Версия для печати 6356 Материалы по теме
Николай Григорьевич Сычев:  талантливый руководитель, известный ученый, любимый педагог
Сычев
9 мая 2005 года из жизни ушел Николай Григорьевич СЫЧЕВ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН, ректор Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ. Это имя знают и помнят не только преподаватели и выпускники Академии, но и тысячи финансистов России и зарубежных стран.

Начало великого пути

Николай Григорьевич родился в 1928 году в Ростовской области в крестьянской семье. В 30-е годы во время коллективизации семья Сычевых уехала на заработки на Север, в Мурманскую область. Там их и застала Великая Отечественная война. Отца сразу же забрали на фронт, а мать Екатерина Кузьминична с детьми (Николаем и его сестрой) уехала в эвакуацию в Удмуртию.
Тяжелое было время. Николай как мог помогал семье выжить. С 14 лет начал работать в колхозе: косил сено, убирал урожай. За трудодни колхоз выдавал зерно и овощи. Этим заработанным и еще тем, что удавалось вырастить на огороде, кормились всей семьей. Николай Сычев с детства отличался потрясающим трудолюбием. И свою первую государственную награду «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» подросток Коля Сычев получил за самоотверженную работу в колхозе. Николай Григорьевич говорил: «Я всю жизнь тружусь. Несмотря на то что стал доктором, профессором, заслуженным деятелем, академиком, я не считаю, что все знаю, поэтому постоянно над собой работаю. У человека должны быть цель, стремление, а для их реализации необходимо много трудиться. Тогда будет и результат».

Студенческие годы

Во время войны, как и многое мальчишки, Николай Сычев мечтал стать летчиком, но после победы, когда страна начала возрождаться, он решил поступать в МГУ им. М. В. Ломоносова на экономический факультет. Успешно сдав экзамены, выдержав конкурс, Николай не был зачислен в вуз, поскольку прием на экономический факультет МГУ был сокращен. Но с теми же экзаменационными оценками его зачислили в Московский финансовый институт на финансово-экономический факультет.
Послевоенные студенческие годы были полны лишений, забот, тревог. Когда нечего было есть, Николай Григорьевич грузил мешки на вокзале, у родителей денег никогда не просил. Вспоминая о своих голодных студенческих годах, он всегда рассказывал об одном однокурснике, таком же голодном, который все мерил стоимостью колбасы: например, билет в театр у него стоил полкило колбасы. Однако, несмотря на все лишения, студенческая жизнь Николая Григорьевича была активной и насыщенной. Он всегда был в гуще событий: активист, староста группы, участник комсомольских, спортивных мероприятий и художественной самодеятельности. При всей своей занятости общественной работой учеба у Сычева всегда была на первом месте и подтверждение этому — красный диплом.
После окончания института в 1950 году Николай Григорьевич поступает в аспирантуру Московского инженерно-экономического института им. Серго Орджоникидзе (сейчас Московский университет управления) на кафедру финансов промышленности. Успешно завершив учебу в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию и остался работать преподавателем в институте.
После ликвидации в вузе экономического факультета в 1959 году Николай Григорьевич был назначен заместителем директора Всесоюзного заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ) по учебной работе, затем по научной работе. А в 1972 году он становится директором ВЗФЭИ.

Новое детище Сычева

В ВЗФЭИ Сычев проработал 25 лет, из них 13 лет на посту директора (ректора). Затем началась перестройка, которая в корне изменила страну, а вместе с ней изменилась и обстановка в вузе. Николай Григорьевич ушел преподавать в свой родной Финансовый институт. «Но по своей природе Николай Григорьевич был лидером, организатором и руководителем, — вспоминает Марианна Николаевна, жена Сычева. — Быть просто преподавателем, читать лекции, иметь свободный график, жить размеренной жизнью ему было неинтересно. Ему каждый день нужно было ходить на работу, встречаться с людьми, решать какие-то вопросы, направлять, учить — в общем, напряженно работать. Без этого он не представлял своей жизни. И когда Николая Григорьевича пригласили работать в Финансовую академию, а затем предложили ему должность директора Межотраслевого финансово-банковского института повышения квалификации работников финансово-кредитных органов при Министерстве финансов РФ, то это вернуло его к активной жизни».
Надо сказать, что Институт создавался в трудный для страны период, когда объединяли финансовую и банковскую системы. Все понимали важность и необходимость создания вуза, способного готовить специалистов, которые смогут работать в новых условиях. Положение осложнялось еще и тем, что следовало не просто создать учебное заведение, но и собрать профессорско-преподавательский коллектив. И Николай Григорьевич успешно справился с этой трудной задачей. Многие пришли из ВЗФЭИ: Г. А. Кадомцев, М. А. Саранцев, К. И. Таксир — люди, на которых можно было положиться. Они и составили преподавательский костяк.
Институт создавался буквально по крупицам: не хватало преподавателей, техники, книг. Из техники был один телевизор и один видеомагнитофон. Однако к вопросу создания библиотеки подошли основательно. «Ведь библиотека, — говорил Николай Григорьевич, — лицо любого высшего учреждения». Так общими усилиями создавали большое из малого, а маленькую победу превращали в большую. Одной из таких побед стало создание кафедры высшей математики. Причем кафедра создавалась в то время, когда в системе образования было очень сложное положение. Во многих вузах кафедры математики закрывались, а Николай Григорьевич принял прямо противоположное решение. Но, пожалуй, самой большой и значимой победой коллектива и лично Николая Григорьевича стало создание на базе Института в 1996 году Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.
Создание Института, основание Академии — эти периоды жизнь Николая Григорьевича были до предела насыщены событиями и работой. Марианна Николаевна рассказывает о том времени: «Нагрузки увеличились. Это как в космическом корабле, когда он входит в плотные слои атмосферы. Николай Григорьевич все это выдерживал. Появилась аспирантура в Академии — новая нагрузка, два филиала — нагрузка увеличилась. Он приходил с работы уставший, но утром, как всегда, вставал в хорошем настроении и опять с удовольствием, как будто его ждал праздник, ехал на работу. И так каждый день».
Николай Григорьевич был страстным театралом. Каждый раз, бывая в командировке в Санкт-Петербурге, он успевал побывать на вечерних спектаклях в Мариинском или в других музыкальный театрах. Даже в день отъезда ходил на спектакли…

Ученый и педагог

Занимая руководящие должности, Николай Григорьевич никогда не забывал о науке и педагогической работе. Он был одним из ведущих ученых России в области финансов. Огромен его научный вклад в развитие теории финансов, налогов, бюджета и аудита. Его фундаментальные учебники «Финансы», «Финансы промышленности», «Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства» неоднократно переиздавались и легли в основу подготовки специалистов в области финансов, по ним учились студенты всей страны.
Как ученый Николай Григорьевич пользовался огромным авторитетом за рубежом. Много лет он был вице-президентом Международного института государственных финансов. Сотрудничая с Международным валютным фондом, Мировым банком, он проводил большую работу по переподготовке специалистов Министерства финансов РФ. Будучи вице-президентом Международного института, Сычев практически на каждом конгрессе делал доклады по вопросам государственных финансов СССР. Учитывая то, что в начале 80-х годов прошлого века информации по Советскому Союзу в этой области на Западе было очень мало, доклады всегда вызывали интерес.
«На одном конгрессе Николай Григорьевич делал доклад “О государственном внутреннем долге в Советском Союзе и проблеме бюджетного дефицита”, — вспоминает его друг и соратник Владимир Васильевич Ильин. — Мы уже тогда догадывались, что внутренний долг СССР постоянно увеличивался, так как дефицит бюджета покрывался за счет средств населения, находящихся на счетах в сберегательных кассах. Однако официальная версия, которую пропагандировали партийные органы, состояла в том, что дефицита бюджета в СССР нет, а следовательно, не могло быть и внутреннего заимствования со стороны государства. Естественно, мы не могли противоречить этому в наших выступлениях на конгрессах». По окончании доклада, который сделал Николай Григорьевич, поступил шквал вопросов, многие из которых были подкреплены конкретными цифрами из статистики ООН. Отвечать на эти вопросы было нелегко. Он постарался убедить участников, что если и возникают такие взаимоотношения между государством и населением, то их не следует расценивать как угрозу экономике. Имеющиеся задолженности обеспечены национальным богатством государства (землей, нефтяными вышками, предприятиями и т. д.)». Этот случай говорит об умении Сычева полемизировать, убеждать не только друзей, но и противников. Таких случаев было много, и Николай Григорьевич всегда с честью выходил из положения.
Николай Григорьевич Сычев был настоящим учителем. Им подготовлено свыше 30 докторов и кандидатов наук, тысячи специалистов в области финансов. На общественных началах в течение многих лет он участвовал в работе Центральной аттестационно–лицензионной аудиторской комиссии Минфина России, ряда правительственных комиссий, Совета Федерации, Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации.
Николай Григорьевич пользовался огромным авторитетом, уважением и искренней любовью всех без исключения членов коллектива и студентов. Он всегда был внимателен к студентам, вникал в их проблемы и давал нужные советы. Студенты-первокурсники, получая из его рук студенческие билеты и зачетки, надеялись получить из этих же рук и дипломы...
Николай Григорьевич был человеком необычайно благородным, мужественным, открытым и любящим своих коллег, как членов большой семьи. Академия и была его второй семьей. Если поговорить с людьми, знавшими Николая Григорьевича Сычева не понаслышке, то они обязательно скажут, что он всем старался помочь. И люди платили ему тем же. В одном из своих интервью он сказал: «В основном за мою жизнь меня не подводили ни коллеги, ни друзья. И жизнь я прожил среди хороших людей, и работал с порядочными, честными, преданными делу коллегами. Мой принцип в жизни: никогда не надо унывать. Как говорят: “жизнь — тельняшка”, сегодня светлая полоса, а завтра темная. А еще нужно быть оптимистом, так легче жить».

Материал подготовила О. В. Горшенина, Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поделиться