Версия для печати 7706 Материалы по теме
ганеева
 
По мнению экспертов, самым говорящим фактом стабилизации макроэкономического состояния российской экономики является увеличивающийся с каждым годом поток иностранных инвестиций в нашу страну. Сегодня зарубежные компании все смелее вкладывают огромные средства в развитие производства в России. Сегодня о состоянии российского инвестиционного поля мы говорим с руководителем Департамента инвестиционной политики МЭРТ РФ Светланой ГАНЕЕВОЙ.

– В конце прошлого года Департамент инвестиционной политики и государственных инвестиций был разделен на два самостоятельных департамента: Департамент инвестиционной политики и Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений. В связи с чем потребовалось это разделение?

– В результате масштабной административной реформы департаменты министерства значительно укрупнились. Уровень первых заместителей министра в новой структуре заменили заместители министра, а заместителей министра – директора укрупненных департаментов.
В результате появился очень большой Департамент инвестиционной политики и государственных инвестиций. В ходе его функционирования стало понятно, что работа департамента делится на два автономных блока: инвестиционная политика в негосударственном секторе российской экономики и государственные инвестиции. И эти два блока решали разные задачи.
Одновременно с этим в блок государственных инвестиций потребовалось включить блок региональных программ, что фактически поставило вопрос об отделении этой части департамента в отдельное структурное подразделение министерства. Это было своевременное и рациональное решение.
– Решен ли кадровый вопрос или штат еще укомплектовывается? Приходят ли молодые специалисты?
– Кадровый состав Департамента инвестиционной политики достаточно молодой. При этом с понятием текучки кадров мы практически не сталкиваемся. Могу сказать, что сейчас сформировался молодой костяк, который ведет большой объем работы.
– Устраивают ли вас их знания и подготовка?
– Уровень квалификации наших специалистов высокий: в департаменте есть кандидаты наук, аспиранты, магистры ведущих российских вузов и специалисты с двумя высшими образованиями. Есть сотрудники со знанием редких языков. И, разумеется, английский является для нас таким же рабочим языком, как и русский.
Мы ответственно подходим к процессу отбора новых сотрудников. Этим объясняется и низкая текучка, и карьерный рост молодых талантливых специалистов. Хотя в некоторых отделах до сих пор ощущается кадровый голод.
– Каковы теперь функции Департамента инвестиционной политики? С какими проблемами приходится сталкиваться в работе?
– В департаменте остались функции, входившие ранее в соответствующий блок Департамента инвестиционной политики и государственных инвестиций, – это осуществление политики в инвестиционной сфере. Департамент готовит предложения по стимулированию инвестиционных процессов в российской экономике и содействию притока капитала в страну.
Много внимания уделяется работе с иностранными инвесторами. Департамент координирует с правительственной стороны работу Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ), в рамках которого Правительство Российской Федерации и иностранные инвесторы обсуждают основные законодательные инициативы в области инвестиционной политики.
Департамент оказывает поддержку инвесторам в части подготовки к реализации и сопровождения крупных инвестиционных проектов. Вы уже неоднократно могли слышать о перспективах прихода в Россию таких компаний, как «Тойота», «Рено», «ДаймлерКрайслер», «Дженерал Моторс», «Фольксваген» и других, а также планируемых инвестициях крупных российских компаний «АвтоВАЗ», «Тагаз», «Ижавто» и других.
В нашу компетенцию входят вопросы улучшения инвестиционной репутации России за рубежом. В рамках КСИИ в прошлом году была создана рабочая группа, на которой мы совместно с иностранными инвесторами и рядом независимых экспертов обсуждаем вопросы инвестиционного имиджа России.
Кроме того, за департаментом закреплены функции по координации развития сотрудничества с международными финансовыми организациями, к которым прежде всего следует отнести Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и ряд региональных банков развития.
В полномочия департамента также входит обеспечение деятельности Комиссии по вопросам гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, возглавляемой заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуковым. В рамках департамента функционирует национальное координационное бюро программ технического содействия со стороны Европейского союза.
Я назвала только крупные блоки. Наряду с этим департамент осуществляет экспертизу как инвестиционных проектов, так и нормативных правовых актов и законопроектов в области инвестиционной деятельности.
– Цели и задачи департамента – ближайшие и перспективные. Над какими документами, проектами, направлениями идет работа в департаменте?
– Важной задачей на ближайший год для департамента станет реализация мероприятий Программы по улучшению инвестиционного климата и созданию и поддержанию положительной инвестиционной репутации России в иностранных государствах, которая была утверждена министром в апреле этого года. В этом направлении мы будем продолжать работать в тесном сотрудничестве с рабочей группой КСИИ по улучшению инвестиционного имиджа России.
На основе этого проекта мы также планируем подготовить Ведомственную целевую программу по улучшению инвестиционного имиджа России за рубежом.
В рамках законотворческой деятельности департамент принимал участие в работе над Федеральным законом «О концессионных соглашениях», который только что был принят Государственной думой Российской Федерации. Теперь основной нашей задачей станет обеспечить работу этого закона – а для этого в первую очередь необходимо вместе с потенциальными инвесторами разработать проекты концессионных соглашений в различных отраслях.
Кроме того, департамент принимал участие в разработке постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г. № 166 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки».
Минэкономразвития России является исполнителем и главным распорядителем средств федерального бюджета по новому проекту Международного банка реконструкции и развития «Поддержка судебной реформы». Его основной целью является создание устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей системы судебных органов, отвечающей потребностям государства и граждан. Координацией работы по данному проекту занимается наш департамент.
Несмотря на то, что Россия уже является членом многих региональных банков развития, проведенный министерством анализ показывает, что в настоящее время для продвижения интересов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке целесообразно вступление нашей страны в Азиатский и Межамериканский банки развития. Совместно с МИДом департамент принимает активное участие в данной работе.
– Инвестиционная политика – важный сектор. Скажите, как сейчас оценивается инвестиционный климат России в мире?
– Могу привести несколько экспертных оценок. Во-первых, три ведущих международных рейтинговых агентства присвоили России инвестиционный уровень кредитного рейтинга, что, кстати говоря, свидетельствует о признании макроэкономической стабильности. Во-вторых, положительные оценки дал ряд других авторитетных экспертов. По мнению Института международных финансов, Россия по инвестиционной привлекательности стоит на одном уровне с Китаем, а британского издания Independent – «для инвесторов российский рынок намного привлекательнее китайского».
Однако в зарубежном бизнес-сообществе по-прежнему сохраняется скептическое и осторожное отношение к перспективам инвестирования в России. По нашей просьбе был проведен специальный опрос среди иностранных инвесторов. Главная причина их опасений – высокий уровень коррупции в стране, причем этот фактор в качестве основного назвали более 70% респондентов. Поэтому даже при наличии таких позитивных факторов, как макроэкономическая и политическая стабильность, благоприятный налоговый режим, решение о приходе с инвестициями в нашу страну оценивается как достаточно рискованное. Конечно, сказывается порой и негативный информационный фон, который превалирует в зарубежных СМИ. Как известно, именно эти источники информации являются первичными в процессе восприятия российской экономики иностранными инвесторами.
К сожалению, в конечном итоге это сказывается на притоке прямых иностранных инвестиций, потенциал привлечения которых еще не исчерпан.
– Какие конкретно изменения за последнее время произошли в отношении иностранных инвесторов к нашей стране, а России – к иностранным инвесторам?
– Наиболее красноречивы следующие цифры – у девяти десятых иностранных компаний, работающих в России, объем продаж за последний год вырос на 10% и более, у трех четвертей рост прибыли также превысил 10%, а более 70% работающих в России компаний ожидают в ближайшее время расширение операций в России и увеличение инвестиций. Это объективные данные опроса, на который я уже ссылалась. Когда столь значительное количество инвесторов говорит о расширении своих операций, а потенциальные новые инвесторы готовят и подписывают соглашения и меморандумы о приходе в страну – значит, взаимные отношения развиваются позитивно.
– Хорошо, но какие конкретные меры принимаются правительством для улучшения инвестиционного климата России?
– Вектор политики в данной области остается прежним: повышение эффективности институциональной среды экономики. Если говорить о конкретных шагах, то из наиболее значимых можно назвать следующие.
Во-первых, реформа системы государственного управления, которая была направлена на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику. Положительные результаты достигнуты в реализации административной реформы в части оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти и устранении дублирующих и избыточных функций. Также принимаются меры по дебюрократизации экономики и устранению административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности. Здесь стоит упомянуть работу по повышению эффективности лицензирования (сокращение количества лицензируемых видов деятельности, уточнение полномочий лицензирующих органов и защита прав предпринимателей). Соответствующий законопроект был одобрен Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации 22 июня 2005 г.
Также заслуживает упоминания реформа технического регулирования, направленная на гармонизацию существующих внутри страны стандартов с международными (базовый закон принят, сейчас готовятся соответствующие подзаконные акты), а также принятие в конце прошлого года Градостроительного кодекса Российской Федерации.
И, конечно, стратегическую важность имеет судебная реформа. Она направлена на повышение эффективности судебного разбирательства и обеспечения независимости судебных органов, чего инвесторы от нас очень ждут. Не стоит забывать также о реформе правоприменения, разработке механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства.
– Были ли предприняты какие-либо значимые шаги в сфере налогообложения?
– Как вы знаете, 6 июня Президентом Российской Федерации был подписан федеральный закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ним с 1 января 2006 года налогоплательщики получат право сразу списывать 10% капитальных вложений в виде расходов отчетного периода при расчете налога на прибыль. Помимо этого, в соответствии с законом будет проводиться постепенная отмена ограничений на перенос убытков на будущее. Так, с 2006 года этот норматив увеличивается до 50%, а с 2007 года будут сняты все ограничения.
Закон также содержит меры по стимулированию НИОКР. В частности, предполагается снять существующие ограничения на отнесение расходов на НИОКР на себестоимость. Эти расходы можно будет списать в полном объеме в течение двух лет.
6 июня 2005 года правительство внесло в Государственную думу проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Если его примут, результатом станет повышение эффективности налогового контроля, упорядочение проверок и документооборота в налоговой сфере, расширение законодательно закрепленных гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков. Это что касается налогов.
Стоит также упомянуть антимонопольное законодательство, так как оно является одной из важнейших составляющих благоприятного инвестиционного климата. Правительство продолжает работу над совершенствованием превентивного контроля за злоупотреблением доминирующим положением на рынке. 7 марта 2005 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 17 и 18 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В рамках закона были увеличены пороговые значения стоимости активов хозяйствующих субъектов, являющихся объектами регулирования закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Важным шагом на пути активизации инвестиционной деятельности стало принятие Федерального закона «О кредитных историях». Этот закон регламентирует функционирование нового для России института – кредитных бюро. Таким образом, мы создаем условия для повышения прозрачности информации о кредитоспособности российских заемщиков. С одной стороны, это позволит реализовать потенциал кредитования реального сектора, который накопился в банковском секторе, а с другой – облегчить доступ предприятий к инвестиционным ресурсам в экономике.
Наконец, в январе этого года в Государственную думу были внесены проекты Лесного и Водного кодексов, принятие которых направлено на повышение эффективности использования природных ресурсов и создание четких прозрачных условий доступа к ним природопользователей.
– Но это дело не одного дня. Каковы перспективы этого процесса?
– Что касается перспектив, то, во-первых, это продолжение институциональных реформ (административной, судебной и других), без которых немыслим долгосрочный рост инвестиций. Далее – совершенствование нормативно-правовой базы в различных сферах экономики, например, что касается природопользования, значительным шагом здесь должно стать принятие новой редакции Федерального закона «О недрах», которая в настоящее время дорабатывается правительством.
 Значительные перспективы для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры должно открыть принятие нормативной базы частно-государственного партнерства, а именно Федерального закона «О концессионных соглашениях».
Наконец, создание в России особых экономических зон откроет возможности для роста инвестиций как в долгосрочной, так и уже в ближайшей перспективе. Планируется создание двух типов ОЭЗ: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Сейчас проект федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» находится в Государственной думе, 9 июня он был принят в первом чтении.
Пожалуй, это наиболее значимые направления работы.
– Тогда стоит ли ожидать в ближайшее время каких-то заметных изменений в инвестиционной политике государства?
– Конечно, экономическая политика должна быть гибкой, и набор ее инструментов необходимо время от времени «настраивать», чтобы эффективно реагировать на изменение условий социально-экономического развития. Такого рода изменения могут быть, и время покажет, какими они будут. Однако вектор политики мы видим четко, и он не меняется: создание максимально благоприятных условий для деятельности инвесторов в России, не делая между ними различий или преференций: ни между отечественными и иностранными инвесторами, ни в пользу каких-либо отраслей.
– Как вы думаете, позволит ли переход России на международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) привлечь инвесторов?
– Безусловно, банки и многие российские компании уже ведут свою отчетность по международным стандартам, и, я думаю, эффект этого мы уже получаем. Ведь МСФО – это тот язык, на котором иностранный инвестор привык говорить, и возможность его применения – один из ключевых моментов при принятии решения об инвестировании в российские активы: как в случае прямых, так и в случае портфельных инвестиций.
– Как вы думаете, не станет ли Закон о противодействии легализации преступных доходов причиной отказа инвесторов, и зарубежных и отечественных, вкладывать свои деньги в российскую экономику?
– Я думаю, что от принятия данного закона стратегически Россия, безусловно, выиграет. Ведь цель страны – не просто привлечь капиталы любой ценой. Сегодня мы стремимся обеспечить устойчивый экономический рост, в том числе с помощью новых инвестиций. А если рассуждать по-другому, то значит, можно рекомендовать нам превратиться в офшор. Но думаю, ни один здравомыслящий человек не скажет, что это и есть благо для России.
– Какие страны сейчас инвестируют средства в российскую экономику? Можно ли ожидать, что в обозримом будущем таких стран станет больше?
– Если посмотреть на статистические данные за первый квартал этого года, то на первом месте по объему иностранных инвестиций стоят Кипр и Люксембург – 18,9 и 15,9% соответственно. Однако мы понимаем, что большая часть этих инвестиций – реинвестирование российских предприятий. Далее идут традиционные страны – инвесторы в российскую экономику: Нидерланды (15%), Германия и Великобритания (на них приходится примерно по 10%), США (7,6%) и Франция (4,3%). Надеемся, что сотрудничество с традиционными партнерами будет развиваться, а также ждем появления новых стран-партнеров.
– А отечественные инвесторы? Кто они?
– Опять-таки приведу цифры: за первый квартал этого года объем инвестиций в основной капитал составил 517,8 млрд. руб., что на 9,2% больше по сравнению с показателем прошлого года (412,6 млрд. руб.). А из объема инвестиций в основной капитал, вычисленного без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности, лишь 10,3% приходится на инвестиции из-за рубежа. Все остальное вложили отечественные инвесторы.
– Куда инвесторы предпочитают сейчас вкладывать деньги, в какие отрасли? Ожидать ли изменений в этом списке в ближайшее время или в перспективе?
– Пока в отраслевой структуре инвестиций лидируют отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых (на них приходится 24,1% объема инвестиций). С ними сопоставимы лишь объемы инвестиций в сектор транспорта и связи (21,9%), а также в обрабатывающие производства (19,9%). Также довольно значительны инвестиции в сектор операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, на который приходится 11,6% инвестиций.
Что касается изменений в данной структуре, то, как вы знаете, диверсификация экономики выступает одним из ориентиров деятельности правительства, и увеличение доли инвестиций в обрабатывающие отрасли с 17,5% в первом квартале прошлого года до почти 20% в этом году является индикатором движения к данному ориентиру.
Светлана Стрельникова.

Поделиться