21 мая в Москве прошла X конференция, организованная Комитетом государственных заимствований города Москвы.
В этом году мероприятие было посвящено теме «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ и инноваций на современном этапе». В работе конференции приняли участие более 320 человек, в том числе представители органов власти из 47 субъектов Федерации.
В ходе конференции обсуждалось состояние российской экономики на выходе из кризиса и перспективы развития системы стратегического планирования; совершенствование правового регулирования финансовых рынков России; перспективы развития малого и среднего предпринимательства; использование инструментов государственной поддержки региональных инвестиционных проектов, реализуемых на принципах ГЧП; влияние качества управления на рейтинги российских городов и регионов.
Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д. Н. Ананьев рассказал о текущей ситуации в экономике России. По его словам, наблюдается положительная динамика роста ВВП на 0,6 % с ноября 2009 года, рост промышленного производства в марте 2010 года по отношению к марту 2009 года составил 5,7 %, инфляция за четыре месяца 2010 года снизилась на 3,5 %. Но, надо отметить, тенденция роста неустойчива и сохраняется ряд негативных моментов: вывоз капитала частным сектором за I квартал 2010 года составил 12,9 млрд долл., сохраняется высокий уровень безработицы — 8,8 %, банковское кредитование находится в стагнации, дефицит федерального бюджета за I квартал 2010 года составил 444,61 млрд руб.
Говоря о ситуации на рынке внутреннего долга России, Д. Н. Ананьев заметил, что доля Москвы в общей сумме внутреннего долга составляет 55 %, остальные 45 % приходятся на регионы. «На ближайшие три года приходится пик погашений долгов субъектами Федерации. Вместе с тем из-за серьезного падения налоговых поступлений в регионах произошло масштабное сокращение инвестиционных программ. Более того, с 2011 года не планируется предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета субъектам Федерации в связи с исчерпанием Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, концентрация капитала в центральном регионе препятствует доступу инвестиций в другие регионы», — рассказал Д. Н. Ананьев. Исходя из этого, считает сенатор, «острый дефицит финансирования инвестиционных программ регионов требует серьезного внимания со стороны правительства».
«В России складывается негативный инвестиционный климат: неэффективные законодательство и система регулирования, низкая ликвидность инструментов долгового рынка регионов и высокая стоимость заимствований, недостаточно развитая инфраструктура привлечения инвестиций. Накопленные проблемы требуют принятия мер системного характера», — подчеркнул Д. Н. Ананьев. Среди первоочередных мероприятий глава комитета Совета Федерации назвал:
Первый заместитель мэра Москвы Ю. В. Росляк также подчеркнул, что российские регионы остро нуждаются в инвестициях и необходимо формирование устойчивой, позитивной политики по привлечению инвестиций. «Для этого нужна площадка, которая обладала бы необходимым потенциалом для привлечения инвестиций, обладала бы возможностью формирования необходимых условий, чтобы это было надежно и гарантированно для обеих сторон». Такой площадкой, по замыслу московских властей, должна стать столица России. «Формирование единого российского финансового рынка на территории города Москвы станет для столичных властей основной задачей на ближайшие 5–10 лет», — подчеркнул Ю. В. Росляк.
По словам чиновника, Москва стала практиковать плановый дефицит бюджета при формировании соответствующих бюджетных показателей и последующее привлечение инвестиций для закрытия этого дефицита на открытых рынках с 1997 года. «Это позволяет выстраивать портфель государственного долга диверсифицировано. Однако мы используем инструменты государственного долга только на программы городского развития. Важнейшая задача — сделать эти средства доступными для любого региона», — сказал вице-мэр.
Как отметил Ю. В. Росляк, «президент и премьер России поставили задачу создать в Москве международный финансовый центр. Среднесрочная цель — совершенствование российского законодательства, чтобы международным финансовым капиталам было выгодно работать в России, а также создание условий для быстрого и достоверного оформления финансовых процедур, обеспечения защиты инвестиций». По словам вице-мэра, работу необходимо выстроить таким образом, чтобы иностранцам было комфортно и легко работать в Москве. «Москва участвует в процессе создания международного финансового центра на законодательном уровне, пакет формируется, и некоторые предложения уже внесены в Госдуму и одобрены», — сказал в заключение представитель правительства Москвы.
Заместитель руководителя Департамента инвестиционных программ и проектов Министерства регионального развития РФ А. В. Печенова рассказала о деятельности Инвестиционного фонда РФ. «В условиях высокой востребованности государственных инвестиций в сфере развития государственно-частного партнерства Инвестфонд является действенным инструментом инвестиционной политики регионального развития, и в отличие от других инструментов ГЧП нормативно-правовая база Инвестфонда наиболее методологически проработана», — подчеркнула А. В. Печенова. Средства Инвестфонда выделяются в различных формах: государственные капитальные вложения, субсидии, взнос в уставный капитал, механизмы концессии. За время деятельности Фонда, начиная с 2005 года, через его механизмы было вложено в экономику 146 млрд руб. Сегодня Инвестфонд реализует 20 государственных проектов и 23 региональных инвестиционных проекта, причем региональных — на общую сумму более 104 млрд руб.
Российские регионы, заинтересованные во внедрении энергосберегающих инновационных технологий, могут воспользоваться грантами правительства Швеции для организации необходимых предпроектных исследований, а также льготными условиями кредитования поставок оборудования и технологий, которые обеспечиваются шведским агентством по кредитованию экспорта. Для предприятий ЖКХ Москвы интерес могут представлять инновационные решения шведских разработчиков в области сбора и переработки мусора, водоснабжения и очистки сточных вод, использования биогаза и другие технологии. Презентационные материалы шведских участников конференции (преимущественно на русском языке) доступны на сайте Комитета государственных заимствований города Москвы www.moscowdebt.ru.
В этом году мероприятие было посвящено теме «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ и инноваций на современном этапе». В работе конференции приняли участие более 320 человек, в том числе представители органов власти из 47 субъектов Федерации.
В ходе конференции обсуждалось состояние российской экономики на выходе из кризиса и перспективы развития системы стратегического планирования; совершенствование правового регулирования финансовых рынков России; перспективы развития малого и среднего предпринимательства; использование инструментов государственной поддержки региональных инвестиционных проектов, реализуемых на принципах ГЧП; влияние качества управления на рейтинги российских городов и регионов.
Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д. Н. Ананьев рассказал о текущей ситуации в экономике России. По его словам, наблюдается положительная динамика роста ВВП на 0,6 % с ноября 2009 года, рост промышленного производства в марте 2010 года по отношению к марту 2009 года составил 5,7 %, инфляция за четыре месяца 2010 года снизилась на 3,5 %. Но, надо отметить, тенденция роста неустойчива и сохраняется ряд негативных моментов: вывоз капитала частным сектором за I квартал 2010 года составил 12,9 млрд долл., сохраняется высокий уровень безработицы — 8,8 %, банковское кредитование находится в стагнации, дефицит федерального бюджета за I квартал 2010 года составил 444,61 млрд руб.
Говоря о ситуации на рынке внутреннего долга России, Д. Н. Ананьев заметил, что доля Москвы в общей сумме внутреннего долга составляет 55 %, остальные 45 % приходятся на регионы. «На ближайшие три года приходится пик погашений долгов субъектами Федерации. Вместе с тем из-за серьезного падения налоговых поступлений в регионах произошло масштабное сокращение инвестиционных программ. Более того, с 2011 года не планируется предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета субъектам Федерации в связи с исчерпанием Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, концентрация капитала в центральном регионе препятствует доступу инвестиций в другие регионы», — рассказал Д. Н. Ананьев. Исходя из этого, считает сенатор, «острый дефицит финансирования инвестиционных программ регионов требует серьезного внимания со стороны правительства».
«В России складывается негативный инвестиционный климат: неэффективные законодательство и система регулирования, низкая ликвидность инструментов долгового рынка регионов и высокая стоимость заимствований, недостаточно развитая инфраструктура привлечения инвестиций. Накопленные проблемы требуют принятия мер системного характера», — подчеркнул Д. Н. Ананьев. Среди первоочередных мероприятий глава комитета Совета Федерации назвал:
- развитие системы эффективного и прозрачного управления финансами регионов;
- усовершенствование бюджетного законодательства и системы регулирования долгового рынка регионов;
- активное использование механизмов государственно-частного партнерства;
- развитие региональных институтов по привлечению инвестиций, в том числе создание региональных венчурных фондов;
- расширение использования механизма особых экономических зон.
Первый заместитель мэра Москвы Ю. В. Росляк также подчеркнул, что российские регионы остро нуждаются в инвестициях и необходимо формирование устойчивой, позитивной политики по привлечению инвестиций. «Для этого нужна площадка, которая обладала бы необходимым потенциалом для привлечения инвестиций, обладала бы возможностью формирования необходимых условий, чтобы это было надежно и гарантированно для обеих сторон». Такой площадкой, по замыслу московских властей, должна стать столица России. «Формирование единого российского финансового рынка на территории города Москвы станет для столичных властей основной задачей на ближайшие 5–10 лет», — подчеркнул Ю. В. Росляк.
По словам чиновника, Москва стала практиковать плановый дефицит бюджета при формировании соответствующих бюджетных показателей и последующее привлечение инвестиций для закрытия этого дефицита на открытых рынках с 1997 года. «Это позволяет выстраивать портфель государственного долга диверсифицировано. Однако мы используем инструменты государственного долга только на программы городского развития. Важнейшая задача — сделать эти средства доступными для любого региона», — сказал вице-мэр.
Как отметил Ю. В. Росляк, «президент и премьер России поставили задачу создать в Москве международный финансовый центр. Среднесрочная цель — совершенствование российского законодательства, чтобы международным финансовым капиталам было выгодно работать в России, а также создание условий для быстрого и достоверного оформления финансовых процедур, обеспечения защиты инвестиций». По словам вице-мэра, работу необходимо выстроить таким образом, чтобы иностранцам было комфортно и легко работать в Москве. «Москва участвует в процессе создания международного финансового центра на законодательном уровне, пакет формируется, и некоторые предложения уже внесены в Госдуму и одобрены», — сказал в заключение представитель правительства Москвы.
Заместитель руководителя Департамента инвестиционных программ и проектов Министерства регионального развития РФ А. В. Печенова рассказала о деятельности Инвестиционного фонда РФ. «В условиях высокой востребованности государственных инвестиций в сфере развития государственно-частного партнерства Инвестфонд является действенным инструментом инвестиционной политики регионального развития, и в отличие от других инструментов ГЧП нормативно-правовая база Инвестфонда наиболее методологически проработана», — подчеркнула А. В. Печенова. Средства Инвестфонда выделяются в различных формах: государственные капитальные вложения, субсидии, взнос в уставный капитал, механизмы концессии. За время деятельности Фонда, начиная с 2005 года, через его механизмы было вложено в экономику 146 млрд руб. Сегодня Инвестфонд реализует 20 государственных проектов и 23 региональных инвестиционных проекта, причем региональных — на общую сумму более 104 млрд руб.
Шведский опыт — российским регионам
В рамках отдельного тематического заседания несколько крупных шведских компаний поделились своим опытом финансирования и реализации инвестиционных проектов по внедрению инновационных энергосберегающих технологий, который может быть интересен и полезен для российских регионов и муниципалитетов. Актуальность этой темы весьма высока в свете Указа Президента РФ от 13 мая 2010 г. № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».Российские регионы, заинтересованные во внедрении энергосберегающих инновационных технологий, могут воспользоваться грантами правительства Швеции для организации необходимых предпроектных исследований, а также льготными условиями кредитования поставок оборудования и технологий, которые обеспечиваются шведским агентством по кредитованию экспорта. Для предприятий ЖКХ Москвы интерес могут представлять инновационные решения шведских разработчиков в области сбора и переработки мусора, водоснабжения и очистки сточных вод, использования биогаза и другие технологии. Презентационные материалы шведских участников конференции (преимущественно на русском языке) доступны на сайте Комитета государственных заимствований города Москвы www.moscowdebt.ru.