25 апреля 2024 года
Регистрация
Налоги и сборы№7 июль 2005 — 20 июля 2005

Налоговая система должна работать на экономику

Версия для печати 4046 Материалы по теме
  В Государственной думе РФ, по инициативе Комитета по бюджету и налогам со-стоялись парламентские слушания на тему: «Налоговая реформа: состояние и пер-спектива».  С концептуальными докладами выступили: министр финансов РФ Алексей Кудрин, министр экономического развития  и торговли РФ Герман Греф, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, председатель бюджетного ко-митета Совета Федерации Евгений Бушмин и  многие другие  ведущие  законодатели и экономисты страны. Было высказано немало  конструктивных  идей, интересных мыслей.
   Мы попросили прокомментировать итоги завершившихся слушаний  председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ, доктора экономических наук Юрия Васильева.

 – Стабильность бюджетной и налоговой политики являются важнейшим фактором раз-вития экономики. От того насколько грамотно будет проводиться налоговая политика –  зависит благополучие народа. Эта истина была еще раз многократно озвучена на завер-шившихся  слушаниях, которые  стали своеобразной публичной платформой для анализа и обсуждения различных концепций и идей. Причем,  наравне с генералами налоговых реформ, известных в стране экономистов, прозвучали здравые мысли и   товаропроизво-дителей с регионов, которые на  практике испытывают все прелести  налогового кнута и пряника. Все эти предложения, прозвучавшие на парламентских слушаниях, будут обоб-щены и учтены при подготовке итогового текста рекомендаций, которые будут направле-ны в законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федера-ции.
Как вы знаете, налоговая реформа проводится в  нашей стране достаточно длительное время, накоплен значительный опыт в этой области. На слушаниях нам удалось проанали-зировать то, что удалось сделать за прошедшие десять лет и в какой-то мере наметить оп-ределенные направления, чтобы налоговая реформа в конечном итоге обеспечила реали-зацию тех задач, которые  ставились перед ней.
 К числу безусловных успехов следует отнести принятую первую часть Налогового ко-декса, которая стала основополагающим документом правовой регламентации налоговых отношений, и которая обеспечивает регулирование отношений по установлению и введе-нию налогов. К успехам наших экономистов можно причислить и отмену налогов с обо-рота, снижение налогов на доходы физических лиц,  по налогу на прибыль организаций и   по налогу на добавленную стоимость. С 2005 года существенно уменьшен  единый соци-альный налог. Тем не менее, как известно, доходы от налогов в бюджет увеличились.
Однако на слушаниях в большей степени нас волновал вопрос о том, что не удалось сделать и что нужно сделать, чтобы налоговая система отвечала современным требовани-ям, обеспечивала конкурентоспособность российской экономики, стимулировала деловую активность и приток инвестиций.
- Как мне известно, в этом плане, вы в своем выступлении сделали особый ак-цент на развитии новых качественных взаимоотношениях между парламентом и правительством в решении проблем по налоговой реформе?
- Сегодня в Госдуму вносится большое количество законопроектов,  поправок и дополнений к ним, посвященных сбору налогов. Это свидетельствует о том, что в налоговом законодательстве остается множество нерешенных проблем.   Комитет по бюджету и налогам очень ответственно относится к рассмотрению всех налого-вых законодательных инициатив, в том числе и правительственных. Однако, учи-тывая качество вносимых законопроектов, нас уже не может устраивать роль про-стых проводников различных идей и предложений, содержащихся в указанных за-конопроектах.  Мы намерены занять более активную позицию, то есть мы не будем ограничиваться рассмотрением поступающих в Государственную Думу законопро-ектов, а будем более активно формулировать собственные предложения по совер-шенствованию налогового законодательства. Именно, с этой целью, мы уже созда-ли при комитете несколько рабочих групп, в частности совместную с Советом Фе-дерации, Министерством экономического развития и торговли рабочую группу по акцизной политике. Создана также группа по изменению системы вычетов по нало-гу на доходы физических лиц, перед которой поставлена задача по разработке и внесению предложений ,которые обеспечат социальную направленность и адрес-ность налоговых вычетов. Депутаты нашего комитета намерены расширять эту практику и по другим направлениям. В частности, усовершенствовать возможности сотрудничества с правительством по вопросам налогового законодательства в рам-ках так называемого «нулевого чтения», необходимость которого была заявлена на стадии формирования Правительства Российской Федерации. К сожалению, на практике, эта новация по отношению к сфере налогового законодательства, во мно-гом носит декларативный характер. Практика последних лет показали, насколько важно эффективное взаимодействие сторон, позволяющее объективно понять сложность и важность задач, стоящих перед страной, найти правильные решения.
-Кстати, может быть,  удастся разрешить разногласия между депутатами  и Правительством по поводу законопроекта  о налоге на наследование и дарение, ко-торый сегодня ждут миллионы россиян?
Действительно, ситуацию, которая сложилась в отношении налога на наследование и да-рение, иначе как патовой не назовешь: текст законопроекта подготовлен ко второму чте-нию еще год назад. Он так и остался замороженным. Хотя, в Думу поступают сотни об-ращений от наших граждан с просьбой ускорить принятие этого закона. Тем не менее,  Правительство сопротивляется его рассмотрению, не соглашаясь с теми предложениями, которые реализованы по настоянию депутатов. Принципиальной позицией здесь является вопрос налоговых послаблений. Законодатели считают, и это позиция «Единой России», что от налогообложения должны быть освобождены близкие родственники наследодателя, хотя бы супруги и дети. Бюджет от этого ничего не потеряет, поскольку поступления от налога на наследование и дарение составляют сегодня всего 300 миллионов рублей в год. А решения, принимаемые в этом вопросе, важны для всех жителей страны. Мы считаем необходимым ускорить принятие этого закона, тем самым исключить из законодательства о налогах и сборах устаревший , принятый еще в начале 90-х годов прошлого века, не со-ответствующий ни каким современным требованиям правовой акт, регулирующий сего-дня порядок взимания налога на наследование или дарения. Надеюсь, что этот законопро-ект сдвинется с «мертвой точки» и  депутаты  рассмотрят его  в конце апреля.
Аналогичная ситуация сложилась с налогом на недвижимость, возможность введения ко-торого сейчас активно обсуждается. В этом вопросе принятие непродуманного решения может привести к очень неприятным последствиям и негативно сказаться на положении буквально каждого гражданина. Мы считаем, что без утвержденных земельного Кадастра и Методики массовой оценки объектов недвижимости невозможно принимать какие-либо взвешенные решения по данному вопросу.
Кроме того, мы считаем, что Правительство запаздывает с внесением целого ряда законо-дательных инициатив, необходимость которых давно назрела. В связи с этим группой де-путатов будет инициирован ряд законопроектов, направленных на решение наиболее ост-рых проблем.
-Не могли бы  назвать хотя бы один из этой серии?
- В частности, подготовлен законопроект, исключающий из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость авансовые платежи и предоставляющий налогоплательщикам право применить налоговый вычет по НДС при осуществлении капитального строитель-ства в том периоде, в котором были произведены и оплачены затраты капитального харак-тера, не дожидаясь ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию. Мы наде-емся , что при рассмотрении наших инициатив Правительство займет конструктивную по-зицию.
-Какие еще наиболее важные проблемы были затронуты на слушаниях?
 Некоторые вопросы были действительно, «затронуты», как вы говорите, на наших парла-ментских слушаниях вскользь. Между тем, они  являются ключевыми в контексте прово-димых в стране реформ, которые, как вы знаете, тесно переплетаются и не могут быть реализованы в отрыве друг от друга.
Речь идет о Федеральном законе  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2006 года. Хотелось бы надеяться, что участники слушаний осознали необходимость предпринять все возможные усилия, как на законодательном, так и на исполнительном уровне для того, чтобы не повторилась ситуация, которая сложилась у нас с практикой реализации 122-го Закона.
В связи с этим хочу обратить ваше внимание на нескольких налоговых аспектах, связан-ных с обеспечением эффективного функционирования института местного самоуправле-ния.
Необходимо, во-первых, через изменение налогового законодательства расширить до-ходную базу для муниципальных бюджетов. Эту задачу можно решить без пересмотра со-става доходных источников местных бюджетов путем внесения изменений в законода-тельство о налогах и сборах, предусмотрев, например:
1) зачисление работодателем налога на доходы физических лиц по их месту жительства в бюджеты поселений и муниципальных районов;
2) исключение федеральных и региональных льгот и изъятий из объекта налогообложения по земельному налогу и налогу на имущество, включая сданные в аренду земельные уча-стки, земельные участки и имущество федеральных и региональных государственных уч-реждений, земли обороны, лесного и водного фондов. Кроме существенного расширения собственной доходной базы муниципалитетов это позволит оптимизировать состав и зна-чительно повысить эффективность использования государственных земель и имущества.
Во-вторых, необходимо подготовить изменения в федеральное законодательство с целью закрепления правового механизма, обеспечивающего ответственность территориальных органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации перед органами государ-ственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за полноту сбора налогов, являющихся источниками формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Я не исключаю, что для создания дополнительных стимулов к развитию экономики и по-вышению налогового потенциала  целесообразно  дифференцировать степень самостоя-тельности, объем прав и ограничений для самодостаточных в финансовом отношении му-ниципальных образований и муниципальных властей, получающих дотации из региональ-ных фондов финансовой поддержки.
В-третьих, считаю правомерным вернуться к обсуждению вопроса об изменении статуса и зачислении транспортного налога в бюджеты муниципальных образований. Напомню, что именно с таким предложением выходило Правительство Российской Федерации при рассмотрении в Государственной Думе вопросов, связанных с реформированием меж-бюджетных отношений.
Вообщем,  работы в этом направлении, чтобы налоговая система отвечала совре-менным требованиям, обеспечивала конкурентоспособность российской экономики,-непочатый край.   
 Беседовал:  Василий Тресков, член союза журналистов РФ

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно