Благодаря необычному географическому положению Калининградская область является сегодня территорией сотрудничества России и стран Европейского союза. В условиях оторванности от основной территории России для региона очень важны условия Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», который стал важнейшим фактором развития экономики области.
Какие насущные проблемы жизнеобеспечения и развития решаются в регионе, рассказал нам глава администрации Калининградской области Владимир Егоров.
- Калининградская область является самым западным регионом России, как это отражается на финансовом положении Региона?
- Калининградская область - не только самый западный регион России, но и территория, отделенная от остальных субъектов РФ иностранными государствами. Более того, область имеет сухопутные границы только с Литвой и Польшей, т.е. с Европейским Союзом. При этом Калининградская область мала: на территории около 15 тыс. кв.м. проживает 950 тыс. человек.
С момента образования области в 1946 году она развивалась в режиме милитаризованной территории. Экономика области была слабо диверсифицирована, затратна и зависима от общегосударственных ресурсов. На ней, естественно, не могли не отразиться геополитические изменения последних 15 лет. Сегодня финансы региона формируются в совершенно иной экономике, основу которой составляют собственные природные ресурсы, человеческий потенциал, предпринимательская инициатива калининградцев, деловые контакты с предприятиями в других субъектах России, в Польше, Литве, Германии. Значительную роль играет здесь федеральный закон, регулирующий режим особой экономической зоны в Калининградской области.
Безусловно, на экономику области, а, соответственно, и на финансовое положение региона, оказывают влияние условия транспортного сообщения с остальной территорией России, работа таможенных служб России, Литвы, Польши и Белоруссии, обеспечение региона энергоресурсами и финансирование из федерального бюджета инвестиционных инфраструктурных объектов.
- Какую роль в развитии области сыграло создание режима особой экономической зоны?
- Режим особой экономической зоны на территории Калининградской области действует с 1991 года. С 1993 года он регулировался Указом Президента РФ, а в 1995 году был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Экономическую основу ОЭЗ составляют таможенные преференции.
Стабильности в функционировании ОЭЗ не было все эти годы. Менялось таможенное законодательство, подвергались ревизии сами льготы, вводились исключения и ограничения льготного режима. Случалось, что трактовка новых норм законодательства РФ отдельными чиновниками фактически приостанавливала деятельность значительной части экономики области, как это случилось в начале 2001 года. Но основу ОЭЗ все эти годы удавалось защитить.
Концептуально действующий режим ОЭЗ был единственным элементом государственной политики по развитию Калининградской области, обеспечивающим необходимую компенсацию затрат и потерь, которые несли население и экономика региона в связи с оторванностью от российских рынков.
Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» стал важнейшим фактором развития экономики области. На основе приграничных связей начали активно развиваться предпринимательство, малый бизнес, создавались новые отрасли производства.
В течение 10 лет закон об ОЭЗ обеспечил стабильность и финансовой системы в целом, и государственных финансов. Тем не менее, сегодня критикой действующего режима ОЭЗ занялись некоторые экономисты. По их мнению, изначально таможенные преференции были ошибкой, они исключительно негативно влияют на экономику и финансы России; экономика региона, построенная на действующем режиме ОЭЗ, ущербна и нежизнеспособна. Я категорически не согласен с такой точкой зрения. Считаю, она основана на кабинетном анализе таможенных отчетов.
Об успешном развитии экономики региона свидетельствует статистика. Увеличение по отношению к 2000 году валового регионального продукта в 2004 году составило в сопоставимых ценах 41,4 процента, промышленное производство выросло на 78,8 процента. За тот же период в целом по стране эти показатели составили, соответственно, 25,5 и 24,0 процента. В 2004 году индекс промышленного производства в Калининградской области к 2003 году составил 125,8 процента против 106,1 процента по России в целом. Это четвертый показатель среди всех субъектов РФ.
По мере развития системы меняются формы её регулирования. Нет сомнений в том, что это относится и к экономике Калининградской области. Федеральным центром совместно с администрацией Калининградской области подготовлена новая редакция закона об Особой экономической зоне. Законопроект предусматривает десятилетний переходный период от таможенных преференций к налоговым льготам, стимулирующим крупные инвестиции в экономику региона. Такой подход позволит сохранить стабильность и придаст еще больший динамизм социально-экономическому развитию области.
- Владимир Григорьевич, расскажите, как реализуется бюджет 2005 года. Какие есть успехи? Трудности?
- План по доходам областного бюджета в первой четверти года перевыполнен. Мы имеем хорошие поступления налога на прибыль от ООО «Лукойл-Калининградморнефть», которое традиционно обеспечивает около 14 процентов доходов консолидированного бюджета области, в том числе - более 30 процентов от налога на прибыль.
Благодаря перевыполнению плана по доходам мы досрочно погасим часть долговых обязательств по банковским кредитам, сократив тем самым нагрузку на второй квартал.
Своевременно обеспечивается выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и ежемесячных денежных выплат льготным категориям граждан. Без срывов завершаем отопительный сезон, хотя следует признать, что кредиторская задолженность как областного, так и местных бюджетов в этот период традиционно возрастает. Это, так сказать, сезонные трудности.
Первые три месяца бюджетного года позволяют сделать вывод, что стабильное развитие бюджетной сферы области последние четыре года будет обеспечено и в текущем году. Это очень важно для реализации реформ в области социального обеспечения и местного самоуправления.
Если говорить о бюджете на текущий год в целом, то, как и для большинства субъектов РФ, этот бюджетный год особенно трудный. В основном это связано с перераспределением расходных полномочий. При этом субъекты РФ получили новые расходные обязательства и на федеральном, и на муниципальном уровнях. Для областного бюджета Калининградской области перераспределение расходных обязательств стоило в текущем году более 1,6 млрд. рублей при общем объеме доходов бюджета 8,3 млрд. рублей. И если при межбюджетном регулировании с муниципальными образованиями области мы перераспределили расходные полномочия на сумму около 800 млн. рублей вместе с доходными источниками, то в отношениях с федеральным бюджетом область потеряла около 300 млн. рублей только из-за перераспределения доходных источников. Кроме того, на 80 млн. рублей уменьшились дотации из федерального бюджета на выравнивание и сбалансированность.
Определенная сложность формирования бюджета на 2005 год состояла в балансировке доходов и расходов. В связи с перераспределением доходных источников, изменениями налогового и бюджетного законодательств, мы спрогнозировали рост доходов бюджета области на 2005 год по отношению к предыдущему году только на 8 процентов (за предыдущие три года собственные доходы бюджета области возросли более чем в 2 раза). Такая динамика в совокупности со снижением дотаций из федерального бюджета не покрывает даже инфляцию и увеличение заработной платы работников бюджетной сферы на 20 процентов, не говоря уже о расширении расходных обязательств. В этих условиях плановый дефицит областного бюджета увеличился почти в 2 раза относительно итогов 2004 года и составил 605 млн. рублей, или 10,2 процента, к налоговым и неналоговым доходам бюджета.
Следует отметить, что сокращается зависимость бюджета области от федерального бюджета. Если в 2001 году дотации из федерального фонда финансовой поддержки регионов обеспечивали около 15 процентов доходов, направляемых на совокупное покрытие расходов бюджета области, то в прошлом году и в текущем этот показатель составляет около 8 процентов. Но более весомой становится инвестиционная поддержка из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области на период до 2010 года». Субвенции на её реализацию в 2005 году составят 1049 тыс. рублей. Это самая большая часть финансовой помощи из федерального бюджета - 44 процента её объема.
В 2005 году весомы для области ассигнования на финансирование объектов федеральной адресной инвестиционной программы. Это связано с празднованием 750-летия г. Калининграда в текущем году и 60-летия образования Калининградской области в 2006 году.
И еще один сложный момент также связан с перераспределением полномочий бюджетов. За последние два года мы перераспределили расходные обязательства и доходные источники между областным и местными бюджетами на сумму около 2 млрд. рублей. С одной стороны, муниципальные образования освободились от очень весомых, ответственных, хлопотных расходных обязательств. Но, с другой стороны, потеряли существенные для местных бюджетов доходные источники, в том числе и значительную долю самого стабильного и основного их доходного источника – налога на доходы физических лиц. При этом возможности областного бюджета как источника выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований также несколько сократились. Это заставляет нас при исполнении бюджета области в 2005 году внимательно отслеживать текущую финансовую ситуацию в муниципальных образованиях. Определенные возможности реагировать на трудности в местных бюджетах в 2005 году заложены в областном бюджете текущего года.
- Какие направления в бюджете Калининградской области являются наиболее приоритетными?
- В областном бюджете 2005 года доля расходов на социальную сферу без учета инвестиционных программ составляет около 60 процентов, из них по 21 проценту приходится на образование и социальную политику.
Последние годы мы осуществляли централизованные закупки мебели, художественной литературы для обеспечения школ области. За три года более чем в три раза увеличены расходы на приобретение оборудования для учреждений социальной сферы, их текущий и капитальный ремонт. Учитывая значительную потребность в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, созданы четыре таких учреждения.
В целях социальной поддержки отдельных категорий граждан приняты и реализуются ряд региональных законов: о дополнительных мерах по социальной поддержке Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, о ежеквартальной адресной помощи многодетным семьям, о ежеквартальной адресной помощи на ребенка-инвалида. Увеличена материальная помощь семьям при рождении второго ребенка от 1000 рублей до 2000 рублей. С 2005 года в целях социальной поддержки ветеранов становления Калининградской области вводится ежемесячная выплата в размере 200 рублей в месяц.
Около 20 процентов расходной части бюджета составляют ассигнования на реализацию 35 региональных программ. Важнейшие из них: областная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Калининградской области», «Безопасное материнство», «Развитие образования Калининградской области», «Физкультура - здоровье – спорт», региональная комплексная целевая программа поддержки и развития учреждений культуры Калининградской области «Обновление», областная целевая программа «Старшее поколение» и другие.
Около 20 процентов расходной части областного бюджета –обязательства по заработной плате работникам бюджетной сферы и социальные выплаты населению. В 2005 голу сохранили региональные надбавки к окладам бюджетников, предусмотрено увеличение заработной платы работникам бюджетных учреждений на 20%.
С 2001 года не допускалось образование просроченной кредиторской задолженности учреждений социальной сферы по выплате заработной платы и начислениям на нее.
Важной для области является бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства и социальной сферы села. Объем финансирования АПК из областного бюджета в 2005 году составляет более 200 млн. рублей. Это в 2,3 раза больше, чем в 2001 году.
В период с 2001 по 2004 год по инициативе администрации области реализуются такие формы поддержки сельскохозяйственных производителей, как выплата субсидий на реализованное молоко, мясо крупного рогатого скота; субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам; компенсация части расходов на страхование урожая сельскохозяйственных культур, расходов по закладке многолетних насаждений и уходу за ними; техническое перевооружение сельского хозяйства, социальное развитие села; кредитование за счет средств целевого бюджетного фонда поддержки АПК. С 2002 года за счет средств областного бюджета производится софинансирование Федеральной целевой программы «Техническое перевооружение в сельском хозяйстве».
Усилиями администрации области была сохранена ветеринарная служба области, которая до 2004 года финансировалась из федерального бюджета. Увеличился объем финансовой поддержки сельских товаропроизводителей на возвратной основе. За 2001-2004 годы предоставлено более 190 млн. рублей бюджетных кредитов для финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В 2004 году утверждена региональная целевая Программа «Социальное развитие села Калининградской области до 2010 года», реализация которой позволит создать более привлекательные условия жизни в сельской местности, улучшить жилищные условия сельского населения, расширить сеть торгового и бытового обслуживания, обеспечить развитие инженерной инфраструктуры.
- Как в регионе проходит бюджетная реформа? Вступили в силу законы об установлении границ муниципальных образований?
- Формирование новых муниципальных образований и, соответственно, новых межбюджетных отношений в рамках реформы местного самоуправления более жестко регламентировано по времени реализации, чем реформа бюджетного процесса. Уже в сентябре – октябре мы должны формировать областной и местные бюджеты на 2006 год исходя из четкого представления о муниципальных финансах в новой схеме местного самоуправления, на основе новой законодательной базы межбюджетного регулирования. Этой теме мы уделяем сейчас особое внимание.
На сегодняшний день в области законодательно определены границы муниципальных образований, установлены сроки полномочий и даты выборов представительных органов вновь образованных муниципальных образований. Подготовлен законопроект о системе межбюджетных отношений, предусматривающий образование в областном бюджете пяти фондов финансовой поддержки муниципальных образований, в том числе - фондов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов, методики выравнивания.
Должен отметить, что система межбюджетного регулирования, регламентируемая в значительной степени Бюджетным кодексом РФ, достаточно сложна. Поэтому разработку соответствующей нормативной базы мы планируем проводить в тесном контакте с муниципальными образованиями, добиваясь ясности и согласованности позиций.
Концепция реформирования бюджетного процесса, предложенная Министерством финансов РФ, свидетельствует о фундаментальности подходов к решению задачи повышения эффективности государственных финансов. Совершенно справедлив тезис о наличии сегодня достаточных и необходимых условий для проведения этой реформы, главное из которых – стабильность государственных финансов. Хотя следует иметь в виду, что на уровне субъектов РФ эта стабильность более уязвима, нежели на федеральном уровне.
Учитывая это, мы формируем программу действий по реформированию региональных финансов. В прошлом году принято постановление администрации области о мерах по повышению результативности бюджетных расходов, разработана программа реформирования государственных финансов до 2006 года. Пока работа по реализации намеченного сосредоточена в основном на уровне финансового органа и носит скорее организационный характер. По мере подготовки основных методических и нормативных материалов мероприятия будут охватывать всю бюджетную сферу.
- Владимир Григорьевич, какой Вы видите Калининградскую область в будущем?
- В ближайшей перспективе я вижу Калининградскую область базовой территорией сотрудничества Российской Федерации с Европейским Союзом. Благодаря уникальному геополитическому положению региона, уже сегодня экономический рост в области во многом обеспечен за счет новых производств. Около 80 % производимой продукции составляют ее новые виды. Основными отраслями стали машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность. Важным направлением специализации Калининградской области является выпуск высококачественных потребительских товаров – телевизоров, холодильников, мебели, ковровых покрытий и других. В перспективе экономика области все в большей мере будет ориентироваться на выпуск высокотехнологичной продукции, востребованной и в России, и на Западе.
Беседовала Желязина Мария
Справка «Бюджета»
Егоров Владимир Григорьевич, глава администрации (губернатор) Калининградской области
Родился 26 ноября 1938 года в городе Москве.
В 1942 году вместе с родителями был эвакуирован в Тамбовскую область, где проживал до 1955 года. В 1955 году после окончания Екатерининской средней школы Никифоровского района поступил в техническое училище № 15 г. Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), в 1956 году окончил его по специальности токарь - универсал. В 1956-1957 г.г. работал токарем на заводе "почтовый ящик" № 518 в г. Ленинграде.
В 1957 году поступил в Высшее военно-морское училище инженеров оружия, в 1960 году был переведен в ВВМУ имени М.В. Фрунзе, которое окончил в 1962 г. с золотой медалью по специальности "минное и тральное вооружение" с квалификацией "военный инженер-электромеханик".
В 1984 г. с золотой медалью окончил Военно-морскую академию имени Маршала Советского Союза А.А. Гречко. В 1990 г. окончил Военную ордена Ленина Краснознаменную ордена Суворова академию Генерального штаба ВС СССР имени К.Е. Ворошилова.
В военно-морском флоте прошел путь на различных командных должностях от лейтенанта - командира артиллерийской и минно-торпедной боевой части сторожевого корабля Северного флота до адмирала - командующего Балтийским флотом.
19 ноября 2000 года был избран главой администрации (губернатором) Калининградской области.
Кандидат военных наук РФ. Академик. Действительный член Академии военно-исторических наук РФ. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники.
Почетный гражданин РФ.
Почетный гражданин города Калининграда.
Почетный член Санкт-Петербургского морского собрания.
Почетный член Шведского Королевского военно-морского общества.
Награжден орденами: "За заслуги перед Отечеством" III степени, "За военные заслуги", "За службу Родине в Вооруженных Силах" II и III степени, орденом Сирийской Республики "Боевой подготовки" I степени, двадцатью пятью медалями, почетным оружием.
Какие насущные проблемы жизнеобеспечения и развития решаются в регионе, рассказал нам глава администрации Калининградской области Владимир Егоров.
- Калининградская область является самым западным регионом России, как это отражается на финансовом положении Региона?
- Калининградская область - не только самый западный регион России, но и территория, отделенная от остальных субъектов РФ иностранными государствами. Более того, область имеет сухопутные границы только с Литвой и Польшей, т.е. с Европейским Союзом. При этом Калининградская область мала: на территории около 15 тыс. кв.м. проживает 950 тыс. человек.
С момента образования области в 1946 году она развивалась в режиме милитаризованной территории. Экономика области была слабо диверсифицирована, затратна и зависима от общегосударственных ресурсов. На ней, естественно, не могли не отразиться геополитические изменения последних 15 лет. Сегодня финансы региона формируются в совершенно иной экономике, основу которой составляют собственные природные ресурсы, человеческий потенциал, предпринимательская инициатива калининградцев, деловые контакты с предприятиями в других субъектах России, в Польше, Литве, Германии. Значительную роль играет здесь федеральный закон, регулирующий режим особой экономической зоны в Калининградской области.
Безусловно, на экономику области, а, соответственно, и на финансовое положение региона, оказывают влияние условия транспортного сообщения с остальной территорией России, работа таможенных служб России, Литвы, Польши и Белоруссии, обеспечение региона энергоресурсами и финансирование из федерального бюджета инвестиционных инфраструктурных объектов.
- Какую роль в развитии области сыграло создание режима особой экономической зоны?
- Режим особой экономической зоны на территории Калининградской области действует с 1991 года. С 1993 года он регулировался Указом Президента РФ, а в 1995 году был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Экономическую основу ОЭЗ составляют таможенные преференции.
Стабильности в функционировании ОЭЗ не было все эти годы. Менялось таможенное законодательство, подвергались ревизии сами льготы, вводились исключения и ограничения льготного режима. Случалось, что трактовка новых норм законодательства РФ отдельными чиновниками фактически приостанавливала деятельность значительной части экономики области, как это случилось в начале 2001 года. Но основу ОЭЗ все эти годы удавалось защитить.
Концептуально действующий режим ОЭЗ был единственным элементом государственной политики по развитию Калининградской области, обеспечивающим необходимую компенсацию затрат и потерь, которые несли население и экономика региона в связи с оторванностью от российских рынков.
Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» стал важнейшим фактором развития экономики области. На основе приграничных связей начали активно развиваться предпринимательство, малый бизнес, создавались новые отрасли производства.
В течение 10 лет закон об ОЭЗ обеспечил стабильность и финансовой системы в целом, и государственных финансов. Тем не менее, сегодня критикой действующего режима ОЭЗ занялись некоторые экономисты. По их мнению, изначально таможенные преференции были ошибкой, они исключительно негативно влияют на экономику и финансы России; экономика региона, построенная на действующем режиме ОЭЗ, ущербна и нежизнеспособна. Я категорически не согласен с такой точкой зрения. Считаю, она основана на кабинетном анализе таможенных отчетов.
Об успешном развитии экономики региона свидетельствует статистика. Увеличение по отношению к 2000 году валового регионального продукта в 2004 году составило в сопоставимых ценах 41,4 процента, промышленное производство выросло на 78,8 процента. За тот же период в целом по стране эти показатели составили, соответственно, 25,5 и 24,0 процента. В 2004 году индекс промышленного производства в Калининградской области к 2003 году составил 125,8 процента против 106,1 процента по России в целом. Это четвертый показатель среди всех субъектов РФ.
По мере развития системы меняются формы её регулирования. Нет сомнений в том, что это относится и к экономике Калининградской области. Федеральным центром совместно с администрацией Калининградской области подготовлена новая редакция закона об Особой экономической зоне. Законопроект предусматривает десятилетний переходный период от таможенных преференций к налоговым льготам, стимулирующим крупные инвестиции в экономику региона. Такой подход позволит сохранить стабильность и придаст еще больший динамизм социально-экономическому развитию области.
- Владимир Григорьевич, расскажите, как реализуется бюджет 2005 года. Какие есть успехи? Трудности?
- План по доходам областного бюджета в первой четверти года перевыполнен. Мы имеем хорошие поступления налога на прибыль от ООО «Лукойл-Калининградморнефть», которое традиционно обеспечивает около 14 процентов доходов консолидированного бюджета области, в том числе - более 30 процентов от налога на прибыль.
Благодаря перевыполнению плана по доходам мы досрочно погасим часть долговых обязательств по банковским кредитам, сократив тем самым нагрузку на второй квартал.
Своевременно обеспечивается выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и ежемесячных денежных выплат льготным категориям граждан. Без срывов завершаем отопительный сезон, хотя следует признать, что кредиторская задолженность как областного, так и местных бюджетов в этот период традиционно возрастает. Это, так сказать, сезонные трудности.
Первые три месяца бюджетного года позволяют сделать вывод, что стабильное развитие бюджетной сферы области последние четыре года будет обеспечено и в текущем году. Это очень важно для реализации реформ в области социального обеспечения и местного самоуправления.
Если говорить о бюджете на текущий год в целом, то, как и для большинства субъектов РФ, этот бюджетный год особенно трудный. В основном это связано с перераспределением расходных полномочий. При этом субъекты РФ получили новые расходные обязательства и на федеральном, и на муниципальном уровнях. Для областного бюджета Калининградской области перераспределение расходных обязательств стоило в текущем году более 1,6 млрд. рублей при общем объеме доходов бюджета 8,3 млрд. рублей. И если при межбюджетном регулировании с муниципальными образованиями области мы перераспределили расходные полномочия на сумму около 800 млн. рублей вместе с доходными источниками, то в отношениях с федеральным бюджетом область потеряла около 300 млн. рублей только из-за перераспределения доходных источников. Кроме того, на 80 млн. рублей уменьшились дотации из федерального бюджета на выравнивание и сбалансированность.
Определенная сложность формирования бюджета на 2005 год состояла в балансировке доходов и расходов. В связи с перераспределением доходных источников, изменениями налогового и бюджетного законодательств, мы спрогнозировали рост доходов бюджета области на 2005 год по отношению к предыдущему году только на 8 процентов (за предыдущие три года собственные доходы бюджета области возросли более чем в 2 раза). Такая динамика в совокупности со снижением дотаций из федерального бюджета не покрывает даже инфляцию и увеличение заработной платы работников бюджетной сферы на 20 процентов, не говоря уже о расширении расходных обязательств. В этих условиях плановый дефицит областного бюджета увеличился почти в 2 раза относительно итогов 2004 года и составил 605 млн. рублей, или 10,2 процента, к налоговым и неналоговым доходам бюджета.
Следует отметить, что сокращается зависимость бюджета области от федерального бюджета. Если в 2001 году дотации из федерального фонда финансовой поддержки регионов обеспечивали около 15 процентов доходов, направляемых на совокупное покрытие расходов бюджета области, то в прошлом году и в текущем этот показатель составляет около 8 процентов. Но более весомой становится инвестиционная поддержка из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области на период до 2010 года». Субвенции на её реализацию в 2005 году составят 1049 тыс. рублей. Это самая большая часть финансовой помощи из федерального бюджета - 44 процента её объема.
В 2005 году весомы для области ассигнования на финансирование объектов федеральной адресной инвестиционной программы. Это связано с празднованием 750-летия г. Калининграда в текущем году и 60-летия образования Калининградской области в 2006 году.
И еще один сложный момент также связан с перераспределением полномочий бюджетов. За последние два года мы перераспределили расходные обязательства и доходные источники между областным и местными бюджетами на сумму около 2 млрд. рублей. С одной стороны, муниципальные образования освободились от очень весомых, ответственных, хлопотных расходных обязательств. Но, с другой стороны, потеряли существенные для местных бюджетов доходные источники, в том числе и значительную долю самого стабильного и основного их доходного источника – налога на доходы физических лиц. При этом возможности областного бюджета как источника выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований также несколько сократились. Это заставляет нас при исполнении бюджета области в 2005 году внимательно отслеживать текущую финансовую ситуацию в муниципальных образованиях. Определенные возможности реагировать на трудности в местных бюджетах в 2005 году заложены в областном бюджете текущего года.
- Какие направления в бюджете Калининградской области являются наиболее приоритетными?
- В областном бюджете 2005 года доля расходов на социальную сферу без учета инвестиционных программ составляет около 60 процентов, из них по 21 проценту приходится на образование и социальную политику.
Последние годы мы осуществляли централизованные закупки мебели, художественной литературы для обеспечения школ области. За три года более чем в три раза увеличены расходы на приобретение оборудования для учреждений социальной сферы, их текущий и капитальный ремонт. Учитывая значительную потребность в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, созданы четыре таких учреждения.
В целях социальной поддержки отдельных категорий граждан приняты и реализуются ряд региональных законов: о дополнительных мерах по социальной поддержке Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, о ежеквартальной адресной помощи многодетным семьям, о ежеквартальной адресной помощи на ребенка-инвалида. Увеличена материальная помощь семьям при рождении второго ребенка от 1000 рублей до 2000 рублей. С 2005 года в целях социальной поддержки ветеранов становления Калининградской области вводится ежемесячная выплата в размере 200 рублей в месяц.
Около 20 процентов расходной части бюджета составляют ассигнования на реализацию 35 региональных программ. Важнейшие из них: областная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Калининградской области», «Безопасное материнство», «Развитие образования Калининградской области», «Физкультура - здоровье – спорт», региональная комплексная целевая программа поддержки и развития учреждений культуры Калининградской области «Обновление», областная целевая программа «Старшее поколение» и другие.
Около 20 процентов расходной части областного бюджета –обязательства по заработной плате работникам бюджетной сферы и социальные выплаты населению. В 2005 голу сохранили региональные надбавки к окладам бюджетников, предусмотрено увеличение заработной платы работникам бюджетных учреждений на 20%.
С 2001 года не допускалось образование просроченной кредиторской задолженности учреждений социальной сферы по выплате заработной платы и начислениям на нее.
Важной для области является бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства и социальной сферы села. Объем финансирования АПК из областного бюджета в 2005 году составляет более 200 млн. рублей. Это в 2,3 раза больше, чем в 2001 году.
В период с 2001 по 2004 год по инициативе администрации области реализуются такие формы поддержки сельскохозяйственных производителей, как выплата субсидий на реализованное молоко, мясо крупного рогатого скота; субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам; компенсация части расходов на страхование урожая сельскохозяйственных культур, расходов по закладке многолетних насаждений и уходу за ними; техническое перевооружение сельского хозяйства, социальное развитие села; кредитование за счет средств целевого бюджетного фонда поддержки АПК. С 2002 года за счет средств областного бюджета производится софинансирование Федеральной целевой программы «Техническое перевооружение в сельском хозяйстве».
Усилиями администрации области была сохранена ветеринарная служба области, которая до 2004 года финансировалась из федерального бюджета. Увеличился объем финансовой поддержки сельских товаропроизводителей на возвратной основе. За 2001-2004 годы предоставлено более 190 млн. рублей бюджетных кредитов для финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В 2004 году утверждена региональная целевая Программа «Социальное развитие села Калининградской области до 2010 года», реализация которой позволит создать более привлекательные условия жизни в сельской местности, улучшить жилищные условия сельского населения, расширить сеть торгового и бытового обслуживания, обеспечить развитие инженерной инфраструктуры.
- Как в регионе проходит бюджетная реформа? Вступили в силу законы об установлении границ муниципальных образований?
- Формирование новых муниципальных образований и, соответственно, новых межбюджетных отношений в рамках реформы местного самоуправления более жестко регламентировано по времени реализации, чем реформа бюджетного процесса. Уже в сентябре – октябре мы должны формировать областной и местные бюджеты на 2006 год исходя из четкого представления о муниципальных финансах в новой схеме местного самоуправления, на основе новой законодательной базы межбюджетного регулирования. Этой теме мы уделяем сейчас особое внимание.
На сегодняшний день в области законодательно определены границы муниципальных образований, установлены сроки полномочий и даты выборов представительных органов вновь образованных муниципальных образований. Подготовлен законопроект о системе межбюджетных отношений, предусматривающий образование в областном бюджете пяти фондов финансовой поддержки муниципальных образований, в том числе - фондов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов, методики выравнивания.
Должен отметить, что система межбюджетного регулирования, регламентируемая в значительной степени Бюджетным кодексом РФ, достаточно сложна. Поэтому разработку соответствующей нормативной базы мы планируем проводить в тесном контакте с муниципальными образованиями, добиваясь ясности и согласованности позиций.
Концепция реформирования бюджетного процесса, предложенная Министерством финансов РФ, свидетельствует о фундаментальности подходов к решению задачи повышения эффективности государственных финансов. Совершенно справедлив тезис о наличии сегодня достаточных и необходимых условий для проведения этой реформы, главное из которых – стабильность государственных финансов. Хотя следует иметь в виду, что на уровне субъектов РФ эта стабильность более уязвима, нежели на федеральном уровне.
Учитывая это, мы формируем программу действий по реформированию региональных финансов. В прошлом году принято постановление администрации области о мерах по повышению результативности бюджетных расходов, разработана программа реформирования государственных финансов до 2006 года. Пока работа по реализации намеченного сосредоточена в основном на уровне финансового органа и носит скорее организационный характер. По мере подготовки основных методических и нормативных материалов мероприятия будут охватывать всю бюджетную сферу.
- Владимир Григорьевич, какой Вы видите Калининградскую область в будущем?
- В ближайшей перспективе я вижу Калининградскую область базовой территорией сотрудничества Российской Федерации с Европейским Союзом. Благодаря уникальному геополитическому положению региона, уже сегодня экономический рост в области во многом обеспечен за счет новых производств. Около 80 % производимой продукции составляют ее новые виды. Основными отраслями стали машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность. Важным направлением специализации Калининградской области является выпуск высококачественных потребительских товаров – телевизоров, холодильников, мебели, ковровых покрытий и других. В перспективе экономика области все в большей мере будет ориентироваться на выпуск высокотехнологичной продукции, востребованной и в России, и на Западе.
Беседовала Желязина Мария
Справка «Бюджета»
Егоров Владимир Григорьевич, глава администрации (губернатор) Калининградской области
Родился 26 ноября 1938 года в городе Москве.
В 1942 году вместе с родителями был эвакуирован в Тамбовскую область, где проживал до 1955 года. В 1955 году после окончания Екатерининской средней школы Никифоровского района поступил в техническое училище № 15 г. Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), в 1956 году окончил его по специальности токарь - универсал. В 1956-1957 г.г. работал токарем на заводе "почтовый ящик" № 518 в г. Ленинграде.
В 1957 году поступил в Высшее военно-морское училище инженеров оружия, в 1960 году был переведен в ВВМУ имени М.В. Фрунзе, которое окончил в 1962 г. с золотой медалью по специальности "минное и тральное вооружение" с квалификацией "военный инженер-электромеханик".
В 1984 г. с золотой медалью окончил Военно-морскую академию имени Маршала Советского Союза А.А. Гречко. В 1990 г. окончил Военную ордена Ленина Краснознаменную ордена Суворова академию Генерального штаба ВС СССР имени К.Е. Ворошилова.
В военно-морском флоте прошел путь на различных командных должностях от лейтенанта - командира артиллерийской и минно-торпедной боевой части сторожевого корабля Северного флота до адмирала - командующего Балтийским флотом.
19 ноября 2000 года был избран главой администрации (губернатором) Калининградской области.
Кандидат военных наук РФ. Академик. Действительный член Академии военно-исторических наук РФ. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники.
Почетный гражданин РФ.
Почетный гражданин города Калининграда.
Почетный член Санкт-Петербургского морского собрания.
Почетный член Шведского Королевского военно-морского общества.
Награжден орденами: "За заслуги перед Отечеством" III степени, "За военные заслуги", "За службу Родине в Вооруженных Силах" II и III степени, орденом Сирийской Республики "Боевой подготовки" I степени, двадцатью пятью медалями, почетным оружием.