25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4627 Материалы по теме
В Республике Дагестан уделяется большое внимание развитию приоритетных для любого региона сфер образования и здравоохранения. Помимо работы в рамках нацпроектов многое удается сделать за счет реализации специальных республиканских программ.

Здравоохранение

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в республике позволила поднять на качественно новый уровень оказание медицинской помощи населению на первичном уровне и улучшить ряд показателей здоровья граждан за счет выявления заболеваний на ранних стадиях в рамках проведения дополнительных медицинских осмотров и диспансеризации. Реализация проекта повлияла на рост рождаемости, которая выросла с 2005 года на 20,5 % и составила 18,8 человека на 1000 человек в 2009 году (по РФ по данным за 2008 год — 12,1). При этом показатель общей смертности — один из самых низких среди субъектов Федерации (в 2009 году он составил 5,9 человека на 1000 человек).
Значительно укреплена мате­ри­­аль­но-техническая, лечебно-диа­гно­стическая база районных и городских учреждений (с начала реализации проекта в республику поступило 1136 единиц медицинского оборудования и 370 автомобилей скорой медицинской помощи). Дополнительные денежные выплаты в рамках приоритетного национального проекта получают в настоящее время около 10 тыс. медицинских работников, что позволило увеличить уровень их заработной платы в два-три раза по сравнению с уровнем 2005 года.
По наиболее значимым направлениям развития здравоохранения в республике приняты и реализуются 10 республиканских целевых программ. Одной из приоритетных является РЦП «Борьба с заболеваниями социального характера», включающая в себя подпрограммы «Борьба с туберкулезом в Республике Дагестан» и «Анти-ВИЧ/СПИД». Ее реализация позволила значительно укрепить материально-техническую базу противотуберкулезной службы, повысить эффективность выявления и лечения больных, вследствие чего существенно снизились показатели заболеваемости и смертности от данного заболевания, хотя эпидемиологическая ситуация по туберкулезу остается напряженной: ежегодно выявляется более 1,5 тыс. заболевших. Отсутствие туберкулезного стационара в Махачкале и лечение больных в амбулаторных условиях приводит к широкому распространению инфекции. Обеспеченность противотуберкулезными койками в республике в 1,4 раза меньше среднего уровня по Российской Федерации. Строительство Республиканского противотуберкулезного диспансера со стационаром на 320 коек в  Махачкале, которое осуществлялось в рамках федеральной и республиканской адресной инвестиционных программ, заморожено.
С 2006 года реализуется РЦП «О мерах по предупреждению и борьбе с онкологическими заболеваниями в Республике Дагестан». Программа позволила практически снять проблему, связанную с обеспечением больных в специализированных стационарах современными химиопрепаратами, улучшается оснащение онкологической службы современным оборудованием, повысилась выявляемость онкологических заболеваний при профосмотрах.
Реализация РЦП «Оснащение государственного учреждения “Республиканский диагностический центр”» позволила значительно укрепить материально-техническую базу указанного учреждения и обеспечить внедрение новейших методов диагностики в практику здравоохранения республики. Но несмотря на все меры материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений республики не вполне соответствует современным требованиям, что делает проблематичным достижение высоких показателей качества оказания медицинской помощи. Работа в этом направлении и будет одним из важнейших приоритетов для отрасли в ближайшей перспективе.

Образование

Стратегической целью государственной политики в области образования остается повышение доступности качественного образования, соответствующего современным запросам общества и экономики. Один из важнейших приоритетов — обновление содержания и технологий образования, в том числе активное использование информационно-коммуникационных технологий. Поставленная за последние три года современная техника (компьютеры, оснащенные выходом в Интернет, комплекты оборудования для учебных кабинетов, интерактивные доски и т. д.) должна способствовать повышению качества образовательного процесса. Пока результативность ее использования низкая и начинать здесь порой приходится с обучения владению компьютерной техникой самих педагогов.
В масштабах всей страны стоит проблема поддержки одаренных детей. Реализация РЦП «Одаренные дети» создает необходимые условия для работы с талантливыми детьми от школы до всероссийских и даже международных рейтинговых мероприятий. Уже в 2009 году в республиканских олимпиадах приняло участие в 1,5 раза больше школьников, чем в 2008 году, увеличилось и число олимпиад.
Безусловно, решить все сложные задачи, стоящие перед отраслью, могут только высококвалифицированные педагоги. И поэтому одна из самых серьезных задач — повышение квалификации, подготовка и стимулирование творческого труда педагогов. Для этого ведется работа по модернизации деятельности Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, переход на модульно-рейтинговую систему повышения квалификации педагогов, усилена подготовка учителей к использованию компьютерной техники и новых технологий образования.
За 2006–2009 годы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 312 школ, внедряющих инновационные образовательные программы, получили по 1 млн руб., 1398 лучших учителей награждены премиями по 100 тыс. руб., 235 представителей талантливой молодежи награждены премиями по 60 и 30 тыс. руб., свыше 23 тыс. классных руководителей получают ежемесячно до 1 тыс. руб. надбавки, в школы поступило 1187 комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования, 1279 общеобразовательных учреждений подключено к сети Интернет. Эта работа будет продолжаться и в дальнейшем.
Особое место в планах модернизации образования республики занимают проблемы социализации детей с ограниченными возможностями. До последнего времени у нас были специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с различными дефектами, кроме нарушений опорно-двигательного аппарата. Три года назад с помощью ЮНЕСКО мы открыли инклюзивные классы для детей с последствиями ДЦП. К сожалению, возможности охвата детей-инвалидов обучением в этих классах ограниченны. С 2010 года при активной помощи федерального центра в республике открывается Центр дистанционного обучения детей-инвалидов.
В системе образования республики сохраняются очень серьезные проблемы, и прежде всего — уровень обу­ченности школьников. Так, по итогам ЕГЭ-2009 более 1000 выпускников не получили аттестат о среднем (полном) образовании из-за неудовлетворительных результатов экзамена. Беспокоит и состояние воспитательной работы с учащимися. Все вышеуказанные проблемы — комплексные, многоплановые, требуют для своего решения объединения усилий государства, школы, общественности. По всем этим проблемам работа ведется, но еще многое предстоит сделать.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно