Республика Дагестан стремится к достижению устойчивых темпов социально-экономического развития, обеспечивающих повышение уровня и качества жизни населения. Это возможно лишь за счет формирования инновационной, инвестиционно привлекательной, социально-ориентированной и эффективной экономики, которая бы опиралась на имеющиеся у региона преимущества и ресурсы. О том, что именно делается в этом направлении, рассказывает Президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедалиевич МАГОМЕДОВ.
— Магомедсалам Магомедалиевич, каковы приоритеты экономического развития Республики Дагестан? Какие цели ставятся перед экономикой республики в среднесрочной перспективе?
— Мы намерены сделать упор на следующие основные направления: топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, нефтегазовая отрасль, производство строительных материалов, санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплексы, а также создание транспортно-консолидирующего и логистического комплекса. Тем самым в среднесрочной перспективе (до 2015 года) мы сможем рассчитывать на рост (по сравнению с 2009 годом) валового регионального продукта в 2,1 раза, объемов промышленного производства — в 2,3 раза, валовой продукции сельского хозяйства — в 1,5 раза, инвестиций в основной капитал — в 2,4 раза, розничного товарооборота — в 2 раза, реально располагаемых денежных доходов населения — в 1,8 раза. При этом снижение общего уровня безработицы предполагается с 13,2 процента до 10 процентов.
Ситуация требует от нас комплексного подхода к решению проблем стабилизации социально-экономического положения республики и обеспечения устойчивого экономического роста. Необходима концентрация усилий отраслевых ведомств, консолидация различных видов государственной поддержки.
— Насколько остро сегодня ощущается необходимость поддержки республики из федерального бюджета?
— Федеральный центр всегда с большим вниманием относился к проблемам республики, в том числе в бюджетных вопросах. Эти проблемы обусловлены недостаточным налоговым потенциалом нашего региона, что признает и Министерство финансов Российской Федерации. Дагестан находится на одном из последних мест среди регионов России по уровню бюджетной обеспеченности. Удельный вес федеральных трансфертов в общем объеме доходов бюджета республики остается преобладающим, поскольку низкий налоговый потенциал Дагестана не позволяет в полной мере реализовать свои расходные обязательства.
В пользу необходимости федеральной поддержки свидетельствует и структура наших бюджетных расходов. В объеме консолидированного бюджета Республики Дагестан на 2010 год удельный вес расходов на заработную плату с начислениями — один из наиболее высоких в Российской Федерации. В 2009 году республика столкнулась с проблемой сокращения объемов финансирования из федерального бюджета. В процессе исполнения бюджета были исключены федеральные субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, объемы федеральных средств, направляемые на строительство объектов социальной инфраструктуры в рамках Федеральной целевой программы «Юг России (2008–2012 гг.)».
При формировании федерального бюджета на 2010 год бюджетные инвестиции, направляемые на строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, также были значительно уменьшены, что исключает возможность своевременного ввода объектов в эксплуатацию, приводит к замедлению развития смежных отраслей, увеличению числа незанятого населения. Таким образом, потребность в федеральной финансовой поддержке республики сохраняется.
— На федеральном уровне продолжается разработка проекта Комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2020 года. Что было бы целесообразно включить в этот проект с точки зрения интересов Дагестана?
— Предложения по Республике Дагестан и вся необходимая информация для включения в проект Стратегии уже представлены в аппарат полпреда Президента РФ в Северо-Кавказском Федеральном округе. В экономике республики имеется множество проблем как в реальном секторе, так и в социальной сфере. Надеемся, что многие из них найдут свое решение в рамках реализации Комплексной стратегии социально-экономического развития СКФО. В конце апреля в Минрегион России и Национальное агентство прямых инвестиций направлена информация по 53 бизнес-проектам, 32 инфраструктурным проектам и 128 социальным проектам Республики Дагестан.
В перечень инфраструктурных проектов включены мероприятия по реконструкции и модернизации участков федеральных автомобильных дорог на территории республики, по строительству и реконструкции автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения, реконструкции Махачкалинского морского торгового порта и Махачкалинского международного аэропорта, обустройству инженерной инфраструктуры инвестиционных площадок. В социальной сфере предусматривается строительство объектов здравоохранения и образования, учреждений культуры и спортивных сооружений. Существуют и проекты в области развития гидроэнергетики, агропромышленного комплекса, производства стройматериалов, транспортно-логистического, санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплексов. Реальность их реализации во многом будет определяться объемами финансовой поддержки республики из федерального бюджета, а также объемами привлеченных инвестиций. Актуальным для Республики Дагестан является рассмотрение предложений о создании в регионе особых экономических зон туристско-рекреационного и промышленно-производственного типов.
— Вы затронули тему инвестиций. Как бы вы оценили инвестиционный климат Республики Дагестан?
— Среди факторов, делающих нашу республику потенциально привлекательной для инвестиций, — выгодное географическое положение, обеспеченность собственными энергоносителями (электроэнергия, нефть, газ), развитая транспортная инфраструктура, наличие свободных земель сельскохозяйственного значения, значительный туристско-рекреационный потенциал, а также высокий процент экономически активного населения. В республике сформирована вся необходимая нормативно-правовая база, более того, она благоприятна для инвесторов.
Так, было принято постановление Правительства Республики Дагестан, в соответствии с которым предприятиям и индивидуальным предпринимателям оказывается государственная поддержка в форме предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам. Также приняты нормативные акты об освобождении предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, от налога на имущество организаций на срок окупаемости инвестиционного проекта, о государственных гарантиях в обеспечение возврата заемных средств, привлекаемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов, о льготах при аренде объектов недвижимости и земельных участков и т. д. В рамках ФЦП «Юг России» выполняются работы по созданию инженерной инфраструктуры для развития туристско-рекреационных комплексов на инвестиционных площадках «Немецкая деревня “Порт-Петровск”», «Новокаякент», «Дарваг-чай», «Чиндирчеро», а также на инвестиционной площадке промышленно-производственного типа в поселке Тюбе Кумторкалинского района.
Вместе с тем в настоящее время Дагестан обладает невысокой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено сложившимися представлениями о значительных экономических и социальных рисках на Северном Кавказе, а также недостаточной развитостью инженерной и социальной инфраструктур, наличием административных барьеров, дефицитом квалифицированных кадров. Среди наиболее перспективных сфер привлечения инвестиций для реализации крупных инвестиционных проектов следует отметить гидроэлектроэнергетику, производство строительных материалов, химическую, стекольную, пищевую промышленность, а также сельское хозяйство и туризм.
— Расскажите об основных направлениях социальной политики, проводимой в республике, и, в частности, о том, как осуществляется поддержка отдельных категорий населения.
— Ключевым направлением социальной политики остается повышение уровня и качества жизни населения за счет обеспечения экономического роста, сохранения действующих и создания новых рабочих мест, увеличения размеров оплаты труда работающих граждан и одновременно с этим — поддержка социально уязвимых групп населения. Следует принять во внимание, что более трети жителей Республики Дагестан нуждаются в различных видах социальной поддержки, поэтому повышенное внимание уделяется реализации адресных социальных программ, направленных на оказание необходимой помощи отдельным категориям граждан и семьям, нуждающимся в особой заботе государства (живущим преимущественно на пенсии и различные виды пособий).
Наиболее значимой в социальном плане программой является осуществление мероприятий по улучшению социально-экономического положения инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в том числе за счет улучшения их жилищных условий и оказания прямой материальной поддержки. Так, в апреле 2010 года вдвое увеличен размер дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, выплачиваемого участникам Великой Отечественной войны из республиканского бюджета. Также в два раза, до 20 тысяч рублей, повышен размер единовременной материальной выплаты участникам войны в связи с празднованием 65-летия Победы.
Принимаются дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Так, за счет средств республиканского бюджета выплачиваются единовременные денежные выплаты семьям при рождении пятого и каждого последующего ребенка (по 10 тысяч рублей), 10–11 ребенка (по 300 тысяч рублей), одновременно двух, трех и более детей (по 20 и 100 тысяч рублей соответственно). Наряду с этим повышение эффективности системы социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми обеспечивается за счет оптимизации и дальнейшего развития сети учреждений социального обслуживания населения, внедрения в их деятельность государственных стандартов, предусматривающих соблюдение установленных требований к объемам и нормам предоставления государственных услуг.
— Как малый бизнес республики пережил прошлый год и как ощущает себя в текущем? Какая поддержка ему оказывается?
— В период экономического кризиса малому и среднему предпринимательству уделяется особое внимание как одному из приоритетных направлений развития экономики республики. Содействие развитию этого сектора экономики осуществляется в рамках уже пятой по счету республиканской целевой программы, в которой предусмотрено 39 различных направлений поддержки. Ее финансирование из республиканского бюджета в 2009 году увеличилось почти в шесть раз по сравнению с 2008 годом, вырос и объем федеральной помощи. Отмечу, что в 2009 году поступления в бюджет Республики Дагестан от субъектов малого и среднего предпринимательства возросли по сравнению с 2008 годом более чем в 1,8 раза.
Меры по поддержке малого бизнеса принимаются также муниципальными районами и городскими округами. Соответствующие программы утверждены во всех 52 городских округах и районах республики, в некоторых из них созданы информационно-аналитические центры развития предпринимательства, муниципальные фонды микрофинансирования. В 2010 году на реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса из республиканского бюджета предусмотрено 5 миллионов рублей.
В малом и среднем предпринимательстве предполагается сделать акцент на развитии производства сельскохозяйственной продукции, туризма, промышленного производства, молодежного предпринимательства, ремесленничества, на стимулировании сбыта инновационной продукции.
— Одна из общих для регионов Северо-Кавказского округа проблем — незанятость молодежи. Как она решается в Дагестане, который традиционно является трудоизбыточным?
— В Республике Дагестан в связи с высоким естественным приростом населения проблема занятости молодежи всегда была актуальной. Так, если удельный вес молодежи в общей численности населения в целом по Российской Федерации составляет около 18–19 процентов, то у нас этот показатель всегда превышал 25–26 процентов. Более того, численность граждан в возрасте до 18 лет в 3,5 раза превышает численность граждан в пенсионном возрасте, в то время как в большинстве регионов России ситуация противоположная.
В этих условиях просто нельзя не оказывать содействия занятости молодежи. Помимо обеспечения приоритетного трудоустройства молодых людей на заявляемые работодателями вакансии, оно выражается в организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, подростков в свободное от учебы время — этими мерами ежегодно охватывается порядка 20 тысяч молодых людей.
Одной из опережающих мер по предупреждению роста безработицы среди молодежи является профессиональная подготовка. Ее главная задача — не допустить выхода подростков на рынок труда без первоначального профессионального образования, предоставить им возможность приобрести профессию или специальность, пользующуюся спросом на рынке труда. Ежегодно порядка девяти тысяч безработных граждан в возрасте 16–29 лет направляются на профессиональное обучение по востребованным на рынке труда специальностям.
Важную роль сыграла Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда на 2009 год, реализация которой позволила предупредить значительный рост безработицы. Аналогичная Программа реализуется и в 2010 году. Ею предусматривается обеспечение опережающего обучения и организация общественных работ для 2,8 тысячи работников, находящихся под риском увольнения, оказание адресной финансовой поддержки 500 гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 12 тысяч безработных граждан и т. д. Прорабатываются вопросы подбора и направления незанятых граждан для трудоустройства при строительстве олимпийских объектов в городе Сочи. В совокупности все принимаемые меры при поддержке федерального центра должны позволить нам снизить напряженность на рынке труда республики и повысить занятость населения. Большие надежды мы также возлагаем на реализацию Комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, о которой мы говорили ранее.
Справка «Бюджета»
Магомедсалам Магомедалиевич МАГОМЕДОВ, Президент Республики ДагестанРодился 1 июня 1964 г. в селении Леваши Левашинского района Республики Дагестан.
В 1986 г. окончил Дагестанский государственный университет по специальности «Экономика труда» с присвоением квалификации «экономист»; в 2000 г. — по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист». Доктор экономических наук.
В 1987–1990 гг. обучался в очной аспирантуре кафедры экономики труда Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова.
С 1991 г. — преподаватель кафедры экономики и социологии труда Дагестанского государственного университета, с 1997 г. — доцент этой же кафедры.
В 1998–2006 гг. — руководитель Рабочей группы Правительства Республики Дагестан
по освоению дагестанского сектора шельфа Каспийского моря.
В 2006–2007 гг. — Председатель Народного Собрания Республики Дагестан.
До 20 февраля 2010 г. продолжал работу в Дагестанском государственном университете (профессор, заведующий кафедрой экономики и социологии труда).
20 февраля 2010 г. наделен полномочиями Президента Республики Дагестан.
Имеет почетное звание «Заслуженный экономист Республики Дагестан», награжден Почетной грамотой Республики Дагестан, Почетной грамотой Народного Собрания Республики Дагестан. Являлся депутатом Народного Собрания Республики Дагестан
2-го, 3-го и 4-го созывов.