Круглый стол на данную тему состоялся 28–29 мая в Калужской области. Мероприятие было организовано Комитетом Совета Федерации по бюджету, правительством Калужской области при поддержке компании «Бюджетные и Финансовые Технологии».
В работе круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, представители Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Министерства регионального развития РФ, представители государственных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Как отметили участники круглого стола, кризисные явления, которые мы наблюдаем на протяжении последних трех лет, негативно сказались на доходах и сбалансированности региональных и местных бюджетов. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2009 году составили 5,9 трлн руб. при дефиците в 331 млрд руб., что в шесть раз больше чем годом ранее. Дефицит региональных бюджетов составил 278 млрд руб., местных бюджетов — 53 млрд руб. Число дефицитных региональных бюджетов увеличилось с 44 до 62.
Увеличение дефицита региональных и местных бюджетов привело к росту долговой нагрузки. В этой ситуации становится понятно, что без дотаций из федерального бюджета проблему финансового обеспечения региональных и местных бюджетов субъекты Федерации решить не смогут. Однако в 2010 году регионы получат в два раза (90 млрд руб.) меньше дотаций на сбалансированность по сравнению с 2009 годом. Объем средств Фонда финансовой поддержки регионов составляет 396,9 млрд руб. Рост по сравнению с 2009 годом незначительный — всего 6 %. Таким образом, в условиях снижения поступлений доходов в бюджеты РФ и увеличения расходных обязательств проблема финансовой несбалансированности бюджетов может стать еще более острой. Анализируя создавшуюся ситуацию, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету А. В. Смирнов указал на то, что если государство нацелено на решение задач модернизационного свойства, на взращивание ростков научно-технического прогресса, то развитие регионов и муниципальных образований должно быть одной из приоритетных задач правительства.
Выступление директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А. М. Лаврова было посвящено Программе повышения эффективности бюджетных расходов и Федеральному закону № 83-ФЗ. Говоря о новом документе, Лавров отметил, что это первая программа, которая охватывает комплекс вопросов, связанных с бюджетным процессом, межбюджетными отношениями, финансовым контролем и т. д. Как считает представитель Минфина, многие проблемные вопросы в документе получили достойное решение. В частности, поставлена четкая политическая задача, направленная на отказ от льгот по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством. «Эта проблема давно обсуждается и вот впервые она зафиксирована в официальном документе», — констатировал Лавров. Более того, по словам выступающего, уже готовится первый пакет законов, направленных на отмену льгот.
Переходя к обсуждению нового Федерального закона № 83-ФЗ, Лавров отметил несколько моментов, на которых при реализации документа нужно сконцентрировать особое внимание. Так, например, в существующих законах о здравоохранении, образовании, о библиотеках и библиотечном деле указано, что соответствующие услуги могут оказываться в том числе и за плату. Означает ли это, что их можно включать в госзадания? Позиция Минфина России четкая: такой возможности быть не должно. И чтобы в дальнейшем не возникало такого соблазна, нужно провести жесткую линию между услугами, которые могут включаться в задание, и теми, что не могут. Вопрос, в каком законе или нормативном акте это должно быть прописано, пока остается открытым.
В работе круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, представители Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Министерства регионального развития РФ, представители государственных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Как отметили участники круглого стола, кризисные явления, которые мы наблюдаем на протяжении последних трех лет, негативно сказались на доходах и сбалансированности региональных и местных бюджетов. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2009 году составили 5,9 трлн руб. при дефиците в 331 млрд руб., что в шесть раз больше чем годом ранее. Дефицит региональных бюджетов составил 278 млрд руб., местных бюджетов — 53 млрд руб. Число дефицитных региональных бюджетов увеличилось с 44 до 62.
Увеличение дефицита региональных и местных бюджетов привело к росту долговой нагрузки. В этой ситуации становится понятно, что без дотаций из федерального бюджета проблему финансового обеспечения региональных и местных бюджетов субъекты Федерации решить не смогут. Однако в 2010 году регионы получат в два раза (90 млрд руб.) меньше дотаций на сбалансированность по сравнению с 2009 годом. Объем средств Фонда финансовой поддержки регионов составляет 396,9 млрд руб. Рост по сравнению с 2009 годом незначительный — всего 6 %. Таким образом, в условиях снижения поступлений доходов в бюджеты РФ и увеличения расходных обязательств проблема финансовой несбалансированности бюджетов может стать еще более острой. Анализируя создавшуюся ситуацию, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету А. В. Смирнов указал на то, что если государство нацелено на решение задач модернизационного свойства, на взращивание ростков научно-технического прогресса, то развитие регионов и муниципальных образований должно быть одной из приоритетных задач правительства.
Выступление директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А. М. Лаврова было посвящено Программе повышения эффективности бюджетных расходов и Федеральному закону № 83-ФЗ. Говоря о новом документе, Лавров отметил, что это первая программа, которая охватывает комплекс вопросов, связанных с бюджетным процессом, межбюджетными отношениями, финансовым контролем и т. д. Как считает представитель Минфина, многие проблемные вопросы в документе получили достойное решение. В частности, поставлена четкая политическая задача, направленная на отказ от льгот по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством. «Эта проблема давно обсуждается и вот впервые она зафиксирована в официальном документе», — констатировал Лавров. Более того, по словам выступающего, уже готовится первый пакет законов, направленных на отмену льгот.
Переходя к обсуждению нового Федерального закона № 83-ФЗ, Лавров отметил несколько моментов, на которых при реализации документа нужно сконцентрировать особое внимание. Так, например, в существующих законах о здравоохранении, образовании, о библиотеках и библиотечном деле указано, что соответствующие услуги могут оказываться в том числе и за плату. Означает ли это, что их можно включать в госзадания? Позиция Минфина России четкая: такой возможности быть не должно. И чтобы в дальнейшем не возникало такого соблазна, нужно провести жесткую линию между услугами, которые могут включаться в задание, и теми, что не могут. Вопрос, в каком законе или нормативном акте это должно быть прописано, пока остается открытым.