — бухгалтерский учет. В соответствии с законопроектом автономные учреждения будут вести бухгалтерский учет по коммерческому плану счетов, бюджетные учреждения (с расширенным объемом прав) будут работать по плану счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов, для казенных учреждений установлен бюджетный план счетов.Поскольку бюджетным учреждениям предстоит вести «комбинированный» учет (по плану счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов), то, безусловно, возникает проблема консолидации всего процесса бюджетного учета. Обо всех нюансах переходного периода, о консолидации ведения такого учета рассказал заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России С. В. Романов.
О госзакупках
Завершающим аккордом в работе семинара стало выступление заместителя директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России А. Т. Катамадзе. Она отметила, что несмотря на смену статуса бюджетные учреждения с расширенным объемом прав, так же как и казенные, подпадают под действие Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».Особое внимание лектор заострила на этапах перехода к проведению аукционов по главе 3.1 Закона № 94-ФЗ «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме», введенной Федеральным законом от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ, которая начала действовать с 1 июля 2009 года. Первыми право проводить электронные аукционы получили федеральные заказчики, однако большинство из них, несмотря на все совещания, проводимые на самом высоком уровне, на все заявления руководителей страны о важности и эффективности электронных торгов, этим правом не воспользовались. По словам А. Т. Катамадзе, за III–IV квартал 2009 года общая сумма средств, которая была размещена на трех площадках, составила 5 млрд руб., что для федерального бюджета, особенно для IV квартала, ничтожно мало. Это стало причиной для принятия Закона от 25 ноября 2009 г. № 273-ФЗ, который ввел поэтапную обязанность проводить электронные аукционы. С 1 января 2010 года все федеральные заказчики обязаны проводить только электронные аукционы по закупке лекарственных препаратов, оборудования, вычислительной техники, продовольствия и т. д. (распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1996-р).
С 1 июля 2010 года для федеральных заказчиков наступает обязанность проводить электронные аукционы по перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р, а регионы и муниципальные образования получают право проводить электронные аукционы. С 1 января 2011 года обязанность проводить только электронные аукционы возникает и у региональных, и у муниципальных заказчиков. Таким образом, практически за год вся система госзаказа будет переведена в электронную форму.
P. S. Расписание семинаров на 2010 год и темы ближайших семинаров Издательского дома «Бюджет» и НОУ «Реланд» смотрите на стр. 67–68.
Материал подготовила О. В. ГОРШЕНИНА, Журнал "Бюджет", май 2010 г.