Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — один из наиболее динамично развивающихся в российском законодательстве.
За последние пять лет закон был опубликован в 19 редакциях, 10 из которых были приняты в 2009 году. Большая часть поправок связана с начавшимся в конце 2008 года экономическим кризисом, когда перед государством наиболее остро встала задача экономии бюджетных средств, повышения конкурентоспособности, а также поддержки отечественного производителя.
Процесс активного реформирования Закона № 94-ФЗ как для заказчиков, так и для органов государственной власти, осуществляющих контроль указанной сферы, оказался нелегким. Аналитики закона разделились на два фронта: первые (защитники концепции, которая лежит в основе Закона № 94-ФЗ) поддерживают его бесконечное реформирование, вторые же скептически смотрят на возможность довести документ «до ума» и предлагают ввести принципиально новый нормативно-правовой акт в этой области. Между тем заказчикам приходится заново осваивать все способы и методы осуществления закупок, а также более ответственно подходить к подготовке процедурных документов.
Анна Ивановна ВИДАНОВА, аналитик юридической службы «Центра исследования бюджетных отношений» (ЦИБО)
Курс на электронизацию госзакупок
Одним из основных направлений реформирования госзаказа является его электронизация. В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом РФ 31 июля 2008 года, содержится поручение Правительству РФ: «…предусмотреть разработку и финансирование мероприятий по созданию и использованию инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов, в частности, по осуществлению перехода на электронные торги в режиме онлайн при реализации имущества, подлежащего конфискации, конкурсной массы предприятий-банкротов и при закупках для государственных и муниципальных нужд...». Во исполнение указанной задачи в 2009 году в Закон № 94-ФЗ был внесен ряд существенных поправок.В частности, изменится порядок проведения электронного аукциона: с 1 июля 2010 года утрачивает силу статья 41 Закона № 94-ФЗ «Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме». Вместо нее будет действовать глава 3.1 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме», которая регламентирует новый способ проведения открытого аукциона в электронной форме на специально предусмотренных торговых площадках.
Основные различия процедуры проведения электронного аукциона по статье 41 и главе 3.1 представлены в таблице 1.
|
Положения статьи 41 |
Положения главы 3.1 |
Место проведения |
Любая торговая площадка в сети Интернет |
Пять электронных площадок в сети Интернет |
Взаимодействие заказчика и участника размещения заказа |
Происходит напрямую |
Происходит через оператора электронной торговой площадки |
Применение ЭЦП |
Отсутствует |
Обязательное наличие |
Анонимность участия |
Не предусмотрена |
Предусмотрена для участников размещения заказа и для заказчика |
Платность участия |
Не предусмотрена |
Предусмотрена для участника размещения заказа |
«Шаг аукциона» |
Не установлен |
0,5–1 % начальной максимальной цены контракта |
Срок завершения аукциона |
По истечении 1 часа с момента поступления последнего предложения |
По истечении 10 минут с момента поступления последнего предложения |
Требование обеспечения заявки |
Отсутствует |
0,5–5 % начальной максимальной цены контракта |
Предоставление заявки на участие в аукционе |
Не предусмотрено |
Обязательное наличие |
Ограничение начальной (максимальной) цены |
1 млн руб. |
Не установлено |
Данные нововведения призваны способствовать положительным изменениям в практике государственного и муниципального заказа:
- снижение уровня коррупции за счет сокращения воздействия так называемого человеческого фактора и обеспечения максимальной прозрачности закупок;
- исключение возможности сговора участников: в основе электронного аукциона закладывается принцип конфиденциальности, анонимности участия;
- создание условий для повышения конкуренции, что должно привести к существенной экономии бюджетных средств;
- снятие ограничения начальной максимальной цены контракта в 1 млн рублей. Заказчики имеют возможность выставлять на электронный аукцион более крупные лоты;
- установление «шага аукциона», что существенно ускорит процесс проведения торгов. Ранее участники аукциона могли снижать начальную максимальную цену контракта минимум на 1 рубль, поэтому аукционы могли проводиться в течение неопределенно длительного времени;
- участие в аукционе возможно в удаленном режиме со своего рабочего места, таким образом снизятся затраты участников на командировочные и другие расходы.
Кроме того, важнейшая для начала использования нового механизма задача была выполнена на федеральном уровне: Министерством экономического развития РФ был издан приказ от 26 октября 2009 г. № 428 «Об утверждении порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме». В соответствии с этим документом торговые площадки, подходящие по определенным критериям, в том числе региональные, имели возможность подавать свои заявки на участие в отборе. В конце декабря 2009 года были подведены итоги, и в качестве лучших были отобраны пять электронных площадок: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Москва), ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» (Москва), ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (Республика Татарстан, Казань), ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов» (Москва), ООО «Индексное агентство РТС» (Москва).
По словам начальника управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа М. Я. Евраева1, в течение полутора-двух лет около 80 % всех процедур по размещению заказов планируется вывести на электронные аукционы. Обычные аукционы с молотком, как прогнозируется, уйдут в прошлое. Для этого уже сделан шаг: с 1 июля 2010 года все федеральные заказчики по определенному перечню товаров, работ и услуг будут обязаны проводить только электронные аукционы. Данный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1996-р и включает в себя канцелярские принадлежности, фармацевтические препараты, продукты питания, одежду и др. Для региональных и муниципальных заказчиков размещение заказов на аукционах в электронной форме будет обязательным с 1 января 2011 года. Таким образом, как предполагается, с 2011 года заказчики в большинстве случаев будут проводить электронные торги.
Новые вопросы
Вместе с тем, говоря о плюсах перехода на электронную торговлю, необходимо отметить и сложности, с которыми столкнутся заказчики.На данный момент в глобальной сети Интернет существует большое количество электронных торговых площадок, в том числе региональных. На их разработку было потрачено немало сил и бюджетных средств. Каждый регион в силу своих возможностей и приоритетов развивал данное направление, формировал кадровые ресурсы, а также нес материальные затраты. Некоторые регионы достигли неплохих результатов в процедуре организации закупок. Что будет с такими площадками? Будут ли они в дальнейшем использоваться? На сегодняшний день официальных разъяснений по данному вопросу нет.
Второй аспект — это низкая техническая оснащенность заказчиков для информационного обеспечения закупочного процесса. Не все регионы и муниципальные образования готовы к столь резкому переходу к электронным торгам по новым правилам. Многие муниципальные заказчики в отдаленных регионах страны до сих пор сталкиваются со следующими трудностями:
- отсутствие необходимого количества современной оргтехники и, как следствие, сложности с организацией новых рабочих мест;
- низкая скорость интернет-соединения, зачастую отсутствие возможности ежедневной работы в сети Интернет;
- отсутствие возможности работы с электронным документооборотом;
- дополнительные финансовые затраты, которые влечет за собой решение этих вопросов.
В-четвертых, по мнению многих региональных заказчиков, количественное ограничение торговых площадок может отпугнуть от участия в торгах малый и средний бизнес, особенно в регионах. Местные товаропроизводители при переходе на электронную торговую площадку федерального значения столкнутся с немалыми трудностями, которые связаны прежде всего с платностью участия, получением электронно-цифровой подписи, высоким уровнем конкуренции с другими участниками. Данные обстоятельства могут негативно сказаться на сбыте товаров местного производства.
Для некоторых заказчиков до сих пор остаются нерешенными и другие вопросы: каков порядок получения электронно-цифровой подписи? Как можно протестировать функциональные возможности электронных площадок? Где и в какие сроки можно пройти обучение по работе с электронными площадками?
Уже сейчас можно сформулировать задачи, стоящие перед заказчиками для полноценного перехода на новую систему электронных аукционов:
- заключить с Федеральным казначейством договор об обмене электронными документами. Типовой проект договора содержится в письме Казначейства России от 30 марта 2007 г. № 42-7.1-17/10.1-102 «О Примерном договоре об обмене электронными документами»;
- подключиться к системе электронного документооборота Федерального казначейства. Для этого необходимо обратиться в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета участника бюджетного процесса, а при отсутствии лицевого счета участника бюджетного процесса, открытого в органах Федерального казначейства, — в орган Федерального казначейства по месту нахождения Заказчика. Порядок подключения к системе электронного документооборота Федерального казначейства публикуется на сайтах управления Федерального казначейства по субъектам Федерации;
- для работы на электронных торговых площадках необходимо получить сертификат открытого ключа электронной цифровой подписи, изданный уполномоченным удостоверяющим центром Федерального казначейства. Сертификат выдается в порядке, установленном управлением Федерального казначейства по субъекту Федерации по месту нахождения Заказчика и публикуемом в сети Интернет на сайте соответствующего управления Федерального казначейства. Получение сертификата открытого ключа электронно-цифровой подписи происходит на безвозмездной основе. Кроме того, внимательно ознакомиться со всеми электронными площадками: изучить их структуру и функциональные возможности, выбрать наиболее подходящую;
- пройти аккредитацию на одной из электронных торговых площадок. Для этого необходимо подать заявку на регистрацию, заполнить по форме или отправить прикрепленным файлом сведения о заказчике (наименование заказчика, юридический адрес, банковские реквизиты, сведения о лице, подписавшем заявку, и другие сведения), а также представить иные необходимые документы по требованию Организатора системы (ими могут быть копии документов, подтверждающих полномочия лица на регистрацию от имени заказчика, копии документов, подтверждающих полномочия руководителя, копии документов, регулирующих деятельность заказчика, и др.).
На сайтах ОАО «Единая электронная торговая площадка», ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» представлены обучающие видеоролики по регистрации заказчика, установки и авторизации программы КриптоПро CSP и электронно-цифровой подписи, уроки по подготовке и проведению аукциона. Таким образом, заказчик имеет возможность самостоятельно пройти обучение по проведению электронных аукционов и ознакомиться с регламентами работы торговых площадок.
В заключение хочется отметить: многое уже сделано для реформирования госзаказа и многое еще предстоит сделать. Хочется надеяться, что введение электронных торгов станет как минимум шагом вперед к компьютеризации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и переходу к электронным технологиям даже в самых отдаленных регионах. Эффективность же реформы в других аспектах, таких как снижение уровня коррупции, повышение качества государственного заказа, а также экономия бюджетных средств, покажет время.