Версия для печати 7226 Материалы по теме
Закон об ОМС внесли в Госдуму через депутатов
врачи
Структура российской системы обязательного медицинского страхования станет более централизованной, в нее войдут практически все виды медицинской помощи, а страховой полис превратится из документа локального действия в работающий на территории всей страны. Это основные новшества, заложенные в проекте закона об ОМС, внесенном в конце минувшей недели в Государственную думу группой депутатов от «Единой России». Новый  законодательный документ был разработан чиновниками Министерства здравоохранения и социального развития и за полгода претерпел несколько редакций. Первые из них были жестко раскритикованы другими заинтересованными ведомствами (в частности, Минфин выступал против всех основных предложений  ведомства Татьяны Голиковой), поэтому на этот раз разработчики закона призвали на помощь депутатов из думского комитета по охране здоровья. Они и внесли в Госдуму документ от своего имени, избавив тем самым чиновников от здравоохранения от необходимости предварительных согласований с другими ведомствами. Как сообщили «Времени новостей» в Минздравсоцразвития, рассмотрение проекта закона об ОМС в первом чтении должно состояться ровно через 30 дней после внесения, то есть в первой декаде июля. К этому моменту должно завершиться общественное обсуждение и, как уверяют чиновники, будут внесены все необходимые поправки.

Но принципиальных изменений вряд ли стоит ожидать, предупреждают в ведомстве г-жи Голиковой. Ведь и сам проект закона «никаких революций» отрасли не предвещает, заявил на днях руководитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Юрин, комментируя новый документ. Именно этот «консерватизм» авторов закона и вызывает массу вопросов у пациентов, страховщиков, экономистов. По общему мнению непричастных к написанию законопроекта, власти просто поставили галочку в графе «реформа здравоохранения», ничего не поменяв по существу. Опрошенные «Временем новостей» эксперты полагают, что толком не проработаны такие ключевые вопросы, как переход отрасли на одноканальное финансирование, оплата по полному тарифу, использование только страховых принципов. Разрекламированные же чиновниками «нововведения» -- единый для всей страны страховой полис, возможность получения помощи по нему в любой точке страны, а также выбора пациентом врача, медучреждения и страховой компании -- на самом деле не новость. Они прописаны в действующем сейчас законе, хотя на практике не работают. Чтобы заставить ОМС работать именно так, как обещают власти, уверены эксперты, надо менять всю инфраструктуру, все связи внутри системы.

Показательно, что большое опасение у людей, знающих работу отечественного здравоохранения изнутри, вызывает как раз та часть проекта нового закона, где говорится о начале перехода на столь необходимое одноканальное финансирование. Для этого для начала предлагается включить в ОМС те виды медпомощи, которые никогда в него не входили: родовспоможение, скорую и психиатрическую помощь, лечение инфекционных заболеваний, высокотехнологическую медпомощь. «Сейчас все эти виды помощи финансируются отдельно, в том числе из местных бюджетов, -- высказал «Времени новостей» свои опасения депутат Госдумы, академик РАМН Сергей Колесников. -- Включение их в ОМС может породить у местных властей желание сэкономить, снизить финансирование». И эта экономия региональных администраций может принести системе здравоохранения потери, превышающие тот объем средств, которые власти надеются получить за счет изменения размеров страхового тарифа в фонды ОМС.

В конце минувшей недели Белый дом утвердил изменения тарифной сетки, по которым платежи в систему обязательного медстрахования с 2011 года будут составлять уже не 3,1, а 5,1% от фонда оплаты труда предприятий. При этом решено, что увеличивающиеся потоки (3,1%) будут направлены в Федеральный фонд ОМС, а территориальным фондам по-прежнему будет доставаться 2%. Предполагается, что это повышение отчислений с работодателей в абсолютном выражении принесет системе ОМС в ближайшие два года на 460 млрд руб. больше, чем отрасль могла бы получить от единого социального налога. И основным распорядителем этой суммы будут уже не региональные структуры ОМС, а федеральный фонд. Непосредственно в систему ОМС попадет только 136 млрд руб. (они пойдут на дополнительное финансирование медпомощи неработающим пенсионерам, за счет этих средств будет увеличена оплата медицинского персонала, закуплены расходные материалы и диагностическое оборудование). Основная же часть средств (300 млрд руб.) будет выделена в отдельный «фонд в фонде» и пойдет на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, капитальный и текущий ремонт поликлиник и больниц. Еще 24 млрд руб. предлагается направить на информатизацию отрасли.

Дополнительные миллиарды и их перераспределение никак не скажутся на качестве медицинского обслуживания в рамках ОМС, считает директор Института социальной политики РАН Евгений Гонтмахер. По его словам, оно может стать только хуже. Например, в области скорой помощи, если для ее оказания обязательным условием станет наличие страхового полиса у пациента. «Это очень опасная норма, заложенная в новом законе, -- сказал «Времени новостей» руководитель Всероссийского союза пациентов Александр Саверский. -- Людям смогут на этом основании отказывать в помощи, что не соответствует Конституции».

И экономист, и защитник прав пациентов сомневаются в том, что при включении высокотехнологичных видов помощи в ОМС Минздравсоцразвития сможет правильно посчитать их стоимость. И достаточно проиндексировать финансирование программы государственных гарантий в сфере здравоохранения. «Совершенно не решен ключевой вопрос -- сколько стоит российское здравоохранение. Сейчас говорится только о том, сколько государство на него может потратить. Поэтому финансово-экономическое обоснование, которое Минздравсоцразвития прикладывает к законопроекту, не имеет под собой почвы», -- заявил «Времени новостей» г-н Гонтмахер, проведший собственные подсчеты. По его словам, основная проблема нашей медицины -- это недофинансирование, и 460 дополнительных миллиардов за три года «погоды не сделают». «Сейчас мы тратим примерно 3,5% ВВП на здравоохранение, а нужно 7%. И это минимальный уровень, который позволяет только остановить рост заболеваемости», -- считает эксперт. По его словам, по сути, именно 7% сейчас и тратится на медицину, только половина этих денег перетекает из карманов граждан в карманы врачей нелегально. Вывести все затраты россиян на лекарства и лечение в правовое поле, вложить эти средства в поддержание системы ОМС, а не отдельных медиков -- вот глобальная задача для реформирования, уверен г-н Гонтмахер.

Депутат Колесников в свою очередь полагает, что недостатки закона об ОМС можно будет исправить с помощью подзаконных актов. «Идеальных законов не бывает. От того, что будет прописано в документах, сопровождающих закон, будет зависеть все, -- пояснил он «Времени новостей». -- Первоначальный текст очень мало говорит о том, что это за документ. Есть ли у Минздравсоцразвития четкое представление о том, что они делают, будет понятно из дополнительных документов», -- отмечает депутат. Правда, права на ошибку у ведомства Татьяны Голиковой нет, ведь третье чтение закона будет фактически накануне распределения трехлетнего бюджета 2011--2014 годов, в октябре.

Источник: "Время Новостей"
Поделиться