Кубань всегда называли житницей и здравницей страны. Краснодарский край и сейчас остается крупнейшим производителем и поставщиком сельхозпродукции в России. Кубань – лидер по сбору зерна, производству мяса скота и птицы, молока и яиц. В крае выращивается 80% российского риса, половина российского винограда, сорок процентов кукурузы, плодов и ягод, производится треть сахара. На Кубани сосредоточено более 1300 предприятий санаторно-курортного комплекса и туризма. Объем предоставляемых ими услуг сегодня оценивается в 16 млрд. рублей. Ежегодно Кубань принимает семь миллионов отдыхающих. Об экономической ситуации рассказывает Александр Ремезков, первый заместитель главы администрации Краснодарского края.
– Александр Александрович, какова сегодня экономическая ситуация в Краснодарском крае?
– Основу экономики края составляют топливная, лесная и деревообрабатывающая промышленность, транспортный комплекс, энергетика, машиностроение, промышленность строительных материалов. Сегодня в своей экономической политике администрация края отдает приоритет развитию курортного, транспортного и агропромышленного комплексов.
Краснодарский край – один из наиболее динамично развивающихся регионов России. Среднегодовой темп прироста экономики края – 6,2%. В 2004 году мы достигли рекордных для России показателей роста производства в сельском хозяйстве (18%) и в машиностроении (54%). По объему валового регионального продукта Кубань входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. В 2004 году этот объем вырос на 6,4% и составил 335 млрд. рублей.
– Скажите, много ли внимания уделяют власти привлечению инвестиций в край?
– Этому вопросу уделяется очень большое внимание. Краснодарский край в России лидирует по объему привлекаемых инвестиций. В 2004 году объем инвестиций достиг 90 млрд. рублей. За последние три года в региональную экономику было вложено 7 млрд. евро, объем иностранных инвестиций вырос в 1,7 раза. Краснодарскому краю присвоен компанией «Стандард энд Пурс» международный инвестиционный рейтинг «B+», «Стабильный». Край вошел в первую десятку инвестиционно привлекательных регионов России и увеличил свою долю в объеме общероссийских инвестиций до 3,5%. На территории края успешно реализовали свои инвестиционные проекты такие всемирно известные компании как «Кнауф», «Филип Моррис», «Шеврон», «Нестле», «Тетра Пак», «Рэдиссон», «Бондюэль» и другие.
– Что дало вам возможность достичь таких результатов?
– У нас есть то, что больше всего ценят инвесторы – политическая и финансовая стабильность. Губернатор Кубани Александр Ткачев пользуется поддержкой подавляющего большинства населения – за его избрание на второй срок проголосовало 84% избирателей. За четыре года его работы доходы краевого бюджета выросли в три раза. Краснодарский край стал территорией экономического роста. Например, в 2004 году темпы прироста в базовых отраслях экономики составили 4 – 16%.
Правовая база для инвестиционной деятельности, созданная на Кубани, признана одной из лучших в России. Мы гарантируем реинвестирование капитала в любом направлении. Наше законодательство защищает бизнес от политических и экономических рисков, обеспечивает свободу инвестирования в любые секторы экономики. В Краснодарском крае инвесторы получают налоговые льготы, гарантии региональной администрации и другие формы государственной поддержки.
Но самое главное, мы устранили административные барьеры на пути инвесторов. За четыре года работы в Краснодарском крае команда губернатора Александра Ткачева смогла изменить психологию чиновников на психологию предпринимателей. Сегодня в каждом муниципальном образовании и краевом департаменте у нас есть чиновники, которые мыслят как бизнесмены. Они отвечают за выставочно-презентационную деятельность, за формирование и реализацию инвестиционных проектов, консалтинг, банковский сектор и постоянно изучают потребности бизнеса.
– Можно поподробнее о взаимоотношениях власти и бизнеса?
– В Краснодарском крае власть обслуживает бизнес. Во всех муниципальных образованиях работают представители краевой «службы одного окна», в структуре краевой администрации – департамент проектного сопровождения. Инвестор получает весь спектр услуг по организации бизнеса в крае. Сроки прохождения документов при оформлении лицензий, согласований, землеустроительных документов не превышают трех месяцев.
Мы сопровождаем инвестиционный проект на всех этапах его воплощения: от подписания протокола о намерениях и до пуска нового производства. Мы поддерживаем добросовестную конкуренцию и обеспечиваем равный доступ бизнеса ко всем государственным программам. Все земельные участки и инвестиционные площадки в крае распределяются только на открытых конкурсах.
Для работы инвесторов у нас создана благоприятная бизнес-среда. Местный, кубанский бизнес с каждым годом становится более прозрачным. С помощью органов власти акционерные общества приводят в порядок свои документы, выходят на фондовый рынок. За три года кредитный портфель банков, работающих на территории края, увеличился с 25 до 200 млрд. рублей. Став прозрачным, наш бизнес смог взять в восемь раз больше заемных средств для развития производства.
– Каковы перспективы развития экономики края?
– По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет экономика края готова принять инвестиций на сумму 43 млрд. долларов. Программа экономического и социального развития Краснодарского края на 2003 – 2008 годы включает более трехсот проектов общей стоимостью свыше 170 млрд. рублей. Реализация программных мероприятий позволит нам к 2008 году увеличить валовой региональный продукт и собственные доходы бюджета края в 2,5 раза, создать свыше 100 тыс. новых рабочих мест, добиться роста реальных доходов населения в полтора раза. Из регионального и федерального бюджета предполагается профинансировать соответственно 23% и 9% средств, необходимых для выполнения программы развития. Более 118 млрд. рублей нам предстоит привлечь из внебюджетных источников.
Речь идет не только о привлечении прямых иностранных и отечественных инвестиций, но и о мерах государственного стимулирования развития основных отраслей региональной экономики.
Опыт нашей работы говорит о том, что один из наиболее эффективных методов поддержки агропромышленного комплекса – субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам банков. Финансовые вложения краевого бюджета в объеме 300 млн. рублей позволили предприятиям АПК привлечь в экономику более 5 млрд. рублей. Кредиты привлекались хозяйствами края на пополнение оборотных средств и приобретение техники и оборудования.
Кроме того, в нынешнем году мы планируем направить 147 млн. рублей на реализацию закона «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края». Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, смогут получить компенсацию части затрат на приобретение племенных животных, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, дотации части затрат на производство продукции животноводства.
– Надо полагать, все эти меры дают вам заметный рост налогооблагаемой базы и вы не испытываете никаких проблем с формированием и исполнением бюджета?
– Я бы так не сказал. Да, у нас немало достижений. Но проблем еще больше. Последние три года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета края ежегодно прирастают почти на одну треть. Бюджетное назначение 2004 года исполнено на 103%. Профицит бюджета позволил нам в 2004 году почти на треть увеличить расходы на социально-культурную сферу, погасить все долги по детским пособиям и компенсациям на книгоиздательскую продукцию, отремонтировать и оснастить новым оборудованием десятки школ и больниц, оздоровить более 400 тыс. детей. На социально-культурную сферу направлено 29 млрд. рублей, расходы выросли по сравнению с предыдущим годом на 6,4 млрд. рублей. Ассигнования на здравоохранение увеличены на 37%, на образование и культуру – на 28%, на оказание социальной помощи гражданам расходы увеличились на 27%.
По объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета край четыре года подряд занимает первое место в Южном федеральном округе. С 2000 по 2004год собственные доходы консолидированного бюджета края возросли почти в 3,1 раза и составили 43,1 млрд. рублей. И это притом, что из-за изменений налогового и бюджетного законодательства за это время край лишился почти 17 млрд. рублей доходов.
– Как рассчитывалась доходная база бюджета в 2005 году?
– В нынешнем году доходную базу бюджета края мы рассчитывали, исходя из того, что на полтора процента уменьшился норматив отчислений в краевой бюджет налога на прибыль, до пяти процентов – наша доля по налогу на добычу полезных ископаемы. В федеральный бюджет полностью переданы водный налог и доходы от использования лесного фонда, отменен налог на рекламу, зачислявшийся раньше в местные бюджеты.
Тем не менее, мы запланировали в 2005 году прирост бюджетных доходов на 8% к уровню 2004 года. Общая сумма налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края составит 46,5 млн. рублей. При составлении прогноза доходов бюджета были использованы индивидуальные методики планирования по каждому доходному источнику.
– За счёт чего вы восполняете потери от централизации доходов на федеральном уровне?
– Рост собственных доходов регионального бюджета происходит не сам по себе. Это результат огромной работы всех ветвей власти, фискальных и правоохранительных органов. Наш губернатор Александр Николаевич Ткачёв говорит так: «Мы не ставим перед собой много задач. Их, по сути, всего две: увеличение доходной части бюджета и повышение жизненного уровня людей».
В нынешнем году мы изменили сам принцип работы по наполнению краевого бюджета. К работе по выявлению неплательщиков подключены собранные в мобильные группы специалисты финансовых, отраслевых служб, налоговых и правоохранительных органов. Специалисты этих групп определяют потенциально возможный размер налогооблагаемой базы. Они определяют, какой доход приносит тот или иной бизнес, и какие налоги он реально может заплатить. Официальная статистика, как вы понимаете, в этом не поможет, поэтому специалистами анализируется масса различных косвенных показателей – расход электроэнергии и газа, реальная загрузка мощностей, реальные грузооборот и выручка предприятий и многое другое.
По результатам работы этих групп нами будут выработаны дальнейшие действия в отношении тех предприятий, которые искусственно занижают объёмы уплачиваемых в бюджет сумм. Свои предложения мы также направим в федеральные органы исполнительной власти.
– Решение каких еще вопросов вы считаете приоритетными для краевых властей?
– Особое внимание мы уделяем, и будем уделять работе по выведению «из тени» заработной платы, ликвидации всех «серых», «конвертных» схем, ведь налог на доходы физических лиц составляет почти треть доходов краевого бюджета.
Под особым контролем находится также недоимка, размер которой к началу нынешнего года превышал два миллиарда рублей. Чтобы обеспечить взыскание недоимки, финансовые органы края ежемесячно проводят анализ динамики задолженности в каждом муниципальном образовании края, в основных отраслях экономики, в отдельных хозяйствующих субъектах. В каждом городе и районе края постоянно действуют межведомственные комиссии с участием фискальных, правоохранительных и административных органов по взысканию задолженности в бюджет.
– Насколько эффективна отдача в бюджет от имеющейся в распоряжении края собственности?
– Органы государственной власти и местного самоуправления провели инвентаризацию всех юридических и физических лиц, использующих землю на территории края, взыскали в бюджет задолженность по арендной плате за землю. Мы создали единую краевую базу данных лицевых счетов плательщиков арендной платы за землю, в которой сегодня находится более 70 тыс. счетов. Результат таков: за последние четыре года объем поступлений земельного налога и арендной платы за землю в консолидированный бюджет края увеличился почти в восемь раз.
За этот же период доходы краевого бюджета от использования краевой собственности выросли в три раза. В 2004 году они достигли почти 50 млн. рублей. Повышение эффективности использования недвижимости связано с широким использованием рыночных ставок арендной платы. В нынешнем году такие ставки должны быть установлены на все недвижимое имущество, принадлежащее краю.
– Что еще предстоит вам сделать в нынешнем году, чтобы обеспечить рост бюджетных доходов и реформу местного самоуправления?
– В нынешнем году должна быть сформирована новая региональная нормативно-правовая база регулирования межбюджетных отношений. С 2006 года изменятся принципы построения бюджетной системы Краснодарского края. Теперь на территории края будут утверждаться и исполняться не 48, а 427 бюджетов.
В краевом бюджете будут созданы краевые фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и сельских (городских) поселений.
В Краснодарском крае мы планируем использовать комбинированный метод выравнивания бюджетов. На первом этапе мы распределяем дотации из расчета на одного жителя. На втором – производим выравнивание до максимально возможного уровня (например, до 80%). На третьем этапе распределяется фонд финансовой поддержки с использованием прогнозируемых показателей по доходам и расходам муниципальных районов.
В этом случае сохраняется стимул для увеличения собственных доходов – нормативы зачисления налогов в бюджет будут закреплены на долговременной основе.
Наполнение бюджетов будет полностью зависеть от муниципальных районов и поселений. Исполнительные и представительные органы муниципального образования должны хорошо знать экономику территории, привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, заниматься развитием бизнеса, для увеличения доходной части бюджета.
– Для того чтобы решать непростые экономические, бюджетные проблемы актуален кадровый вопрос. Как вы это делаете?
– В работе по наполнению и исполнению бюджета кадры решают все. У нас в крае функционирует целостная система финансовых органов края, которая включает в себя департамент и финансовые управления в городах и районах края. Ежегодно более 300 специалистов финансовых органов повышают свой профессиональный уровень. Среди финансистов немало специалистов, имеющих богатый опыт работы, отмеченных высокими наградами – медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани», знаком Министерства финансов РФ «Отличник финансовой работы», званием «Заслуженный экономист Кубани». И все же мы делаем ставку на талантливую молодежь. В финансовых органах края почти половина специалистов – возрасте до 35 лет. В краевом департаменте по финансам, бюджету и контролю более половины начальников отделов и их заместителей в возрасте 29 – 35 лет. Мы проводим открытые конкурсы на замещение вакантных должностей, активно сотрудничаем с вузами – студенты проходят стажировку в финансовых органах края. За минувший год кадровый состав департамента обновился более чем на 15%, состав начальников финансовых управлений в муниципальных образованиях – более чем на 10%. Особое внимание мы уделяем подбору кадров, отвечающих за пополнение краевой казны. Мы считаем, что государственный должен заботиться о доходах краевого бюджета так же, как собственник заботится о доходах своего предприятия.
Беседовала Светлана Стрельникова
Справка «Бюджета»
Александр Александрович Ремезков,
первый заместитель главы администрации Краснодарского края.
Родился 7 апреля 1962 г. в городе Ургенч в Узбекистане.
В 1984 г. – окончил Волгоградский инженерно-строительный институт.
1984 – 1990 гг. – работал мастером, прорабом, затем главным инженером «Краснодаргражданстроя».
1990 – 1994 г. – активно работал в малом бизнесе, с 1994 – 1998 гг. – финансовым директором производственного объединения «Эксим».
1998 г. – избран депутатом законодательного собрания края, возглавил комитет по финансам, бюджету, банкам, налогам, инвестиционной деятельности и внешнеэкономическим связям.
2001 г. – назначен заместителем главы администрации Краснодарского края по финансам, бюджету и контролю, экономике и прогнозированию, в 2002 г. – первым заместителем главы администрации края.
Имеет три высших образования. Специальности – инженер-строитель, экономист, юрист. Кандидат экономических наук.
– Александр Александрович, какова сегодня экономическая ситуация в Краснодарском крае?
– Основу экономики края составляют топливная, лесная и деревообрабатывающая промышленность, транспортный комплекс, энергетика, машиностроение, промышленность строительных материалов. Сегодня в своей экономической политике администрация края отдает приоритет развитию курортного, транспортного и агропромышленного комплексов.
Краснодарский край – один из наиболее динамично развивающихся регионов России. Среднегодовой темп прироста экономики края – 6,2%. В 2004 году мы достигли рекордных для России показателей роста производства в сельском хозяйстве (18%) и в машиностроении (54%). По объему валового регионального продукта Кубань входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. В 2004 году этот объем вырос на 6,4% и составил 335 млрд. рублей.
– Скажите, много ли внимания уделяют власти привлечению инвестиций в край?
– Этому вопросу уделяется очень большое внимание. Краснодарский край в России лидирует по объему привлекаемых инвестиций. В 2004 году объем инвестиций достиг 90 млрд. рублей. За последние три года в региональную экономику было вложено 7 млрд. евро, объем иностранных инвестиций вырос в 1,7 раза. Краснодарскому краю присвоен компанией «Стандард энд Пурс» международный инвестиционный рейтинг «B+», «Стабильный». Край вошел в первую десятку инвестиционно привлекательных регионов России и увеличил свою долю в объеме общероссийских инвестиций до 3,5%. На территории края успешно реализовали свои инвестиционные проекты такие всемирно известные компании как «Кнауф», «Филип Моррис», «Шеврон», «Нестле», «Тетра Пак», «Рэдиссон», «Бондюэль» и другие.
– Что дало вам возможность достичь таких результатов?
– У нас есть то, что больше всего ценят инвесторы – политическая и финансовая стабильность. Губернатор Кубани Александр Ткачев пользуется поддержкой подавляющего большинства населения – за его избрание на второй срок проголосовало 84% избирателей. За четыре года его работы доходы краевого бюджета выросли в три раза. Краснодарский край стал территорией экономического роста. Например, в 2004 году темпы прироста в базовых отраслях экономики составили 4 – 16%.
Правовая база для инвестиционной деятельности, созданная на Кубани, признана одной из лучших в России. Мы гарантируем реинвестирование капитала в любом направлении. Наше законодательство защищает бизнес от политических и экономических рисков, обеспечивает свободу инвестирования в любые секторы экономики. В Краснодарском крае инвесторы получают налоговые льготы, гарантии региональной администрации и другие формы государственной поддержки.
Но самое главное, мы устранили административные барьеры на пути инвесторов. За четыре года работы в Краснодарском крае команда губернатора Александра Ткачева смогла изменить психологию чиновников на психологию предпринимателей. Сегодня в каждом муниципальном образовании и краевом департаменте у нас есть чиновники, которые мыслят как бизнесмены. Они отвечают за выставочно-презентационную деятельность, за формирование и реализацию инвестиционных проектов, консалтинг, банковский сектор и постоянно изучают потребности бизнеса.
– Можно поподробнее о взаимоотношениях власти и бизнеса?
– В Краснодарском крае власть обслуживает бизнес. Во всех муниципальных образованиях работают представители краевой «службы одного окна», в структуре краевой администрации – департамент проектного сопровождения. Инвестор получает весь спектр услуг по организации бизнеса в крае. Сроки прохождения документов при оформлении лицензий, согласований, землеустроительных документов не превышают трех месяцев.
Мы сопровождаем инвестиционный проект на всех этапах его воплощения: от подписания протокола о намерениях и до пуска нового производства. Мы поддерживаем добросовестную конкуренцию и обеспечиваем равный доступ бизнеса ко всем государственным программам. Все земельные участки и инвестиционные площадки в крае распределяются только на открытых конкурсах.
Для работы инвесторов у нас создана благоприятная бизнес-среда. Местный, кубанский бизнес с каждым годом становится более прозрачным. С помощью органов власти акционерные общества приводят в порядок свои документы, выходят на фондовый рынок. За три года кредитный портфель банков, работающих на территории края, увеличился с 25 до 200 млрд. рублей. Став прозрачным, наш бизнес смог взять в восемь раз больше заемных средств для развития производства.
– Каковы перспективы развития экономики края?
– По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет экономика края готова принять инвестиций на сумму 43 млрд. долларов. Программа экономического и социального развития Краснодарского края на 2003 – 2008 годы включает более трехсот проектов общей стоимостью свыше 170 млрд. рублей. Реализация программных мероприятий позволит нам к 2008 году увеличить валовой региональный продукт и собственные доходы бюджета края в 2,5 раза, создать свыше 100 тыс. новых рабочих мест, добиться роста реальных доходов населения в полтора раза. Из регионального и федерального бюджета предполагается профинансировать соответственно 23% и 9% средств, необходимых для выполнения программы развития. Более 118 млрд. рублей нам предстоит привлечь из внебюджетных источников.
Речь идет не только о привлечении прямых иностранных и отечественных инвестиций, но и о мерах государственного стимулирования развития основных отраслей региональной экономики.
Опыт нашей работы говорит о том, что один из наиболее эффективных методов поддержки агропромышленного комплекса – субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам банков. Финансовые вложения краевого бюджета в объеме 300 млн. рублей позволили предприятиям АПК привлечь в экономику более 5 млрд. рублей. Кредиты привлекались хозяйствами края на пополнение оборотных средств и приобретение техники и оборудования.
Кроме того, в нынешнем году мы планируем направить 147 млн. рублей на реализацию закона «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края». Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, смогут получить компенсацию части затрат на приобретение племенных животных, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, дотации части затрат на производство продукции животноводства.
– Надо полагать, все эти меры дают вам заметный рост налогооблагаемой базы и вы не испытываете никаких проблем с формированием и исполнением бюджета?
– Я бы так не сказал. Да, у нас немало достижений. Но проблем еще больше. Последние три года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета края ежегодно прирастают почти на одну треть. Бюджетное назначение 2004 года исполнено на 103%. Профицит бюджета позволил нам в 2004 году почти на треть увеличить расходы на социально-культурную сферу, погасить все долги по детским пособиям и компенсациям на книгоиздательскую продукцию, отремонтировать и оснастить новым оборудованием десятки школ и больниц, оздоровить более 400 тыс. детей. На социально-культурную сферу направлено 29 млрд. рублей, расходы выросли по сравнению с предыдущим годом на 6,4 млрд. рублей. Ассигнования на здравоохранение увеличены на 37%, на образование и культуру – на 28%, на оказание социальной помощи гражданам расходы увеличились на 27%.
По объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета край четыре года подряд занимает первое место в Южном федеральном округе. С 2000 по 2004год собственные доходы консолидированного бюджета края возросли почти в 3,1 раза и составили 43,1 млрд. рублей. И это притом, что из-за изменений налогового и бюджетного законодательства за это время край лишился почти 17 млрд. рублей доходов.
– Как рассчитывалась доходная база бюджета в 2005 году?
– В нынешнем году доходную базу бюджета края мы рассчитывали, исходя из того, что на полтора процента уменьшился норматив отчислений в краевой бюджет налога на прибыль, до пяти процентов – наша доля по налогу на добычу полезных ископаемы. В федеральный бюджет полностью переданы водный налог и доходы от использования лесного фонда, отменен налог на рекламу, зачислявшийся раньше в местные бюджеты.
Тем не менее, мы запланировали в 2005 году прирост бюджетных доходов на 8% к уровню 2004 года. Общая сумма налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края составит 46,5 млн. рублей. При составлении прогноза доходов бюджета были использованы индивидуальные методики планирования по каждому доходному источнику.
– За счёт чего вы восполняете потери от централизации доходов на федеральном уровне?
– Рост собственных доходов регионального бюджета происходит не сам по себе. Это результат огромной работы всех ветвей власти, фискальных и правоохранительных органов. Наш губернатор Александр Николаевич Ткачёв говорит так: «Мы не ставим перед собой много задач. Их, по сути, всего две: увеличение доходной части бюджета и повышение жизненного уровня людей».
В нынешнем году мы изменили сам принцип работы по наполнению краевого бюджета. К работе по выявлению неплательщиков подключены собранные в мобильные группы специалисты финансовых, отраслевых служб, налоговых и правоохранительных органов. Специалисты этих групп определяют потенциально возможный размер налогооблагаемой базы. Они определяют, какой доход приносит тот или иной бизнес, и какие налоги он реально может заплатить. Официальная статистика, как вы понимаете, в этом не поможет, поэтому специалистами анализируется масса различных косвенных показателей – расход электроэнергии и газа, реальная загрузка мощностей, реальные грузооборот и выручка предприятий и многое другое.
По результатам работы этих групп нами будут выработаны дальнейшие действия в отношении тех предприятий, которые искусственно занижают объёмы уплачиваемых в бюджет сумм. Свои предложения мы также направим в федеральные органы исполнительной власти.
– Решение каких еще вопросов вы считаете приоритетными для краевых властей?
– Особое внимание мы уделяем, и будем уделять работе по выведению «из тени» заработной платы, ликвидации всех «серых», «конвертных» схем, ведь налог на доходы физических лиц составляет почти треть доходов краевого бюджета.
Под особым контролем находится также недоимка, размер которой к началу нынешнего года превышал два миллиарда рублей. Чтобы обеспечить взыскание недоимки, финансовые органы края ежемесячно проводят анализ динамики задолженности в каждом муниципальном образовании края, в основных отраслях экономики, в отдельных хозяйствующих субъектах. В каждом городе и районе края постоянно действуют межведомственные комиссии с участием фискальных, правоохранительных и административных органов по взысканию задолженности в бюджет.
– Насколько эффективна отдача в бюджет от имеющейся в распоряжении края собственности?
– Органы государственной власти и местного самоуправления провели инвентаризацию всех юридических и физических лиц, использующих землю на территории края, взыскали в бюджет задолженность по арендной плате за землю. Мы создали единую краевую базу данных лицевых счетов плательщиков арендной платы за землю, в которой сегодня находится более 70 тыс. счетов. Результат таков: за последние четыре года объем поступлений земельного налога и арендной платы за землю в консолидированный бюджет края увеличился почти в восемь раз.
За этот же период доходы краевого бюджета от использования краевой собственности выросли в три раза. В 2004 году они достигли почти 50 млн. рублей. Повышение эффективности использования недвижимости связано с широким использованием рыночных ставок арендной платы. В нынешнем году такие ставки должны быть установлены на все недвижимое имущество, принадлежащее краю.
– Что еще предстоит вам сделать в нынешнем году, чтобы обеспечить рост бюджетных доходов и реформу местного самоуправления?
– В нынешнем году должна быть сформирована новая региональная нормативно-правовая база регулирования межбюджетных отношений. С 2006 года изменятся принципы построения бюджетной системы Краснодарского края. Теперь на территории края будут утверждаться и исполняться не 48, а 427 бюджетов.
В краевом бюджете будут созданы краевые фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и сельских (городских) поселений.
В Краснодарском крае мы планируем использовать комбинированный метод выравнивания бюджетов. На первом этапе мы распределяем дотации из расчета на одного жителя. На втором – производим выравнивание до максимально возможного уровня (например, до 80%). На третьем этапе распределяется фонд финансовой поддержки с использованием прогнозируемых показателей по доходам и расходам муниципальных районов.
В этом случае сохраняется стимул для увеличения собственных доходов – нормативы зачисления налогов в бюджет будут закреплены на долговременной основе.
Наполнение бюджетов будет полностью зависеть от муниципальных районов и поселений. Исполнительные и представительные органы муниципального образования должны хорошо знать экономику территории, привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, заниматься развитием бизнеса, для увеличения доходной части бюджета.
– Для того чтобы решать непростые экономические, бюджетные проблемы актуален кадровый вопрос. Как вы это делаете?
– В работе по наполнению и исполнению бюджета кадры решают все. У нас в крае функционирует целостная система финансовых органов края, которая включает в себя департамент и финансовые управления в городах и районах края. Ежегодно более 300 специалистов финансовых органов повышают свой профессиональный уровень. Среди финансистов немало специалистов, имеющих богатый опыт работы, отмеченных высокими наградами – медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани», знаком Министерства финансов РФ «Отличник финансовой работы», званием «Заслуженный экономист Кубани». И все же мы делаем ставку на талантливую молодежь. В финансовых органах края почти половина специалистов – возрасте до 35 лет. В краевом департаменте по финансам, бюджету и контролю более половины начальников отделов и их заместителей в возрасте 29 – 35 лет. Мы проводим открытые конкурсы на замещение вакантных должностей, активно сотрудничаем с вузами – студенты проходят стажировку в финансовых органах края. За минувший год кадровый состав департамента обновился более чем на 15%, состав начальников финансовых управлений в муниципальных образованиях – более чем на 10%. Особое внимание мы уделяем подбору кадров, отвечающих за пополнение краевой казны. Мы считаем, что государственный должен заботиться о доходах краевого бюджета так же, как собственник заботится о доходах своего предприятия.
Беседовала Светлана Стрельникова
Справка «Бюджета»
Александр Александрович Ремезков,
первый заместитель главы администрации Краснодарского края.
Родился 7 апреля 1962 г. в городе Ургенч в Узбекистане.
В 1984 г. – окончил Волгоградский инженерно-строительный институт.
1984 – 1990 гг. – работал мастером, прорабом, затем главным инженером «Краснодаргражданстроя».
1990 – 1994 г. – активно работал в малом бизнесе, с 1994 – 1998 гг. – финансовым директором производственного объединения «Эксим».
1998 г. – избран депутатом законодательного собрания края, возглавил комитет по финансам, бюджету, банкам, налогам, инвестиционной деятельности и внешнеэкономическим связям.
2001 г. – назначен заместителем главы администрации Краснодарского края по финансам, бюджету и контролю, экономике и прогнозированию, в 2002 г. – первым заместителем главы администрации края.
Имеет три высших образования. Специальности – инженер-строитель, экономист, юрист. Кандидат экономических наук.