Версия для печати 9913 Материалы по теме
В 2010 году стартовал совместный проект Издательского дома «Бюджет» и Некоммерческого образовательного учреждения «Реланд» по организации и проведению семинаров для работников бюджетной сферы. В рамках этого проекта был проведен двухдневный семинар на актуальнейшую на сегодняшний день тему: «Реформирование бюджетных учреждений».

Поводом для организации данного семинара послужил законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Несмотря на нейтральное название, законопроект затрагивает интересы миллионов россиян, так как предусматривает радикальное изменение действующей бюджетной системы страны, в частности, предлагается:
  • наделить бюджетные учреждения расширенным объемом прав и перевести их со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;
  • предоставить бюджетным учреждениям право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений, а также расширить права по распоряжению закрепленным за учреждением движимым имуществом;
  • устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам таких учреждений.
Кроме того, предусматривается создание нового типа государственных (муниципальных) учреждений — казенные учреждения. Их статус будет аналогичен статусу бюджетных учреждений, действующих сегодня. Есть и третий вид государственных (муниципальных) учреждений, так называемые автономные. Они избавляются от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получают право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство снимает с себя ответственность за дальнейшее существование таких учреждений.
Очевидно, что в случае одобрения законопроекта Президентом РФ в стране начнется серьезная реформа. И уже сегодня у представителей федеральных органов власти, субъектов РФ и муниципальных образований, а также у руководителей бюджетных учреждений возникает масса вопросов, сомнений. Приняв во внимание данный факт, ИД «Бюджет» и НОУ «Реланд» организовали семинар, предоставив его участникам прекрасную возможность получить информацию о предстоящих новшествах из первых рук: от представителей Минфина России, Казначейства России, Минэкономразвития России.

О законопроекте

О цели принятия законопроекта, его основных аспектах, о базовых принципах реформирования бюджетного сектора, о правилах «игры» для новых бюджетных учреждений, рассказала заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Т. В. Саакян. Особое внимание она уделила поправкам, внесенным после первого чтения. Так, например, в первоначальном варианте документа устанавливались очень сжатые сроки по переводу учреждений в новый статус: со дня официального опубликования Закона и до 1 января 2011 года. С учетом поступивших предложений от Правительства РФ и профильного комитета Госдумы сроки были пересмотрены.
Предлагается установить, что Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. При этом переходный период устанавливается с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года. Предполагается, что за переходный период субъекты РФ смогут подготовиться к новым правилам работы, а правительство страны сможет принять все необходимые решения о перечне бесплатных услуг для населения, которые будут оказывать государственные и муниципальные учреждения.
Также принята очень важная поправка,  согласно которой бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива.

О бухгалтерском учете

Рассказывая о грядущих новшествах, Т. В. Саакян затронула и другую важную сторону деятельности всех бюджетных учреждений — бухгалтерский учет. В соответствии с законопроектом автономные учреждения будут вести бухгалтерский учет по коммерческому плану счетов, бюджетные учреждения (с расширенным объемом прав) будут работать по плану счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов, для казенных учреждений установлен бюджетный план счетов.
Поскольку бюджетным учреждениям предстоит вести «комбинированный» учет (по плану счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов), то, безусловно, возникает проблема консолидации всего процесса бюджетного учета. Обо всех нюансах переходного периода, о консолидации ведения такого учета рассказал заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России С. В. Романов.

О госзакупках

Завершающим аккордом в работе семинара стало выступление заместителя директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России А. Т. Катамадзе. Она отметила, что несмотря на смену статуса бюджетные учреждения с расширенным объемом прав, так же как и казенные, подпадают под действие Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Особое внимание лектор заост­рила на этапах перехода к проведению аукционов по главе 3.1 Закона № 94-ФЗ «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме», введенной Федеральным законом от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ, которая начала действовать с 1 июля 2009 года. Первыми право проводить электронные аукционы получили федеральные заказчики, однако большинство из них, несмотря на все совещания, проводимые на самом высоком уровне, на все заявления руководителей страны о важности и эффективности электронных торгов, этим правом не воспользовались. По словам А. Т. Катамадзе, за III–IV квартал 2009 года общая сумма средств, которая была размещена на трех площадках, составила 5 млрд руб., что для федерального бюджета, особенно для IV квартала, ничтожно мало. Это стало причиной для принятия Закона от 25 ноября 2009 г. № 273-ФЗ, который ввел поэтапную обязанность проводить электронные аукционы. С 1 января 2010 года все федеральные заказчики обязаны проводить только электронные аукционы по закупке лекарственных препаратов, оборудования, вычислительной техники, продовольствия и т. д. (распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1996-р).
С 1 июля 2010 года для федеральных заказчиков наступает обязанность проводить электронные аукционы по перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р, а регионы и муниципальные образования получают право проводить электронные аукционы. С 1 января 2011 года обязанность проводить только электронные аукционы возникает и у региональных, и у муниципальных заказчиков. Таким образом, практически за год вся система госзаказа будет переведена в электронную форму.
P. S. Расписание семинаров на 2010 год и темы ближайших семинаров Издательского дома «Бюджет» и НОУ «Реланд» смотрите на стр. 67–68.

Материал подготовила О. В. ГОРШЕНИНА, Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поделиться