У регионального органа внешнего государственного финансового аудита особая роль в преодолении последствий кризисных явлений в финансах, экономике и социальной сфере. О том, какова эта роль, рассказывает председатель Счетной палаты Тюменской области Дмитрий Олегович Огородников.
— Дмитрий Олегович, 2008 и 2009 годы прошли под знаком «финансового кризиса», который значительно скорректировал планы, деятельность и вашего региона, и страны в целом. Скажите, как повлиял кризис на работу Счетной палаты Тюменской области?
— На сегодняшний день существенное место в нашей деятельности отводится оценке эффективности антикризисных мер, проводимых правительством Тюменской области, и их исполнения властными структурами различных уровней.
Так, например, с целью оценки реализации мер, направленных на содействие занятости в период финансово-экономического кризиса, Счетная палата Тюменской области провела комплексную проверку целевого и эффективного использования средств областного бюджета и областной собственности департаментом занятости Тюменской области. Кроме того, проведено три контрольных мероприятия по проверке реализации региональной программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда в 2009 году.
Повышенное внимание мы уделяем проверкам эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности, направленной на привлечение и эффективное использование отечественных и иностранных финансовых ресурсов, передовой техники, технологий и управленческого опыта. Эта работа особенно актуальна в условиях диверсификации экономики области.
В 2009 году мы провели контрольные мероприятия по проверке эффективности государственной поддержки, осуществленной за счет средств областного бюджета в 2007–2008 годах.
Мы также усилили контроль за реализацией долгосрочных целевых программ и приоритетных национальных проектов, являющихся одним из важнейших программно-целевых методов решения социальных вопросов.
Для проведения мониторинга социально-экономической ситуации в субъектах РФ Счетная палата области ежемесячно направляет в Счетную палату РФ соответствующую информацию.
В целом количество проведенных в 2009 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий увеличилось по сравнению с 2008 годом на 8 процентов.
— Сколько всего контрольных мероприятий было проведено в прошлом году?
— 61 контрольно-ревизионное и 83 экспертно-аналитических мероприятия.
Стоит отметить, что одним из важнейших направлений нашей деятельности является контроль за исполнением социальных обязательств государства перед населением. В связи с этим в прошлом году Счетная палата провела 11 контрольных мероприятий в социальной сфере: в области здравоохранения, культуры и средств массовой информации, среднего и высшего профессионального образования.
Особое внимание Счетная палата уделяет контролю за исполнением местных бюджетов. В прошлом году были проведены внешние проверки бюджетной отчетности в 16 муниципальных образованиях и совместные проверки с муниципальными контрольными органами.
— Какова структура выявляемых нарушений?
— Анализ результатов контрольно-ревизионных мероприятий, проведенных Счетной палатой Тюменской области, показывает, что в 2009 году объем выявленного нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств по сравнению с 2007–2008 годами сократился. При этом увеличился объем финансовых нарушений, связанных в том числе с несоблюдением законодательства о государственных и муниципальных закупках, о бухгалтерском учете и отчетности, Градостроительного кодекса и других нормативно-правовых актов РФ и Тюменской области.
По итогам каждого контрольного мероприятия для принятия соответствующих мер в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, иные организации направляются информационно-аналитические письма с указанием наиболее часто встречающихся нарушений. Мы проводим постоянную профилактическую работу среди получателей бюджетных средств, разъясняем действующее бюджетное законодательство, предостерегаем от нарушений, указываем на возможные системные ошибки.
— По оценкам специалистов Счетной палаты РФ, в 2009 году государству нанесен значительный вред недобросовестно проведенными госзакупками. Можно было бы существенно сэкономить, если бы конкурсы проводились честно. Проводила ли Счетная палата Тюменской области проверки в данной сфере и если да, то каковы результаты?
— Действительно, значительное количество выявляемых нарушений связано именно с несоблюдением норм Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Счетная палата Тюменской области, разумеется, особое внимание уделяет соблюдению законодательства о госзакупках.
При проведении контрольно-ревизионных мероприятий выявляются такие нарушения, как изменение стоимости поставляемых товаров, работ или услуг на сумму, превышающую предельный размер, предусмотренный контрактами. Зачастую изменяются условия исполнения контрактов; по дополнительным соглашениям увеличиваются сроки исполнения работ. Включаются в контракты условия об авансировании, тогда как конкурсной документацией и конкурсной заявкой авансирование не предусмотрено либо предусмотрено в меньшем размере. Имеют место случаи исполнения контрактов с нарушением их условий.
В большинстве случаев основные причины нарушений законодательства — незнание норм или нежелание их соблюдать участниками правовых отношений, а также несовершенство самого законодательства. С одной стороны, закон подробно регламентирует порядок размещения заказов, а с другой, как показала практика, все же не исключает возможности ошибок, допускаемых заказчиками и участниками размещения заказов. Не секрет, что закон вызывает дискуссии с момента своего появления. В него уже неоднократно вносились поправки, и тем не менее он до сих пор допускает трактовки и разночтения. Так, под лозунгом борьбы с коррупцией из закона были убраны нормы, требующие оценки квалификации участников торгов, их материально-технических возможностей, опыта работы. При желании в нем нетрудно найти необходимые лазейки для заключения «нужного» контракта. На сегодняшний день есть реальная потребность в совершенствовании законодательства в этой сфере.
— Счетная палата Тюменской области участвовала в реализации российско-канадской программы по внедрению аудита эффективности использования государственных средств. Таким образом, аудиторы вашей палаты одними из первых начали внедрять новый вид контрольной деятельности. Какое место сегодня отводится аудиту эффективности в деятельности Счетной палаты?
— Да, действительно, в 2006 году мы участвовали в этой программе, совместно со Счетной палатой РФ проводили аудит эффективности использования государственных средств в сфере дорожного хозяйства и агропромышленного комплекса. С тех пор мы в своей деятельности активно применяем этот метод и отводим значительное место проверкам использования средств, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов.
Надо сказать, что применение аудита эффективности в Тюменской области обусловлено необходимостью не только контролировать целевой характер государственных расходов, но и оценивать их результативность, что тесно связано с планированием областного бюджета по программно-целевому методу.
Аудит эффективности позволяет избежать мелочной финансовой опеки над текущей деятельностью органов исполнительной власти, но при этом жестко держит под контролем вопрос о соответствии результатов их деятельности социально-значимым целям. Для единых подходов к процедурам аудита эффективности использования средств областного бюджета специалисты Счетной палаты еще в 2007 году разработали методику проведения аудита эффективности.
— Что положено в основу методики проведения аудита эффективности? Сколько проверок с элементами аудита эффективности проведено в минувшем году?
— В основу методологии аудита эффективности положены принципы результативности и экономности, реализующиеся через специально установленные критерии. Критерии представляют собой обоснованные и выполнимые стандарты качества работы. На их основе осуществляется сравнительный анализ и оценка эффективности достигнутых результатов. Если реальные показатели проверяемой сферы или деятельности объекта проверки соответствуют установленным критериям или превышают их, то это означает, что средства областного бюджета используются с достаточной степенью эффективности.
При проведении аудита эффективности в Счетной палате Тюменской области применяются критерии, базирующиеся на необходимости достижения заданного результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств, а также показатели, закрепленные в областных целевых программах, в рамках которых осуществляется использование бюджетных средств. Кроме того, сравниваются достигнутые значения в динамике ряда лет, например, за последние три года.
С применением аудита эффективности ежегодно проводятся проверки в сфере образования, культуры, ЖКХ и других направлениях. В том числе осуществляется оценка реализации достигнутых показателей областных целевых программ. В соответствии с Законом Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области» контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все органы государственной власти области, на территориальные государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, страховые компании и другие учреждения в части использования средств областного бюджета или областной собственности.
В 2009 году проведено 10 контрольных мероприятий с использованием аудита эффективности. По результатам проведенных аудитов эффективности мы приходим к выводам о том, что реализация приоритетных национальных проектов и долгосрочных целевых программ в Тюменской области осуществляется достаточно успешно.
— Сегодня все чаще обсуждается необходимость внедрения стратегического аудита. Вы взяли курс на внедрение нового вида контрольного мероприятия?
— Стратегический аудит сегодня активно внедряется с целью осуществления контроля за качеством разработки национальных проектов и долгосрочных целевых программ. Благодаря ему можно оценить качество разработки проектов, соответствие имеющихся ресурсов тем целям, которые тот или иной проект призван решать.
В настоящее время в Счетной палате Тюменской области разрабатывается методика проведения стратегического аудита направления бюджетных средств на внедрение инновационных технологий. Применение стратегического аудита наряду с финансовым аудитом и аудитом эффективности позволит нам охватить весь цикл использования бюджетных средств: от разработки стратегии до получения конечного результата.
— Какое участие принимает Счетная палата Тюменской области в антикоррупционной кампании? Какие мероприятия проводятся?
— Противодействие коррупции — одна из приоритетных задач Счетной палаты Тюменской области. После принятия необходимой нормативно-правовой базы на федеральном и областном уровне мы провели достаточно серьезную аналитическую работу, позволившую четко определить задачи Счетной палаты в области противодействия коррупции, оперативно скорректировать основные планы и приоритеты в контрольной деятельности. Была разработана и принята общая (базовая) методика по проведению мероприятий, направленных на противодействие коррупции в рамках контрольно-ревизионной деятельности, внесены изменения в методику проведения аудита эффективности использования средств областного бюджета, а также в наши отраслевые методики по проведению проверок в области сельского хозяйства, реализации национальных проектов, строительной деятельности, образования и т. д.
Эти методики в течение года применяются на практике и приносят результаты в рамках контрольно-ревизионной деятельности. В нормативно-правовых актах выявляются положения, носящие коррупциогенный характер, в сфере проверяемой деятельности — признаки коррупционных правонарушений.
Нельзя не отметить также, что одновременно борьба с финансовыми нарушениями и коррупцией предъявляет особые требования и к сотрудникам самих контрольных органов. Все сотрудники Счетной палаты обязуются соблюдать Этический кодекс контрольно-счетных органов РФ, который содержит ограничения антикоррупционного характера. В Счетной палате осуществляется контроль за соблюдением государственными служащими требований к служебному поведению, запретов и ограничений, а также за своевременным и достоверным предоставлением сведений об имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера. Работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
— Дмитрий Олегович, вы вошли в состав комиссии по муниципальному финансовому контролю Ассоциации контрольно-счетных органов РФ (АКСОР). Какие проблемы и вопросы вы поднимете в первую очередь?
— Свою роль в работе комиссии по муниципальному финансовому контролю при АКСОР я вижу в дальнейшем развитии системы муниципального финансового контроля, в том числе и в Тюменской области, в совершенствовании правовой базы и методического обеспечения специалистов муниципальных Счетных палат и механизмов взаимодействия органов государственного и муниципального финансового контроля. В первую очередь меня, конечно, волнуют вопросы укрепления финансового контроля в муниципальных образованиях Тюменской области. Как показывает анализ проводимых Счетной палатой контрольных мероприятий, на областном уровне финансовых нарушений с каждым годом становится значительно меньше. Это результат серьезных барьеров: казначейской системы исполнения бюджета, работы исполнительных, контрольных и правоохранительных органов. Вместе с тем на уровне органов местного самоуправления количество нарушений по-прежнему достаточно большое. Если сравнивать с другими областями Уральского федерального округа, то на данный момент система муниципального финансового контроля в Тюменской области развита еще недостаточно хорошо. Нам есть куда стремиться и что совершенствовать.
председатель Счетной палаты Тюменской области
Родился 24 марта 1974 г. в городе Тюмени. В 1996 г. окончил Тюменский государственный университет по специальности «Юриспруденция». Кандидат юридических наук.
С 1996 по 2002 гг. проработал консультантом, заведующим сектором Тюменской областной думы.
С 2002 г. — заместитель председателя комитета по законопроектным работам администрации Тюменской области.
С 2005 г. — первый заместитель начальника главного правового управления правительства Тюменской области.
В 2007 г. — назначен Тюменской областной думой на должность председателя Счетной палаты Тюменской области.
— Дмитрий Олегович, 2008 и 2009 годы прошли под знаком «финансового кризиса», который значительно скорректировал планы, деятельность и вашего региона, и страны в целом. Скажите, как повлиял кризис на работу Счетной палаты Тюменской области?
— На сегодняшний день существенное место в нашей деятельности отводится оценке эффективности антикризисных мер, проводимых правительством Тюменской области, и их исполнения властными структурами различных уровней.
Так, например, с целью оценки реализации мер, направленных на содействие занятости в период финансово-экономического кризиса, Счетная палата Тюменской области провела комплексную проверку целевого и эффективного использования средств областного бюджета и областной собственности департаментом занятости Тюменской области. Кроме того, проведено три контрольных мероприятия по проверке реализации региональной программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда в 2009 году.
Повышенное внимание мы уделяем проверкам эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности, направленной на привлечение и эффективное использование отечественных и иностранных финансовых ресурсов, передовой техники, технологий и управленческого опыта. Эта работа особенно актуальна в условиях диверсификации экономики области.
В 2009 году мы провели контрольные мероприятия по проверке эффективности государственной поддержки, осуществленной за счет средств областного бюджета в 2007–2008 годах.
Мы также усилили контроль за реализацией долгосрочных целевых программ и приоритетных национальных проектов, являющихся одним из важнейших программно-целевых методов решения социальных вопросов.
Для проведения мониторинга социально-экономической ситуации в субъектах РФ Счетная палата области ежемесячно направляет в Счетную палату РФ соответствующую информацию.
В целом количество проведенных в 2009 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий увеличилось по сравнению с 2008 годом на 8 процентов.
— Сколько всего контрольных мероприятий было проведено в прошлом году?
— 61 контрольно-ревизионное и 83 экспертно-аналитических мероприятия.
Стоит отметить, что одним из важнейших направлений нашей деятельности является контроль за исполнением социальных обязательств государства перед населением. В связи с этим в прошлом году Счетная палата провела 11 контрольных мероприятий в социальной сфере: в области здравоохранения, культуры и средств массовой информации, среднего и высшего профессионального образования.
Особое внимание Счетная палата уделяет контролю за исполнением местных бюджетов. В прошлом году были проведены внешние проверки бюджетной отчетности в 16 муниципальных образованиях и совместные проверки с муниципальными контрольными органами.
— Какова структура выявляемых нарушений?
— Анализ результатов контрольно-ревизионных мероприятий, проведенных Счетной палатой Тюменской области, показывает, что в 2009 году объем выявленного нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств по сравнению с 2007–2008 годами сократился. При этом увеличился объем финансовых нарушений, связанных в том числе с несоблюдением законодательства о государственных и муниципальных закупках, о бухгалтерском учете и отчетности, Градостроительного кодекса и других нормативно-правовых актов РФ и Тюменской области.
По итогам каждого контрольного мероприятия для принятия соответствующих мер в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, иные организации направляются информационно-аналитические письма с указанием наиболее часто встречающихся нарушений. Мы проводим постоянную профилактическую работу среди получателей бюджетных средств, разъясняем действующее бюджетное законодательство, предостерегаем от нарушений, указываем на возможные системные ошибки.
— По оценкам специалистов Счетной палаты РФ, в 2009 году государству нанесен значительный вред недобросовестно проведенными госзакупками. Можно было бы существенно сэкономить, если бы конкурсы проводились честно. Проводила ли Счетная палата Тюменской области проверки в данной сфере и если да, то каковы результаты?
— Действительно, значительное количество выявляемых нарушений связано именно с несоблюдением норм Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Счетная палата Тюменской области, разумеется, особое внимание уделяет соблюдению законодательства о госзакупках.
При проведении контрольно-ревизионных мероприятий выявляются такие нарушения, как изменение стоимости поставляемых товаров, работ или услуг на сумму, превышающую предельный размер, предусмотренный контрактами. Зачастую изменяются условия исполнения контрактов; по дополнительным соглашениям увеличиваются сроки исполнения работ. Включаются в контракты условия об авансировании, тогда как конкурсной документацией и конкурсной заявкой авансирование не предусмотрено либо предусмотрено в меньшем размере. Имеют место случаи исполнения контрактов с нарушением их условий.
В большинстве случаев основные причины нарушений законодательства — незнание норм или нежелание их соблюдать участниками правовых отношений, а также несовершенство самого законодательства. С одной стороны, закон подробно регламентирует порядок размещения заказов, а с другой, как показала практика, все же не исключает возможности ошибок, допускаемых заказчиками и участниками размещения заказов. Не секрет, что закон вызывает дискуссии с момента своего появления. В него уже неоднократно вносились поправки, и тем не менее он до сих пор допускает трактовки и разночтения. Так, под лозунгом борьбы с коррупцией из закона были убраны нормы, требующие оценки квалификации участников торгов, их материально-технических возможностей, опыта работы. При желании в нем нетрудно найти необходимые лазейки для заключения «нужного» контракта. На сегодняшний день есть реальная потребность в совершенствовании законодательства в этой сфере.
— Счетная палата Тюменской области участвовала в реализации российско-канадской программы по внедрению аудита эффективности использования государственных средств. Таким образом, аудиторы вашей палаты одними из первых начали внедрять новый вид контрольной деятельности. Какое место сегодня отводится аудиту эффективности в деятельности Счетной палаты?
— Да, действительно, в 2006 году мы участвовали в этой программе, совместно со Счетной палатой РФ проводили аудит эффективности использования государственных средств в сфере дорожного хозяйства и агропромышленного комплекса. С тех пор мы в своей деятельности активно применяем этот метод и отводим значительное место проверкам использования средств, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов.
Надо сказать, что применение аудита эффективности в Тюменской области обусловлено необходимостью не только контролировать целевой характер государственных расходов, но и оценивать их результативность, что тесно связано с планированием областного бюджета по программно-целевому методу.
Аудит эффективности позволяет избежать мелочной финансовой опеки над текущей деятельностью органов исполнительной власти, но при этом жестко держит под контролем вопрос о соответствии результатов их деятельности социально-значимым целям. Для единых подходов к процедурам аудита эффективности использования средств областного бюджета специалисты Счетной палаты еще в 2007 году разработали методику проведения аудита эффективности.
— Что положено в основу методики проведения аудита эффективности? Сколько проверок с элементами аудита эффективности проведено в минувшем году?
— В основу методологии аудита эффективности положены принципы результативности и экономности, реализующиеся через специально установленные критерии. Критерии представляют собой обоснованные и выполнимые стандарты качества работы. На их основе осуществляется сравнительный анализ и оценка эффективности достигнутых результатов. Если реальные показатели проверяемой сферы или деятельности объекта проверки соответствуют установленным критериям или превышают их, то это означает, что средства областного бюджета используются с достаточной степенью эффективности.
При проведении аудита эффективности в Счетной палате Тюменской области применяются критерии, базирующиеся на необходимости достижения заданного результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств, а также показатели, закрепленные в областных целевых программах, в рамках которых осуществляется использование бюджетных средств. Кроме того, сравниваются достигнутые значения в динамике ряда лет, например, за последние три года.
С применением аудита эффективности ежегодно проводятся проверки в сфере образования, культуры, ЖКХ и других направлениях. В том числе осуществляется оценка реализации достигнутых показателей областных целевых программ. В соответствии с Законом Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области» контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все органы государственной власти области, на территориальные государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, страховые компании и другие учреждения в части использования средств областного бюджета или областной собственности.
В 2009 году проведено 10 контрольных мероприятий с использованием аудита эффективности. По результатам проведенных аудитов эффективности мы приходим к выводам о том, что реализация приоритетных национальных проектов и долгосрочных целевых программ в Тюменской области осуществляется достаточно успешно.
— Сегодня все чаще обсуждается необходимость внедрения стратегического аудита. Вы взяли курс на внедрение нового вида контрольного мероприятия?
— Стратегический аудит сегодня активно внедряется с целью осуществления контроля за качеством разработки национальных проектов и долгосрочных целевых программ. Благодаря ему можно оценить качество разработки проектов, соответствие имеющихся ресурсов тем целям, которые тот или иной проект призван решать.
В настоящее время в Счетной палате Тюменской области разрабатывается методика проведения стратегического аудита направления бюджетных средств на внедрение инновационных технологий. Применение стратегического аудита наряду с финансовым аудитом и аудитом эффективности позволит нам охватить весь цикл использования бюджетных средств: от разработки стратегии до получения конечного результата.
— Какое участие принимает Счетная палата Тюменской области в антикоррупционной кампании? Какие мероприятия проводятся?
— Противодействие коррупции — одна из приоритетных задач Счетной палаты Тюменской области. После принятия необходимой нормативно-правовой базы на федеральном и областном уровне мы провели достаточно серьезную аналитическую работу, позволившую четко определить задачи Счетной палаты в области противодействия коррупции, оперативно скорректировать основные планы и приоритеты в контрольной деятельности. Была разработана и принята общая (базовая) методика по проведению мероприятий, направленных на противодействие коррупции в рамках контрольно-ревизионной деятельности, внесены изменения в методику проведения аудита эффективности использования средств областного бюджета, а также в наши отраслевые методики по проведению проверок в области сельского хозяйства, реализации национальных проектов, строительной деятельности, образования и т. д.
Эти методики в течение года применяются на практике и приносят результаты в рамках контрольно-ревизионной деятельности. В нормативно-правовых актах выявляются положения, носящие коррупциогенный характер, в сфере проверяемой деятельности — признаки коррупционных правонарушений.
Нельзя не отметить также, что одновременно борьба с финансовыми нарушениями и коррупцией предъявляет особые требования и к сотрудникам самих контрольных органов. Все сотрудники Счетной палаты обязуются соблюдать Этический кодекс контрольно-счетных органов РФ, который содержит ограничения антикоррупционного характера. В Счетной палате осуществляется контроль за соблюдением государственными служащими требований к служебному поведению, запретов и ограничений, а также за своевременным и достоверным предоставлением сведений об имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера. Работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
— Дмитрий Олегович, вы вошли в состав комиссии по муниципальному финансовому контролю Ассоциации контрольно-счетных органов РФ (АКСОР). Какие проблемы и вопросы вы поднимете в первую очередь?
— Свою роль в работе комиссии по муниципальному финансовому контролю при АКСОР я вижу в дальнейшем развитии системы муниципального финансового контроля, в том числе и в Тюменской области, в совершенствовании правовой базы и методического обеспечения специалистов муниципальных Счетных палат и механизмов взаимодействия органов государственного и муниципального финансового контроля. В первую очередь меня, конечно, волнуют вопросы укрепления финансового контроля в муниципальных образованиях Тюменской области. Как показывает анализ проводимых Счетной палатой контрольных мероприятий, на областном уровне финансовых нарушений с каждым годом становится значительно меньше. Это результат серьезных барьеров: казначейской системы исполнения бюджета, работы исполнительных, контрольных и правоохранительных органов. Вместе с тем на уровне органов местного самоуправления количество нарушений по-прежнему достаточно большое. Если сравнивать с другими областями Уральского федерального округа, то на данный момент система муниципального финансового контроля в Тюменской области развита еще недостаточно хорошо. Нам есть куда стремиться и что совершенствовать.
Справка «Бюджета»
Дмитрий Олегович Огородников,председатель Счетной палаты Тюменской области
Родился 24 марта 1974 г. в городе Тюмени. В 1996 г. окончил Тюменский государственный университет по специальности «Юриспруденция». Кандидат юридических наук.
С 1996 по 2002 гг. проработал консультантом, заведующим сектором Тюменской областной думы.
С 2002 г. — заместитель председателя комитета по законопроектным работам администрации Тюменской области.
С 2005 г. — первый заместитель начальника главного правового управления правительства Тюменской области.
В 2007 г. — назначен Тюменской областной думой на должность председателя Счетной палаты Тюменской области.