Омск – крупнейший промышленный, научный и культурный центр Западной Сибири, обладающий высоким социальным, научным, производственным и инвестиционным потенциалом. При этом как всякий город, Омск несет на себе груз всевозможных проблем. Недавно в городе прошли выборы главы администрации. О том, какие задачи стоят перед мэрией теперь и как их собираются решать, рассказывает новый мэр Омска Виктор Шрейдер.
– Виктор Филиппович, пост мэра вы заняли недавно. Скажите, удовлетворены ли вы работой предыдущего главы администрации?
– Основной критерий оценки предыдущей администрации – это состояние дел в городе. На 15 апреля 2005 года прямая задолженность муниципалитета – составляла 7, 200 млрд. рублей. Это больше, чем бюджет Омска прошлого года. Также в городе не было ни одной разработанной в полном объеме муниципальной целевой программы, ориентированной на стратегический результат.
– Что вы намерены изменить в системе работы?
– Задач перед новой командой много. Первая и главная – обеспечить нормальное функционирование городского хозяйства, оперативно снять остроту накопившихся в Омске насущных проблем. А это можно сделать, только выйдя на плановый, программный режим работы. Перед всеми подразделениями городской администрации поставлена задача – работать на перспективу, запустить комплекс целевых программ развития по всем направлениям. Намечено уже 48 программ, и этот перечень будет расширяться.
– Какой срок вы отводите для этой работы?
– Сроки самые жесткие, но реальные. К концу года все программы должны быть не только разработаны, но и приняты, и даже начать действовать. Хочу подчеркнуть, что все проекты в обязательном порядке пройдут экспертизу, общественное обсуждение и будут обеспечены финансированием, как за счет бюджета, так и за счет инвестиционных источников.
– Насколько высок интерес к городу со стороны инвесторов?
– Сегодня у Омска самый серьезный потенциал в плане привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. Это касается как новых направлений, так и расширения действующих проектов. Назову лишь некоторых крупных инвесторов, уже реализующих проекты в Омске. Это компании «Сибнефть», «Сан Интебрю», «Строинвестрегион», «Русский автобус», «Сибур», «Матадор», «Евразийское водное партнерство». У нас есть веские основания планировать на ближайшие годы значительный рост инвестиционных вложений в производство, строительство, коммунальное хозяйство, транспорт, инновационный сектор.
Что касается перспективных инвестиционных проектов, то мы будем стремиться сохранять паритет между местными инвесторами и внешними, в том числе зарубежными. В отношениях с бизнес-сообществом у нашей команды нет проблем. Мы договорились, что будем работать в тесном контакте, и принимать решения коллегиально. Есть проект создания общественного совета по развитию экономики города.
– Несут ли компании, работающие в Омске, какую-то социальную ответственность?
– Взаимоотношения между администрацией города, работодателями и профсоюзами традиционно строятся на основе ежегодных трехсторонних соглашений о социальном партнерстве. Тем не менее, здесь есть определенные проблемы – недостаточно четко прописаны обязанности и ответственность сторон. Поэтому одним из главных направлений работы департамента городской экономической политики станет разработка нормативно-правовой базы, а также плана мероприятий, в котором будут отражены все основные направления развития малого и среднего бизнеса, предпринимательства и рынка услуг на территории города. К разработке плана мы попросили подключиться всех предпринимателей, заинтересованных в конструктивном диалоге.
– Каковы основные направления городского бюджета на 2005 год?
– Его основные параметры таковы: доходная база сформирована в размере 6,970 млрд. рублей; расходы бюджета – 7,217 млрд. рублей. Плановые доходы увеличились по сравнению с прошлым годом более чем на треть, и будут увеличиваться еще. По департаменту недвижимости планируется удвоить объемы доходного источника, естественно мы будем вносить поправку в бюджет.
Хочу подчеркнуть: я убежденный противник продажи муниципального имущества, как источника пополнения бюджета. Я считаю, надо обеспечить эффективную эксплуатацию использования имущественного комплекса через аренду, концессионные схемы, чтобы получать постоянный доход. Это значительно эффективнее, нежели получить разовый доход от продажи ликвидного имущества, потеряв этот источник пополнения бюджета навсегда.
Если говорить об основных расходных статьях, то около 54% составляют средства на выплату заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы. В бюджете эти расходы предусмотрены в полном объеме с учетом повышения на 20% с 1 января и на 11% с 1 сентября 2005 года.
– Возможны ли поправки в нынешний бюджет города?
– Есть ряд направлений городского хозяйства, по которым принято решение существенно увеличить расходы по сравнению с запланированными в бюджете. Так, к концу года мы выйдем на цифру 500 млн. рублей по ремонту жилого фонда. Сегодня заложено 115 млн. рублей. Актуальная тема для Омска – газификация. Окончательно решен вопрос по строительству в этом году трех магистральных газопроводов. Запущена программа обновления парка муниципального транспорта. На улицы Омска уже вышли 100 новых муниципальных автобусов, еще столько же город получит до середины июля.
Еще одно ключевое направление – дорожное строительство. В целом порядка миллиарда рублей дополнительно будет выделено из областного бюджета на решение этой задачи – с учетом строительства необходимых дорог на строящихся подходах к метромосту через Иртыш. Уже в октябре он начнет действовать.
Ремонт городских магистралей будет профинансирован в сумме около 100 млн. рублей. Здесь также нам помогает региональный бюджет. Кроме того, при финансовой поддержке Правительства Омской области решен вопрос приобретения 17 единиц современной дорожной техники для муниципального дорожного предприятия. Цена вопроса – 130 млн. рублей.
– Какие проблемы, связанные с бюджетом, вы считаете основными?
– В первую очередь проблема муниципального долга – 7,200 млрд. рублей. Это задолженность по банковским кредитам – почти 3,5 млрд. рублей, перед «Омскэнерго» – около 900 млн. рублей. Долг по ЕСН – 870 млн. руб. Долги за приобретенные в 1998 году автобусы – около 2 млрд. рублей.
– Что на сегодня удалось сделать?
– Частично уже решен вопрос по банковским кредитам, обязательства по погашению задолженности за автобусы взяло на себя Правительство Омской области. Решением Губернатора 600 млн. руб. из областного бюджета направлены на погашение долга перед АК «Омскэнерго». Сейчас мы понижаем ставки кредитов, которые были взяты прежней администрации под нереально высокие проценты. Я считаю, что на сегодняшний момент проблему, которая стояла перед бюджетом города – отсутствие возможности кредитования – нам удалось решить.
– Вопрос кадрового обеспечения реформ остается для большинства муниципальных образований одним из самых сложных? Какими принципами вы руководствуетесь в его решении?
– Уровень профессионализма – одна из самых серьезных проблем прежней администрации. Ни один заместитель мэра из той команды не остался работать. И это объективная оценка конкретных результатов работы.
В рамках реорганизации системы управления городом необходимо восстанавливать всю технологическую цепочку работы администрации, убирать дублирующие звенья. Естественно, не всем нравятся новые требования, поручения, не всех устраивает режим работы. Моя логика проста: либо мы будем работать с прежней командой в том режиме, в каком привык работать я, либо будут приняты кадровые решения.
Все, кто пришел сегодня в мэрию, не один год проработали со мной на разных уровнях, в разном качестве. Поэтому я уверен и в работоспособности этой команды, и в возможности решить поставленные перед нами задачи. Кроме того, аппарат не увеличится. Более того, мы постараемся провести сокращение.
Беседовала Светлана Стрельникова.
Справка «Бюджета»
Виктор Филиппович Шрейдер, Мэр г. Омска
Родился в 1952 году.
С 1986 по 1988 гг. – заместитель председателя исполкома Центрального района г. Омска.
С 1988 по 1991 гг. – председатель исполкома Центрального района г. Омска.
С 1991 по 1997 гг. – глава администрации Центрального района г. Омска.
С 1997 по 2001 гг. – заместитель главы администрации г. Омска, глава ЦАО г. Омска.
С 2001 г. – заместитель Губернатора Омской области.
С марта 2005 года по настоящее время – Мэр Омска.
Магистр государственного управления, кандидат политических наук.
– Виктор Филиппович, пост мэра вы заняли недавно. Скажите, удовлетворены ли вы работой предыдущего главы администрации?
– Основной критерий оценки предыдущей администрации – это состояние дел в городе. На 15 апреля 2005 года прямая задолженность муниципалитета – составляла 7, 200 млрд. рублей. Это больше, чем бюджет Омска прошлого года. Также в городе не было ни одной разработанной в полном объеме муниципальной целевой программы, ориентированной на стратегический результат.
– Что вы намерены изменить в системе работы?
– Задач перед новой командой много. Первая и главная – обеспечить нормальное функционирование городского хозяйства, оперативно снять остроту накопившихся в Омске насущных проблем. А это можно сделать, только выйдя на плановый, программный режим работы. Перед всеми подразделениями городской администрации поставлена задача – работать на перспективу, запустить комплекс целевых программ развития по всем направлениям. Намечено уже 48 программ, и этот перечень будет расширяться.
– Какой срок вы отводите для этой работы?
– Сроки самые жесткие, но реальные. К концу года все программы должны быть не только разработаны, но и приняты, и даже начать действовать. Хочу подчеркнуть, что все проекты в обязательном порядке пройдут экспертизу, общественное обсуждение и будут обеспечены финансированием, как за счет бюджета, так и за счет инвестиционных источников.
– Насколько высок интерес к городу со стороны инвесторов?
– Сегодня у Омска самый серьезный потенциал в плане привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. Это касается как новых направлений, так и расширения действующих проектов. Назову лишь некоторых крупных инвесторов, уже реализующих проекты в Омске. Это компании «Сибнефть», «Сан Интебрю», «Строинвестрегион», «Русский автобус», «Сибур», «Матадор», «Евразийское водное партнерство». У нас есть веские основания планировать на ближайшие годы значительный рост инвестиционных вложений в производство, строительство, коммунальное хозяйство, транспорт, инновационный сектор.
Что касается перспективных инвестиционных проектов, то мы будем стремиться сохранять паритет между местными инвесторами и внешними, в том числе зарубежными. В отношениях с бизнес-сообществом у нашей команды нет проблем. Мы договорились, что будем работать в тесном контакте, и принимать решения коллегиально. Есть проект создания общественного совета по развитию экономики города.
– Несут ли компании, работающие в Омске, какую-то социальную ответственность?
– Взаимоотношения между администрацией города, работодателями и профсоюзами традиционно строятся на основе ежегодных трехсторонних соглашений о социальном партнерстве. Тем не менее, здесь есть определенные проблемы – недостаточно четко прописаны обязанности и ответственность сторон. Поэтому одним из главных направлений работы департамента городской экономической политики станет разработка нормативно-правовой базы, а также плана мероприятий, в котором будут отражены все основные направления развития малого и среднего бизнеса, предпринимательства и рынка услуг на территории города. К разработке плана мы попросили подключиться всех предпринимателей, заинтересованных в конструктивном диалоге.
– Каковы основные направления городского бюджета на 2005 год?
– Его основные параметры таковы: доходная база сформирована в размере 6,970 млрд. рублей; расходы бюджета – 7,217 млрд. рублей. Плановые доходы увеличились по сравнению с прошлым годом более чем на треть, и будут увеличиваться еще. По департаменту недвижимости планируется удвоить объемы доходного источника, естественно мы будем вносить поправку в бюджет.
Хочу подчеркнуть: я убежденный противник продажи муниципального имущества, как источника пополнения бюджета. Я считаю, надо обеспечить эффективную эксплуатацию использования имущественного комплекса через аренду, концессионные схемы, чтобы получать постоянный доход. Это значительно эффективнее, нежели получить разовый доход от продажи ликвидного имущества, потеряв этот источник пополнения бюджета навсегда.
Если говорить об основных расходных статьях, то около 54% составляют средства на выплату заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы. В бюджете эти расходы предусмотрены в полном объеме с учетом повышения на 20% с 1 января и на 11% с 1 сентября 2005 года.
– Возможны ли поправки в нынешний бюджет города?
– Есть ряд направлений городского хозяйства, по которым принято решение существенно увеличить расходы по сравнению с запланированными в бюджете. Так, к концу года мы выйдем на цифру 500 млн. рублей по ремонту жилого фонда. Сегодня заложено 115 млн. рублей. Актуальная тема для Омска – газификация. Окончательно решен вопрос по строительству в этом году трех магистральных газопроводов. Запущена программа обновления парка муниципального транспорта. На улицы Омска уже вышли 100 новых муниципальных автобусов, еще столько же город получит до середины июля.
Еще одно ключевое направление – дорожное строительство. В целом порядка миллиарда рублей дополнительно будет выделено из областного бюджета на решение этой задачи – с учетом строительства необходимых дорог на строящихся подходах к метромосту через Иртыш. Уже в октябре он начнет действовать.
Ремонт городских магистралей будет профинансирован в сумме около 100 млн. рублей. Здесь также нам помогает региональный бюджет. Кроме того, при финансовой поддержке Правительства Омской области решен вопрос приобретения 17 единиц современной дорожной техники для муниципального дорожного предприятия. Цена вопроса – 130 млн. рублей.
– Какие проблемы, связанные с бюджетом, вы считаете основными?
– В первую очередь проблема муниципального долга – 7,200 млрд. рублей. Это задолженность по банковским кредитам – почти 3,5 млрд. рублей, перед «Омскэнерго» – около 900 млн. рублей. Долг по ЕСН – 870 млн. руб. Долги за приобретенные в 1998 году автобусы – около 2 млрд. рублей.
– Что на сегодня удалось сделать?
– Частично уже решен вопрос по банковским кредитам, обязательства по погашению задолженности за автобусы взяло на себя Правительство Омской области. Решением Губернатора 600 млн. руб. из областного бюджета направлены на погашение долга перед АК «Омскэнерго». Сейчас мы понижаем ставки кредитов, которые были взяты прежней администрации под нереально высокие проценты. Я считаю, что на сегодняшний момент проблему, которая стояла перед бюджетом города – отсутствие возможности кредитования – нам удалось решить.
– Вопрос кадрового обеспечения реформ остается для большинства муниципальных образований одним из самых сложных? Какими принципами вы руководствуетесь в его решении?
– Уровень профессионализма – одна из самых серьезных проблем прежней администрации. Ни один заместитель мэра из той команды не остался работать. И это объективная оценка конкретных результатов работы.
В рамках реорганизации системы управления городом необходимо восстанавливать всю технологическую цепочку работы администрации, убирать дублирующие звенья. Естественно, не всем нравятся новые требования, поручения, не всех устраивает режим работы. Моя логика проста: либо мы будем работать с прежней командой в том режиме, в каком привык работать я, либо будут приняты кадровые решения.
Все, кто пришел сегодня в мэрию, не один год проработали со мной на разных уровнях, в разном качестве. Поэтому я уверен и в работоспособности этой команды, и в возможности решить поставленные перед нами задачи. Кроме того, аппарат не увеличится. Более того, мы постараемся провести сокращение.
Беседовала Светлана Стрельникова.
Справка «Бюджета»
Виктор Филиппович Шрейдер, Мэр г. Омска
Родился в 1952 году.
С 1986 по 1988 гг. – заместитель председателя исполкома Центрального района г. Омска.
С 1988 по 1991 гг. – председатель исполкома Центрального района г. Омска.
С 1991 по 1997 гг. – глава администрации Центрального района г. Омска.
С 1997 по 2001 гг. – заместитель главы администрации г. Омска, глава ЦАО г. Омска.
С 2001 г. – заместитель Губернатора Омской области.
С марта 2005 года по настоящее время – Мэр Омска.
Магистр государственного управления, кандидат политических наук.