Версия для печати 1799 Материалы по теме
Верховный суд отклонил иск экологов по Байкальскому ЦБК
гринпис
Несмотря на негодование российских экологов и предупреждения ученых, деятельность Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), возобновившего свою работу в тестовом режиме, не будет приостановлена. Вчера Верховный суд отклонил иск экологов из «Гринпис России», попытавшихся оспорить январское постановление правительства, признавшее допустимой работу БЦБК в этой всемирно известной природоохранной зоне. Причины отказа в иске ВС пока не огласил (мотивировочная часть будет предоставлена позже), но в «Гринпис» уверены, что внятного обоснования, почему необходимо дальше продлевать жизнь убыточному и вредному предприятию, не существует, а «в суде просто не смогли пойти против воли Владимира Путина».

Формально, да и по сути судьбу комбината и уникального озера действительно решал лично премьер-министр, подписавший 13 января 2010 года постановление «О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». Этот документ стал своего рода индульгенцией на возобновление работы БЦБК, контрольный пакет акций которого принадлежит холдингу «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Напомним, что предприятие остановилось в 2008 году, столкнувшись одновременно с исковым требованием «Росприроднадзора» по соблюдению экологического законодательства и с изменением конъюнктуры рынка из-за финансового кризиса. Установка систем замкнутого водооборота, позволяющих очищать сбрасываемые в Байкал промышленные воды на 98%, делает невозможным выпуск вискозной целлюлозы и, следовательно, нерентабельной работу всего комбината.

Остановка предприятия, на котором работало большинство жителей Байкальска, было чревато повторением «народных бунтов», аналогичных тем, что премьер-министру пришлось лично усмирять в моногороде Пикалево. И политическая необходимость в какой-то момент, видимо, перевесила доводы защитников природы, хотя Владимир Путин и подчеркивал неоднократно, что к экологии Байкала нужно относиться с осторожностью. «Экологи делают правильно, когда предупреждают об опасности. В этом и заключается их роль -- чтобы мы обращались с природой аккуратно и бережно», -- заявлял премьер во время своей поездки на Байкал в начале августа 2009 года. А спустя полгода санкционировал своим документом запуск комбината в тестовом режиме. Замкнутый цикл производства при этом не используется, правда, и время выхода на промышленные мощности пока не определено.

Тем не менее правительственное постановление создает правовую базу для возобновления полноценной работы БЦБК -- в нем, в частности, отменяется запрет на «производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды». Особо экологов возмутило разрешение на складирование, захоронение и сжигание отходов 1--5-го класса опасности «в пределах специально оборудованных мест размещения отходов, созданных в соответствии с законодательством». В своем иске в Верховный суд представители «Гринпис» пытались доказать, что этот документ противоречит сразу нескольким федеральным законам -- «О санитарно-эпидемиологических нормах», «Об охране окружающей среды» и «Об охране Байкала», а также международным обязательствам, вытекающим из Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. В «Гринпис» подчеркивают, что суд оставил без внимания тот факт, что постановление правительства не было одобрено Министерством юстиции, хотя в тексте документа прописано, что возобновление работы БЦБК должно проходить с учетом федерального законодательства. Напомнили "зеленые" и об угрозе исключения Байкала из перечня объектов Всемирного наследия.

В беседе с корреспондентом «Времени новостей» пресс-секретарь «Гринпис» Евгений Усов заявил, что разговоры о том, что целлюлозно-бумажный комбинат жизненно необходим Байкальску, -- миф. «За те два года, пока комбинат стоял, из города уехали и нашли работу на других комбинатах около 200 высококлассных специалистов, которые делали основную работу на предприятии, а местные жители нашли альтернативные источники заработка», -- утверждает представитель «Гринпис».

О необходимости борьбы со стереотипами говорят не только экологи, но и представители научного сообщества. Ученый секретарь научного совета по Байкалу Сибирского отделения РАН Ирина Максимова не первый год утверждает, что существование БЦБК лишает Байкальск стимула к развитию. Кроме того, комбинат настолько физически и морально устарел, что его дальнейшая эксплуатация становится убыточной. При этом именно действующий БЦБК способен оттолкнуть бизнесменов, которые могли бы дать Байкальску новые рабочие места. По словам Евгения Усова, за время простоя комбината в городе появились предприниматели, которые хотели развивать турбизнес на берегах уникального озера. «Но как только вышло правительственное постановление, они сразу уехали», -- рассказывает г-н Усов.

Теперь, по словам представителя «Гринпис», экологи будут подавать кассационную жалобу в коллегию Верховного суда. «Но если мы и там получим отказ, то пойдем в Страсбург», -- пообещал пресс-секретарь «Гринпис России».

Источник: "Время Новостей"
Поделиться