Версия для печати 11072 Материалы по теме
Особенности исполнения судебных актов, предусматривающих субсидиарную ответственность ГРБС
Вечеркова
Органы Федерального казначейства в своей деятельности часто сталкиваются с исполнением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с главных распорядителей бюджетных средств.
И хотя действующее законодательство довольно полно регламентирует порядок привлечения к субсидиарной ответственности, однако на практике возникают некоторые особенности, касающиеся исполнения указанных судебных актов. Эти особенности мы и хотим осветить в настоящей статье.
Анастасия Леонидовна ВЕЧЕРКОВА, начальник юридического отдела Управления Федерального казначейства по Новосибирской области

Современная судебная практика знает случаи, когда суд в рамках одного искового заявления выносит один судебный акт о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения, а в случае недостаточности указанных денежных средств — с главного распорядителя средств бюджета в порядке субсидиарной ответственности. При этом главной задачей органов Федерального казначейства является исполнение данного исполнительного документа в четком соответствии с требованиями бюджетного и гражданского законодательства.
Напомним, что в одном и том же органе Федерального казначейства могут быть открыты лицевые счета получателей бюджетных средств как основному должнику — бюджетному учреждению, так и дополнительному должнику — главному распорядителю средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Особенно часты указанные случаи при исполнении бюджетов муниципальных образований. Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

Условия и порядок исполнения судебных актов

Итак, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Данной главой, а также изданными в ее исполнение нормативно-правовыми актами Минфина России и Федерального казначейства определяются две стадии исполнения судебных актов. Первая (изначальная) стадия применяется в отношении получателя средств бюджета; вторая (при условии полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам получателя бюджетных средств) — в отношении главного распорядителя бюджетных средств.
Нормы гражданского законодательства также устанавливают два этапа привлечения к ответственности: первый этап — привлечение к основной ответственности; второй этап — привлечение к субсидиарной ответственности. Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса РФ также установлено, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Однако возможность вынесения судом решения в рамках одного судебного акта о взыскании денежных средств с бюджетного учреждения, а в случае недостаточности указанных денежных средств — с главного распорядителя средств бюджета в порядке субсидиарной ответственности предусмотрена постановлением Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации». После вступления указанного судебного акта в законную силу у органов Федерального казначейства возникают проблемы, связанные с необходимостью исполнения данных судебных актов.
Как уже указывалось выше, исполнение требований исполнительного документа в отношении субсидиарного должника в силу закона и прямого указания в самом исполнительном документе возможно лишь при недостаточности денежных средств у основного должника. При этом привлечение к ответственности основного и субсидиарного должников в рамках одного судебного акта на стадии исполнения ставит следующие вопросы: кто, помимо суда, должен установить факт недостаточности денежных средств у основного должника и в течение какого периода времени (в течение 10 рабочих дней согласно п. 3 ст. 242.5 БК РФ, в течение трех месяцев согласно п. 7 ст. 242.5 БК РФ либо другого срока) устанавливается факт недостаточности денежных средств у основного должника.
Исходя из сравнительного анализа норм, предусмотренных статьями 120, 399 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, допустимо сделать вывод, что единственным лицом на стадии исполнения судебного акта, правомочным на указанные действия, является взыскатель, так как бюджетное законодательство РФ не предусматривает возможность автоматического исполнения органом Федерального казначейства требований исполнительного документа в отношении субсидиарного должника. По нашему мнению, в этом случае взыскатель обязан осуществлять взыскание с основного и субсидиарного должника самостоятельными действиями: первое — предъявлять исполнительный документ в первую очередь в отношении основного должника; второе — в случае неисполнения требований исполнительного документа в течение трех месяцев (именно этот срок предусмотрен п. 7 ст. 242.5 БК РФ) отозвать исполнительный документ в отношении основного должника; третье —  предъявить этот же исполнительный документ, но уже в отношении субсидиарного должника. При таком алгоритме действий у органов Федерального казначейства появляется возможность исполнить данный исполнительный документ в четком соответствии с требованиями бюджетного и гражданского законодательства.
Поделиться