Лидеры 27 стран Евросоюза, которые собираются сегодня на очередной саммит в Брюсселе, посвящают свою встречу экономике, что естественно при нынешнем положении в Европе. Экономике не только в смысле срочного латания дыр, но и в долгосрочном плане. Параллельно острому экономическому кризису, из которого пытается выкарабкаться весь мир, Европа переживает еще свой вялотекущий. Он наметился давно, связан с демографическим старением и с угасанием традиционной промышленности при сохранении дорогостоящей европейской социальной модели.
В повестке дня саммита -- стратегический документ «Европа-2020», который сменит Лиссабонскую стратегию 2000 года, оставшуюся набором благих пожеланий. Новая стратегия, как и Лиссабонская, предполагает экономический рост и увеличение занятости через модернизацию, но с учетом неудачного опыта. Греческий долговой кризис и разошедшиеся от него круги взбудоражили элиту ЕС, заставили ее шевелиться, принимать срочные меры. Участники саммита должны согласовать реальный план ужесточения бюджетной дисциплины, придумать если не единое экономическое правительство, то общую экономическую круговую поруку с присмотром за «плохими учениками».
С появлением в ЕС «президента на полную ставку», председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпея, в подготовке таких саммитов появились новые организационные веяния. Обычно главы государств и правительств подтягивались в Брюссель к вечеру четверга, чтобы заседать за бесконечным ужином до глубокой ночи, если не до раннего утра, а потом к обеду пятницы снова собраться и решить оставшиеся рутинные вопросы. На этот раз они съедутся к специальному подъезду дворца «Юстус Липсиус» в Брюсселе как дисциплинированные чиновники к половине десятого утра, рассчитывая уложиться в один рабочий день. Словно посылают сигнал: экономия и дисциплина.
Фанцузский президент Николя Саркози, как всегда горящий идеями, активно проталкивал план новой структуры: экономического правительства ЕС на уровне руководителей стран зоны единой валюты евро. То есть исключая Великобританию, Швецию, Данию и почти всех новичков организации. Но перед самым саммитом, встречаясь с канцлером Ангелой Меркель в Берлине, куда он прилетел сверить часы франко-германского тандема, французский президент отказался от этой идеи. В этом его убедила Ангела Меркель. Она сразу выступила против отдельного «клуба евро». Во-первых, по ее мнению, не надо доводить спор до большого брюссельского стола. А, во-вторых, экономическое правление ЕС должно охватывать все страны союза, а не только те, у которых евро. «С прагматической точки зрения, лучше упростить европейские системы, а не плодить новые структуры», -- согласился Саркози.
Кризис доверия, охвативший зону евро из-за превышения допустимых уровней бюджетного дефицита и государственного долга, заставляет лидеров ЕС вслед за министрами финансов принять обязательства по ужесточению Европейского пакта стабильности. Того самого, который не только ставит условия вступления в зону евро, но и определяет рамки бюджетной политики всех стран Евросоюза. И еще настоятельно рекомендует держать бюджетный дефицит в пределах 3% от валового внутреннего продукта, государственный долг -- 60% и уровень инфляции -- 3%. В последние годы этот пакт сплошь и рядом нарушался правительствами не только из-за глобального кризиса, но и из-за раздувания затрат госаппарата и привлечения избирателей щедрыми социальными программами. Греческие руководители еще и искажали отчетность, скрывая истинные размеры долга.
Как стало известно «Времени новостей» из источников в Совете ЕС, участники саммита должны принять обязательство согласовывать в Брюсселе каждой весной начиная с 2011 года проекты государственных бюджетов своих стран до представления их в национальные парламенты. В тексте проекта постановления, попавшем в распоряжение «ВН», предполагается учредить новые «прогрессивные» санкции для «плохих учеников» европейского финансового класса и поощрения -- для хороших.
Саркози и Меркель предложат собранию европейских коллег договориться о лишении голоса в Совете ЕС стран, допускающих бюджетную халатность. Не всем правительствам нравится такая мера. Но лидерам ЕС приходится торопиться с проявлением решительности под угрозой ослабления евро и под прессингом других ведущих держав, которые обеспокоены бюджетным здоровьем ряда стран ЕС. После Греции под пристальные взоры финансовых спекулянтов попала Испания, и появились слухи о подготовке европейского плана спасения этой страны (правда, опровергнутые Брюсселем). Да и Греция, получив огромную международную финансовую поддержку, пока не решила своей проблемы.
Лидеров единой Европы с некоторыми оговорками поддерживает бизнес. Он выступает за более строгое экономическое правление в ЕС, но предостерегает от увлечения ростом налогов, которое может оказаться контрпродуктивным, тормозя предпринимательство. Европейская ассоциация промышленников и предпринимателей накануне саммита представила свои рекомендации. В том числе повышение ответственности государств за устойчивую налоговую политику и конкурентоспособность, усиление механизмов принуждения в зоне евро и создание стабильной системы решения государственных долговых кризисов в крайних случаях.
«Мы находимся сейчас не в обычных условиях, -- сказал «ВН» генеральный директор этой ассоциации Филипп де Бук. -- Восстановление экономики идет все более уверенно, но низкими темпами. Пришло время закрепить успех евро на долговременную перспективу». Наш собеседник добавил: «Мы приветствуем беспрецедентный стабилизационный план, принятый 9--10 мая против «эпидемии» греческого долгового кризиса. -- Но это соглашение помогает лишь выиграть время. Для восстановления доверия должны немедленно последовать действия на национальном уровне по закреплению устойчивости государственных финансов и проведению глубоких структурных реформ».
Лидеры ЕС хотели бы поддержать идею налога на банки, чтобы и те внесли свою долю в оплату кризисного счета. Речь идет и о налоге на финансовые транзакции. Европе трудно сделать это одной, не поставив свои банки в невыгодные конкурентные условия. Поэтому она хотела бы добиться поддержки в рамках «двадцатки». Подготовка к саммиту «двадцатки» в Торонто в конце июня -- одна из тем повестки дня брюссельской встречи в верхах.
В Торонто европейские лидеры рассчитывают на сотрудничество с Россией. Об этом Херман Ван Ромпей и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу говорили с Дмитрием Медведевым 1 июня в Ростове-на-Дону. Настроение российского президента понравилось гостям. Медведев призвал европейских лидеров работать вместе над решением возникающих проблем, «не устраивать истерик» и «не раскачивать лодку собственной экономики и экономики Евросоюза». Россия пообещала, что не сократит резервы в евро, которые составляют 41% от 453 млрд долл. ее валютных резервов.
Принимаемая сегодня в Брюсселе новая стратегия «Европа-2020» связана с проектом «Партнерство для модернизации», утвержденным лидерами ЕС и России в Ростове. Ведь Евросоюз для содействия модернизации России должен сделать рывок в собственной модернизации. Стратегия «Европа-2020» предполагает мощные инвестиции в научные исследования и технические разработки (в этом Европа отстала от США и Японии и начинает отставать от других), в наукоемкие производства, «зеленые» технологии, в привлечение мозгов.
Правда, участники недавней дискуссии в брюссельском центре Евросоюз--Россия, в которой участвовал и корреспондент «ВН», не очень оптимистично смотрят на перспективу «Партнерства для модернизации». Европейские политологи считают, что технологическая модернизация России возможна только параллельно политической и социальной. Директор центра ЕС--Россия Фрейзер Камерон говорит: «Потребность России в модернизации очевидна, и ЕС хочет помочь этому процессу. Но глубокие изъяны в состоянии власти закона и гражданских свобод в России требуют срочного внимания, чтобы этот процесс развивался устойчиво и был наполнен содержанием».
Источник: "Время Новостей"
В повестке дня саммита -- стратегический документ «Европа-2020», который сменит Лиссабонскую стратегию 2000 года, оставшуюся набором благих пожеланий. Новая стратегия, как и Лиссабонская, предполагает экономический рост и увеличение занятости через модернизацию, но с учетом неудачного опыта. Греческий долговой кризис и разошедшиеся от него круги взбудоражили элиту ЕС, заставили ее шевелиться, принимать срочные меры. Участники саммита должны согласовать реальный план ужесточения бюджетной дисциплины, придумать если не единое экономическое правительство, то общую экономическую круговую поруку с присмотром за «плохими учениками».
С появлением в ЕС «президента на полную ставку», председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпея, в подготовке таких саммитов появились новые организационные веяния. Обычно главы государств и правительств подтягивались в Брюссель к вечеру четверга, чтобы заседать за бесконечным ужином до глубокой ночи, если не до раннего утра, а потом к обеду пятницы снова собраться и решить оставшиеся рутинные вопросы. На этот раз они съедутся к специальному подъезду дворца «Юстус Липсиус» в Брюсселе как дисциплинированные чиновники к половине десятого утра, рассчитывая уложиться в один рабочий день. Словно посылают сигнал: экономия и дисциплина.
Фанцузский президент Николя Саркози, как всегда горящий идеями, активно проталкивал план новой структуры: экономического правительства ЕС на уровне руководителей стран зоны единой валюты евро. То есть исключая Великобританию, Швецию, Данию и почти всех новичков организации. Но перед самым саммитом, встречаясь с канцлером Ангелой Меркель в Берлине, куда он прилетел сверить часы франко-германского тандема, французский президент отказался от этой идеи. В этом его убедила Ангела Меркель. Она сразу выступила против отдельного «клуба евро». Во-первых, по ее мнению, не надо доводить спор до большого брюссельского стола. А, во-вторых, экономическое правление ЕС должно охватывать все страны союза, а не только те, у которых евро. «С прагматической точки зрения, лучше упростить европейские системы, а не плодить новые структуры», -- согласился Саркози.
Кризис доверия, охвативший зону евро из-за превышения допустимых уровней бюджетного дефицита и государственного долга, заставляет лидеров ЕС вслед за министрами финансов принять обязательства по ужесточению Европейского пакта стабильности. Того самого, который не только ставит условия вступления в зону евро, но и определяет рамки бюджетной политики всех стран Евросоюза. И еще настоятельно рекомендует держать бюджетный дефицит в пределах 3% от валового внутреннего продукта, государственный долг -- 60% и уровень инфляции -- 3%. В последние годы этот пакт сплошь и рядом нарушался правительствами не только из-за глобального кризиса, но и из-за раздувания затрат госаппарата и привлечения избирателей щедрыми социальными программами. Греческие руководители еще и искажали отчетность, скрывая истинные размеры долга.
Как стало известно «Времени новостей» из источников в Совете ЕС, участники саммита должны принять обязательство согласовывать в Брюсселе каждой весной начиная с 2011 года проекты государственных бюджетов своих стран до представления их в национальные парламенты. В тексте проекта постановления, попавшем в распоряжение «ВН», предполагается учредить новые «прогрессивные» санкции для «плохих учеников» европейского финансового класса и поощрения -- для хороших.
Саркози и Меркель предложат собранию европейских коллег договориться о лишении голоса в Совете ЕС стран, допускающих бюджетную халатность. Не всем правительствам нравится такая мера. Но лидерам ЕС приходится торопиться с проявлением решительности под угрозой ослабления евро и под прессингом других ведущих держав, которые обеспокоены бюджетным здоровьем ряда стран ЕС. После Греции под пристальные взоры финансовых спекулянтов попала Испания, и появились слухи о подготовке европейского плана спасения этой страны (правда, опровергнутые Брюсселем). Да и Греция, получив огромную международную финансовую поддержку, пока не решила своей проблемы.
Лидеров единой Европы с некоторыми оговорками поддерживает бизнес. Он выступает за более строгое экономическое правление в ЕС, но предостерегает от увлечения ростом налогов, которое может оказаться контрпродуктивным, тормозя предпринимательство. Европейская ассоциация промышленников и предпринимателей накануне саммита представила свои рекомендации. В том числе повышение ответственности государств за устойчивую налоговую политику и конкурентоспособность, усиление механизмов принуждения в зоне евро и создание стабильной системы решения государственных долговых кризисов в крайних случаях.
«Мы находимся сейчас не в обычных условиях, -- сказал «ВН» генеральный директор этой ассоциации Филипп де Бук. -- Восстановление экономики идет все более уверенно, но низкими темпами. Пришло время закрепить успех евро на долговременную перспективу». Наш собеседник добавил: «Мы приветствуем беспрецедентный стабилизационный план, принятый 9--10 мая против «эпидемии» греческого долгового кризиса. -- Но это соглашение помогает лишь выиграть время. Для восстановления доверия должны немедленно последовать действия на национальном уровне по закреплению устойчивости государственных финансов и проведению глубоких структурных реформ».
Лидеры ЕС хотели бы поддержать идею налога на банки, чтобы и те внесли свою долю в оплату кризисного счета. Речь идет и о налоге на финансовые транзакции. Европе трудно сделать это одной, не поставив свои банки в невыгодные конкурентные условия. Поэтому она хотела бы добиться поддержки в рамках «двадцатки». Подготовка к саммиту «двадцатки» в Торонто в конце июня -- одна из тем повестки дня брюссельской встречи в верхах.
В Торонто европейские лидеры рассчитывают на сотрудничество с Россией. Об этом Херман Ван Ромпей и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу говорили с Дмитрием Медведевым 1 июня в Ростове-на-Дону. Настроение российского президента понравилось гостям. Медведев призвал европейских лидеров работать вместе над решением возникающих проблем, «не устраивать истерик» и «не раскачивать лодку собственной экономики и экономики Евросоюза». Россия пообещала, что не сократит резервы в евро, которые составляют 41% от 453 млрд долл. ее валютных резервов.
Принимаемая сегодня в Брюсселе новая стратегия «Европа-2020» связана с проектом «Партнерство для модернизации», утвержденным лидерами ЕС и России в Ростове. Ведь Евросоюз для содействия модернизации России должен сделать рывок в собственной модернизации. Стратегия «Европа-2020» предполагает мощные инвестиции в научные исследования и технические разработки (в этом Европа отстала от США и Японии и начинает отставать от других), в наукоемкие производства, «зеленые» технологии, в привлечение мозгов.
Правда, участники недавней дискуссии в брюссельском центре Евросоюз--Россия, в которой участвовал и корреспондент «ВН», не очень оптимистично смотрят на перспективу «Партнерства для модернизации». Европейские политологи считают, что технологическая модернизация России возможна только параллельно политической и социальной. Директор центра ЕС--Россия Фрейзер Камерон говорит: «Потребность России в модернизации очевидна, и ЕС хочет помочь этому процессу. Но глубокие изъяны в состоянии власти закона и гражданских свобод в России требуют срочного внимания, чтобы этот процесс развивался устойчиво и был наполнен содержанием».
Источник: "Время Новостей"